Коллекции загружаются
#нам_не_дано_предугадать #картинки_в_блогах #искусство и немножко #эроблоги (есть пара-тройка «ню»: Пикассо там, Модильяни…)
Кое-что о ценности искусства. Какие из проданных (на аукционах) картин на сегодняшний день самые дорогие? До определенного момента коллекционеры были готовы платить бешеные деньги только за «музейную» классику. С 1967 года рекорд держала «Джиневра да Бенчи» старого доброго Леонардо (44 млн. $ в нынешних ценах), которая только через 20 лет уступила место не менее прославленным «Подсолнухам» Ван Гога (79,1 млн $). А потом процесс пошел стремительно. Сегодня «Подсолнухи» занимают лишь 70-е место. А вот чему и кому они уступили, это любопытно. Топ-25 самых дорогих картин — из известных продажных цен. Многие покупки совершаются в условиях строгой конфиденциальности, так что список, само собой, очень и очень неполон. Что касается скульптур, то почти все они в этом плане уступают первой картинной «двадцатьпятке». Исключение составляет работа Альберто Джакометти, которая и возглавляет скульптурный топ: «Человек в доспехах» (1947). В 2015 году она была продана в частную коллекцию за 174,4 млн $ (по текущему курсу). И две следующие за ней по цене скульптуры, «Шагающий человек» и «Колесница», тоже принадлежат Джакометти — и выполнены абсолютно в том же стиле. Вот это детище Джакометти — современный «Давид», можно сказать! А теперь топ-25 собственно картин. 25. Ж.Сёра. Три модели (1886). На полотне изображена одна и та же натурщица: художник написал ее как ответ на упрек, будто он не умеет писать живую натуру. На заднем плане воспроизведена знаменитая работа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина существует в двух версиях, данная версия более последовательно использует технику дивизионизма. Она принадлежала одному из соучредителей Microsoft и после его смерти была продана с аукциона анонимному покупателю в 2022 г. за 161,2 млн $ (цены современные, с учетом инфляции). 24. П.Пикассо. Мальчик с трубкой (1905). Картина «розового периода», продана итальянскому миллиардеру Гвидо Барилья, президенту крупнейшей в мире компании макаронных изделий (2004, 161,4 млн $). 23. Ци Байши. 12 пейзажных ширм (1925). Абсолютный рекорд среди продаж китайской живописи. Имя покупателя не сообщается. (2017, 168,1 млн $) 22. О.Ренуар. Бал в Мулен-ля-Галетт (1876). Уменьшенная версия знаменитого полотна, находящегося в парижском Музее д’Орсэ, украсила коллекцию председателя японской компании по производству бумаги Рея Сайто (1990, 174,9 млн $). 21. Ф.Бэкон. Три этюда Люсьена Фрейда (1969). Люсьен Фрейд (тоже художник) был внуком психолога Зигмунда Фрейда. Кем приходится художник Фрэнсис Бэкон философу Фрэнсису Бэкону, понятия не имею. Вскоре после создания данного триптиха Бэкон-мл. с Фрейдом-мл. поссорились «на почве творческих разногласий»: если приглядеться к… лицу (назовем его так) Фрейда на картине, оно и неудивительно. Три панели находились у разных коллекционеров, пока наконец весь триптих не приобрела на аукционе «Кристис» американская миллиардерша Элейн Уинн, владелица Wynn Casino Empire (2013, 178,9 млн $). 20. Г.Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912). Второй из двух портретов венской светской львицы, супруги еврейского банкира и сахарозаводчика — и, как ее вежливо называют, покровительницы Климта. Продан некоему китайскому ценителю, пожелавшему остаться неизвестным (2016, 182,9 млн $). 19. А.Модильяни. Обнаженная, лежащая на левом боку (1917). Картина, которую нередко сравнивают с «Большой одалиской» Энгра. Также ушла в частную коллекцию скромного анонима (2018, 183,2 млн $). 17. П.Пикассо. Сон (1922). Портрет возлюбленной художника, Мари-Терезы Вальтер. Этот своеобразный визуально-эротический каламбур куплен Стивеном Коэном, владельцем нью-йоркского клуба Высшей лиги бейсбола (2013, 194,7 млн $). 15. П.Лихтенштейн. Шедевр (1962). Это авторское название, а не моя оценка. Автор — представитель направления поп-арта, само собой. По-моему, цена картины убедительно доказывает, что у каждого художника есть шанс! Куплена тем же Стивеном Коэном (2017, 197 млн $). 14. В. де Кунинг. Женщина III (1953). Сразу видно, много человек от женщин претерпел. Работа голландско-американского абстрактного экспрессиониста. Раньше она была частью коллекции Тегеранского музея, но после иранской революции новая власть, как водится, решила, что такое искусство народу не нужно. В чем-то я их даже могу понять. С другой стороны, если подумать… может, я рано поставила крест на своих художественных способностях? «Женщина III» тоже куплена Стивеном Коэном (2006, 199,6 млн $). 13. Дж. Поллок. №5 (1948). Очередной представитель абстрактного экспрессионизма — и еще более прославленный. Масло на ДВП — ну, оно и видно. Известно, что эту картину слегка повредили при перевозке; но художник — великодушный человек! — вместо того чтобы восстановить поврежденный кусочек, взял и набрызгал поверх всего полотна новый шедевр. (А веселенькие бы вышли обои… да и ситчик тоже был бы ничего.) Картину приобрел Дэвид Мартинес Гусман, мексиканский инвестор, которого называют «самым влиятельным мексиканцем на Уолл-стрит» (2006, 203,2 млн $). 12. А.Модильяни. Обнаженная на красном (1917). Еще одно «ню» от Модильяни (не дожил он, бедняга, до своей популярности): всего их у него штук 40–50, смотря что считать за «ню». Картина ушла в коллекцию очередного китайского богача (2015, 210,4 млн $). Серию назвали «Shot», потому что когда работы еще находились в мастерской Уорхола, к нему зашла коллега-художница, слабоадекватная дама, и выстрелила в стопку картин из револьвера. Серия, в некотором роде имеющая статус знаковой: массовое искусство, человек-масса, тиражирование и т. д. Всего Уорхол выполнил несколько таких работ на основе фото в разных цветах, в технике шелкографии. Конкретно эта картина известна под названием «шалфейно-голубая Мерилин». Куплена американским арт-дилером Ларри Гагосяном (2022, 195 млн $). Остальные части серии, кстати, были проданы за сопоставимые цены, но не с публичного аукциона, а в частном порядке. 10. Рембрандт ван Рейн. Знаменосец (1636). Считается автопортретом Рембрандта. За века своего существования картина поменяла много знатных владельцев, в числе которых был Георг IV. Наконец семья барона Ротшильда выставила ее на продажу. Лувру не удалось собрать нужную сумму, и в итоге «Знаменосца» приобрел Амстердамский Рейксмузеум (2022, 213,8 млн $). 9. П.Пикассо. Алжирские женщины (1955). Часть серии из 15-ти картин, известная как «версия О». Ныне украшает коллекцию экс-премьер-министра Катара, шейха по имени — я не откажу себе в этом удовольствии! — Хамад бин Джассим бин Джабер бин Мохаммед бин Тани Аль Тани (2015, 221,4 млн $). 8. Рембрандт ван Рейн. Парные портреты Мартена Сулманса и Опьен Коппит (1634). Написаны по случаю свадьбы; единственные портреты работы Рембрандта в полный рост. Также находились во владении семейства Ротшильдов и были приобретены на паях Лувром и Рейксмузеумом, выставляются по очереди (2016, 222 млн $). 7. М.Ротко. №6. Фиолетовая, зеленая и красная (1951). Исчерпывающее название. При всем желании добавить ничего не могу. Как вы уже поняли, абстрактный экспрессионизм. Данная нетленка приобретена (вот, и без наших олигархов не обошлось!) бывшим хозяином «Уралкалия» и нынешним владельцем футбольного клуба «Монако», Дмитрием Рыболовлевым (2014, 230 млн $). Это событие ознаменовалось рядом долгих судебных процессов — так называемое «дело Бувье», которое разбирается и до сего дня. Клиенты Бувье утверждали, что арт-дилер обманывал их, завышая цену. Вот как тяжко с этими абстрактными экспрессионистами: никогда не угадаешь, то ли они стоят 230 миллионов, то ли 230 тысяч, то ли вовсе… 6. Г.Климт. Водяные змеи II (1904–07). Эта картина с намеком на лесбийские мотивы имела непростую историю, так как принадлежала еврейке, бежавшей из Германии после прихода к власти Гитлера, а впоследствии попала в семью нацистского режиссера и долгое время считалась утерянной. В конечном счете купил ее тот же Рыболовлев через посредство того же арт-дилера (2013, 230,9 млн $), но 2 года спустя перепродал катарской принцессе или кому-то в этом роде. 5. Дж. Поллок. №17А (1948). Естественно, снова масло и ДВП. Часто в таких случаях вспоминаю Стивена Ликока: «Среди величайших произведений Шекспира следует назвать его исторические хроники: «Генрих I», «Генрих II», «Генрих III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI», «Генрих VII», «Генрих VIII». Предполагают, что смерть прервала его работу над пьесой о Генрихе IX. Существует мнение, будто Шекспир считал, что раз напав на жилу, надо разрабатывать ее до конца». Купил (Поллока, конечно, а не Шекспира) американский миллиардер, финансист Кеннет Гриффин (2015, 247 млн $). 4. П.Гоген. Когда ты выйдешь замуж? (1892) Картина, которую Гогену не удалось продать за 1,5 тыс. франков (самая высокая цена, что он рискнул назначить за какое-либо свое творение), в 2014 г. продана сестре правящего эмира Катара за 259 млн $. 3. П.Сезанн. Игроки в карты (1892–93). Это серия из 5 картин. 4 из них находятся в музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Филадельфии; пятая опять же приобретена королевской семьей Катара (2011, 325 млн $). Утверждается, что для музея: поверим на слово. Какое все-таки эстетически продвинутое место этот Катар… 2. В. де Кунинг. Взаимообмен (1955). Ей-богу, не знаю, взаимообмен чего с чем, но пишут, что эта картина «ознаменовала переход де Кунинга от женщин к абстрактным городским пейзажам». Все по справедливости: почему одни женщины должны отдуваться — природу тоже необходимо воспеть! Купил уже упоминавшийся Кеннет Гриффин (2015, 370 млн $). И-и-и… Фаворит гонок!! 1. Л. да Винчи. Salvator Mundi / Спаситель Мира (1499–1510). Долгое время считался копией утраченного оригинала, а многие искусствоведы и сегодня полагают, что эта картина выполнена учениками Леонардо, а сам маэстро так — мимо пробегал… Но полотно за свою жизнь сменило столько владельцев и столько раз «исправлялось» и реставрировалось (лет 400 назад Христу даже пририсовали усы и бороду), что вряд ли тут сейчас что докажешь. Забавно, но именно высокая спорность атрибуции вызвала вокруг этой картины шумиху, в итоге переросшую в скандал, и набила ей цену (процесс активно подогревал торговый дом «Кристис»). Бизнес получился просто отличный. В 1958 году на аукционе «Спаситель» ушел с молотка за анекдотическую сумму 45 фунтов — а в 2017 году был в очередной раз продан… за 537,6 млн $, уже неоднократно упомянутым г-ном Рыболовлевым — министру культуры Саудовской Аравии, принцу по имени Бадр бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд (сразу повеяло «1000 и 1 ночью»). При этом сам Рыболовлев купил картину за 127,5 млн $ у арт-дилера Бувье, на которого, впрочем, подал в суд, узнав, что Бувье приобрел ее за 75 млн $. Главное в любой ситуации — это не теряться! Итак, сомнительного «Спасителя» Леонардо продали за 537,6 млн $ (2017 г.), в то время как за несомненного Леонардо «в лице» «Джиневры да Бенчи» было, напоминаю, заплачено всего 44 млн $ (1967 г.), а за несомненного Спасителя — и вовсе 30 србр. (33 г.). Оцените исторические темпы инфляции! (Попутное замечание: я полюбопытствовала, чему сегодня соответствует гонорар Иуды Искариота, с учетом покупательной способности. Получилось около 16 тыс. $.) Таким образом, классика в лице Леонардо снова возглавила список самых дорогих картин. Правда, предыдущий Леонардо подозрений не вызывал… ну что ж, какие времена, такая и классика. Впрочем, один критерий остается неизменным: все эти живописцы скончались как минимум в прошлом столетии. Насколько я могу судить, это единственная общая черта данных полотен. Как было однажды сказано (то ли в Англии, то ли в Америке), «классическая музыка — это музыка, написанная знаменитыми мертвыми иностранцами». На живописцев это правило, похоже, также распространяется. Посмотреть список 120-ти самых дорогих картин полностью можно вот тут: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_most_expensive_paintings 23 августа 2023
21 |
Картина N 8, Рембрандт ван Рейн.
Рискну предположить, что Сулманс собрался жениться на Коппит исключительно ради денег. |
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.
|