↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal Онлайн
9 января в 02:10
Aa Aa
КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛСЯ "БОГ ИЗ МАШИНЫ"

Для меня сюжет красив и прекрасен, когда его наполняют взаимодействующие элементы: ружья, отсылки, переплетение нитей, игра со слоями восприятия. В этот раз хочу поговорить не про основное действие, а про важные для истории составляющие.

Есть довольно простая схема, которая поможет проследить, чтобы не вышло неудобоваримой каши из деталей, и подскажет, как подкрутить и смазать винтики, чтобы механизм работал.

Пожалуйста, если вы прочитали пост — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

Не обойдемся без отсылки к главному киту — сути трехактной структуры, которая пропитывает сюжеты от и до. Напомню: сначала мы читателя с чем-то знакомим, потом оно раскрывается через действие/описания, в ответственный момент оно исполняет свое предназначение, после подводятся итоги.
(Завязка —> Основное действие —> Кульминация —> Развязка).

Я упоминала в посте по теме (тык), что эти этапы свойственны не только главной сюжетной линии, но и отдельным эпизодам/актам/сценам/частям/главам — как бы структура в структуре. Это правило можно применить и к другим элементам, которые появляются на короткий промежуток или периодически: артефактам, влияющим на сюжет, второстепенным и третьестепенным персонажам, законам или условностям мира — все что играет в истории важную роль. Обзовем эти штуки словом ШТУКА.

В истории важные ШТУКИ проходят известные нам этапы (и не спроста):

ЭКСПОЗИЦИЯ
Сначала читателя со ШТУКОЙ нужно познакомить — вводим информацию о важном элементе. В идеале, не вываливать на голову тридцать КБ сухих фактов и описаний. Когда в тексте мы встречаем что-то новое, мы это либо пропускаем мимо, либо спотыкаемся. Задача состоит в том, чтобы читатель не упустил ШТУКУ из внимания, и в то же время остановился и рассмотрел ее. Это как кочка: можно полететь носом вниз, а можно элегантно задержаться, аккуратно перешагнуть, попутно рассмотрев цветочек, растущий сверху. Конечно, порой не обойтись без изложения фактов, но очень круто, когда экспозиция преподносится в контексте (тема для отдельного поста).

РАЗВИТИЕ
Не всю информацию нужно подавать сразу, можно раскрывать ее постепенно. Здорово, когда инфа подается через действие, пусть в повествовании это и не обязательно. А если вы все же предлагаете читателю сухие факты, делайте этого осознанно и умеренно :)
Этап развития важен, чтобы читатель не забывал о нашей ШТУКЕ, особенно если между знакомством и ответственным моментом пройдет немало КБ. Желательно напоминать о ней, подкидывать дровишек, делать многозначительные кивки в сторону висящего ружья. Или просто ИСПОЛЬЗОВАТЬ (речь об органичном для истории применении, который раскрывает функции ШТУКИ, а не ответственном моменте, потому что он как раз идет следом).

КУЛЬМИНАЦИЯ
Как правило, предыдущая свистопляска необходима для кульминации: ответственный момент в истории, когда наша ШТУКА исполняет свое предназначение. И если она внезапно появляется лишь сейчас — получается “Бог из машины”. А если еще и приправлено информационной экспозиций — ой-ей.
В кульминации мы узнаем, зачем же ШТУКА была нужна, здесь случаются вотэтоповороты, или разряжается напряжение. Но оно получится, только если мы знали “зачем” и ждали “ну когда уже!..”

ИТОГ
Если ШТУКУ бросили в кульминации и читатель не понял как она повлияла на дальнейший сюжет — появляются вопросы. Поэтому важно, чтобы другие элементы истории были с ней связаны, ШТУКА должна их их изменить: подкинуть проблем или разрешить проблемы. Если она живет своей отдельной жизнью — она общему сюжету не нужна.

Что будет, если выкинуть один из этапов для ШТУКИ? Кривота.

1. Нет экспозиции: на голову читателя сваливается неведомая хрень, которая вдруг начинает играть важную роль в истории, исполнять только ей известные задачи. Читатель спотыкается, не понимая, что происходит.

2. Нет развития: мы не запоминаем ШТУКУ, не понимаем ее, не знаем функций, красок. Даже если мы запомнили ее наличие, за ШТУКОЙ может остаться пустота.

3. Нет кульминации: у ШТУКИ нет смысла или предназначения, она не играет никакой роли.

4. Нет развязки: не понятно, к чему была вся движуха, зачем ШТУКА остальной истории.

Должно ли оно накладываться на завязку и прочее основного действия и совпадать с его этапами? Может вообще не накладываться. Возможно, ШТУКА появится только в одной сцене и на том ее и помянем, а может, она выстрелит во втором поворотном событии, так что с основной линией оно так не связано.

Предвосхищаю вопрос (сообщите, если я ванга :D ):
Обязательно ли все-все подстраивать под линеечку?
Во-первых, я посты пишу довольно топорно, чтобы вывести под лупу суть, а нюансы в творчестве бесконечны. Так что релакс :)

Но как понять, когда обязательно, в когда нет? Когда элементу нужны все круги-этапы, а когда это нет? Думаю, и тут не провести однозначную черту, но я опираюсь примерно на следующее:
Играет ли эта ШТУКА в истории важную роль?
Если ответ — ДА, советую пройтись по задачам этапов и представить, как читатель будет воспринимать информацию, и нет ли значимого для него пробела. Будет ли ему понятно, не споткнется ли он, не забудет ли, не получилось ли слишком очевидно и не в лоб, есть ли в этом смысл, нужно ли это вообще ааааа жизнь-тлен… Прямого и четкого рецепта, чтобы все получилось идеально, у меня нет, да и ни у кого его нет :) Но схема может пригодится, чтобы подкрутить, сгладить или понять, чего не хватает.

Кстати, если вы читаете мои сюжетные разборки, думаю, вы вспомните, что я много внимания обращаю на важные ШТУКИ и их раскрытие. Если хочется больше живых примеров (как удачных, так и не очень) — велкам!

Но и этот пост без примеров не оставлю.

Пример ШТУКИ “Под светом софитов” (одна сцена со всеми этапами):
Появление Распределяющей шляпы в Гарри Поттере (седьмая глава первой книги). К слову, вся Поттериана очень хороша для изучения построения сюжета.

ЭКСПОЗИЦИЯ
Наших зеленых первокурсников привезли в Хогвартс, и почва для события уже прогрета: мы знаем о факультетах из предыдущих глав, знаем, что этот выбор важен, и наш герой о нем переживает. Также мы знаем, что первокурсники должны пройти неведомое испытание — для кирпичика готово тепленькое местечко:
Гарри уставился в пол, пытаясь набраться мужества и настроиться на предстоящее испытание. Ведь профессор МакГонагалл могла вернуться в любую секунду и повести его на страшный суд.
Первое появление, очень прямолинейное, внимание читателя направляют на ШУТКУ:
Гарри услышал какой-то звук и, опустив устремленный в потолок взгляд, увидел, что профессор МакГонагалл поставила перед шеренгой первокурсников самый обычный на вид табурет и положила на сиденье остроконечную Волшебную шляпу.
Читателя придержали за руку перед кочкой и все вниманием на главном.
”Интересно, зачем она здесь? — подумал Гарри…”
Внимание по-прежнему четко на ШТУКЕ, нам подкидывают варианты: что же с ней будут делать? Доставать кроликов? Читатель вместе с героем размышляет.

Далее происходит поворотное событие: Шляпа начинает петь. Она исполняет одну из своих функций: дает представление о факультетах, ну и разъясняет правила сортировки (каким бы оно ни было :D ). Происходит контраст ожиданий: только Гарри переживал, что ему придется демонстрировать неведомые магические способности перед всей школой, а тут оказывается, что придется всего лишь надеть шляпу.

РАЗВИТИЕ
Далее Шляпа исполняет свою функцию в действии и контексте, и создается нагнетание, ведущее к кульминации: Гарри переживает, что его распределение пойдет не по плану. Еще нам известны ставки: попадет ли он на Слизерин, как и Волдеморт — событие имеет значение для героя и истории.
Попутно отмечается интересная деталь: время на размышления Шляпы разнится для разных учеников. Плюс появляется еще одна интрига: как именно Шляпа распределяет учеников?

КУЛЬМИНАЦИЯ
Момент, когда Гарри надел шляпу:
Последнее, что увидел Гарри, прежде чем Шляпа упала ему на глаза, был огромный зал, заполненный людьми, каждый из которых подался вперед, чтобы получше разглядеть его. А затем перед глазами встала черная стена.
Мы хоть и понимаем, что дело все в том, что Шляпа большая, а голова у Гарри маленькая (ха-ха :D), но все равно метафорично Гарри как бы переносится в другое пространство.
Шляпа вдруг начинает говорить Гарри на ухо: это объясняет поставленные ранее вопросы и разрешает интриги (почему время для разных студентов отличается, как происходит отбор — пусть и не все карты раскрылись сразу).
Происходит момент распределения, который, как мы помним, важен для всей истории (“Гарри, мой мальчик, ты попал в Гриффиндор, потому что сам об этом попросил…” и т.д.). ШТУКА является значимым артефактом для общего сюжета и исполняет важную функцию.

ИТОГ
ГРИФФИНДОР!!!
Напряжение спало, Гарри ожидает на скамейке окончания распределения, к нему присоединятся Рон.
Профессор МакГонагалл скатала свой свиток и вынесла из зала Волшебную шляпу.
Фсе (до поры до времени ;) ).


Повешенное ружье ШТУКА калибра поменьше: Кровавый Барон (в первой книге).

ЭКСПОЗИЦИЯ
Гриффиндор никогда так долго не оставался без награды. Вот уже шесть лет подряд награда достается Слизерину. Кровавый Барон — это приведение подвалов Слизерина — стал почти невыносим.
Гарри посмотрел в сторону стола Слизерина и увидел жуткого вида приведение с выпученными глазами, вытянутыми костлявым лицом, и в одеждах, запачканной серебряной кровью.
Яркое представление, прекрасно вплетенное к контекст событий (мы уже знакомы с призраками, мы знаем, что они тусят в зале за столами факультетов и т.д.)

РАЗВИТИЕ
Наши первокурсники впервые сталкиваются с Пивзом (той еще ШТУЧКОЙ :D ), но здесь нам добавляют информации и функции о Бароне в диалоге:
— Иди отсюда, Пивз, иначе Барон об этом узнает, я не шучу! — резким тоном произнес Перси.
…единственный, кто может его контролировать — это Кровавый Барон…
Читателю аж дважды повторили в чем заключается функция ШТУКИ.
Еще есть упоминания ШТУКИ, чтобы читатель о нем не забыл:
— Не оставляйте меня! — завопил Невилл… — …пока я тут лежал, мимо меня дважды проплыл кровавый Барон.

КУЛЬМИНАЦИЯ
Гарри, Рон и Гермиона отправились за философским камнем, но не дойдя до запретного коридора им повстречался Пивз. Ставки для героев очень высоки — если их обнаружат будут неприятности: Волдеморт завладеет философским камнем или, что еще хуже, они вылетят из школы. Но у Гарри нашлось средство от Пивза:
— Пивз, — произнес он хриплым шепотом. — У Кровавого Барона есть свои причины на то, чтобы быть невидимым.
Наша ШТУКА выстрелила в неожиданный момент и исполнила свое предназначение.

ИТОГ
Наша ШТУКА (само того не зная) устранила препятствие и продвинула героев дальше по сюжету. Барон мог бы просто быть колоритным призраком Слизерина, но он в истории не для украшения, а для своей важной задачи.

Вот так вот! На сегодня все :)
Мне лично очень помогает держать в голове эту схему, чтобы детали истории работали сообща. Надеюсь, вам тоже оно было интересно/полезно ;)

Как всегда безумно интересно, что вы об этом всем думаете :D (И о чем еще хотели бы узнать/поговорить).
9 января в 02:10
14 комментариев из 21
Viara species Онлайн
Pauli Bal
Поняла, спасибо!)
Pauli Bal Онлайн
Яросса
Спасибо!!!
ГП на самом деле очень хорош с точки зрения сюжета по полочкам, но, конечно, не без изъянов. С большего там действительно все продуманно - поэтому его так интересно читать и мы прощаем Роуинг неконсистентность в создании мира, так как сама история работает.

Конкретно в этих примерах - соглашусь, это скорее рояли, особенно Приори Инкантатем. Момент с Квиреллом в целом можно отнести к шокирующему повороту, когда в принципе понятно, ЧТО происходит, но не понятно ПОЧЕМУ. И причина выясняется довольно быстро - тем более сам факт защиты матери будет играть важную роль во всей серии. То есть это была ЭКСПОЗИЦИЯ нашей ШТУКИ.

А вот палочки мне тоже не очень нравятся. Помню, я еще когда в детстве читала, все никак не могла понять, что произошло :) Наверное, некоторая таинственность этого ритуала все же интересно работает, но идеальным это решение никак не назвать. Хотя мы знаем, что их палочки связаны - этого не хватает, чтобы призраки легки идеальным пазликом, последующее объяснение от Дамблдора несколько туманно, а эти чары сильной роли в истории не сыграют.
Мне нравится, как этот момент работает атмосферно и метафорично: действие происходит на кладбище, Волдеморт надругался над могилой отца, используя его прах в темной магии, он беспощадный убийца.. и больше всего боиться своих жертв, которые даже мертвыми приходят на помощь Гарри, потому что жизнь - это большее, чем ее способен понять Волдеморт. В общем, для меня лично момент выглядит красиво, но да, с точки зрения общего сюжета и логики - не лучшее место, и оно сработало бы круче, если бы нас подготовили к нему :)) И спасение бы выглядело мощнее, а не "повезло-повезло..."
Показать полностью
Pauli Bal
Мы не всегда знаем, что это оно.
Но "любительский детектив" (не полицейский) только на них и возможно строить (и я его не люблю)
Pauli Bal Онлайн
Altra Realta
Все знать невозможно)) Но это не значит, что кое-какие линии и задумки автора не попадут в поле нашего внимания. И это не ограничивается детективами, естественно, не только на остросюжетных вотэтоповоротах появляются ШТУКИ, иногда они нужны для метафор и символизма. В общем, по-всякому бывает.
Pauli Bal
У меня нет ни того, ни другого, вот детективы да...
Pauli Bal Онлайн
Altra Realta
А надо?:) Не все же пихать в одно место :D Каждая история и жанр гармоничны по-своему.
Pauli Bal
Для коммерции надо.
Pauli Bal Онлайн
Altra Realta
Я говорила про надо ли
У меня нет ни того, ни другого
Pauli Bal
Ну вот и плохо, что нет 🤣
Больше всего любят какие-то личные ШТУКИ.
Pauli Bal Онлайн
Altra Realta
Я не уверена, что мы об одном и том же говорим, но ладно :D
Pauli Bal
Скорее всего опять да 🤣
Кэй Трин Онлайн
Со штуками такой аспект - какие-то автор в текст вставляет исключительно для пресловутой атмосферы, и беда в том, что непонятно, что они на самом деле - штука или просто к слову пришлось. В Гп защита - не штука, а отмазка, причем норм сработала только с квиррелом, уже на квиддиче не сработала, с дементорами тоже, да что там - на кладбище сыграла не она, а вторая штука - родство палочек. Барон - тоже случайное упоминание, кмк, а не продуманное.

Мне всегда трудно отделить штуки от атмосферы, в общем. Особенно если автор виснет на чем-то и долго описывает хоть павлинов, а потом становится ясно, что зря я напрягалась и запоминала их имена, они не сыграют;(
Кэй Трин Онлайн
В Гп же много штук, которые не очень нужны - вся кухня, кмк. То есть для атмосферы ок, а для значимых штук... мне лично не надо. Но это субъективно.

Банки у снейпа тоже играют хреновато. Но хоть пригодились один раз;)
M J Jason Онлайн
О!
У меня лично такое правило:
- если в начале арки появляется какая-то внезапная магия/сила/и пр. -- это экспозиция
- если ближе к концу арки -- это бог из машины и рояль в кустах

- если внезапно случается плохое -- это, в целом, ок, если это не часто;
- если внезапно случается хорошее -- это плохо;
- если хорошее внезапно случается после того как конфликт решен -- это тоже ок (например, гг внезапно спасают уже после того как он победил злодея)

- чем серьезнее история, тем менее простительны рояли, например, в комедии рояли - ок
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть