Коллекции загружаются
#чужие_стихи
Я помню древнюю молитву мастеров: Храни нас, Господи, от тех учеников, Которые хотят, чтоб наш убогий гений Кощунственно искал всё новых откровений. Нам может нравиться прямой и честный враг, Но эти каждый наш выслеживают шаг, Их радует, что мы в борении, покуда Петр отрекается и предает Иуда. Лишь небу ведомы пределы наших сил, Потомством взвесится, кто сколько утаил. Что создадим мы впредь, на это власть Господня, Но что мы создали, то с нами посегодня. Всем оскорбителям мы говорим привет, Превозносителям мы отвечаем — нет! Упреки льстивые и гул молвы хвалебный Равно для творческой святыни непотребны. Вам стыдно мастера дурманить беленой, Как карфагенского слона перед войной. Н.С. Гумилёв 15 августа 2023
11 |
WMR
Показать полностью
Ну это да. Просто тут я неожиданно сам включил аналитическое мышление (оно у меня часто от чтения хороших стихов отключается) и наконец, понял про кого это написано. Раньше я так и воспринимал, ну "мастера" и "мастера", мало ли что в стихах бывает. В стихах, как известно, реальность такая же как в фантастическом кино - зыбкая, иллюзорная, плывёт и плавится под взорами читателей. А тут вдруг я понял, что хотел сказать автор. Это не всегда может получится. В этом смысле еще "хуже" Гумилева был Блок. Он вообще писал стихи такой запредельной сложности, что я, увлекавшийся чтением классической литературы, смысл его стиха про "Незнакомку" понял окончательно только лет в 19ть. Помните? "В моей душе лежит сокровище И ключ поручен только мне, Ты право, пьяное чудовище Я знаю - истина в вине" ("Незнакомка" А.А.Блок). Вообще это самый "прокатолический" стих, который я у Блока видел. Типично католическая мистика. Падший, профанный мир, где "бессмысленно кривится диск" и вниз, в этот мир сходит в обличье куртизанки ("дыша духами и туманами") Она. Сходит, чтобы спасти лирического героя и напомнить ему, что "истина в вине", конечно в Евхаристии. У Гумилева есть такой же по духу, но более откровенный стих: "Он поклялся в строгом храме Перед статуей Мадонны, Что он будет верен даме, Той, чьи взоры непреклонны. И забыл о тайном браке, Всюду ласки расточая, Ночью был зарезан в драке И пришёл к преддверьям рая. «Ты ль в Моём не клялся храме, — Прозвучала речь Мадонны, — Что ты будешь верен даме, Той, чьи взоры непреклонны? Отойди, не эти жатвы Собирает Царь Небесный. Кто нарушил слово клятвы, Гибнет, Богу неизвестный». Но, печальный и упрямый, Он припал к ногам Мадонны: «Я нигде не встретил дамы, Той, чьи взоры непреклонны». ("Он поклялся в строгом храме" Н. С. Гумилёв) Типичный ответ средневекового рыцаря: "Я тебя никогда не предавал. Да, я жил в грехе, как свинья и помер смертью, хуже чем у свиньи, но никого сердцем не любил. Только тебя, Мадонна, только тебя". Вообще религиозная лирика Серебряного века - она такая странная... В том смысле, что она как будто принадлежит всем векам и пространствам одновременно... 1 |
Scaverius
Ну, процитированный Вами стих Гумилёва ("Он поклялся в строгом храме") можно толковать двояко. Можно так, как Вы, "высоким" образом, а можно более простым и "земным": что, дескать, непреклонных женщин не бывает. Впрочем, второе первому не мешает, да и слова о "тайном браке" были явно сказаны не просто так. Вообще Гумилёв очень хорош в этой высокомистической лирике. Вспомним, например, его "Память" ("Только змеи сбрасывают кожи..."). Особенно пять последних строф. Меня от них по-хорошему оторопь берёт. Но Гумилёв вообще мне очень близок, ближе всех прочих серебряновековцев. 2 |
WMR
Мне близок и Блок, и Гумилёв, и Маяковский, и Есенин, и даже М. Волошин. :) 1 |
WMR
Там вот это можно трактовать как ядерную войну: "И тогда повеет ветер странный - И прольется с неба страшный свет, Это Млечный Путь расцвел нежданно Садом ослепительных планет." |
4eRUBINaSlach
Можно как ядерный удар, можно просто как конец света. |