↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Scaverius
22 июля 2024
Aa Aa
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Лермонтов #общий_анализ_творчества

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..
(М.Ю. Лермонтов, "Желание", 1831 г.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) безусловно одно из самых особеннных и байронических явлений в русской литературе. В русской философии был П.Я. Чаадаев, в русской словесности - М.Ю. Лермонтов. Лермонтов рос болезненным ребёнком, отделенным от сверстников, которые над ним насмехались, рос по сути воспитанный бабушкой при живом отце. Мать его рано умерла. Еще в детстве и подростковом возрасте проявляется характер будущего поэта, его наблюдательность, мечтательность и ... отвращение к людям. Одинокий и не понятый окружающими, Лермонтов замыкается в себе. Уже в 16 лет случился характерный эпизод - бабушка взяла его на богомолье в один из монастырей. Там на паперти стоял старый слепой нищий. Лицо его светилось улыбкой, маленькие дети, иногда подбегали к нему и клали, смеясь ему в ладонь камешки вместо монеток, а он на вопрос Лермонтова, как же он это терпит, с улыбкой отвечал: "Озоруют!". Лермонтов за каких-то десять минут поездки обратно в поместье пишет стихотворение "Нищий". И вот во что превращается по сути мажорная сценка из жизни в интерпретации гениального подростка:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов "Нищий", 1830 г.)

Любовь Лермонтова к природе и к описаниям её и его отвращение к окружающим, их лицемерию и жестокости выразятся потом в целом ряде стихотворений ("Как часто пестрою толпою окружен...", "Пророк" и так далее).

Лермонтов, типичный "лунный" поэт (см. классификацию, приведенную мной в других местах). Но в отличие от других подобных персонажей, он - их квинтэссенция и концентрация. Такого сильного влечения к загадочному и таинственному в обыденном и простом, такого пламенного взора, всюду ищущего недостаток, увечье, рану, несчастье, бедствие, подлость и смерть - в русской литературе ни до ни после не существовало. Здесь даже Гоголь и Достоевский, "лунные" бытописатели мистических ужасов, меркнут и бледнеют. Здесь и насильственная смерть ("В избушке позднею порою..." "Морская царевна", "Куда так проворно, жидовка младая..."), здесь и элегические, грустно-спокойные стихи о смерти ("Арфа","Могила бойца", "Сон"), и фантасмагорические, страшные видения ("Ночь", Ночь II"). В частности, смерть и неотвратимость судьбы в ранних стихах Лермонтов изобразил следующим образом:

"Вот с запада Скелет неизмеримый
По мрачным сводам начал подниматься
И звёзды заслонил собою…
И целые миры пред ним уничтожались,
И всё трещало под его шагами —
Ничтожество за ними оставалось, — "

(Лермонтов "Ночь II", 1830 г.)

Но еще одной темой помимо темы смерти и темы презрения к окружающему, центральной темой творчества Лермонтова стала тема чуждости, запредельности, иномирности героя. Античные греки знали противопоставление героя и всемогущей судьбы, Лермонтов знал дихотомию герой и его чуждость, его неизбывное одиночество и инаковость. Яркий индивидуалист, Лермонтов один раз даже вспомнил о своих шотландских корнях (Фома Рифмач или Томас Лермонт, шотландский бард, считался прародителем рода Лермонтовых) и написал стихотворение, вынесенное мною "в эпиграф" ("Желание"). У Лермонтова было и еще одно столь же пронзительное и душераздирающее стихотворение подобного рода - "Ангел" или "По небу полуночи ангел летел". В крупных произведениях Лермонтова эта отчужденность, но уже не автора, а героя от мира и людей выразилась и в "Мцыри", и в "Демоне" и, конечно, в "Герое нашего времени". Интересно также, что природа в стихах Лермонтова как правило зачастую является молчаливым союзником героя, а люди являются противниками. Вообще природу он любил, что доказывает например, следующее описание:

"Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;"

(М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива", 1837 г.)

Вообще природа и Родина для Лермонтова были святы. Третьей святыней здесь был Пушкин, на смерть которого Лермонтов написал скандальное стихотворение "Смерть поэта". В своей гражданской и политической лирике М.Ю. Лермонтов исступленно патриотичен ("Опять народные витии", "Бородино", "Поле Бородина"), одновременно с тем достаточно циничен. В стихотворении-сатире "Пир Асмодея" (1830/31 гг.), Лермонтов изображает пир демона Асмодея, на который другие демоны приносят подарки. Один из демонов говорит:

"На стол твой я принес вино свободы;
Никто не мог им жажды утолить,
Его земные опились народы
И начали в куски короны бить."

И тут же комично изображает следующее:

"Тут все цари невольно взбеленились,
С тарелками вскочили с мест своих,
Бояся, чтобы черти не напились,
Чтоб и отсюда не прогнали их."
(М.Ю. Лермонтов "Пир Асмодея", 1830/31 гг.)

То есть несмотря на идентификацию с Родиной, в монархии Лермонтов не видел особенно ничего хорошего. Цари для него подлежат суду Бога ("30 июля - Париж") и вообще они обречены на заклание ("Предсказание") в будущем, монархия падёт и наступит кровавый хаос. В "Предсказании" все видят какой-то особенно пророческий дар Лермонтова, но достаточно посмотреть на современную Лермонтову Францию или же на Францию 1789-1793 гг, чтобы понять, что особого провидения для этого ему не требовалось - достаточно было простой исторической аналогии.

Если подводить итог, Лермонтов продолжает тему "лишних людей" в русской классике, но и вносит в неё (как поэт) трагические и пессимистические мотивы. Такой уровень пессимизма в лирике мы потом будем наблюдать у Н. А.Некрасова, а потом разве что у А.А. Блока и С.А. Есенина. Но это уже совершенно другой разговор. В целом Лермонтов характеризуется мной как поэт прежде всего мистический и лирический. Отчетливая гражданская и политическая лирика у него есть, но она в основном вряд ли выходит за рамки подражания Пушкину или воспевания таких добродетелей как свобода, почитание предков, обличение пороков (той же трусости). А, еще я чуть не забыл сказать о целом пласте творчества поэта - его "кавказских" и "исламских" стихах. Между прочем мусульмане России очень ценят лирику Лермонтова в этом отношении. Потому как Михаил Юрьевич здесь был чужд какого-то расизма, обличительства или "низкопоклонства". Он пытается передать чувства и мысли жителей Кавказа беспристрастно, без попыток их опорочить или возвеличить.

P.S. Для меня смешным является постсоветский спор о принадлежности/непринадлежности стихотворения "Прощай, немытая Россия..." М.Ю. Лермонтову. Да, хотя это написано слабо и не совсем вычитано, но это было написано Лермонтовым в чужой альбом/журнал. Это проходное стихотворение, написанное в минуту крайнего раздражения на монарха, который сослал Лермонтова на Кавказ и т.д. Искать здесь какой-то глубокий умысел или "антипатриотичность" или "демократичность" - это значит приписывать Лермонтову то, чего он не делал. Для Лермонтова, если он (а не Минаев) действительно был автором "Немытой России", это было стихотворение проходное, так сказать "подарок" другому человеку. И скорее всего подарок злой. Представьте, что в ваш "любовный журнал" записали антиправительственное стихотворение. В этом весь Лермонтов, увы. Желчный, злой, насмешливый и циничный, он прятал под этой маской целый мир глубоких размышлений. Но людям с ним было плохо, неуютно, как одинокому страннику бывает неуютно на снежней горной вершине - кислорода почти нет и очень холодно.
22 июля 2024
5 комментариев
Warro Онлайн
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
Попаданец-вселенец?
Warro
Нет, почему же. :)
Warro Онлайн
Scaverius
Нет, почему же. :)
Ну раз душа не местная, значит вселенец, какие могут быть варианты? При местном-то теле? Реинкарнатор?
Интересный разбор – я вообще очень люблю стихи Лермонтова.
А где вы приводите классификацию поэтов («лунный» и тд)? Тоже хочу прочитать.
Опричница
Интересный разбор – я вообще очень люблю стихи Лермонтова.
А где вы приводите классификацию поэтов («лунный» и тд)? Тоже хочу прочитать.

Да ранее приводил. Впервые сделал в своём ориджинале "Так говорил Ищущий" в следующем виде:

"О люди Солнца! Светел лик ваш и благословенно безумие, с которым вы отрицаете смерть. Ибо вы живете, как будто стали бессмертными здесь, на Земле — поистине нет конца и нет начала пути для сознания вашего. Вечно хотели бы вы бродить здесь, упиваясь живым и радуясь жизни, и поистине перерождение убеждений доступно вам только после великих бед и великих побед над собой. И взор ваш чист и ясен, бесконечно прекрасна пустота глубин его, над поверхностью мироздания скользит он, не замечая темной бездны внутри. Так говорил Ищущий.
О люди Луны! О безумцы, вы, романтики, вы, счастливые среди несчастных, несчастные среди счастливых, вы познаёте смерть при жизни. В лицо страшному чудовищу заглянули вы и остались здоровы, но сделались безумными для мира. Ибо вы живете, как будто уже умерли и перешли за грань бытия. Вечно хотели бы вы познавать, и страсть ваша к познанию чудесного, необычного и загадочного велика, как гора Эверест, и сильна, как желание человеческое. И взор ваш смутен и неясен, но прекрасна глубина его, наполненный потаенной скорбью, устремляется он в глубины мироздания, созерцая бездны и провалы внутри. Так говорил Ищущий."

