↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
3 сентября 2022
Aa Aa
#литература #лукьяненко #осенние_визиты #попытка_анализа_сюжета #возможны_спойлеры

Прочитал писателя-фантаста Сергея Лукьяненко "Осенние визиты". Не был знаком с данной книгой, не знаю, почему. Я читал почти все рассказы, которые у него есть, почти все циклы. Мда. Такой по-настоящему безысходной книги я давно не видел. Даже отрывки, например:

"Низко наклоняя голову, Илья выбежал из подъезда. Двадцатью метрами выше, скользя на залитом кровью полу, женщина пыталась подползти к окну – и успеть увидеть, чем кончилась погоня. Она старалась почти минуту, потому что была матерью. Но так и не успела – потому что была всего лишь человеком."

В общем, кратко если, как я понял, смысл такой. Через определенное количество времени на Землю приходят "Визитёры", которые на самом деле являются (скорее всего, Лукьяненко тут опять поиграл в Стругацких, так что точно мы не знаем) воплощением векторов определенных абстрактных чувств, образов и желаний человечества. Причем их всегда 6 и 1. Шесть Визитёров (далее я буду называть их векторами) каждый раз находят на Земле живых людей и становятся их полными двойниками (возникшими ниоткуда). Седьмой вектор не нуждается в носителе, он "самокристаллизуется", хотя убежден, что является человеком, им не является. То есть седьмой вектор - это по сути своеобразный эгрегор. Потом они вступают в битву, тот из них, кто победит в ней - будет править человечеством целую эпоху. Векторы эти такие:

1. Власть. Это вектор, который хочет построение справедливого государства с вождём во главе. В каждую эпоху он воплощается в каком-то политике. В нашу эпоху он воплощается в коррумпированном нерусском чиновнике средней руки, который избирается на должности убирая конкурентов.
2. Сила. Этот вектор по идее хочет "силой принести счастье", то есть "чтобы закончился бардак". Его носители - это всегда военные разных военных профессий. Сила несет в себе желание не повелевать, а скорее воплощать, делать. Поэтому данный вектор (вернее Визитёр) часто вступает в союз с Властью. В ХХ веке он воплощается в офицере украинской армии. Украинском военном из провинции, которому надоела собственная служба.
3. Знание. Этот вектор хочет просвещение человечества, доступности знания, насколько я понял. Он ценит разум, образование. Это самый мирный вектор. В ХХ веке он воплощается в старике-академике, который болен раком. Как он сам про себя говорит своему прототипу: "Ваше знание сейчас именно такое, думаешь я случайно воплотился в таком как ты?".
4. Творчество. Это неопределенный вектор. Он воплощает мечты человечества о несбыточном. Он воплощает себя в творцах, художниках, поэтах, писателях, людях искусства. По идее этот вектор во многом зависит от своего прототипа - о чем человек-прототип мечтает, в смысле каких-то фэнтезийных образов. нечетких видений - то ему и является. Кстати, здесь присутствует метакритика - прототипом вектора становится писатель, очень по своему характеру похожий на Лукьяненко.
5. Развитие. Это тоже неопределенный вектор. И он воплощает непосредственность, неопределенность. Он целиком зависит от прототипа. И прототипом его всегда являются дети - живые, непосредственные и еще не выросшие. Он - это грёза человечества о будущем. Если предыдущий прототип мечтает о вообще "неоосуществимом", то здесь имеются в виду именно грёзы. В ХХ веке - это ребёнок, пишущий стихи.
6. Свет/Добро. Вектор добра или Света - это обычно вектор того, что люди данной эпохи считают добром. Он пользуется методами убеждения и привлекает людей тем, что в нём видят святого или ангела. В ХХ веке он воплощается в двойнике женщины-врача, которая лечит умирающих больных и спасает их.
7. Тьма/Зло. Это не вектор, а эгрегор, воплощение всех самых дурных мыслей человечества. Это вектор - "свободы от любых запретов", так там и написано "Тьма - мы несем свободу от всего, есть лишь наши желания". В ХХ веке воплощается в теле наемного убийцы. У этого убийцы нет двойника-человека - он по сути сам по себе воплощенный вектор, то есть "носитель". Человеческий носитель нечеловеческой, страшной силы.

