↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Viola ambigua
1 января в 20:52
Aa Aa
#кино #картинки_в_блогах
У меня тут проходит #новогодний_киномарафон и в числе прочего я решила провести археологические изыскания экранизаций #Джейн_Эйр. По большей части эталоном и точкой отсчёта для всех бронтеманок (бронтисток?) служит сериал 1983 года, и я не исключение. Итак, что же было до сериала с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном?

США, 1934 год

Да, эта вот яркая, гм, блондинка - Джейн. О Рочестере говорить особо нечего - джентльмен как джентльмен.
С самого начала, когда Джейн валит Джона Рида на диван и натурально душит, понятно, что у миссис Рид не было другого выхода, чем отправить эту агрессивную малолетку в колонию приют. На тетю Джейн просто орёт, не испытывая никаких рефлексий и страданий. Из Ловуда с поста учительницы её выгоняет Брокльхерст за дерзость. Леди на прощанье желает: "Гореть тебе в аду, старый крокодил" и отбывает. Вопрос о рекомендациях остаётся открытым. Т.к. фильм короткий, Джейн встречает Рочестера прям по пути в Торнфильд и на его вопрос, зачем она туда направляется, с достоинством отвечает: "Не ваше дело". С земли она его поднимает мощным рывком, никаких: ах, дайте я обопрусь на ваше хрупкое плечико. Джентльмен в возрасте сразу незамысловато влюбляется в бойкую красотку, особенно после того, как она, смело декольтированная, поёт ему за роялем. В середине много места занимает Адель, которая постоянно весело прыгает, падает и визгливо рыдает. Это дает Джейн повод лазить за ней на дерево и вообще проявлять силу духа, а Рочестеру восхищаться. Бланш тут прям симпатичная, леди в возрасте, с юмором, общается с Эдвардом, как старая подруга, она явно была бы ему лучшей партией. Также симпатию вызывает и Берта, которая среди бела дня внезапно является на люди, аккуратно одетая и причёсанная, радуется, что у них с Эдвардом скоро свадьба и нежно спрашивает у Джейн, не гостья ли она. Эдвард объясняет, что да, ну жена, ну сумасшедшая, но они уже в процессе развода (!) и со дня на день придут документы. Документы действительно присылают сразу после бегства Джейн. Вопрос, почему со свадьбой нельзя было подождать до развода, также повисает в воздухе. Дальше фильм стремительно приближается к концу серией коротких эпизодов. Джейн ушла - Джейн где-то работает - вас вызывает к себе мистер Риверс (некий почтенный старичок) - мисс Эйр, вы согласились ехать с нами в Индию, не соизволите ли выйти за меня замуж, вам там понадобится защита - ок, я подумаю - дорогой дневник, завтра я выхожу замуж за мистера Риверса - приезжает слуга из Торнфилда, мисс Эйр, у нас там такое дело, крч все умерли был пожар и хозяин теперь калека. Свадьба, занавес.
В принципе, я довольна, что посмотрела, это было очень смешно.


В отличие от экранизации 1943 года, также США.


