↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ArtChaos
27 октября в 00:49
Aa Aa
Я очень долго читаю, особенно потому что обычно я попадаю на что-то, вызывающее у меня какие-то слишком сильные эмоции. В позапрошлый раз это была «Не отпускай меня» Исигуро.

В этот раз я взялся за «Клару и Солнце» его же авторства. Удивительно то, что и «Не отпускай меня», и «Клара и Солнце» написаны будто бы об одном и том же, просто сеттинги немного разные:
В «Не отпускай меня» — это клоны, которых растят на органы.
В «Клара и Солнце» — это андроиды, призванные во всём помогать подросткам эмоционально и для социализации, раз уж так вышло, что в этом мире сверстники общаются дай Бог раз в месяц. А потом андроидов выкинут на свалку.

И, если быть честным, хочу спросить, может кто-то читал обе книги — вам не показалось, что во второй книге (какую бы вы не читали второй), вы уже видите одинаковые нажатия на кнопки с названием «Надавить на жалость», что приёмы точь-в-точь идентичные? Ну то есть вроде бы, когда я читал «Не отпускай меня», меня с первых страниц преследовало чувство, что ничего там хорошо не кончится, и никому не будет хорошо, просто непонятно как и почему. И вот это «Как и почему» — составляет львиную долю саспенса книги, а когда тот рассеивается вместе с однозначным ответом «как и почему» никто в этой книге хорошо не кончит, то остаётся запрос читателя, уже прикипевшего к героям, что у них всё-таки всё закончится хорошо. Учитывая основной замысел Исигуро, можно сказать, что всё кончилось так, как должно было закончится. Пишу специально аккуратно, предполагая не раскрывать, хэппи- или бэд-энд в книге или что-то ещё; просто на деле каждый решает сам.

В «Не отпускай меня» неоднозначность финала вызывается не саморефлексией на тему «А как иначе всё могло финишировать?» После лично я сказал счее, что иначе закончиться и не могло, по крайней мере так ощущается в пространстве романа. Но может у вас другой ответ на это?

А в «Кларе…» — с, на мой взгляд, абсолютно той же идеей! — неоднозначность вызывается тем, что... и тут, похоже, без спойлеров никак, но я попытаюсь сначала без них: после прочтения возникает чувство, что финальный плот-твист, предвосхищался где-то ближе к последней четверти абсолютно иным, он как будто должен был быть другим, а в итоге Исигуро как будто специально «убил на глазах у всех кутёнка», вызывая дешёвые эмоции.

А теперь со спойлерами:
Действительно, к третьей четверти романа Мама Джози (девочки-«владелицы» андроида Клары) как будто бы прониклась собственными чувствами к андроиду, и стала относится к ней не как к предмету, но как к члену семьи — что ещё ближе к финалу вроде как подтверждается тем, как она ринулась защищать семейного андроида от экспериментов на благо андроидов, даже не выслушав Каппальди, «художника», готовившего «копию» Джози, когда/если та умрёт.

Как там? «Она заслуживает право на медленное угасание!»
И в итоге она реализует своё право на медленное угасание… на свалке! Вполне довольная тем, что вышло в итоге, если быть честным.

И как же тут не вспомнить Роя Батти? Клара тут полный его антипод — «я выполнила задачу, нейросеть андроида получила балл, нейросеть молодец» [да, это аллюзия на машинное обучение]
И если Рой цеплялся за жизнь и хотел её продлить, забив на «предназначение», данное ему людьми при создании, Клара же спокойно принимает и цель, и скорый конец. И наверно только это не позволяет мне назвать конец Клары однозначно грустным.

Но, если честно, я не понимаю Мать — «медленное угасание» на свалке точно лучше, чем дать человеку радеющему за андроидов покопаться в «чёрном ящике» Клары? Чем это лучше-то? Конечно, вся эта линия про «помощь Солнца» прошла мимо Мамы — про этот «договор» Клары и Солнца только Рик и догадывался, но у меня создалось впечатление (наверняка ложное), что и Мать прониклась тем, как Клара старалась помочь её дочери и от этого защита варианта свалки вызывает у меня недоумение.

Люди к обычным-то вещам прикипают и не могут их выкинуть из-за историй, связанных с этой вещью, испытывают ностальгию и «благодарность» вещи, а тут не просто вещь, тут вообще-то человекоподобный андроид! Но мы его выкинем всё равно. Да оставь ты его дома прислуживать, Господи Боже! Тут ещё возникает вопрос «пользования» Джози самой Кларой — то есть «ты меня подожди в магазине, я тебя обязательно заберу с собой» и много разных «я буду лучшим дру... хозяином», но потом, лет через 6-8 я и не вспомню, когда тебя выкинут на помойку.

Мне вот и казалось, что, когда стало понятно, что Джози выживет, то всё планомерно логично начало скатываться к такому финалу: Джози выжила, Клару оставляют в доме как почётного андроида, и вроде ХЭ, но потом Клара видит Розу, свою давнюю приятельницу-андроида с которой они вместе продавались в магазине и видит её или на свалке, или на положении какого-то побитого жизнью раба, что вполне заложит в читателя мысль — ХЭ-то он, конечно, ХЭ, но ведь Клара может быть единичным случаем, а большинство людей всё-таки скоты. А так ты думаешь, что люди в романе мало того что скоты, так ещё и жуткие лицемеры.

Короче, несмотря на то, что «Клара…» технически вроде бы выполнена также безукоризненно (за что спасибо и переводчикам), но в целом оставляет ощущение вторичности и непродуманно-второпях написанной концовки.

И, кажется, в этот раз оно не отпугнёт меня от чтения чего-то более сложного, чем фанфики, более чем на год.
27 октября в 00:49
4 комментариев из 5
Тема источников органов для трансплантации в фантастике появилась сразу же, как только появились первые успехи в трансплантологии. Когда-то попадались такие тексты западных авторов, далеко не один раз, с вполне предсказуемым происхождением «источников».

Про андроидов тоже полно работ, примерно с одинаковыми идеями.

В этом случае ещё надо обратить внимание на личность автора. Даже выросшие в другой культуре, как Исигуро, японцы не могут без страданий и панически боятся хэппиендов. И зачастую доводят это до абсурда. Если речь о серьёзных работах, конечно.

одинаковые нажатия на кнопки
По всей японщине одинаковые. Одни и те же приёмы давления на психику читателя и зрителя. И не японцы тоже начали их же заимствовать.

впечатление было... бешенство было
Это единственная эмоция, которую у меня стабильно вызывают серьёзные работы японских авторов. Потому что отчётливо вижу все эти «нажатия на кнопки», сам неплохо научившись манипуляциям за время работы в бизнесе. И меня злит, когда меня держат за лоха, которого можно развести на эмоции и под это впарить какие-то свои идеи.

Но все-таки больше всего бесит идеология смирения.
Опять же, смотрим на национальность автора. У американских авторов источники органов регулярно бунтовали, в отличие от...
Показать полностью
Сейчас мне кажется, что «Не отпускай меня» берёт за душу именно тем, кого Исигуро топит там — это всё-таки биологически выращенные клоны, то есть реально живые организмы, да и ощущение садизма возникает, когда понимаешь, что их зачем-то учили на полном пансионе. То есть, вы же можете вырастить и просто клона, не делая его умным, интеллигентным и образованным?

А Клара — всё-таки андроид. И при всех выше обозначенных мной оров по поводу лицемерности и скотства людей, ощущение от «Клары» складываются вполне себе ХЭ, на первый взгляд. Нейросеть ведь выполнила задачу? Да? Ведь да же? *Падме.жпег*
Odio inventar nombres
Вероятно, я читал мало японцев! Но, в целом да, ощущение шитости белыми нитками присутствует. Если задуматься, и в «Не отпускай меня».

Хотя! Тот же Мураками, Норвежский лес, заканчивается наоборот, вполне себе ХЭ для главного героя... Или я читал мало Мураками?
ArtChaos,
и ощущение садизма возникает, когда понимаешь, что их зачем-то учили на полном пансионе. То есть, вы же можете вырастить и просто клона, не делая его умным, интеллигентным и образованным?
А это ещё одна «кнопка». Стандартный шаблон: максимально подробно познакомить с персонажем, сделать так, чтобы он читателю максимально понравился, а потом устроить этому персонажу лютый песец. Если читатель попадётся здесь, то потом под раскачанные эмоции можно спокойно внушить всякую хрень.

всё-таки андроид
Здесь можно вспомнить аниме «Пластиковые воспоминания». Сделать андроида, идентичного человеку по внешности и поведению, в форме милой девочки, потом познакомить её с главным героем и со зрителями, а потом объявить, что этой девочке осталось существовать месяц. Тот же шаблон, в принципе. Благо, народ разобрался. Раньше были множество положительных отзывов с кучей соплей. А теперь массово пошли отрицательные.

Ах, да. Меня когда-то, лет 10 назад, из-за этого аниме банили на нескольких сайтах. Я спросил, была бы такая же реакция, если бы андроид был сделан в форме парня. Обиделись...

Но, в целом да, ощущение шитости белыми нитками присутствует.
Ну вот, мне недавно довелось прочитать визуальную новеллу «White Album 2», от которой я раньше только OST слушал — от той музыки я в восторге много лет. Знал, что там очень неприятные персонажи, как о них отзывались, а жанр романтики мне в целом редко интересен. А тут восстановил потерянный при смене компа OST (не смог найти архив), ну и решил прочитать своими глазами.

Так вот, «неприятные» — это избыточно политкорректная формулировка. Во-первых, мрази каких поискать, хотя сначала кажутся даже харизматичными. А во-вторых, их характеры произвольно меняются в угоду сюжету, особенно в разных рутах. Как раз, всё шито белыми нитками, чтобы только надавить на эмоции читателя и вдолбить ему в голову выгодные японскому обществу шаблоны поведения. Причём, всё это делается с максимальной упоротостью, авторы совершенно не стесняются, если кто-то заметит все эти манипуляции читателем. Максимально, через все три канала (визуал, аудио, текст) стараются вынести мозг.

Вероятно, я читал мало японцев!
В целом, WA2 я не рекомендую — есть шанс увеличить количество морально пострадавших от этого шедевра ублюдочности в красивой упаковке. Но если на свой страх и риск, то себе на комп новеллу можно не ставить, есть полное прочтение на видео. Там есть хэппиенд, в реалистичность которого мало кто верит, и есть много других концовок — максимально далёких от понятия «хэппи» — японцы без пиздостраданий не были бы японцами.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть