↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal Онлайн
29 ноября 2023
Aa Aa
Спасибо за воистину волшебный пинь! Вы меня вдохновили, поэтому решила сразу чем-нибудь поделиться :)

Есть одно крутое драматургическое правило, которое в кино стараются строго соблюдать, по крайней мере в массовом. Но я его очень активно применяю в своих работах с целью минимизировать водянистость текста. Если вам кажется, что и у вас водичку можно поубавить, ловите:

Драматургическое правило:
Все, что происходит, должно выполнять одну из трех задач:

1. Двигать сюжет вперед
2. Раскрывать персонажей
3. Раскрывать мир, в котором живут персонажи и совершается действие


Конечно, в прозе такого жесткого “должно” не будет, в ней можно разливаться и петь соловьем. Но если хочется увеличить процент текста “по делу”, проверьте, отвечают ли пространные куски этим задачам — потом, увы, придется резать :(

Немного подробнее о каждом для наводок:

1. Двигать сюжет вперед
События и действия, которые заставляют историю развиваться: то есть мы описываем не точку, а изменения в жизнях героев. С персонажем происходит какая-то неведомая хрень, которая меняет его жизнь, подталкивает к решениям и поступкам. Идем, делаем, решаем проблемы, спасаем, спасаемся, бомбим злодеев, компрометируем и т.д.
Главное — движение вперед и перемены.

2. Раскрывать персонажей
Узнаем о героях что-то новое: внешний вид, факты биографии, интересы, ценности, принципы, предпочтения. Раскрываем их мотивацию (лучше всего через действия и поступки), показываем реакцию на происходящее, его эмоции и чувства.
Главное — ценная для истории информация о персонаже.

3. Раскрывать мир, в котором живут персонажи и совершается действие
Как работает мир, какие в нем законы и условности. В каком месте сейчас находится герой, в какой обстановке, чем она ему угрожает или помогает. Какие героя ожидают возможности или опасности. Социальный контекст, в котором он обитает.
Главное — ценная для истории информация о мире, где она разворачивается.

По описаниям уже можно догадаться, что у всего этого должен быть один знаменатель: то, что вы пишете имеет значение для КОНКРЕТНО ЭТОЙ ИСТОРИИ. То есть если описываем “принцип героя”, это должно влиять на сюжет, раскрывать его, дополнять, иначе конкретной истории это нафиг не нужно.

Если ваше предложение не отвечает ни одной из трех задач и не подведено к общему знаменателю — для сюжета это вода. И это НЕ обязательно плохо! Иногда хочется посмаковать текст, никуда не торопиться, погрузиться в момент. Правило поможет если вы чувствуете, что сюжет буксует, и в нем много кусков “не по делу”.

Скажу за себя: я реально стараюсь следовать правилу по максимуму :) Обычно если пишу предложение — оно зачем-то нужно. Каждое. Это мой личный подход, делюсь им, чтобы показать, что и в прозе можно так, читатели вроде не сильно жаловались. Но это точно не закон для всех, мне нравится читать и намного более пространные работы.

Пишите, что думаете :) Пользуетесь ли подобным, было ли полезно?
29 ноября 2023
10 комментариев из 43 (показать все)
Pauli Bal Онлайн
M J Jason
- если мы понимаем героя, ему легче сопереживать
- когда причины действий героя не совсем понятны и таинственны это прикольно, иногда даже цепляет
Ну, герой же не одну черту имеет, он мноносторонее создание. Думаю, просто какие-то точки соприкасают его с читателем, а какие-то автор скрывает. Мне кажется, это нормально совмещается :)
Надо наверное понять, как его "соприкоснуть" :D А дальше уже можно и припрятать на закуску.
Причём опять таки, как вы уже говорили, именно рассказывать для экспозиции не обязательно, можно показывать 😀
Вывод: экспозиции не существует 😂🤦‍♀️
Ору :D
Пожалуй, для меня экспозиция - это информация, которую мы даем читателю. Просто можно дать ей лоб, а можно подсунуть незаметно.
M J Jason Онлайн
Pauli Bal
Вот интересно!
Но вот короче где у меня мозг ломается это вот в этом:
- сюжет это, ну упрощенно, путь и цель персонажа
- чтобы переживать за цель персонажа, ее нужно знать


Ага :)
Еще я люблю (непонятно почему) описывать неважное для атмосферы, а важное упоминать мимоходом.
Pauli Bal Онлайн
M J Jason
Но вот короче где у меня мозг ломается это вот в этом:
- сюжет это, ну упрощенно, путь и цель персонажа
- чтобы переживать за цель персонажа, ее нужно знать
Мне кажется, соприкоснуться можно по-разному. Например, у персонажа в прошлом случилась беда, мы ему начинаем сопереживать. Беда задает конфликт - мы понимаем о чем речь, а вот как именно персонаж справится с конфликтом - не ясно, интрига. Можно соприкоснуться через ценности, его отноешние к людям. Он может быть харизматичным, вызывать восхищение - мы хотим быть на него похожим. А вот цель раскрывать целиком не обязательно.
описывать неважное для атмосферы, а важное упоминать мимоходом
Важное мимоходом - это ок, если читатель это улавливает, так обычно ружья и работают. Если оно настольки мимоходом, что он вообще не обратил внимание - не очень.
M J Jason Онлайн
Pauli Bal
Это точно рабочий вариант!
Если тайна в физической цели героя, а сюжет на самом деле не про это, а про его моральные похождения…
Но тут тоже сложность. Надо чтобы у героя была возможность влиять на свои моральные похождения — иначе герой пассивный и это не очень.

Ага. Такое тоже есть, но я про другое.
Вот утрирую, но что-то вроде этого:
«Девочка Маша любила цветочки, котят, и ружья.»
И потом мы про ружья не упоминаем некоторое время.
А потом девочка Маша дерется с кем-нибудь.

То есть, читатель именно видит это ружье и ждет, когда же мы будем из него стрелять.
Pauli Bal Онлайн
M J Jason
То есть, читатель именно видит это ружье и ждет, когда же мы будем из него стрелять.
Так это и есть пример грамотно повешенного ружья :)
Надо чтобы у героя была возможность влиять на свои моральные похождения — иначе герой пассивный и это не очень.
Ну так ничего не мешает им трансформироваться. Вообще это поразительно, вроде сюжетная структура не менялась со времен Аристотеля, но настолько же она гибкая в деталях, нет супер единой схемы для всего. Тут уже талант и интуиция автора все вершит.
если мы понимаем героя, ему легче сопереживать
Нет.
Равно как и наоборот.
Примери у старосты большевики пересажали всю аемью, и поэтому он помог немцам сжечь свою деревню.
M J Jason Онлайн
Pauli Bal
Ну короче я просто к тому, что это не задел на неожиданный твист, а наоборот — мы делаем следующий сюжетный ход очень ожидаемым (форешедовинг?). Мне кажется это не совсем то же самое? Не знаю в общем :)

Ахах :)) ага :))
Вот для меня тут тонкая грань какая-то сложная, не знаю, может вы лучше понимаете.
Вот если герой может легко трансформироваться, то это с точки зрения сюжета недостаточные проблемы.
А если проблема — это уже, допустим, целая депрессия, то герой уже, наверное, вообще не может ее решить сам.
И вот тут как раз эта проблема — найти что герой может реалистично контролировать, а что нет. И как показать постепенный процесс улучшения? Тут надо очень детально развинчивать характер, и это для меня очень сложно (хотя интересно, конечно 🤦‍♀️).
Pauli Bal Онлайн
M J Jason
Наверное, я пока не могу на такой вопрос ответить. Отчасти потому что не хватает знаний, но еще потому что мне нравится смотреть на историю как на цельное полотно, в рамках которого все нити переплетаются и складываются в единую картину. То есть нет одной дорожки, но все на все влияет, и узоры могут быть разными. Как калейдоспоп - горстка камешков и тысячи вариаций. Использую потом эту метафору в посте :D
Яросса Онлайн
Почитала и порадовалась тому, что сама пришла к этим правилам интуитивно. Кое-что по литературным приемам читала, но не конкретно про минимизацию. Сама додумалась))) И давненько уже пользуюсь.
Считаю, что это очень полезные правила, т.к. очень ценю компактность.
Pauli Bal Онлайн
Яросса
Да, у нас в этом очень близкий подход! :) Я не удивлена, что пользуешься :D У тебя действительно грамотно концентрированные тексты, без размазни.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть