↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind Онлайн
15 ноября в 10:00
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года #история

Владимир Леонидович Муравьев (1861–1940). Поздняя осень
Один из забытых русских художников, о котором не упоминают ни толстые монографии, ни пудовые альбомы под заглавием «Русский пейзаж». А личность, между прочим, необычная. Начиная с его замечательной родословной.
Он внук графа М.Н.Муравьева-Виленского — весьма спорной фигуры российской историографии, из тех, кого именуют «столпами самодержавия»: гродненский, минский и виленский генерал-губернатор, жестоко подавивший польские восстания в Северо-Западном крае.
Все помнят некрасовские «Размышления у парадного подъезда»? «Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках…»
В доме с парадным подъездом (Литейный пр. 37/39 — «дом Пашкова»), находившемся практически напротив квартиры Некрасова, как раз и жил вот этот самый М.Н.Муравьев, дед художника: тогда он был министром государственных имуществ.

(Позже Некрасов, отчаянно пытавшийся спасти от закрытия свой «Современник», прочитал на торжественном обеде в честь «героя» этого своего стихотворения хвалебную оду… и всю оставшуюся жизнь не мог себе этого простить — тем более что журнал все равно прихлопнули: даже жертва совестью и репутацией не помогла.
А еще позже… Неисповедимы пути политической истории: при тоталитарном советском режиме школьникам внушали, что владелец дома с «парадным подъездом» — тиран и палач народов, а в обновленной демократической России ему поставили памятник. В Калининграде. Любопытно, как бы это прокомментировал Некрасов?)

Когда же графа спрашивали, не родственник ли он известному декабристу, тот отвечал: «Я не из тех Муравьевых, которых вешают: я из тех, которые вешают!» Так за ним закрепилось прозвище «Муравьев-Вешатель».
Граф чуть-чуть лукавил. В юности он успел принять участие в войне 1812 года (был тяжело ранен при Бородине), а потом вступил членом и в «Союз спасения», и в «Союз благоденствия» — но отошел от революционных идей еще в 1820 году. После восстания 1825 г. он даже привлекался по делу декабристов, но был оправдан (хотя ни на кого из бывших сподвижников, кроме уже арестованных, так и не показал).
Декабристом был и его брат, А.Н.Муравьев, приговором суда осужденный по VI разряду. А племянник — вообще фигура мировой известности: это, ни более ни менее, революционер-анархист М.А.Бакунин.
Так что со стороны отца (герольдмейстера и тайного советника) у графа-художника В.Л.Муравьева очень интересные предки: дед — оплот самодержавия, двоюродный дед — декабрист, а двоюродный дядя — революционер и знаменитый теоретик анархизма. В отцовской родне затесались также такие древние фамилии, как Голицыны, Мордвиновы, Саблуковы, Шереметевы… А через свою бабку Пелагею Шереметеву наш граф-художник доводится еще и троюродным внуком светилу русской поэзии и дипломатии Ф.И.Тютчеву.
Да и со стороны матери — урожденной Оржицкой (тоже, кстати, дочери декабриста) — ничуть не бледнее. Оржицкие вели свой род от графов Разумовских и Нарышкиных, через которых приходились родственниками императрице Елизавете Петровне.
Таким образом, по материнской линии Владимир Муравьев был сродни как российским царицам, так и их фаворитам, а по отцовской — мятежникам и «государственникам», поэтам и мыслителям.

А теперь о самом художнике. Тут тоже всё нетривиально.
Владимир учился в Пажеском корпусе, но интереса к военной карьере у него так и не прорезалось. Он бросил корпус и определился вольноприходящим учеником в пейзажный класс Петербургской Академии художеств. Учился у М.Клодта, К.Крыжицкого, а позднее увлекся живописью Ю.Клевера.
Но и художественное образование его не отличалось систематичностью: повеса и гуляка, завсегдатай светских сборищ, он жил на широкую ногу, благо происхождение и деньги позволяли. Искусство для него было лишь развлечением.
В 1883 году Муравьев женился на Вере Комиссаржевской, в будущем знаменитой актрисе. Супружеская жизнь не сложилась, и спустя два года Муравьев изменил жене ради ее же сестры — Надежды. Но и второй брак скоро распался. У обеих жен граф не оставил доброй памяти.
Живопись этого блестящего дилетанта не знала ни взлетов, ни падений. Он был вне моды и художественных течений; всегда писал картины в мастерской, часто по памяти или фантазируя во время сеанса, — увлечение пленэром его не коснулось. Сюжеты Муравьева не отличались разнообразием: он питал пристрастие к охотничьим сценкам, которые нередко дополнялись эффектными романтическими закатами и восходами.
В отличие от того же Клевера, активно занимавшегося «самопиаром», Муравьев не стремился к художественным званиям и наградам. Клевер, чья известность дожила до наших дней, мог подготавливать общественное мнение, приглашать журналистов на свои выставки и чуть ли не диктовать хвалебные статьи о своих картинах в ведущие газеты; Муравьев до этого просто не снисходил. В его сознании титул перевешивал любые возможные почести, на которые в то время в России мог рассчитывать художник. С неизменным постоянством он подписывал свои картины — «граф Муравьев».
По законам нравоучительных повестушек, такое глупое тщеславие обязано непременно сопутствовать бездарности. Однако не сопутствовало — картины были хорошие.
Откуда у великосветского фата взялось такое тонкое чувство природы, хотя он куда больше времени проводил на балах и в ресторанах, чем на этой самой природе, — вопрос, не имеющий ответа. Со временем граф выработал свой собственный живописный почерк: сначала писал маслом, а к началу XX века перешел на смешанную технику, часто используя гуашь. Его картины легко узнаваемы благодаря своеобразной фактуре: стволы и ветки деревьев часто процарапывались пером либо рельефно выделялись красками. Для изображения заснеженных полян применялся широкий мазок.

А потом возьми и случись революция. Однако Муравьев не эмигрировал и даже не попытался как-то подстроиться под новую власть — то ли в силу некоего общего раздолбайства и пофигизма, то ли еще почему (вот сейчас только поняла, что граф-баламут у меня смутно ассоциируется с Сириусом Блэком). Он просто продолжал писать свои излюбленные сюжеты.
Гражданская война забросила потомка тиранов и революционеров в Ростов-на-Дону. Происхождение ничуть ему не мешало: Муравьев представлялся внуком знаменитого декабриста, благоразумно не вдаваясь в уточнения. (Справедливости ради, у него было на это все-таки побольше оснований, чем у детей лейтенанта Шмидта.)
Но вот богатых заказчиков не случалось, а новой власти требовались другие картины. Возможно, охотничьи пейзажи Муравьева могли бы понравиться советским вождям, которые, как известно, любили поохотиться… но маркетинговых навыков художник так и не выработал. Он писал все меньше, зато все больше пил — и вынужден был сбывать свои изящные пейзажи по бросовым ценам на ростовском базаре.
Всеми забытый «бывший» граф умер накануне Великой Отечественной войны.
В одном он повторил судьбу своего знаменитого предка, профессионального дипломата и поэта-любителя Федора Ивановича Тютчева: созданное ими «для души» оказалось более долговечным, чем то, что они принимали за главное содержание своей жизни.
Родной ландшафт… Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой…
Все голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья —
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера…

Ф.И.Тютчев
____________________________________
На волне своих разысканий по Муравьеву задалась вопросом о социальном происхождении художников и композиторов (про писателей все более или менее в курсе) старой России.
И вот результаты. Как сказала одна полулегендарная личность почти две тыщи лет назад, «дух веет где хочет».

Художники и скульпторы (по алфавиту)
Из крестьян:
Архипов — сын вольноотпущенных крепостных (Рязанская губ.)
Кипренский — внебрачный сын ораниенбаумского помещика Дьяконова, приписанный к семье крепостного (получил вольную в 6 лет и был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств)
Конёнков — из семьи выкупившихся на волю зажиточных крестьян (Смоленская губ.)
Корзухин — сын заводского крепостного (Екатеринбургская губ.)
Максимов — сын казенного крестьянина Новоладожского уезда
Малявин — из семьи государственных крестьян (Самарская губ.)
Опекушин — крепостной ярославского помещика, выкупившийся на волю в 20 лет для обучения в Академии художеств
Сорока — крепостной тверского помещика
Тропинин — крепостной новгородского помещика, получивший вольную только в 47 лет
Шадр — сын сельского плотника (Оренбургская губ.)

Из купеческого сословия:
Айвазовский — армянин (из галицийских армян), сын купца, всю жизнь прожил в Феодосии
Бакст (Розенберг) — из белорусских евреев-коммерсантов
Бродский — из бердянских евреев, сын купца II гильдии
Венецианов — сын московского купца II гильдии; прадед художника (Михапуло-Проко) — грек, приехавший в Россию в 1730–1740 гг.
Кандинский — из нерчинских купцов, потомков каторжан
Коровин — сын обанкротившегося московского купца
Крыжицкий — из купеческой семьи польского происхождения
Лагорио — сын феодосийского купца из аристократического генуэзского рода и матери-немки
Мухина — дочь рижского коммерсанта и мецената
Нестеров — сын оренбургского купца (интеллигентная семья с религиозно-патриархальным укладом)
Остроухов — сын московского купца, потомственного почетного гражданина
Прянишников — сын калужского купца I гильдии
Репин — из «неслуживых» казаков Харьковской губернии, занимавшихся торговлей
Саврасов — сын московского купца III гильдии
Шишкин — сын елабужского купца-хлеботорговца из крестьян

Из духовного сословия:
Васнецовы (братья) — вятчане, дети потомственного православного священника (внук Виктора тоже стал художником)
Кустодиев — внук сельского дьяка и сын преподавателя астраханской духовной семинарии
Левитан — из литовских евреев, сын раввина
Левицкий — сын киевского священника (а также гравера и живописца)
Лентулов — сын сельского священника (Пензенская губ.)
Остроумова-Лебедева — внучка протоиерея и дочь сенатора, чиновника Святейшего Синода
Хруцкий — сын греко-католического священника (Витебская губ.)

Мещане — от ремесленников до чиновников:
Алексеев — сын сторожа Императорской Академии наук (СПб)
Антокольский — из виленской еврейской семьи, сын содержателя харчевни
Богаевский — сын мелкого служащего феодосийской городской управы
Борисов-Мусатов — сын саратовского мещанина из бывших крепостных
Бялыницкий-Бируля — из семьи мелкого арендатора, служащего пароходства (Могилевская губ.)
Васильев — сын мелкого петербургского чиновника
Воробьев — сын обер-офицера, который служил вахтером в Императорской Академии художеств
Голубкина — из мещанской староверческой семьи, занимавшейся огородничеством (Рязанская губ.)
Грабарь — сын преподавателя гимназии, бывшего венгерского парламентского депутата, в 1876 г. вынужденно эмигрировавшего в Россию
Дейнека — сын курского железнодорожника
Крамской — сын острогожского писаря
Куинджи — сын мариупольского сапожника приазовско-греческого происхождения
Маковские (три брата и сестра) — дети московского бухгалтера и художника-любителя, из обрусевших поляков; мать — немка, дочь купца III гильдии, померанского выходца
Петров-Водкин — сын сапожника (Саратовская губ.)
Пименов — сын мелкого петербургского чиновника
Рерих — сын петербургского нотариуса, чьи шведско-датские предки перебрались в Россию в начале XVIII века. Мать — русская
Суриков — сын коллежского регистратора из сибирских казаков
Федотов — сын бедного московского чиновника из отставных поручиков
Шагал — из белорусских евреев, сын приказчика
Юон — сын служащего московской страховой компании, германо-швейцарского происхождения

Из дворян:
Боголюбов — из офицерской семьи (Новгородская губ.), внук Радищева
Верещагин — сын предводителя череповецкого дворянства (Вологодская губ.)
Врубель — из офицерского рода, польского происхождения (родился в Омске)
Ге — сын воронежского помещика, чей дед, французский дворянин, эмигрировал в Россию после начала Великой французской революции 1789 г.
Дубовской — сын казака, войскового старшины Войска Донского
Клевер — сын химика, преподавателя института в Дерпте, из прибалтийского немецкого рода
Клодт — из офицерской семьи, потомок русского баронского рода Клодт фон Юргенсбургов, переселившегося в Лифляндию в 1515 г. Племянник скульптора Клодта
Кончаловский — сын издателя и переводчика (художник впоследствии станет дедом двух известных режиссеров — Н.Михалкова и А.Кончаловского)
Малевич — сын управляющего из польских шляхтичей Волынской губернии (художник себя считал то поляком, то украинцем)
Мартос — сын казацкого старшины (Черниговская губ.)
Мясоедов — потомок древнего дворянского рода, уроженец Тулы
Перов — внебрачный сын тобольского прокурора Криденера (с XIV века — русский баронский род немецкого происхождения). Мать — русская
Поленов — из культурной дворянской петербургской семьи: среди его предков — академики, правоведы, дипломаты, писатели, археологи…
Семирадский — из мелких шляхтичей смешанного украино-польско-литовского происхождения
Толстой (Федор) — граф, дядя А.К.Толстого и двоюродный дядя Л.Н.Толстого
Ярошенко — сын полтавского офицера

Из семей художников и других деятелей искусства:
Бенуа — сын архитектора, чей отец происходил из французских крестьян, оказался в России в конце XVIII века и женился на немке; мать художника — дочь архитектора Кавоса, итальянского происхождения
Боровиковский — потомок иконописцев, из днепровских казаков
Брюллов — сын академика-скульптора П.Брюлло, потомка французских гугенотов, которые после отмены Нантского эдикта обосновались в Люнебурге, а в 1773 г. эмигрировали в Россию
Гончарова — дочь московского архитектора (из дворянского рода)
Иванов — сын профессора живописи, выросшего в Воспитательном доме
Корин — из семьи потомственных иконописцев, родился в с. Палех
Крымов — москвич, сын художника
Лансере — сын скульптора (прадед — пленный майор наполеоновской армии, оставшийся жить в России)
Пластов — из семьи иконописцев (Симбирская губ.)
Рябушкин — сын и брат тамбовских иконописцев
Серебрякова — сестра Лансере и племянница Бенуа
Серов — сын композиторов (отец и мать); прадед К.Габлиц — сенатор и академик — из крещеных немецких евреев, перебравшихся в Россию в 1758 г.
Сомов — сын хранителя Эрмитажа
Чернецовы (братья) — дети костромского иконописца
Шубин — сын архангелогородского крестьянина, потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости
Щедрин (Сильвестр) — сын петербургского скульптора (родившегося в семье солдата лейб-гвардии) и племянник пейзажиста Семена Щедрина

Композиторы — тоже картина более чем пестрая:
Алябьев — из дворян, сын тобольского губернатора
Аренский — сын новгородского врача, музыканта-любителя
Асафьев — сын мелкого петербургского чиновника
Балакирев — из дворян Нижегородской губернии, сын титулярного советника
Березовский — из дворянской малороссийской семьи
Бородин — побочный сын грузинского князя Гедианова и петербургской русской мещанки
Бортнянский — сын русина, выходца из Малопольского воеводства
Варламов — сын мелкого московского чиновника из «молдавских» дворян
Верстовский — внук внебрачного сына генерала Селиверстова и пленной турчанки
Глазунов — из дворянского рода; династия книгоиздателей; мать была пианисткой
Глинка — сын отставного капитана из смоленской шляхты
Гурилёв — сын крепостного музыканта, позднее приписанного к сословию мещан
Даргомыжский — сын петербургского чиновника и княжны, вышедшей замуж против воли родителей
Кюи — сын наполеоновского солдата, после 1812 года оставшегося жить в Вильне преподавателем французского языка
Лядов — сын петербургского дирижера
Мусоргский — сын мелкого чиновника, потомка старинного дворянского рода из смоленской ветви Рюриковичей
Направник — сын учителя, чех; с 21-летнего возраста жил и работал в России
Прокофьев — из екатеринославской купеческой семьи
Рахманинов — из дворян Тамбовской губернии (по преданию, ведущих род от молдавского господаря Рахманина); отец был музыкантом
Римский-Корсаков — сын губернатора из дворянской семьи с традицией флотской службы
Рубинштейн — из еврейской купеческой семьи (Подольская губ.)
Серов — сын петербургского чиновника, отец художника Серова
Скрябин — москвич, из выслужившихся дворян (прадед еще был из «солдатских детей»)
Стравинский — сын оперного певца и пианистки (оба — украинского происхождения)
Танеев — из дворянского рода, сын врача, музыканта-любителя
Чайковский — сын горного инженера (Удмуртия); в четвертом поколении по отцовской линии имел в роду казаков и православных шляхтичей, по материнской — французов и австрийцев
Шостакович — сын чиновника Палаты мер и весов (и заодно «потомственного» революционера: до прадеда включительно все Шостаковичи принимали участие в антиправительственных выступлениях)
15 ноября в 10:00
6 комментариев из 13
nordwind Онлайн
Матемаг
Это по сведениям Википедии.
Матемаг Онлайн
nordwind, ну я хз, прост если сравнивать, то Хабаровск по параметрам (жаркости лета и холодности зимы) оч близок к резко-континентальному. И расстояние в тысячу км от моря этому очень способствует. Конечно, до какой-нибудь Якутии с +40 летом и -55 зимой далеко, но +40 летом как раз есть, а зимой -40. Т.е. вся поправка к резко-континентальности - это более тёплая зима. Ну вот может, и вправду перепад между летом и зимой более плавный, судя по вашим данным.
Матемаг
у нас иногда такая осень бывает. Когда уже в октябре снег уже ложится намертво, а листья не успели облететь.
Матемаг Онлайн
клевчук, ...в октябре листьев у нас уже нету:) (ладно, может, не в начале октября, а в середине, точно не помню) Причём первая облетает как раз рябина, что особенно удивило на картине. Ладно бы ещё всё остальное, но рябина почему нет??
nordwind Онлайн
Матемаг
Ну да, на климат много факторов влияет, на самом деле. Во всяком случае, нас разделяет больше пяти тыщ километров, да еще и "по диагонали": т. е. и широта, и долгота совершенно другие. Так что разница в осенних погодах не удивительна. У нас как-то и в июне случился снегопад, а в мае так вообще частенько. Бедные наши деревья так недоверчиво весной распускаются... где-то к концу мая поближе... и имеют все основания для этой недоверчивости 🙂
Всё хочу посетить Дальний Восток. В Японии была, а во Владивостоке, например, не была: даже неприлично. Куда там вообще лучше податься, какой город интереснее?
Матемаг Онлайн
nordwind
У нас как-то и в июне случился снегопад
Снегопада не бывало (хотя, может, не помню), но как фотались все с гигантской горой снега 1 июня - помню прекрасно:) А в мае только ледоход.

где-то к концу мая поближе
Ахахах, наши деревья в это время занимаются зимним сном:)

а во Владивостоке, например, не была
Ну Владивосток и мой город или, допустим, Хабаровск - это очень разные города. Владивосток тёплый и очень, очень, ОЧЕНЬ дорогой город.

Куда там вообще лучше податься, какой город интереснее?
Честно говоря, я не мастер путешествий:) Ну, про Владивосток все говорят, я лишь добавлю, что туда надо деняк побольше брать, хех. А так - море тёплое. С другой стороны находится мой Хабаровский край, где море холодное, да и городов на море не так много, а больше в лесах затеряно. Хабаровск красивый, так-то, по крайней мере, центр Хабаровска. Плюс пейзажи амурские прям оч хороши, особенно подальше от города. Вот тут вот https://fanfics.me/message694228 недавно о ДВ говорили, если что. Всё хотел фотки в тот тред накидать Амура, а не судьба, обидненько.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть