11 августа 2019
|
|
теперь про Пушкина и его наследников. мнение о том, что Пушкин обязан популярностью советской власти, совершенно неосновательно. достаточно прочитать речи о Пушкине Достоевского http://russian.cornell.edu/russian.web/courses/309/Dostoyevsky-o-Pushkine-speech.html и Ходасевича http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/TRIPOD.HTM , которые обе стали большим общественным событием, чтобы понять, что Пушкин тогда, может, и поболе значил, чем сейчас или в СССР, где справляли его юбилеи.
мнение о том, что Пушкин был один, тоже совершенно неосновательно. не зря пушкинскую пору называли потом Золотым веком - кроме Пушкина, вместе с ним или вскоре после его смерти творили Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Грибоедов, Дельвиг, стареющий Крылов, стареющий Карамзин, молодой Достоевский, молодой Тургенев, молодой Тютчев. а спустя лет 10-20 после смерти Пушкина расцвели Тургенев и Достоевский, вошли в силу Толстой и Тютчев, появились Лесков, Салтыков, Островский. и то, что на этом фоне Пушкин все равно стоит как Эверест, показывает его мощь и величие, а не то, что людям было нефиг делать и на безрыбье сгодился и Пушкин. то, что в 20м веке ширнармассы получили возможность прочитать Пушкина, а в годы Пушкина его читала только элита - это верно. но вот какая закавыка - возможность-то ширнармассы получили, а выхлопа в виде развития искусств особо нет. можно, конечно, свалить это на большевиков, которые Гумилева расстреляли, а Мандельштама посадили - но это, во-первых, будет пример того, как можно зажить сытнее, но великого не породить. во-вторых, это намекает нам на состояние текущего общества - если злые большевики изуродовали общество так, что оно перестало производить Пушкиных даже при усиленной кормежке и при всеобуче, то мы-то, теперешние, выздоровели ли? соответственно что делать - есть вариант пессимистический и вариант оптимистический. пессимистический состоит в том, что да, Пушкины родятся от элиты. деньги, вгроханные во всеобуч и доступность всем Пушкина, по той или иной причине летят на ветер, и это единственный возможный исход. соответственно надо отращивать новую элиту, состоящую не из олигархов, а из князей Трубецких - и от этого мы теперь дальше, чем раньше. никто при этом не собирается отнимать у ширнармасс плоды прогресса, пусть смотрят футбол по широкоэкранному телевизору, делают в случае недуга МРТ и жрут 40 сортов колбасы. если что, современность, кажется, сворачивает на вот этот путь. это видно и в имущественном неравенстве, и в образовании, и в социальных лифтах. я как профессор за оптимистический вариант, хотя один этот тред мой оптимизм подорвал существенно. но все же: мы можем признать, что мы могли бы иметь сейчас 10 Пушкиных, но все наши способы улучшения общества никуда не годятся, и эффект от наших усилий в смысле Пушкиных хорошо если нулевой, а то и отрицательный. потому что мы делаем то же, что Выбегалло делал со своим вторым кадавриком. - Он ди ке, Выбегалло, мол, против духовного мира. Это, товарищи, ярлык. Нам, товарищи, давно пора забыть такие манеры в научной дискуссии. Все мы знаем, что материальное идет впереди, а духовное идет позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур. Что мы, применительно к данному случаю, переведем так: голодной куме все хлеб на уме… – Наоборот, – сказал Ойра-Ойра. в общем, в сцене с кадавриком прекрасно все, надо бы это многим перечитать. "Чем вы объясняете прекращение пароксизмов довольства?" соответственно вверенные нами прогрессом ресурсы надо использовать иначе. следует вспомнить платоновскую иерархию из Филеба поставляемые пред идеей высшего блага, как пред зеркалом, все человеческие блага являются одни ниже других, на пяти степенях: 1) идея высшего блага; 2) жизнь, устрояемая по образцу этой идеи; 3) ум или разумность; 4) искусства и науки; 5) чистые удовольствия (c) переводчик Платона проф. философии Карпов - и пихать по ней людей вверх тщательными объяснениями и убеждением. это не значит, что их не надо в дороге кормить или не надо обучать наукам в надежде сразу забросить на вторую ступень волшебным пинком. это значит, что надо перестраивать мозги и не надеяться, что волшебная прогрессивная система общества нас занесет в рай - скорее она нас утопит в чувственных удовольствиях на пятой ступеньке, а о четвертой мы и позабудем потихоньку. так что сами, все сами. 3 |