↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Nadezda_lucifer666
13 сентября 2022
Aa Aa
Русалочка как симулякр: несчастная любовь и бессмертная душа

С легкой руки Диснея и иных режиссёров всемирно известная "Русалочка" считается романтической историей несчастной любви немой морской девы - принцессы с по какой-то непонятной причине вечно больными и кровоточащими ногами, чья ходьба подобна острым лезвиям, к Принцу, но уже из человеческого рода, а бедного Андерсена из-за этого винят в садизме. Мне же она всегда казалась, что такая интерпретация, полностью игнорируя христианскую подоплеку сказки, упускает то, что сказка эта берет главной темой моральную эволюцию самой Русалочки и ее меняющееся понимание того, что значит быть человеком.

Начнем с того, что для христианского писателя того времени все эти русалочки/морские девы, фавны, домовые, лешие - это вовсе не люди с некоторыми милыми изменениями облика, как у Диснея. Это - нечисть, у которой по определению нет, да и быть не может души. Да она к ней и не стремится. Андерсен, таким образом, начинает свою сказку с невозможности: существо языческой легенды вдруг возмечтало очеловечиться. В разговоре с бабушкой, русалочка очень четко выражает эту мечту, вздыхая:

"Отчего у нас нет бессмертной души! ... Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, с тем чтобы принять потом участие в небесном блаженстве людей".

Бабушка же в ответ рассказывает, что один путь все-таки имеется:

"...пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и ты будешь участвовать в вечном блаженстве человека. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас здесь считается красивым, — твой рыбий хвост, люди находят безобразным: они мало смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки — ноги, как они их называют".

Пятнадцатилетняя Русалочка любит принца, что остаётся под вопросом в данном контексте, но к Ведьме она плывет именно после этого разговора, вздыхая: "На все бы я пошла ради него и бессмертной души!". Ее мечта, таким образом, двояка: она мечтает о своем принце, но мечтает также и о том, чтобы приобрести душу и стать человеком. Пока что, как многие юные существа, она не может разделить эти две мечты и считает, что может получить их обе без особых усилий, стоит только поменять свой внешний облик, избавиться от рыбьего хвоста и приобрести ножки. Как только она приведет себя в соответствие с некоторым идеальным образом, думает Русалочка, принц тут же ее полюбит, и эта любовь мгновенно ее очеловечит.

В этом смысле история русалочки очень похожа на сказку о Пиноккио Карла Коллоди, деревянной кукле, которая желает стать настоящим, живым мальчиком. Оба персонажа являются симулякрами - они имитируют людей формой, но не сутью. В отличии от Пиноккио, у которого есть различные отличительные черты (деревянность, например), русалочка, после того как у нее выросли ножки, становится идеальной имитацией, и потому uncanny, как кукла Коломбина у Гофмана - как говорит принц, она даже "похожа" на девушку, в которую он влюблен. По сути дела, Русалочка, до самого конца истории - это живая кукла, нацеленная только на получение желаемого; ведь если принц на ней не женится, ее сердце разорвется, и она превратится в морскую пену.

При этом, Русалочке неважно, что Принц безнадежно любит другую, и что в любом случае женитьба на немой девочке, найденной на берегу моря, вряд ли была бы удачным решением для будущего монарха. Андерсен с читателями откровенен:

"День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило..."

Несомненно, русалочка многое приносит в жертву: она отдает свой голос, по которому принц мог бы ее узнать, и, ступая будто по острым лезвиям, танцует для него. В то же время, эти жертвы принесены не принцу - он о них, конечно же, не просил и знать не знает, но подспудно все-таки принц считается ответственным за все русалочкины несчастья, хотя он ничего ей не обещал и не был, собственно говоря, ничем обязан: мысленно, она называет его тем, "ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела бесконечные мучения, тогда как он и не замечал их..." и восклицает: "Ах, если бы он знал, что я навсегда рассталась со своим голосом, чтобы только быть возле него!".

