↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
13 мая 2023
Aa Aa
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Капитанская_дочка #Повесть_о_судьбе_России

Добрый день всем! Продолжаю то, что обешал, когда начинал эти обзоры. "Капитанская дочка" долго была произведением, которое я лично, каюсь, считал у Пушкина малоинтересным и проходным. Банальный мелодраматический сюжет, при этом достаточно поверхностный и неправдоподобный, полный роялей в кустах, характеры достаточно поверхностные и одномерные (не чета поэме "Евгений Онегин") и так далее. Поэтому, хотя Пушкина я читал и перечитывал постоянно (а собрание сочинений Пушкина у меня на полке стоит), но не придавал особого значения этой повести. Пока не повзрослел и не обратил внимание на следующие обстоятельства:
1. Пушкин написал "Историю пугачевского бунта". Его интересовал Пугачёв и всё, что с ним было связано. Но почему-то свою повесть он не назвал "Разбойник Пугачёв" или "Мятежник Пугачёв", а назвал "Капитанская дочка".
2. В повести живыми персонажами, обладающими своими характерами, помимо гг являются двое людей, это Пугачев и Савельич. Савельич воплощает в себе образ обычного простого русского крестьянина, покорного господам, Пугачёв - мятежную стихию бунта. Остальные персонажи будто нарочно - плоские, одномерные. Швабрин - похож на опереточного злодея. Отец и мать Маши Мироновой - как будто копии Савельича. О других персонажах и упоминать не стоит. Почему?
3. В центре повествования находится притча, рассказанная Пугачевым Гриневу, притча о вороне и орле. Ворон - существо, которое питается мертветчиной, а орёл - живой кровью, при этом ворон может "триста лет клевать мертветчину", а орёл живёт всего лишь тридцать три года. При этом Гринёв (гг) быстро замечает, что "жить убийством и разбоем значит клевать мертветчину". Зачем эта притча о том, что "нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!" включено в повествование?
4. В конце повести императрица Екатерина II говорит "я в долгу перед дочерью капитана Миронова". Чем она обязана Марии Мироновой, которая буквально ничего ей не сделала - ни хорошего не дурного? Почему не "я в долгу перед капитаном Мироновым, а значит и перед дочерью его"? Оговорка? Ошибка?

Итак, я пришёл в итоге к следующему. Как всегда в великих произведениях, у нас есть здесь разные планы повествования.
Первый план - поверхность сюжета. На поверхности сюжета - любовь двух людей друг к другу Петра Гринева и Марии Мироновой, которая проходит через испытания (злоба завистников, отсутствие благословения, разлука, плен у мятежников, арест Гринева) и завершается "хэппи-эндом". На поверхности нет ничего, кроме этой любви двух молодых людей, причем любви, больше похожей на романтическую страсть, чем на глубокое чувство. Поверхностный план грешит множеством неправдоподобных деталей (за исключением ареста гг) и конец кажется вымученным.
Второй план - это повесть о взрослении персонажа. Это повесть о том, как Гринев постепенно из "дворянского недоросля" превращается в человека достойного того, чтобы его называли дворянином: он защищает честь девушки на дуэли (со Швабриным), он мужественен в сражении, он перед лицом смерти не предаёт воинской присяги, и даже Пугачеву в лицо может объявить ,что он самозванец. Наконец, он спасает любимую от мучений со стороны соперника, несмотря на то, что понимает риск второй встречи с мятежниками. На допросе после ареста (его подозревают в связи с Пугачевым), Гринев молчит, не желая "впутывать" свою любимую. А начинается путь Гринева с попоек, с ругани на Савельича и проч. обычных выходок "дворянского мажора", проще говоря "аристократической сволочи". Но постепенно он исправляется. Причем исправляется под влиянием "древней старины", под влиянием родителей Маши Мироновой. под влиянием Савельича, который воплощает в себе "народный дух" и даже под влиянием "великодушия врага" (имея в виду Пугачёва).
Но наиболее интересен третий план, без которого непонятны "ошибки", перечисленные мной выше. На третьем плане - это повесть о судьбе России, не больше и не меньше. Это повесть не просто о "русском бунте", а об отношении дворянского сословия к народу и народа к дворянам. Повесть называется "Капитанская дочка" не потому, что Мария Миронова самый центральный персонаж. Она настолько второстепенное лицо, что сама по себе не интересна. Значит, Пушкину был интересен образ Марии Мироновой. Зачем? И тогда я посмотрел как её описывают. Русская красавица из бедной семьи, "вековечная невеста" как замечает мать (в смысле никто такую бедную брать не будет", но тем не менее в романе все считают её главным персонажем. Швабрин пытается сжить со свету Гринёва, а до этого сватался к Марии, Гринев, видя её, сходит с ума от любви, Пугачев, узнав, что в доме есть "девица", желает её немедленно видеть. Императрица - в конце повести утверждает, что дочь капитана Миронова - та, перед кем она "в долгу". Итак, вечная невеста, девушка, которую никто не может взять в жены, а только соперничают, кто сводит всех с ума, все хотят ей обладать - это Россия. Когда Пугачев врывается в Белогорскую крепость, Мария падает в обморок, который переходит в горячку после того, как она "видит Пугачева". От Швабрина Мария тоже "падает в обморок", он ей ненавистен. Но зато она любит Гринёва, а Пугачев не простой ей благоволит, а ради неё венчает их с Гриневым и отпускает с миром. Россия по мысли Пушкина должна достаться "хорошим дворянам", которые знают, что ей нужно. Она должна отвергнуть русский бунт, но отвергнуть и просвещенных атеистов-дворян, таких как Швабрин, потому что они убийцы (Швабрин на дуэли убил человека) и предатели (Швабрин переходит на сторону Пугачева). Но и Пугачеву она не достанется, т.к. он "питается живой кровью". Пугачев - русский богатырь (живёт тридцать лет и три года), орёл из собственной притчи. Ворон из притчи - это монархическая власть. Она живёт столетия, но питается падалью, мертветчиной, т.е. угнетает народ. Поэтому власть (императрица) в долгу перед Россией (Мироновой). Конец там оптимистичен, власть разрешает "хорошим дворянам", выдержавшим испытание на благородство (дуэль со Швабриным, распускающим слухи про Миронову), отваги (поведение перед лицом смерти) и честью (отправился спасать невесту один, не зная собственной участи и не выдал перед лицом казни за якобы мятеж) стать "женихами" и "мужьями" России. Республиканизм уже морально осужден Пушкиным, он не нужен. Республиканизм - это вольнодумство и оппортунизм, желание продать собственную честь, чтобы подольстится к народным мятежникам (Швабрин). Пушкин всецело принимает дворянскую мораль, со всеми её предрассудками, отбрасывая лишь один из них - аристократическую спесь и ненависть к народу. Народ в повести - однозначно положителен, и когда он мирен (Савельич) и когда он бунтует и ярится (Пугачёв). Народ освобождает Россию и венчает её с лучшими представителями дворянства - вот мысль о будущем. Власть должна перестать как ворон "питаться мертветчиной", но и не должна лить кровь как орёл-богатырь.
Почему произведение гениально? Да потому, что ворон в притче Пугачева живёт 300 лет, а орёл 30 лет и 3 года. Российская империя прожила примерно 3 века с 1721 по 1922 (300 лет) и все 300 лет высшие сословия угнетали простой народ ("питались мертветчиной"). Пугачевский бунт, если считать его вместе с прелюдией или первым казацким допугачевским восстанием 1772 года длился три года (1772-1775). Ну а власть "революционного орла", то есть новой революционной силы, которая сменит ворона (и будет питаться кровью, то есть кровь проливать, свою и чужую), прожила где-то с 1922 по 1956 г. (30 лет и три года). Вот и не верь после этого в пророчества и приметы. 300, 30 и 3 - это знаете, будет посильнее "тройки, семерки и туза" из "Пиковой Дамы" А.С. Пушкина. Три числа, зато какая богатая символика... Впрочем, это уже только совпадение, не более того. Важна оценка, данная Пушкиным, предупреждение о том, что власть не должна "питаться мертветчиной", а бунтари народные "питаться живой кровью". И то и другое - ни к чему хорошему не приводит, кроме распада.
13 мая 2023
2 комментария
Всё хорошо кроме классического "числа совпадают!" в конце, и объявления раннего СССР одним кровавым периодом бунта.
Вот так чушью запороть неплохой анализ...
Asteroid
Всё хорошо кроме классического "числа совпадают!" в конце, и объявления раннего СССР одним кровавым периодом бунта.
Вот так чушью запороть неплохой анализ...

Ну я же сказал, что это совпадение. И кстати, я не назвал ранний СССР правлением "кровавого бунта", но "революционного орла". Да, я сравнил его с Пугачевым. Но так Пугачев был сам в свою очередь провозвестник нового. Или что, вы думаете, что СССР должен был оставаться таким, как был? Нет, он должен был переродиться в нечто большее, но не смог.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть