Коллекции загружаются
#история
Изучая различную информацию по Аткарскому уезду (Саратовская губерния), наткнулась на интересный раздел в Трудах Саратовской Учёной Архивной Комиссии (год издания 1912). «Борьба с сектанством в Аткарском уезде. Материалы из архивных дел 1857-1867 гг.» Статья очень большая, поэтому я разобью её на несколько частей. Часть 1 Одно из первых мест в Аткарском уезде, куда проникла молоканская секта — удельное село Вязовка. В 1857 году там уже были пожилые люди (Афиноген Каныгин, зять его Трофим Подсекалов, Никита Семиков и др.), которые поженились по молоканским обрядам и имели взрослых детей, рождённых в молоканстве. В 30-40 гг. того же столетия эта секта появляется в селе Малых Копенах. Её приверженцы, не взирая на большое расстояние друг от друга (около 150 вёрст или 160 км), завязывают между собой близкое общение. К концу 1850 года между ними возникают молоканские браки, которые и послужили предлогом к началу против молокан уголовного преследования. В это же время секта стала незаметно распространяться на соседние с Вязовкой селения — Судачье и Берёзовку. Первое дело началось из-за молоканского брака между крестьянином с. Копен Петром Прохоровым Сысуевым и девицей из с. Вязовки Фёклой Трофимовой Подсекаловой. В 1857 году последнюю доставили в Аткарский земской суд, где сообщили: «В с. Копенах в семействе Прохора Сысуева явилась неизвестная жинка. Прохор хоть и выдаёт её за жену своего сына Петра, женившегося в с. Вязовке, но так как он не имеет ясных доказательств, что неизвестная есть жена его сына, то управление и представляет её на независящее распоряжение земского суда». На дознании в земском суде выяснилось следующее: семейство Сысуевых по религиозному возрению делится на православных и молокан. Сам Прохор с двумя младшими дочерьми содержат православие, а жена его Марфа с сыновьями Петром, Созонтом и Александром состоят в сектанстве. Желая женить своего сына Петра на единоверке, Марфа, вопреки согласия своего православного мужа, отправилась с сыном в с. Вязовку, в дом Трофима Подсекалова, и в этом же доме женила Петра на дочери последнего, 18-летней Фёкле, которую в качестве снохи и привезла в с. Копены. После проверок и перепроверок по месту жительства обоих семейств, дело перекочевало в уездный суд, где спокойно и пролежало 2 года и 9 мес. В 1859 году уездный суд раскритиковал действия земского суда и потребовал более тщательного допроса семейств: «... Трофим Подсекалов объяснил, что он с семьёй с давнего времени содержит молоканскую веру, но с какого времени не сказал, между тем присовокупил, что означенная дочь его Фёкла просватана им за Петра Сысуева с общего их согласия, брак совершён им самим в его доме через прочтение каких-то молитв, но имел ли он на это какое-либо право осталось не спрошенным. А так же следует спросить, где и когда он сам на своей Ирине Афиногеновой венчан и какие имеет доказательства, что она ему жена...» Кроме этого было обнаружено, что в 9 ревизии (1850 г) жена Трофима Подсекалова, Ирина, за ним не показана (т. е. вообще не переписана в этой ревизии). То же самое у Прохора Сысуева: его жена Марфа за ним не показана, а его сыновья Пётр, Созонт и Александр записаны незаконнорождёнными. 25 ноября 1860 г. уездный суд в своём секретном докладе писал следующее: «Крестьянин Трофим Подсекалов с женой своей Ириной …. подтвердили свои прежние показания. Права или дозволения на совершение брака своей дочери он не от кого не имел. Сам он со своей женой Ириной повенчан таким же порядком в доме своего тестя Афиногена Каныгина, также самим Каныгиным. На каковой допрос заключено было пригласить священника для увещевания Подсекаловых, но последнии, не дождавшись этого, самовольно из суда уехали на своё жительство в с. Вязовку. Имея ввиду, что Подсекалов обвиняется: во-первых, в содержании молоканской секты, во-вторых, в присвоении себе власти совершать таинство брака, в-третьих, в незаконном сожительстве со мнимой женой своей Ириной Афиногеновой, то следует Подсекаловых вновь вызвать в суд (в 4 раз) для увещевания в их заблуждении в столь вредной ереси и, в случае не оставления ими оной, заключить их под стражу». На докладе помечено: «Исполнено 15 декабря 1860 года». 29 ноября в 16:45
3 |
Jinger Beer
Запись в церковной метрической книге была официальным документом. Нужно подтвердить рождение, брак или смерть - идти к священнику и бери выпись из метрической книги. ЗАГСы только после революции появились. А большинство сект метрических книг не признавали, проводили какие-то свои обряды, к тому же некоторые из них практиковали многожёнство. |
Кровавая Анна
Церковь от государства отделили, но и государство опять же всеми лапами залезло в ячейку общества. 1 |