В головке главной героини, судя по сюжету сказки, то и дело блуждала шальная мысль о том, что раз уж она спасла Принца от смерти во время кораблекрушения, то он теперь должен был не то, что стать её рабом фактически, телепатически угадывая свою возлюбленную, да ещё и воздать сполна за это, непременно жениться именно на ней, иначе, согласно проклятию Ведьмы, та была обречена на смерть с восходом Солнца, в точности, как Снегурочка у Островского! Типичный эгоизм, холодный расчёт и чувство долга. Да и Принц тоже хотел жениться именно на той, что его спасла. И где тут искренняя и чистая любовь, по большому то счёту, если персонажи что-то да требовали взамен?! И старались не ради счастья возлюбленного/любимой, а ради себя - одна чтобы и жизнь себе сохранить, и душой обеспечить, а второй - из благодарности. Причём - совершенно в буквальном смысле, никакой метафоры здесь, к сожалению, нет! Осознание того, что мне с детства всё время лгали, что у Русалочки с Принцем всё намного искреннее, выводит меня из себя. На самом деле всё не так оказывается, как нам об этом прожужжали уши все экранизации мира...

Даже голоса Русалочка лишается буквально - в оригинальном тексте ей суровым ножом и без наркоза ампутируют язык! В некотором смысле, несчастная Русалочка пришла в чужую, счастливую сказку, в которой прекрасные влюбленные наконец воссоединяются, и их союз одобрен и родителями, и государствами, пришла со своей горькой любовью и робкой надеждой на обретение души.

Пока русалочка считает, что, узнав о ее многочисленных жертвах, принц немедленно должен был бы ее полюбить в качестве компенсации, пока она винит его за перенесенные страдания, она остается идеальной имитацией человека - но не более того. В этой сказке счастливый конец невозможен, так как он был бы нечестным - в христианском мире, симулякр не может стать человеком только потому, что человек его полюбил всем сердцем (это вам не Пигмалион с Галатеей!). А любовь самой Русалочки - это любовь пятнадцатилетней девочки, выдавшей желаемое за действительное, видящей себя в центре мира и нетерпеливо ожидающей, что в ответ на ее личные, секретные жертвы принц вдруг забудет и влюбленность, и политический альянс, и поведет ее к алтарю. Когда же этого не происходит, отчаявшаяся Русалочка берет у сестер острый нож, чтобы отомстить принцу за попранную любовь и, одновременно, вернуть себе свой хвостик. Осмелюсь сказать, если бы сюжет завершился в духе песни группы ВиаГра "Цветок и нож", где сгорая от ревности и обиды героиня порешила бы возлюбленного, книжку давно бы убрали со школьной программы и запретили бы к чертям собачьим за пропаганду уголовных наклонностей. Много было произведений о Морских Девах, включая и "Ундину" Фридриха де Ла Мотта Фуке, и "Лорелею" Г.Гейне, которые именно так и заканчивали свой путь и почему-то остались в тени датского писателя...

Но у Андерсена, вот тут, мне кажется, и происходит самое главное - Русалочка не убивает принца, даже когда он во сне произносит имя молодой жены ("она одна была у него в мыслях!") и поводит ножом в его сторону, почти решившись. Убив принца в этот момент, хоть и отомстила бы за себя любимую, но не сумела бы получить возможность хотя бы обрести бессмертную душу, ради чего, собственно, всё это и затеяла, и на что ей впоследствии сонм кающихся душ в виде Дочерей Воздуха даст второй шанс, теперь уже зависев от хорошего поведения детей, так как плохое вызовет мириады слёз и добавит к изнурительному трёхсотлетнему испытанию дополнительный срок. Это вам не Санта Клаус с его углями вместо подарков и не Крампус, здесь проблема посерьёзнее! Получается, никакой трагедии с религиозной точки зрения у "Русалочки" нет, ведь для неё всё хорошо закончилось, в сравнении с той же "Ундиной", например.

И нечего было нам драму из ничего раздувать - нет в произведении места ни изменам, ни ревности, ни скандалам, ни королевским интригам и устранению соперницы, ни возмездию за разрушенное семейное счастье, всё предельно целомудренно и лаконично, Принц здесь не эгоист, как выясняется в финале сказки, принцесса - не коварная разлучница, которая у Русалочки мужика увела, да и не с кем было ей Принца-то разлучать! И замуж за него выходить она не собиралась, в монастыре воспитывалась, а не во дворце, была набожным, скромным и добродетельным человеком. Всему виной обстоятельства, которые сложились именно так...И Ведьма здесь тоже не злодей, а посредник скорее между подводным и надводным миром. Каждый персонаж прав по-своему, даже Бабушка Русалочки, которая сдуру ей про душу рассказала, а та и намотала всё на ус, начала действовать, при чём в своих же собственных интересах.

Путь Русалочки обретает и духовный смысл - это и аллюзия на Данте Алигьери - из тёмного моря в светлый чертог Божий, и даже ссылка на эволюцию имеется - когда живые организмы, рождённые в воде, на сушу выбирались, и соединение четырёх стихий/элементалей здесь тоже есть: море - это вода, мир людей - это земля, обитель Бога и Сильфид, которые пожалели Русалочку в конце - это воздух. Ну, а огнём можно считать мнимую любовь к Принцу и одержимость в получении желаемого, причём не земного личного семейного счастья, ничего не требующего взамен, а корыстного бессмертия вместо жалких трёхсот лет в подводном мире. С самого начала она стремилась ввысь, была погружена в мечты и иллюзии - сначала просто хотела посмотреть мир людей, на сушу выплыть и смиренно ждала своего часа, а потом ей вздумалось ещё и в Царство Божие/Рай улететь каким-то непостижимым образом. Так что, все эти киношные образы этой героини - будь то диснеевская Ариэль или та же Марина из аниме 1975 года - слишком далеки от первоисточника.

Либо юношеский максимализм в ней взыграл, либо проблеск жалости к Принцу, либо отсутствие мотивации либо героиня поняла, что живым человеком и его судьбой она не вправе распоряжаться - выдерживает этот соблазн и выбрасывает нож в воду. Странно, что не сделала она этого намного раньше, дослушав сестёр до конца и отрицательно покачав головой при этом, а взяла и попёрлась в спальню к Принцу, как маньяк...Какая бы ни была положительная, добрая и милая героиня, а в мыслях уже согрешила, чуть ли преступницей не стала. В этот момент симулякр внезапно становится человеком - когда принимает ответственность за свою собственную любовь, за свои собственные решения, за свои собственные жертвы, и даже за полное крушение всех своих планов. В этом ирония этой сказки - человечность лежит не в том, чтобы успешно влюбить в себя принца, несмотря на его собственные намерения, а в том, чтобы понять, что это невозможно, что ты проиграла, несмотря на все, что было поставлено на кон. Понять - и принять, не пытаясь обнулить все счета, убить принца, вырастить обратно хвостик, и уплыть в синее море.


Все мы немножко нежить, симулякр, имитация, подобие, пытающееся вырастить в себе душу. Кто-то живет в греческом мифе, где боги могут сжалиться над скульптором и вдохнуть жизнь в его статую. Ну, а я - в андерсеновской "Русалочке", где ни немота, ни хождение по лезвиям, ни сношенные железные сапоги и съеденные железные хлеба не могут гарантировать счастья, а важен только этот последний момент, когда немая девочка склонилась над спящими фигурами, а в руках у нее - нож.
13 сентября 2022
7 комментариев из 10
ansy
ТС делает вид, что это она такая умная.
Странно, что она комменты ещё не потерла. Вчера активно это делала. )))
Asteroid
ansy
ТС делает вид, что это она такая умная.
Странно, что она комменты ещё не потерла. Вчера активно это делала. )))
И всё же - при чем тут Ленин?
Halenan
При том, что в тот раз у меня кнтрл-ц не продался, и вставилась старая ссылка.
Загуглите любое предложение из поста, и найдете пост в жж от 13 года.
О, опять потерла ссылки. )))
Asteroid
О, опять потерла ссылки. )))
но ЗАЧЕМ? и ведь нет ничего стыдного в том, чтобы приносить чужое со ссылкой на него, стыдно только выдавать за свое.
ansy
Зато так тс кажется умнее. (хотя любому с глазами понятно, что нет )))
ansy
Asteroid
но ЗАЧЕМ? и ведь нет ничего стыдного в том, чтобы приносить чужое со ссылкой на него, стыдно только выдавать за свое.
Тоже удивляюсь. Человек нашел и принёс на сайт интересную статью - это же хорошо! Логичнее было бы отредактировать пост, внеся ссылку на источник, это - ok, допустим, - можно было просто забыть сделать при публикации (со мной такое случалось, я бы поверила, самой приходилось посты сносить и перевыкладывать - ВК даёт только сутки на редактирование).
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть