![]() #литература #картинки_в_блогах
ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ, или КАК ОТМЕТИЛИСЬ НАШИ АВТОРЫ В ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ И Т. П. М.В.Ломоносов Ну, что тут скажешь — везде человек поспел. Хотя и начинал с нуля (не то что наставники с гувернерами, а даже «среднее образование» ему не светило), и прожил каких-то 53 года… Мозаика «Полтавская битва» (6,4 х 4,8 м), украшающая вестибюль Академии наук в Петербурге, собрана из 1 000 030 000 кубиков смальты, созданной по изобретенной самим Ломоносовым технологии: он вдохновлялся образцами старых итальянских мастеров, которые хранили свое умение в тайне. А предварительно Ломоносову пришлось разработать еще и собственную теорию цветов. Кроме того, он успел создать около 40 мозаичных портретов. Полтавская битва; изображение Бога-Отца; портрет Петра I. ![]() В.А.Жуковский Поэт много путешествовал и много рисовал: Германия, Швейцария, Англия, Италия, Голландия, Россия…. В «дофотоаппаратную» эпоху, что не удивительно, рисовальные умения были более развиты и распространены, чем сейчас. Альбомная графика Жуковского — «пейзажные стенограммы» — похожа на строчки письма: кажется, что рука не отстает от бегущего по пейзажу глаза. Параллельно с зарисовками поэт делал дополняющие их путевые заметки, которые опережали живописное мышление эпохи на пару десятков лет — их можно назвать импрессионистскими: Листья, блестящие от дождя; камни; тень дерев на серебряной пене; капли с дерев; кипенье воды в свете и в полусвете. Сквозь решетку листьев (Манфред) черные стволы дерев; трепет листьев; одно огромное дерево, как призрак с раскинутыми руками… ![]() К.Н.Батюшков «О память сердца! ты сильней / Рассудка памяти печальной…» После постигшей его трагедии (всю вторую половину своей 68-летней жизни поэт провел в состоянии тихого помешательства) Батюшков занимался в основном лепкой и рисованием — и создал ряд необычных рисунков, где повторяются одни и те же мотивы: белая лошадь пьет воду, деревья, раскрашенные в красное, зеленое и желтое, замок, вдали море с кораблями, темное небо и бледная луна. Все это — в довольно нехарактерной для эпохи манере. ![]() А.С.Пушкин Знаменитые пушкинские профили подтверждают изречение «стиль — это человек». В данном случае — человек, написавший «Повести Белкина», «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку», мастер лаконического штриха. Например, известно 10 портретов Баратынского, выполненных профессионалами, — и по ним сложно представить себе его внешность: все они противоречат друг другу. Благодаря наброску Пушкина можно судить о том, кто из художников удачнее прочих передал облик поэта-философа. Сверху вниз — портреты графини Воронцовой и друзей Пушкина, его современников-поэтов: А.Мицкевич, Д.В.Давыдов, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, В.К.Кюхельбекер, Д.В.Веневитинов. Слева — портреты, написанные профессиональными художниками. Безусловно, они гораздо подробнее. Но слегка шаржированные пушкинские рисунки дают такие характерные «формулы лица», что в этом смысле работы портретистов к ним уже ничего не прибавляют. ![]() ![]() М.Ю.Лермонтов Он учился живописи у художника П.Заболотского — и одно время подумывал полностью посвятить себя ей. Этого, как известно, не случилось, зато Лермонтов на хорошем любительском уровне освоил живопись маслом, акварель, рисунок и даже технику офорта. Пейзажные работы Лермонтова по преимуществу связаны с Кавказом. Искусствоведы находят в его живописи некоторое влияние светотеневой техники Рембрандта. Кавказские виды и портрет В.Лопухиной: ![]() Н.В.Гоголь Основной темой Гоголя-рисовальщика оказался архитектурный пейзаж. Еще в юношеской записной книжке «Всякая всячина» среди множества набросков бытовых предметов — старательная зарисовка родного дома в Васильевке. Позднее к ней присоединились готические соборы, итальянские дворцы, русские церкви, античные руины — и просто архитектурные фантазии. Материальный мир у Гоголя теснит человека по всем фронтам. ![]() Д.В.