![]() #кино #клуб_киноразбора #Маяк # #скрытый_смысл_фильма #пересказ_сюжета #внимание_спойлеры #18+
Доброе утро! Сегодня у нас на разборе "Маяк", американо-канадский психологический фильм ужасов режиссёра Роберта Эггерса. Я сразу скажу - это наиболее шизанутый фильм из всех, которые я видел. Даже т.н. "Сербский фильм" (2010) или какой-нибудь "Бивень" (2014), хоть и является противным и отвратительным, но не настолько злым и ужасным как этот фильм. И да, всякие "Островы проклятых" с Дикаприо и проч. просто не идут ни в какое сравнение. Большинство фильмов ужасов тоже идут лесом погулять. И да, это очень сложный для интерпретации фильм, это высший пилотаж. Я смотрел его один раз (так вышло). Но мне его хватило (пересматривать это я не буду). В общем прежде чем вы приступите к чтению разбора - посмотрите, оно того стоит. Это долбаный шедевр кинематографии, а о смыслах истории я вообще молчу. Хочется процитировать Ангел-херангел: "Почему я это я? Почему я родился человеком?" после просмотра этого фильма. Краткий пересказ фильма 1890-е годы, маленький скалистый остров неподалёку от побережья Новой Англии. Эфраим Уинслоу, бывший лесоруб, прибывает на остров работать новым помощником смотрителя маяка — старого, хромого и суеверного любителя выпить Томаса Уэйка. Уинслоу должен отработать на маяке 4 недели. Служба проходит весьма уныло. Уэйк обращается с новым подчинённым как с личным рабом. Уинслоу в основном занимается непосильной работой: обслуживает механизмы маяка, перевозит тяжёлые ёмкости с керосином, возит тележки с углём и булыжниками. Также Уэйк настрого запрещает парню подниматься в фонарное помещение и управлять «светом» (сам же Уэйк относится к лампе «свету» маяка практически как к супруге). Также парня начинает одолевать мучительное любопытство насчёт лампы маяка, но люк в фонарное помещение всё время заперт на замок. Однажды Эфраим пытается украсть ключ у спящего Уэйка, но безуспешно. Уэйк каждую ночь предлагает Эфраиму выпить, парень поначалу отказывается от алкоголя, но со временем всё чаще прикладывается к бутылке. У себя в матрасе он находит статуэтку русалки с обнажённой грудью и начинает периодически мастурбировать на неё. Вскоре Уинслоу замечает странности, происходящие на острове: во сне он видит утопленника на берегу и русалку, которая пытается заманить и затащить Эфраима на дно. А как-то ночью, зайдя на маяк, замечает наверху возле линзы Френеля щупальца. Также во время работы Уинслоу часто натыкается на одноглазую чайку и, увидев её в очередной раз, в порыве гнева жестоко убивает (по словам Уэйка, убить чайку — плохая примета). Во время очередной попойки с Уэйком Эфраим узнаёт от старика о судьбе бывшего помощника — он умер, но до этого сошёл с ума: ему всё время мерещились русалки и прочая нечисть. В последний день службы Уинслоу видит русалку, выброшенную на берег. Вначале она лежит без сознания, но затем приходит в себя и начинает кричать. Испуганный и шокированный, Уинслоу не решается рассказать о произошедшем смотрителю маяка. Начинается шторм, и баркас, который должен был забрать Уинслоу, так и не приходит; по словам Уэйка, они могли пропустить баркас несколько дней или даже недель назад. Также из-за ливня промокает и портится большая часть провианта, а из питья остаётся только алкоголь. Каждую ночь Уинслоу и Уэйк напиваются, поют морские песни, танцуют и делятся своим прошлым. Уэйк рассказывает, что был женат, но из-за службы в море он редко виделся с семьёй. Также старик рассказывает о причине своей хромоты, но Уинслоу замечает противоречия в его историях и считает их небылицами, упрекая Уэйка в изменении деталей или сути историй; старик предполагает, что Уинслоу просто могло послышаться, или он мог перепутать всё от опьянения. У моряков случается спор о провианте, и опьяневший Уэйк в ярости начинает насылать на Уинслоу проклятия Нептуна. Проходят недели. У Уинслоу начинается паранойя, ему кажется, что он сходит с ума. Во время ловли омаров ему чудится отрезанная голова, после этого Уинслоу начинает подозревать, что бывшего помощника убил сам Уэйк и теперь старик собирается убить и его. Во время вечерней пьянки Уинслоу решается рассказать, что его на самом деле зовут Томас Говард. На своей прошлой работе он во время ссоры убил начальника и забрал его имя, чтобы начать жизнь с чистого листа (как оказалось, утопленник или отрезанная голова, которые ему чудились, — это образ убитого им работодателя). Паранойя всё нарастает, и Томасу начинают сниться кошмары, связанные с Уэйком. Пытаясь покинуть жуткий остров, Говард, несмотря на бушующий шторм, решает уплыть на шлюпке, но Уэйк настигает его и ломает её топором. На следующее утро Говард случайно находит журнал смотрителя и оказывается, что Уэйк всё время писал о нём и о других помощниках негативную характеристику, и вообще намерен лишить его жалованья. После словесной перепалки между Говардом и Уэйком начинается драка, во время которой Уэйк предстаёт перед Говардом то божеством Протеем, то русалкой, то погибшим работодателем. Избив старика, Говард начинает его унижать, заставляя вести себя как собака: гавкать и ходить на четвереньках. Говард отводит Уэйка к выкопанной возле маяка яме и начинает закапывать его заживо. Наполовину забросав его землёй, Говард отстёгивает у смотрителя маяка ключ и устремляется в фонарное помещение. По пути на него нападает Уэйк с топором и с криком «Свет только мой!» ударяет его топором в плечо. Отбившись, Говард хватает топор и убивает старика, после сразу направляется к фонарю. Отперев замок, Говард заходит в помещение. Линза Френеля открывается Говарду и затмевает его ярким светом, освещённое в экстазе лицо Говарда наполняется безумной радостью и возбуждением[7]. Внезапно он поскальзывается и падает с лестницы маяка. В заключительной сцене окровавленный Говард лежит обнажённым на берегу, и его живого поедают чайки… Скрытые смыслы фильма Общие замечания: для нас важна игра слов "Эфраим Уинслоу - Том Говард", важен персонаж Маяка Томас Уэйк, важны отношения между ними, важна статуэтка русалки, проклятие Нептуна, которое произносит Уэйк, проклиная Говарда, важен маяк как символ и важен океан как символ, а также важен свет лампы маяка и ключ к лампе как символ. Смысл №1 (сюжетно-древнемифологический) В царстве Протея Суть этой интерпретации в том, что Том Говард/Эфраим Уинслоу каким-то чудом попал не в нашу реальность, а в царство морского бога Протея. Протей - это существо, которое поставлено охранять море и сам Протей - это и есть маяк, а также он же есть океан, он вообще согласно мифологии может принимать любую форму. Характерно, что когда Говард выводит Протея из себя, то Протей проклинает того именем Нептуна - высшего морского божества, которому подчинялись все морские боги. Уинслоу играет роль Прометея - он пытается похитить огонь лампы, он похищает и насилует жену Протея (а русалка - это жена Протея, нереида Псамафа). Остается понять, что именно охраняет Протей - но вообще-то это и так понятно - тайное знание, которое люди не должны получить. Протей - бог и чтобы осилить его, Говард называет его лжецом, отказывается верить в него и Протей теряет свою силу. Тогда Говард сажает Протея на веревку как собаку и хоронит его в земле - символ десакрализации и оскорбление морского бога. Но Протей бессмертен и его нельзя убить (что мы и видим далее). Последними словами Протея были "ты будешь наказан и свет принадлежит мне". Маяк - это свет очей Протея (в одном из снов нагой смотритель маяка смотрит на нагого же Говарда) и поэтому, заглянув в глаза бога и поняв, кто такой смотритель маяка, Говард теряет разум окончательно и его тело пожирают птицы (намек на Прометея, которого терзал коршун и осуществление проклятия Нептуна, которое накладывает Протей на Говарда). В общем Говарда ждёт пожирание заживо, а затем утопление в море. Cмысл №2 (сюжетный) Всего лишь игра твоей больной совести Том Говард - это человек с дурным прошлым, который попытался убить своего начальника Уинслоу при сплавлении плота (он работал лесорубом-плотогоном до того, как стать рабочим на маяке) и который потом погибает (Говард отказывается его спасать и присваивает себе документы убитого). Испытывая угрызения совести он напивается и впадает в развернутую галлюцинацию, где видит себя в мире маяка и смотрителя. Маяк - это истина, а смотритель - это совесть Говарда. Чайка - это символ распада и разложения сознания, не зря она все время пытается клевать Говарда. В итоге Говард осознает правду - во всём виноват он сам, он все же убил Уинслоу не оказав тому помощь, и скорее всего в реальности Говард лежит в алкогольном бреду, представляя себя живым мертвецом (чайки клюют его тело). Русалка - это символ неосуществленных сексуальных фантазий Говарда, у которого долго не было женщины, а океан - символ опьянения. Cмысл №3 (метасюжетный). Эдипов комплекс или убей отца твоего Гораздо более жуткий смысл может быть если речь идёт о взрослении ребенка, выросшего с отцом-психопатом и садистом. Тогда это фантазии осуществления отцеубийства, после чего подросток напивается, фантазируя о том, что ему отомстили птицы. На это указывает то, что Уэйк называет Говарда "парнишка", "малой", покровительственные нотки в его речи, попытка рассказывать смешные истории и так далее. Поэтому ясен и отказ Говарда от спиртного - поскольку его отец пьяница. В конце происходит свержение отца с пьедестала в виде "собаки" на веревке и наконец похороны отца с родительским проклятьем (проклятье Нептуна). Фильм можно воспринимать как метафору жизни человека, выросшего в семье с отцом, который его не любит. Более того именно отец приписывает и внушает сыну вину за преступления, которых тот не совершал, а потом проклинает его. Человек с родительским проклятьем в жизни может только медленно разлагаться, не способный ни на что - метафора пожирания птицами и утопления в океане. Финал неутешителен, свободный от родительского авторитета и "похоронивший отца" Говард становится пьяницей как и отец, пожираем ленью и разложением ("чайки") и умрёт в "океане" (т.е. от пьянства). На это указывает и фамилия "Уинслоу", которую Говард берет себе и которая означает "винный курган". Cмысл №4 (метасюжетный) Богоборчество или посмертная история Тома Говарда Жил-был лесоруб-плотогон Томас Говард (Говард - "храбрый сердцем"). Но он захотел убить своего начальника Эфраима Уинслоу, а потом присвоил себе его документы и сбежал. Терзаемый муками совести, Говард напился и скорее всего утопил себя в океане. И всё это произошло в данной интерпретации до начала фильма. А потом Говард попал в пространство ада, где он живет в одном доме со загадочным Уэйком (Уэйк означает "похороны"). На это указывает и имя Уинслоу ,которое является комбинацией слова "вино + могильный курган". Множество символов указывают на то, что Говард в жизни был "язычником" - это и статуэтка русалки, это и его видения в которых присутствуют мифологические мотивы. "Язычество" - это метафора крайнего неверия, недоверия к Богу, который и предстает перед глазами Говарда в лице пьяного матроса и пытается заставить того признаться в своём преступлении. Но Говард не хочет искупления, он отказывается от работы, разрушает лодку, мастурбирует, представляя себе как насилует русалку и так далее. В конечном итоге он открыто обвиняет старика в том, что тот отказал ему в "свете лампы". "Свет лампы" - это метафорическое искупление или Рай. Потом Говард избивает старика-Всевышнего и сажает того на веревку как собаку (тут игра слов на английском God - dog, т.е. "Бог" - "пёс"), а затем хоронит его (символ богоборчества, отказа от веры) . Слова "ты будещь наказан" и "свет принадлежит мне" являются просто истиной, сказаной как предупреждения. Увидев Свет (другую ипостась Всевышнего), Говард понимает всё, и то, что он мертв и то, что в аду. Заканчивается фильм описанием вечных посмертных мук Говарда - его тело пожирают птицы, как в "Аду" Данте птицы пожирали плоть грешников-самоубийц. В общем всё это можно рассматривать (в качестве подварианта) как метафорическое описание истории человечества, которое вышло "из воды", т.е. дикого состояния и перейдя от язычества к вере ("я тебе доверяю" говорит Говард старику) потом отказалось от Создателя и "похоронило его" (атеизм), чтобы потом разложиться в бесплодном гедонизме (чайки, пожирающие плоть). Но фильм жуткий. Реально жуткий. Особенно жутко, когда понимаешь, что делает Говард со стариком. В какой бы интерпретации мы не находились - (совесть, Протей, отец или Создатель), но сажать живого человека на веревку как собаку, заставлять того гавкать, а потом выводить и хоронить заживо причем с совершенно психопатическим выражением лица - это запредельно жутко. И да, там играет звезда "Сумерек" Паттинсон и вот что я вам скажу - актёр умеет играть. Это просто режиссеры саги "Сумерки" не умеют снимать. 9 февраля в 08:34
7 |
![]() |
|
Pinhead
И чего же я не видел? Боди-хорроров? Так они у меня только отвращение вызывают и всё. Меня сложно испугать чем-то в виде "соединенных вместе человеческих тел" или "распиливания заживо". Нет, мне нравится психоделический ужас. Такой как этот шедевр - а это шедевр синематографии. |
![]() |
|
Veronika Smirnova
Данный фильм - это не трэш, это шедевр. Настоящий шедевр психоделического хоррора. Причем умного, красивого. Другое дело, что режиссер слишком много смыслов запихнул в один сюжет. Но это бывает иногда с гениями. А снимал и сценарий писал - гений. Немного слишком жестокий, злой и мрачный на мой вкус - но шедевр. |
![]() |
|
Scaverius
Верю, что маяк шедевр. Не смотрела |
![]() |
|
Я смотрела его в кинотеатре, вот это была жуть жуткая. Помню, вышла на улицу, полдень, солнце светит... Ощущение сюрреализма и психоделического (и хтонического) ужаса только усилилось.))
|
![]() |
|
Scaverius
И чего же я не видел? Боди-хорроров? Так они у меня только отвращение вызывают и всё. Меня сложно испугать чем-то в виде "соединенных вместе человеческих тел" или "распиливания заживо". Нет, мне нравится психоделический ужас. Такой как этот шедевр - а это шедевр синематографии. А кто сказал, что я об этом?Ну ладно, я не буду там предлагать лютый пиздец типа "Бойни блюющих куколок". Но, хотя бы, навскидку, посмотрите, к примеру, фильм "Трупный червь" (или "Болезнь костей" в др. наименовании). Берегите лицо от удара собственной ладони! Большего угара, творящегося на экране, трудно себе представить. Ну, а раз уж так любите психоделику, предлагаю взглянуть картину "Одержимая" 81-го года, с Изабель Аджани и Сэмом Нилом в главных ролях ("Золотая пальмовая ветвь" и лучшая женская роль прилагаются). Критики до сих пор спорят, что это вообще за хуйня такая, и к чему сие творение отнести. |