Коллекции загружаются
#фаллософия #беспредельность #мозгошмыги
Недавно у меня завязалось нечто наподобие спора с одним лессвронговцем, симпатизирующим ультрафинитизму. Грубо говоря, из-за математических заморочек с парадоксом множеств он предполагает, что физической бесконечности не существует. Это занятно. Из-за того, как сплелись крохотные нейроны в его голове, он делает глобальное предсказание, касающееся структуры Вселенной: «Время когда-нибудь кончится. Любая попытка пересчитать всю массу Вселенной закончится на том или ином числе. Пущенный вперёд и не имеющий преград звездолёт рано или поздно упрётся в Конец Пространства или вернётся в прежнее место». Впрочем: — разве то, как мы описываем законы логики, не кодируется теми же микроскопическими нейронами? — разве не делаем мы на основе законов логики столь же глобальных всепроникающих предсказаний? Хочется сказать: «Это другое». Законы логики — это, дескать, фактически тавтология. Описание самоочевидного и «шпаргалка для идиота». Про теорию множеств я этого сказать не могу. Я просто не знаю и не понимаю её. Применение её для дисквалификации понятия бесконечности кажется мне поэтому пахнущим порочным логическим кругом. Меж тем слышанное мною ранее о парадоксе множеств наводит меня на интересные мысли в отношении экзистенциальных проблем. Хотя наверняка на эти темы тоже кто-либо уже когда-либо думал. Загуглить «парадокс множеств смысл жизни», что ли? Страшновато. Суть мысли довольно проста и незамысловата, но как описать её столь же простым языком, я не знаю. Вы замечали, что наша жизнь как бы составлена из множества мини-игр, как приложения на айфоне? Когда ты голоден, запускается мини-игра «Иди поешь». Когда ты хочешь спать, запускается мини-игра «Найди кровать». Когда ты хочешь девушку или парня, запускается вообще очень интересная мини-игра, но о ней я расскажу как-нибудь в другой раз. Что характерно: — каждая мини-игра по отдельности имеет чёткую цель и смысл. В своих рамках. Жизнь в целом? Хрен её знает. Философы бьются до сих пор. В этом может быть одно из сравнительно благовидных оправданий «притягательности животного бытия». Нет, дело не только в том, что животное не знает о своей смертности, хотя эта мысль Юдковского интересна. Но в пределах «животной» мини-игры — будь то еда, секс или что ещё — у тебя есть очевидный смысл действий и не менее очевидная награда. Что я хочу сказать? Нетрудно заметить, что вся наша культура или значительная её часть построена на осуждении замыкания в «малоформатных мини-играх». Считается, что у человека должен быть как можно более широкий временной горизонт планирования. Человек, который ради мини-игры «получи героиновый кайф» пожертвует мини-игрой «получи образование, работу и будь образцовым семьянином», будет обычно осуждён. Но человек, который ради мини-игры «получи образование, работу и будь образцовым семьянином» пожертвует интересами человечества, например, заключив сделку с какими-нибудь инопланетянами, которые предоставят ему привлекательную самку, еду и интересное времяпровождение, но взамен всё на Земле раздолбают, тоже будет обычно считаться предателем и очень нехорошим индивидуумом. Меньшая мини-игра не должна подчинять своим интересам большую. Что в результате? В результате, кажется, у нас должна получаться естественная ориентация на бесконечность. Но в то же время — если вдруг действительно правы математики-ультрафинитисты с их парадоксом множеств и отрицанием бесконечности — никакого Самого Большого Числа и никакой Всеобъемлющей Мини-Игры не может существовать. Получается, внушаемая нам культурой «установка на расширение» бессмысленна? И мы зря осуждали героиновых наркоманов? Значит ли это, что смысла жизни нет? Или это значит, что «ориентация на бесконечность» должна в этом случае сменяться «ориентацией на максимум»? Что смысл жизни должен быть каким-то образом конечным, локальным, ограниченным во времени и пространстве? Ну хрен знает. 26 января в 16:05
3 |
Кьювентри, далее, есть ещё такие интересные штуки, как классы. До этого мы считали, что любые множества могут быть частями другого множества. А почему так? В смысле, что, кроме нашего здравого смысла, который исходит из объединения кучек камней в одну большую кучку, говорит нам об этом? Да ничто. Есть теория множеств с классами. Класс - это как множество, но оно не может быть подмножеством. Если мне не изменяет память, то вообще ничего не мешает говорить о классе всех множеств. Ну да, есть такой. Множества всех множеств нет, а класс всех множеств есть. Вот так вот, хех, и утки целы, и охотники сыты.
|