Григорович Основоположник «натуральной школы», который стоял у истоков реализма и успел еще поддержать и ободрить молодого Чехова, наряду с Тургеневым считается носителем «эталонного» литературного русского языка. И это несмотря на то, что языком его детства был французский: после смерти отца мальчика воспитала мать-француженка, и даже в молодости будущий русский писатель еще говорил по-русски с ошибками и с сильным акцентом. Рисовальные навыки Григорович получил в Строгановском училище и в Академии художеств; он также занимался историей искусства, составил путеводитель по Эрмитажу и в течение 20 лет являлся секретарем Общества поощрения художеств. Автопортрет и пейзажи окрестностей усадьбы Григоровича — Дулeбино: ![]() И.С.Тургенев Писатель был признанным знатоком и коллекционером живописи. В зрелые годы он даже как-то сказал, что если бы пришлось прожить жизнь заново, то он выбрал бы карьеру пейзажиста. Тургенев прославился как непревзойденный мастер словесного пейзажа — но в качестве рисовальщика, напротив, сосредоточился исключительно на портретах. В его кругу много лет увлекались «игрой в портреты»: рисовали разнообразные профили, и каждый из участников писал под каждым профилем, что он думает об этом человеке. Сохранилось более 200 таких рисунков. Тургеневу как писателю чрезвычайно интересна связь между внешним и внутренним в человеке. Авторские иллюстрации к «Запискам охотника» и автошарж. Два нижних ряда — тургеневские наброски из «игры в портреты». ![]() ![]() Я.П.Полонский Известный поэт фетовского круга оставил большое живописное наследие: иллюстрации к собственным произведениям, портреты и особенно пейзажи; он был поклонником швейцарской пейзажной школы — Калама и Ахенбаха. Впрочем, больше всего картины Полонского напоминают наших пейзажистов-передвижников. Ниже — дом Фета и окрестности Спасского-Лутовинова, родовой усадьбы Тургенева. ![]() Ф.М.Достоевский Архитектурные эскизы в рукописях Достоевского, в отличие от гоголевских, ограничены готикой. Ее «вертикальные» мотивы ассоциировались у писателя с темой восхождения: от земли к небу, от вещества — к идее. Другой пласт изображений — лица и фигуры, отражающие разные стадии зарождения и развития образа. И наконец, часто встречаются образцы каллиграфического письма: чисто эстетическое любование красивой формой букв, напоминающее аналогичное отношение в японской культуре. (Талантом каллиграфа Достоевский наделил и своего князя Мышкина.) ![]() В.М.Гаршин Писатель, которого назвали «больной совестью века», всю свою короткую и трагическую жизнь интересовался искусством, выступал в качестве художественного критика, дружил с передвижниками (Репиным, Ярошенко и др.) — и сам неплохо рисовал. Автопортрет: ![]() Л.Н.Толстой Великий Лев рисовал мало — и то больше в молодости, когда еще не выветрились навыки, полученные в детстве. О его набросках можно сказать: «неладно скроены, да крепко сшиты». Старик (из кавказской записной книжки) ![]() А.П.Чехов В.А. Гиляровский вспоминал, как однажды у него собралась компания, где среди прочих были Чеховы (писатель и его брат-художник) и Левитан. Николай Чехов и Левитан сделали несколько зарисовок в альбоме, присутствующие наперeбой хвалили. Антон Павлович с серьезным видом долго рассматривал рисунки и пустился в строгую критику: И Гиляровский сберег:— Разве так рисуют? Что это такое? Никто ничего не поймет! Ну, море! А какое море? Вот головка... Ну, головка! А чья головка — не пояснено... Так не рисуют! Надо рисовать так, чтобы каждому было понятно, что хотел изобразить художник. Вот я вам покажу, как надо рисовать! И Ан. П. взял альбом, карандаш и ушел в мой кабинет. Через несколько минут еще с более серьезным видом он вернулся в столовую и положил его перед Левитаном: — Учись. Вот как рисуют! А ты, Гиляй, береги это единственное мое художественное произведение: никогда не рисовал и никогда больше рисовать не буду, чтобы не отбивать хлеб у Левитана. ![]() М.А.Волошин Акварели Волошина по стилю близки к рисункам Жуковского, только в них больше свободы и значительно меньше детализации. Они занимали в его жизни едва ли не большее место, чем стихи. Это работы поэта, получившего разностороннее художественное образование: Волошин изучал историю искусств во время путешествий по Европе, работал в студиях Уистлера и Стейнлейна, в натурных классах Академии Коларосси и в мастерской Е.Кругликовой в Париже. Последние 15 лет жизни, которые пришлись на годы Советской власти, поэт прожил в Коктeбеле. Свои коктeбельские пейзажи он часто сопровождал поэтическими подписями, вроде: «Ведет сквозь волны и туманы мой одинокий лунный путь». У акварелей Волошина есть интересное свойство: как и стихотворные циклы самого Волошина (и лирика некоторых других поэтов, вроде Тютчева), они производят наиболее сильное впечатление не по отдельности, а рядом. ![]() ![]() А.А.Блок Автор «Стихов о Прекрасной Даме» написал еще много чего, включая глубокие работы по искусству (например, статью «Краски и слова»). Но в собственных изобразительных опытах он раскрывается перед нами, прямо скажем, с неожиданной стороны. Это юмористические зарисовки семейной жизни, посвященные прежде всего той самой Прекрасной Даме — Л.Д.Менделеевой-Блок. Принцип дополнительности во весь рост. Прикиньте сами: где «Вхожу я в темные храмы» — и где вот эти шедевры под названиями «Люба и Саша делают великосветский визит», «Люба и Саша наряжают елку» (и кстати, похожи ведь!!) ![]() Л.Н.Андреев Вот кто работал в живописи вполне профессионально и с успехом выставлял свои работы. Картины Андреева в основном иллюстрируют его собственное творчество — и отражают то же смятение и страх, которыми полна его экспрессионистская проза и драматургия. Картина под названием «Один оглянулся» связана с мучительно преследовавшей писателя темой смерти. Под ней — автоиллюстрации к драме «Жизнь Человека» и к повести «Иуда Искариот». ![]() В.В.Хлебников Поэт Велимир Хлебников большую часть жизни провел среди художников. Он вполне владел «академической» манерой рисунка (что видно по его ранним работам), но наиболее характерны рисунки, отражающие одновременно дух времени и пафос самого поэта с его дерзким «словотворчеством». Ниже — портрет поэта-футуриста Алексея Крученых, автопортрет, свиристель и сова, выполненные в разных манерах: ![]() Андрей Белый (А.Н.Бугаев) Прозаик-символист в своих живописных опытах дерзал (жуть какое архаичное слово, но точно выражает суть) изображать дух оккультных практик, абстрактных понятий, исторических и психологических явлений… И с рисунками пушкинской эпохи уже не перепутаешь: ХХ век издалека виден. Сверху вниз: Горы как воплощение стихии Земли; «Адам и Ева в человеке» Дух движения Общая картина поэзии Блока и «Заговор пап» (картина теократии средневекового европейского государства) Автоиллюстрации к книге «Мастерство Гоголя»: 1) гоголевское слово — связь ландшафта с фигурой в росчерке; 2) структура гоголевской фразы Автоиллюстрации к романам «Петербург» и «Москва» ![]() В.В.Маяковский Ранний Маяковский был скорее пишущим художником, чем рисующим писателем. Он учился в Строгановском училище, в студии Келина, в Училище живописи, ваяния и зодчества… Слово Маяковского-поэта откровенно работает на публику: оно театрально, плакатно, — такова же и его живопись, особенно знаменитые агитационные «Окна сатиры РОСТА», не разделявшие рисунок и слово. Ниже: «Рай» — авторский эскиз к опере «Мистерия-буфф»; портрет В.Хлебникова; мексиканский пейзаж; плакат из «окон РОСТА» — и последний рисунок Маяковского: человек идет за заходящим солнцем. ![]() А.М.Ремизов Затейливость ремизовского стиля, ориентация на древнерусские традиции отразилась и в огромном по объему живописном наследии писателя, которым интересовались П.Пикассо и Ю.Анненков. Ремизов опирался на детский наивный опыт, на лубок — и в то же время был мастером каллиграфии и древнерусского письма. Он говорил: «написанное и нарисованное — по существу одно». Одна из его книг называлась «Подстриженными глазами»: Ремизов был близорук, но ухитрился возвести проблему со зрением в ранг уникальной особенности, позволяющей увидеть мир «по-своему», через призму сновидений. Шуточная грамота Обезьяньей Великой и Вольной Палаты и автоиллюстрации к книгам Ремизова: ![]() • В посте частично использованы материалы альбома «Рисунки русских писателей XVII-начала XX века»: авт.-сост. Р. Дуганов. М., 1988. (Ну и еще всякого по мелочи…) 31 марта 2024
23 |
![]() |
|
Просто Ханя
Почти Шагал с его летящими любовниками или Матисс. |