Разумеется, Джейн играет голливудская красотка, Джоан Фонтейн. Но пока Джейн повзрослела, я успела уже разбить себе лоб фейспалмами и выдохнуться от Ловуда, так что Джоан не особо меня всколыхнула. Ловуд, товарищи, это натуральная колония для малолетних преступниц. Во-первых, они там ходят строем и всё делают по звонку или по щелчку пальцев учительницы. Вскочили с кроватей, застыли перед ними строем. Звонок. Шагнули вперед к ряду тазов. Звонок. Начали споро умываться. И т.д., и т.п. Во-вторых, здание - чисто сарай. Далее, Элен. Элен, товарищи, играет маленькая Элизабет Тейлор, уже тогда бывшая красоткой. Никакой неотмирности и чахотки у неё нет, у неё есть красота и прелестные завитые локоны. Когда Брокльхерст предсказуемо интересуется, что за херня на голове у Элен Бернс, учительница нагло врёт, что волосы у Элен вьются от природы. Брокльхерст собственноручно срезает локоны, Джейн кричит: не надо, на надо, лучше постригите меня! В наказание девочки... язык с трудом повинуется мне, перо выпадает из ослабевших рук, но так и было... девочки ходят кругами по двору под проливным дождём с плакатами на груди, держа в вытянутых руках по утюгу. Тут-то Элен и умирает от простуды. Мисс Темпл в сюжете заменяет некий добрый доктор Риверс. Становится понятно, что это единственный Риверс, которого нам отсыпали в экранизации, и кузенов не будет.
Проходит 10 лет. Брокльхерст (который, так же, как и в экранизации 1934, не попечитель, а как бы директор, и постоянно тусуется в школе. И его никто не отстранял) предлагает попечительскому совету перевести Эйр в учительницы, т.к. ей можно будет платить в два раза меньше, чем учительнице со стороны, а поведение у неё вроде как исправилось. Джейн гордо отказывается оставаться в этой тюрьме и уходит. И снова остро встаёт вопрос о рекомендациях, которые в книге в первую очередь попросила предоставить миссис Фэйрфакс! Ни опыта работы, ни рекомендаций. Не удивительно, что с таким багажом Джейн привозят в какие-то подозрительные развалины, с остановкой в пабе, где к ней нагло пристаёт какой-то алкаш, приглашая выпить с ним кружечку пива.
Торнфилд это отдельный вопрос, возможно, самый животрепещущий вопрос всего фильма, который для меня перевесил даже претензии к героям. Есть подозрение, что декорации просто остались от какого-нибудь готического хоррора и ими решили воспользоваться для экономии. Однако, приходилось мне видеть старые экранизации Дракулы, где замок в Трансильвании выглядел намного приличнее, и даже стены в нём были оштукатурены. Здесь же сельский эсквайр средней руки живёт в средневековом замке. Стены в комнатах сложены из огромных грубых камней и ничем не отделаны, также в наличии средневековые камины, где можно зажарить барана целиком. Дальше становится понятно, что от хоррора также остались декорации средневекового кладбища и искусственный туман, который традиционно стелется по земле, когда Рочестер и Джейн гуляют в типа английском парке.

На одной из картинок мы видим Рочестера. Для такой красотки, как Джейн, он действительно так себе партия, к тому же он грубое хамло. Например, когда Джейн первый раз приходит к нему в гостиную, он сидит в одной рубашке (напомню, по меркам 19 века рубашка - нижнее белье) и с закатанной штаниной и парит больную ногу в тазике. Джейн заботливо подливает в тазик кипяток из чайника. Такие вот традиции у этих британцев.
Дальше всё скучно и непримечательно, опять набор отрывков из книги. Зрители, которые не читали роман, вряд ли поняли, с какой радости и за какие достоинства Джейн полюбила Рочестера. Актер не может компенсировать скудость реплик талантливой игрой и радует нас однообразно мрачной физиономией и монотонным бубнежом.
На Берте сэкономили еще круче, чем на поместье - её просто нет. Когда Рочестер ведёт всех к ней, он открывает темницу со сводчатой дверью, снизу с пола на него типа кто-то кидается, рыча и звеня цепями (честно), короткая борьба, и всё. Джейн уходит, не обращая внимание на неубедительное бормотание Рочестера.
Поскольку Риверсов, как мы уже поняли, нет, Джейн направляется в Гейтсхед-холл к Бесси Ливен. Бесси узнает её по брошке, которую подарила перед отъездом в Ловуд, сообщает, что Джон покончил с собой, а тётя помирает. Одинокая тётя Рид (кузин тоже не существует, кому нужны эти лишние сложности), умоляет Джейн остаться с ней и вскорости благородно умирает, оставляя всё наследство Джейн.
Ну, в Торнфилд её опять-таки вызывают. Все, видите ли, остались жить там, на пепелище - Рочестер, миссис Фэйрфакс и Адель. Ну, типа, он сгорел не весь, а эти британцы, как мы уже поняли, люди суровые и могут жить в принципе где угодно. В конце концов, до пожара было не намного хуже.


И наконец, отдышавшись от восхищения фантазией Голливуда, мы с облегчением переходим к экранизации БиБиСи, 1973 год. Прежде всего, бальзамом на мои раны стало дословное следование книге в этом незамысловатом телеспектакле. Кстати, и озвучка смогла просто взять классический перевод Веры Станевич и читать по нему. Приятно было в конце концов посмотреть на Ловуд, где девочки не только подвергаются замысловатым истязаниям, но и, внезапно, учатся. На тот момент, где Брокльхерста отстранил совет попечителей после эпидемии. На очень каноничных Элен и мисс Темпл.
Поскольку актриса тут не такой безнадёжный мискаст, как американские, то можно уже и попридираться. Сорча Кьюсак не идеал, идеалом для меня всё так же осталась Миа Васиковска, только она, на мой вкус, действительно похожа на эльфа. Сначала я просто снисходительно отметила, что Сорча не излишне красивая и не слишком взрослая, разве что высоковата. Зила Кларк миленькая, но, по крайней мере, она трогательный воробушек. Дальше я стала ставить Сорче в вину только её излишнюю улыбчивость. Но к концу мне уже было плевать на каст и соответствие моим представлениям о Джейн, потому что это просто была настоящая Джейн Эйр. И заслуга это не одной актрисы, а пары главгероев. Тут я смело могу сказать, что та пресловутая химия между актерами искрила вовсю. И Майкл Джейстон отныне для меня единственный и неповторимый Эдвард Фэйрфакс Рочестер. Первое впечатление: ура, не красавчик, как Далтон, и не блеклые размазни, как все остальные после него (да простят меня поклонницы кого-то из остальных). Просто обыкновенный резкий и энергичный мужик. Но вы знаете... Эта энергия, харизма, этот напор просто сносит, как цунами, и у нас с Джейн не было было ни малейшего шанса) И та самая химия, когда между персонажами будто струится живая энергия и ты не можешь оторвать взгляд от экрана, потому что тебя затягивает в этот поток)
Второстепенные персонажи безупречны. Наконец-то, наконец породистый кузен, истинный ариец и великий инквизитор в одном флаконе! Ледяной противовес пламенному Эдварду)) Очень жаль, что выкинули линию с Розамундой. Очаровашка Адель, высокомерная прынцесса Бланш, милая старушка Фэйрфакс. Еще жалею, что убрали эпиход с кузинами после смерти миссис Рид, там полнее раскрывается характер Джейн. Ну да нет в мире идеала.

Теперь осталось заполировать сериалом 1983 года, к чему я немедленно и приступаю. Благодарю за внимание, леди))
1 января в 20:52
20 комментариев из 40
luna6 Онлайн
Viola ambigua
Больше ради Шона Бина, смертника нашего очаровательного))

Он там такая очаровательная сволочь.
luna6
Viola ambigua
Очень любила книгу, пару раз перечитывала и получала удовольствие. Один раз смотрела какую-то относительно непозднюю экранизацию (точно не Датон, точно не Фасбендер, этих я знаю) и плевалась так, что бросила в середине и больше на экранизации не решалась вовсе. Но ваш обзор повеселил, спасибо - даже всплакнула от смеха)
Я по любимым книгам люблю пересмотреть все доступные экранизации) Обычно, конечно, кончается как у Гоголя: Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича -- я бы тогда тотчас же решилась. 
luna6
Viola ambigua

Он там такая очаровательная сволочь.
ДА
luna6 Онлайн
Viola ambigua
luna6
Я по любимым книгам люблю пересмотреть все доступные экранизации) Обычно, конечно, кончается как у Гоголя: Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича -- я бы тогда тотчас же решилась.
Я как-то захотела такое попробовать с Островом сокровищ. Поняла многое. Например, что у некоторых людей (режиссеров, сценаристов) мощная фантазия. У других - склонность к употреблению запрещённых веществ. В целом же, ни одна из экранизаций не впечатлила (положительно, отрицательно - сколько угодно) меня больше, чем мультфильм 1988-го. Но его то я знала давно и любила давно, так что не считается.
luna6
Мультфильм Остров сокровищ это уже отдельный и самостоятельный шедевр.
Viola ambigua
Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича -- я бы тогда тотчас же решилась.
Истина!!!
Fausthaus Онлайн
Спасибо за обзор! Я не смотрел экранизацию 1934 года, вот теперь даже сомневаюсь надо ли )
Старые голливудские экранизации порой жгут настоящим напалмом. Я тоже стараюсь смотреть у полюбившихся книг экранизации по максимуму, правда часто приходится ладонь отлеплять ото лба. Но в последнее время современные экранизации даже больший фарс, чем старые, которые на их фоне кажутся гораздо более адекватными.
Fausthaus
Но в последнее время современные экранизации даже больший фарс, чем старые, которые на их фоне кажутся гораздо более адекватными.
Истинно. Например, очень меня впечатлили 2 последних экранизации Мэнсфилд-парка с дерзкой феминисткой Фанни. А вот голливудская Гордость и предубеждение 1940 года вполне забавная)
Fausthaus Онлайн
Я такую деградацию очень сильно замечаю по фильмам по Дюма. Вот уж где размах. А феминистка в начале XIX века это сильно. Впрочем, я от Анны Болейн эбенового цвета и ее поведения до сих пор вздрагиваю.
Fausthaus
Я Дюма после школы почти не читала, ну и не смотрю. Люблю у него только Асканио и Монте-Кристо. Как раз на днях пересмотрела Узника замка Иф. Какая все-таки сильная, выразительная вещь.
Fausthaus Онлайн
Viola ambigua
а я до сих пор перечитываю, пересматриваю ) первая приключенческая любовь она не ржавеет, мне еще его пьесы нравятся

Какая все-таки сильная, выразительная вещь.
а музыка какая!
И там играет один из моих самых любимых актеров, так что по многим причинам тоже пересматриваю под настроение
luna6 Онлайн
Viola ambigua
Кстати, на удивление последний Монте-Кристо не смотря на некую отсебятину мне зашёл.
Fausthaus
Там такой блестящий актерский ансамбль, что просто ах. И музыка, да.

luna6
Вот ни одного сериала не смотрела, кроме Узника.
luna6 Онлайн
Viola ambigua
Я о последнем французском фильме. Там, правда, и повестку выпихнули, и отсебятиной разбавили, но общее впечатление мне все равно скорее понравилось. Я ожидала гораздо хужее.
Viola ambigua
мисс Элинор
Кааак? Такой камень в огород прекрасного мистера Дарси?!)))

Не, камень не в Дарси, камень в режиссёра))) Мы в комментариях к "Грозе..." Лиры как-то обсуждали уже этот эпизод))

Кстати, есть сериал ГиП 80х годов, тоже оч сдержанная экранизация с уважением к книге. Не огонь, но смотреть приятно.

Да, я начинала смотреть, но мне не очень понравилось. Начиная с заставки, для которой выбрали самые грубые и некрасивые литографии, какие только можно найти... да и актёрская игра не ах. А вот сериал по "Мэнсфилду" 80-х годов мне очень нравится. Только Мэри там старовата и недостаточно обаятельна, а остальное отлично.
Maryn, насчёт Джейн Беннет: честно сказать, она и идеалу той эпохи не то чтобы соответствует. На портретах лица, само собой, разные, но на неё особо не похожи)
Просто ей не идёт ни причёска, ни платья. А можно было бы подобрать историчное!)
мисс Элинор
Мэри по сравнению с Эдмундом идеал красоты. Вот он там страшный, аж жуть. А сериал очень милый, люблю его.
Maryn Онлайн
мисс Элинор
Тогда выбор актрисы действительно странен... Но, сказать по правде, я к ним всем уже привыкла) Так-то мне поначалу и Элизабет тамошняя не очень была, и к платьям претензии были. Нет, так-то они ампирные, всё ок, но на девицах сидят, как будто маловаты на пару размеров и коротковаты немного. Особенно на Элизабет. Такое впечатление, что это старые платья, из которых она выросла, а новых не пошили.
Но всё равно сериал прекрасный! Особенно в сравнении с некоторыми другими экранизациями Джейн Остен, а я их видела все.
Viola ambigua
мисс Элинор
Мэри по сравнению с Эдмундом идеал красоты. Вот он там страшный, аж жуть. А сериал очень милый, люблю его.

Ага, я тоже) Хотя правда, Эдмунд не похож тоже. Деревенщина какая-то. А должен быть утончённый и возвышенный джентльмен, эх. Зато Генри хорош: маленький, не красавец, но компенсирует это манерами и уверенностью в себе и своей неотразимости)
Maryn, я тоже привыкла, да и играют все правда хорошо)) Вот Элизабет, кстати, больше похожа на идеал эпохи: круглое личико, маленький ротик, и платья ей в целом идут, и шляпки) И, кстати, как раз платья не коротковаты, а как надо. Это в основном бальные-торжественные со шлейфами подметали пол, а вот повседневные могли открывать обувь. Ампир один из самых удобных стилей)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть