Коллекции загружаются
#писательское #фикрайтерское
Есть такие близкие сердцу и разуму темы, от которых искры из глаз, язык рвется зачесать и аж подпрыгиваешь от восторга. Я сегодня пришла с такой 🙂 Я всегда была помешана на историях и интересовалась, как же оно склеивается и впечатляет читателя/зрителя/внимателя. Это привело к изучению темы, от которой меня конкретно штырит: Драматургия. Хотя в моей голове это звучит так: драматургииияяя. Недавно я упомянула в посте, что, когда пишу, проверяю себя по чек-листу, чтобы история получилась как минимум норм. И чек-лист этот целиком и полностью состоит из принципов драматургии. Мне это очень помогло без опыта выдавать более-менее внятные тексты, так что для меня метод оказался рабочим. А вдруг не только мне будет полезно/интересно? 🙂 Да-да, я знаю, что драматургия — это как бы не про прозу. Вероятно, было бы грамотнее применить термин “архитектоника”, но есть опасение, что он вызовет меньше ассоциаций. И тырю я принципы драматургические, поэтому пусть будет так. А принципы эти очень ОЧЕНЬ помогают, даже если история не имеет никакого отношения к пьесе и сценарию. Потому что в историях есть сюжет, а если применять к нему принципы драматургии (драматургииииии), увеличивается вероятность, что все получится складно, понятно и интересно. Когда я пишу (даже микро-мини), я сверяю, чтобы в работе были следующие элементы: 1. Волнующая меня тема 2. Внятная идея 3. Обозначенный и раскрытый конфликт 4. Грамотная композиция сюжета 4.1 Проработанная экспозиция 4.2 Завязка 4.3 Поворотные события и основное действие 4.4. Кульминация 4.5 Развязка 5. Обозначенные, вплетенные и раскрытые арки персонажей 6. Текст без воды: повествование работает на раскрытие мира/персонажей/сюжет. Это не однозначный момент для прозы, так как в ней все гибче, чем в сценариях. 7. !Самый сложный и важный элемент! Все пункты связаны, взаимодействуют, и работают друг на друга. Как микросхема. И это безумно интересно. Когда оно удается — прям красота и загляденье. И все можно подробно раскрыть и обсудить, везде есть секреты, приемы, подводные камни. А если еще и примешать художественные приемы… Все ли вышеперечисленное всегда присутствует в моих работах в избытке и благополучии? Не. 🙃 Я не волшебник — я только учусь. А даже если присутствует — не факт, что качественно. 😂 Но когда читаю свои или другие работы (или книги, смотрю сериалы, фильмы), мой достаточно тренированный глаз сразу подмечает, что добавить, где убавить. Я всегда анализирую истории на этот предмет, так что кое-какой опыт накопился. И я б очень хотела писать тут подробнее про перечисленные пункты, но меня пока немного тормозило вот что: 1. Насколько это интересно в общем блоге или лучше в личном? Я, конечно, ежедневно спамить не буду, но все же. 2. Я как бы это… не профи ни разу. Но и предлагать свои познания как истину последней инстанции не стану, хочется просто поделиться и предложить поделиться в ответ. 3. Пока писала пост, появилось сомнение, что слишком очевидные у меня пункты и все всё знают. 😂 Отзовитесь, чего думаете? Интересно будет кому-нибудь на эту тему зачесать? 🙂 Я аж волнуюсь. 28 июня 2023
12 |
Pauli Bal
Да, я поняла, что вы про то, как строить сюжет по науке :) 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Яросса
Экспозиция - знакомство читателей с расстановкой сил, персонажами, контекстом, миром - всем, что важно для истории. То есть, когда читатель погружается в работу, он не отвлекается на мысли: "чего?", "а что еще за Азкабан?" "А что такое этот маховик-времени?" Топорные примеры для общей идеи :) |
Какая интересная дискуссия! Жаль, что я в своё время прошла мимо.
Показать полностью
Я пишу по-разному. Чаще всего бывает так, что придумалась завязка, и мне интересно посмотреть, как персонажи справятся с той или иной ситуёвиной. И тогда очень подробно прорабатываю сцены, чтобы прям персонажи были видны, как на ладони. Иногда при таком подходе изначально вижу несколько сцен не связанных с собой. Их записываю сразу, а потом пытаюсь понять, как мы из пункта А пришли в Б и С. Как правило, это тупиковая стратегия писательства, потому что очень редкие завязки хорошо ложатся на такой "сериальный подход". Пока удалось такой макси-"сериал" закончить только один и то, потому что я решила, что он не может быть заброшкой. Но с правилами драматургии он не справился, поэтому читатели, которые присоединились не во время первых глав, а ближе к концу, были сильно разочарованы. Второй подход - это для мини-фиков или для мини-миди: сначала возникает идея, а потом я вижу всю историю, но без чёткого финала. Правда, в процессе написания всё равно персонажи иногда выходят из-под контроля, поэтому очень часто в таких фиках у меня открытый финал. Такие фики стараюсь в процессе не выкладывать, а только когда они родились целиком, и уже после подчистки "драматургии" (но всё равно не настолько детально, как в вашем списке). Третий вариант - самый для меня неинтересный. Выше уже выражались на эту тему. Это если я вижу сразу всю историю, возможно, без деталей, но точно знаю, чем она должна закончиться. В такой ситуации мне уже неинтересно писать))) Потому что я уже и так всё придумала, пережила это приключение - так зачем тратить время и набирать этот текст?!))) Короче, с таким подходом я на текущий момент всё-таки написала 1 фик, даже завершила его, но все главы после тех, в которых мне приходилось описывать внутренний конфликт героя (то есть когда мы перешли к событиям) мне было жутко скучно. То есть никакого удовольствия от процесса, когда нужно просто записать придуманное. И да, как правило в таких фиках драматургия у меня получается естественным образом. Вывод сделаю такой: хаотично, без чёткой цели лично мне писать интереснее, но это грозит заморозкой фика, когда заканчивается событийная арка, а арка отношений сильно от неё отстала. По законам драматургии я могу хорошо написать мини. Но уже с миди мне сложнее и в плане правил драматургии, и в плане "записывания придуманного" 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Janeway
Показать полностью
Жаль, что я в своё время прошла мимо. Здорово, что заглянули! :) Спасибо, что поделились своим подходом - в очередной раз здорово наблюдать, какие все разные. Я много думала об этой теме с момента написания поста. И думаю, все дело еще в том, что для меня лично история ценна и прекрасна в своей цельности и завершенности. Это как смотреть на написанное полотно. Да вдохновение-шмохновение может покинуть не раз на этапе делания, но это норм :) И тут нужно включить дисциплину, чтобы ОНО родилось. Мой опыт пока еще - прощупывание. Возможно, через пару лет все будет по другому, и я буду писать куда глаза глядят. Но на данный момент мне неинтересно как раз писать текст, не понимая, куда оно идет, мне интересно создавать цельное полотно. Это я к вашим интересам: Это если я вижу сразу всю историю, возможно, без деталей, но точно знаю, чем она должна закончиться. В такой ситуации мне уже неинтересно писать))) Я ни в коем случае не имею в виду, что мой подход лучше! Интерес в принципе не может быть лучше/хуже :)) Просто вот так по-разному оно бывает. Моя проблема - я пока не прям чтобы сильно люблю писать текст, мне надо себя усаживать :) так что везде есть свои ложки дегтя. Спасибо еще раз за комментарий! 1 |
Pauli Bal
Мой вариант хуже только тем, что я пишу меньше текстов, просто потому, что мне неинтересно, если сюжетно и поведенчески всё ясно)) Я бы сказала, это ленивый подход. С другой стороны, вымучивать себя (как тот один раз, что я всё-таки записала подобную историю до конца) я больше не хочу. Как известно, цель творчества - самоотдача (с), а уж никак не мазохизм))) Думаю, всё же между дисциплиной и мазохизмом разница есть)) Ну и тем, что "интересные" мне истории, которые я пишу как детектив, не зная, к чему они придут, периодически заходят в тупик)) я пока не прям чтобы сильно люблю писать текст, мне надо себя усаживать Вот не знаю, насколько такое насилие над собой необходимо. Мне если прям хочется написать, то я напишу, где угодно - на компе, на бумаге. А если не пишу - значит, не сильно и хотелось))Но вы правы, все разные, возможно, в вашем случае дисциплина как раз работает в плюс 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Janeway
Все правильно!:) Но, кстати, знание драматургии и в импровизации очень даже помогают. Намного легче импровизировать в области, в которой шаришь :) Это мое мнение. По крайней мере мне это помогло в тех же дедлайн фестах :D Хотя те тексты точно не претендуют на эталон построения сюжетов... насколько такое насилие над собой необходимо Не, насилие - точно нет. Если прям не прет - не буду себя мучить. Но у меня пока нет такого, что я ХОЧУ сесть и писать текст. Мне хочется воплощать истории и делиться ими - это есть, но сам процесс написания... я пока еще только влюбляюсь в него :) Думаю, я где-то на полпути. Так что в данный момент либо так, либо никак :)) Ну и вот за год с хвостом пейсательства я наваяла только 340кб, а хотелось бы набирать обороты. |