Дальше начинается "смертельная битва". По сути векторы говорят своим прототипам, что им надо поскорее убить конкурентов, т.к. Земле уже мало осталось (кроме седьмого, носителя, тот поначалу ничего не знает ни о чем, просто ему во снах является Тьма и диктует, что делать, в смысле диктует, кого надо убить). В ходе "битвы" гибнут и прототипы и визитёры-двойники. Причем альянсы, которые они образуют показательны. В общем, рисуется достаточно страшная картинка. Человечество представляет собой достаточно страшненькое сообщество, где знание медленно умирает, развитие - теряет надежду, тьма объединяется со светом (причем еще и сексом занимаются и свет произносит "наш с тобой ребенок будет править миром", явный намек на Антихриста), творчество - кончает с собой, власть убивают другие, а тьму и свет уничтожают сами люди, прототипы. В общем, человечество "некому спасти, кроме самих людей". Векторы, убитые друг другом, покончившие с собой или убитые людьми - уходят куда-то (если человечество не выживет, то они ушли навсегда). В конце романа шанс человечества и Земли на то, чтобы выжить ... ну скажем так, он небольшой. Как я понял, сама система визитёров, которых я обозвал векторами - это такая "система защиты человечества". Они выходят из его подсознания и воплощают его желания. А тут - желаний не осталось. Всё убито. Осталась смутная надежда на лучшее, цинизм и равнодушие. Естественно, Лукьяненко оставил в живых писателя (не двойника-визитёра, а прототип). Естественно. Если бы выжил только он - было бы еще красивее.

Зато стало ясно, откуда взял Эльтеррус свою "Элианскую империю" (цикл написан в 2000е). Там у него схожая идея, про носителей абстрактных сил (исполнение и интрига не такие красивые). Он Лукьяненко начитался просто. :) Но у Эльтерруса всё кончается хорошо (и Элианская империя - это не роман, а цикл из 6ти произведений). У Лукьяненко - нет. "Обыватели спасут мир" - это как-то наивно звучит (если такова была мысль). Скорее там подходит иное "мир уже не спасти". А если бы писал я, а не Лукьяненко, у меня бы:
а) в живых остался бы только писатель (ненадолго, см. ниже)
б) сначала знание убило бы развитие.
в) потом сила убила бы знание.
в) Власть объединилась бы с творчеством и они убили бы силу.
г) Свет и тьма объединились бы и убили творчество и власть.
д) Потом свет и тьма убили бы друг друга.
е) В том же порядке погибли бы и все человеческие прототипы "визитёров" (векторов), кроме прототипа творчества.
ж) В конце прототипа творчества (писателя) осудили бы на пожизненное как массового убийцу, т.к. все улики бы указали на него. Он умер бы в тюрьме вскоре после этого - не выдержало бы сердце.
з) В эпилоге мы увидели бы сотни и тысячи ядерных грибов через тридцать лет после смерти писателя.
Занавес.

Собственно, самое печальное из всего этого то, что Лукьяненко написал лучшее своё произведение (а это произведение объективно - лучшее) в 1996 году. И ничего более сильного не написал, исключая возможно лишь два маленьких рассказа "Поезд в тёплый край" (1993) и "Проводник отсюда" (1997). И если взять все эти три произведения, то они ясно говорят, что "нам кирдык". А по силе убедительности они намного превосходят всё другое творчество писателя. Вот и думайте. А я пошёл.

P.S. Немного повеселило, что в последний раз на Земле до описываемых в романе событий прототипом Власти был Сталин. И вектор Власти ему помогал. А Гитлеру помогал...вектор Творчества. Вот такие у человечества были "мечты о несбыточном" в сер. ХХ века. И такая "Власть". Визитёр Власть вслух произносит что-то вроде: "Если бы мой прототип пожил подольше, сейчас бы уже земные колонии на Марсе и Луне были бы, а красный флаг развевался бы над всей планетой". :)
3 сентября 2022
3 комментариев из 28 (показать все)
Кьювентри
В-третьих, описанные у Лукьяненко механизмы актуализации Универсалий требуют онтологической первичности психического не больше, чем у Маркса: «Идея, овладев массами, становится материальной силой».
Именно в описанном им виде связь с материальной силой выглядит весьма неубедительной. Конечно, у автора такое видение, но мне оно кажется крайне наивным.
Габитус
Scaverius
Так я к Вам обращалась.

Мне показалось, значит. Просто непонятно, на что конкретно вы отвечали, на весь стартовый пост или что-то в ветке обсуждения.
финикийский_торговец

Но как только кто-то всерьёз начнёт спор о том, что идеи могут не "существовать", а существовать сами по себе в отрыве от мыслящих существ или описываемых этими абстракциями реальных объектов, то он погружается в бездны средневековой схоластики. Иначе говоря в спор об универсалиях.
Вот в этот:
https://www.youtube.com/watch?v=JWFPC_z01ps
И вот это я в этой истории Лукьяненко и вижу.

Не, это я просто решил до конца не спойлерить. А так на самом деле Визитёры - это не идеи. Даже для меня это были всего лишь "Векторы" - направления развития будущего человечества. Но никак не идеи. А теперь объясню, почему они не идеи. Можно всё это описать примерно так:

1. Существуют определенные люди и есть определенные Силы за пределами этой планеты. Сила выбирает человека и создается энерго-информационная матрица его сознания (с примесью Силы). Так возникает Вектор. Все Векторы материальны (у них есть тела) и зависимы от своих прототипов и воплощать в будущем человечества будут то, что несут в сознании их прототипы (кто-то больше зависим от своих двойников-людей, кто-то меньше). О природе самих Сил ничего не говорится. Только то .что шесть из них хотят людям добра, седьмая - зла. Седьмая сила никакого двойника человека не создаёт, она выбирает носителя и является ему во сне, либо же этот носитель сам возникает (осознавая себя человеком, но не человеком не являясь). До конца, что именно представляет собой Седьмая сила - непонятно.
2. В этом смысле Векторы воплощают не просто какие-то идеи, а идеи, отраженные в сознании конкретных носителей, а седьмая сила - так вообще идеи, отраженные в сознании всего человечества. Впрочем и другие Векторы отражают общие представления о Власти, Творчестве, Развитии, какие есть в данную эпоху у людей, но преломляют всё это через сознание своих реальных человеческих прототипов. И только седьмая Сила отражает это напрямую через сознание всего человечества, вернее даже через действия всего человечества, направленные по вектору "зла" (разрушения, хаоса).
3. Сами Векторы многократно воплощались ранее в энерго-информационных матрицах (двойниках людей). Но не все это помнят. Больше всех о своей природе знает Джотто, Вектор Творчества. Меньше всех знает о своей природе Вектор Развития, который даже себя называет просто Визитёр. Остальные как-то себя называют - Визирь, Визард и так далее (как-то меняют стандартное наименование).

Таким образом, единственным источником Векторов остаются сами люди. И Вектор, даже "победив", может лишь сильнее толкать людей туда, куда они уже и сами в принципе готовы идти (просто они будут идти быстрее туда, в это будущее). Единственное, где есть идеализм - это там, где есть Силы. Но о Силах мы ничего не узнаем из романа. По сути. Только об одной знаем (Тьма). А об остальных - ничего. Только то, что они хотят добра. Но своего, определенного добра.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть