"наиболее важные предпочтения и как можно больше и у наибольшего числа людей" - 0_0 Ты же понимаешь, что большая часть людей - это, эм, толпа, наиболее важное предпочтение которых - это, в лучшем случае, счастье, в худшем - хлеб и зрелища (потому что до абстрактного счастья и его отличия от - они не доросли, я уж не говорю о тех, кто вообще к нему не стремится - кажется, среди толпы таких нет вовсе). Т.ч. наиболее идеальным исполнением будет создание виртуального мира, где каждый будет сам-себе-богом вечно. В реальности это будет миллионы и миллиарды "капсул", "шлемов" или там "нейроинтерфейсов" с соответствующей инфраструктурой. Плюс всякая фигня вроде внутривенной подпитки. И довольно быстрая деградация человечества. Это точно то добро, о котором ты говоришь? Я уж не говорю о том, что многие откровенно знающие и умные люди согласятся, что такой выбор даст им идеальную жизнь, конечно, если техобеспечение не подкачает?
"не способны сформулировать чёткие критерии, по которым они выбирают ту или иную улицу чтобы прогуляться" - могу. Не понимаю, что с этим не так.
"расставляют мебель" - сириусли? То есть, ты думаешь, что люди рандомно расставляют мебель, а не как им эмпирически или аналитически кажется удобным?
"подбирают друзей для общения" - если именно для общения, то, очевидно, рассчитывая на определённые реакции и времяпрепровождение. А если "подбирают друзей", то, в основном, люди их не "подбирают", а "сходятся". Это редко сознательное решение. Это просто осознание по ходу общения и прочего, что с этим человеком комфортно быть рядом, общаться, проводить вместе время, упарываться или ещё там что. То есть, это не то чтобы "выбор". Никто не ставит тебя с пятью людьми в одну комнату и не говорит: "ОК, бро, давай ты пообщаешься с каждым и решишь, с кем ты с этого момента будешь друзьями на всю жизнь".
"готовят себе еду" - что-то новенькое. "чёткие критерии, по которым... готовят себе еду" - это рецепты. Ну и образцы, вроде готовки родителей, например. Конечно, есть и люди, готовящие вообще без образцов и рецептов, но это, наверное, странные люди из леса. Или, наоборот, настолько продвинутые повара, что им это не нужно, у них понимание и интуиция готовки позволяет на ходу соображать вкусняшку.
"И это совершенно бытовые вещи" - почти все имеют чёткие, порой даже жёсткие критерии. Давай подытожим: улицу обычно выбирают по критериям эстетики, чтоб быстрее добраться, чтобы занять время и так далее. Это глубоко ситуативный выбор. Отбрасываем. Мебель - из соображений удобства и объёма помещения. Это довольно чёткие критерии. Отбрасываем. Друзей не выбирают. Чёрт, как поговорка звучит, но это реально так, именно что акта выбора и сложного там решения "а не дружить ли мне с X" почти не бывает. Отбрасываем. Еду готовят по рецептам. Если интересует выбор еды, то тут ещё проще - пробуют на вкус. Часть выбора составят вкусовые привычки, часть - что-нибудь, заложенное эпигенетикой, часть генерируется нуждами организма. Критерии непростые, но чёткие. Итого мы имеем, что обычно в быту у нас есть чёткие критерии выбора, спасибо, что предоставил его примеры, либо выбор вообще не имеется как акт (дружба, влюблённость и любовь и т.п., да и вообще все чувства мы не выбираем, а они формируются от).
Да, на уровень выше, с моральными и так далее проблемами становится сложнее, но немного редукционизма и самоанализа поможет понять базис "морального выбора". Если он у вас есть. У меня имеются обоснованные сомнения, что вы вообще можете стабильно судить о добре и зле, а не под влиянием момента и обстоятельств.