Человек Солнца - рациональный, расчетливый, обращен к "солнечной" стороне жизни и любит всё, что живо, в чем радость жизни. Суть и кредо этого человека в "Поединке" выразил Куприн у Назанского: "Если меня собьёт поезд и мои кровавые кишки намотает на его колеса и я буду умирать и в этот момент спросить меня: "Жизнь прекрасна?" Я с благоговением отвечу: "Как же она прекрасна!"." (цитата неточная, по памяти). Человек Солнца чужд загадочного, таинственного, непознанного. Если это религиозный человек - то это мирской деятель или епископ "светского типа". Пример - это Арамис из "Трех мушкетеров". Если это ученый - то как правило это "естественник", очень редко гуманитарий. Люди Солнца все обросли как дополнительной кожей правилами (которые они нередко могут устанавливать для себя сами),
Человек Луны - любит таинственное, загадочное, трагическое, обращен к темам беды, печали, грусти, чуждости и смерти. Он рассматривает мир как нечто двоякое. На поверхности - смех, радость, веселье и жизнь, в глубине - противоположность печаль, трагизм, бедствия и смерть. Очень часто это или романтик или мистик. Его интересует именно "изнанка мира". Он "критик", он "подрывает основы". Но не для того, чтобы создать свои, новые (как сделал бы человек Солнца). Нет, он просто "подрывает".

Если говорить о русской классике, то люди Солнца в ней - Грибоедов, Пушкин, Тургенев, Островский, Чехов, Толстой, Тютчев, Горький, Маяковский. Пушкин и Чехов выделяются на фоне всех как почти чистые представители этого вида людей, особенно Чехов.
Люди Луны - это Лермонтов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Андреев, Блок, Есенин, Булгаков.
Есть ряд писателей и поэтов, которых невозможно отнести к тому или иному направлению - те же Куприн, Гумилёв, Набоков и т.д.

В общем, вы меня, надеюсь, поняли. Еще люди Луны и люди Солнца отличаются вот чем (снова цитата из ориджинала):

"Ищущему в солнечном свете не понять взыскующего свет лунный, и бодрствующему не понять грезящего во мраке. Поистине явь — это сон, мимолётный и быстрый для грезящего, а для бодрствующего всякий сон — явь. И неведенье живет в каждом из них относительно другого, и нарекают бодрствующие вечно при свете Солнца грезящих вечно при свете Луны безумцами, мечтателями и создателями химер, растрачивающими себя, воистину пустыми зовут их, заблудившихся во мраке. И не остаются в долгу грезящие, именуя бодрствующих филистёрами, бескрылыми кротами, убивающими крылатую мечту, безжалостными охотниками за обыденным и постоянным зовут их, блуждающих при свете дня. Так говорил Ищущий."
(цитата из ориджа).

В частности критики "реалистического" направления терпеть не могли Достоевского. Они признавали его талантливым, но лишь со скрипом. Они считали его гонцом за сенсациями, человеком, который увлекается излишне трагизмом в ущерб повествованию. Так люди Солнца смотрят на людей Луны. В смысле "чем тебе здесь, на свету плохо? Куда ты полез в свою темень и мрак?"

P.S. Стоит отличать конечно ориентацию на "Солнце" (ясное, рациональное, радостное, принимающее жизнь в её положительной стороне) и "Луну" (интуитивное, мистическое, трагическое, рассматривающее жизнь в том числе с отрицательной стороны) от подростковой хандры. "модной депрессии" и проч. бреда. Нет, "солнечный" писатель или поэт вполне может написать душераздирающую трагедию, например. Но в этой трагедии, не будет ничего.... загадочного. Да, всё будет трагично, возвышенно (см. "Борис Годунов" Пушкина), но это то, что мы видим в историческом прошлом достаточно часто. А вот Лермонтов пишет про купца Калашникова так, как будто это произошло в альтернативной реальности. Купец заранее прощается с жизнью. Он не бежит от судьбы и не пытается спастись - бесполезно. Убивая опричника, автор сказа даёт описание "и упал он словно сосенка во смолистом бору подрубленная". Иннокентий Анненский, сам замечательный поэт Серебряного Века и "человек Луны" верно заметил, что "мы испытываем ужас даже не от того, что Калашников убил человека, а что он срубил дерево из священного леса". Казалось бы - обычное бытовое происшествие в средневековой Руси. Купец вызвал опричника, поквитался за оскорбленную жену и принял смерть от царя. А Лермонтов из этого выстраивает целую трагическое повествование в почти античном духе. Ведь и опричник Кирибеевич долго сомневается, нужна ли ему замужняя жена и грустит и мучается. А судьбы не избежишь.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть