Scaverius Онлайн
23 июня 2022
|
|
Городское фэнтези. Типичные признаки жанра налицо: 1) волшебный мир находится рядом с современным реальным миром, вернее даже так, его пространство и пространство реального мира переплетены 2) в волшебном мире действуют примерно такие же законы, как в современном реальном мире (политика, наука и проч.) 3) элементы волшебного мира проявляют себя воздействуя на людей из реального мира. 4) главный герой обычно обладает волшебными свойствами или является частью волшебного мира.
Единственное что, имхо, отличает городское фэнтези от мистического романа (навроде Булгаков "Мастер и Маргарита") - это то, что городское фэнтези концентрируется не на третьем, т.е. на проявлении элементов волшебного мира в реальном, а на описании этого волшебного мира и функционирования героя в нём. Ну и да, главный герой в мистическом романе по дефолту является "магглом", "норми", не принадлежит к волшебному миру (см. Иванушка Бездомный в "Мастере и Маргарите"). В городском же фэнтези, от всяких поп-версий его вроде сериалов про "Баффи", "Сверхъестественное" и иже с ними до более книжно-разработанных вещей как "Досье Дрездена" или "Гарри Поттер" - герой всегда принадлежит миру волшебства и магии сам. Это заодно отличает жанр от волшебной сказки - представьте себе сказку, в которой главным героем был бы именно сказочный персонаж вроде Бабы Яги или Василисы Премудрой. Кстати, сказки, крайне близкие к мистической новелле или роману в реальности бывают (см. "Черная курица или подземные жители" А. Погорельского). Но к городскому фэнтези такие сказки опять не подходят. От героического или эпического фэнтези городское отличает то, что в героическо-эпическом фэнтези реальный современный мир либо вообще не присутствует, либо проявляет себя лишь в "сюжетных ходах", скажем попаданец попадает в из реального мира в волшебный, чтобы никогда не вернуться в реальный. Ну и в волшебном мире героического или эпического фэнтези действуют совершенно свои законы, отличные от реального современного мира и эти законы указывают на то, что описываемый мир помещен относительно нашего в глубокое мифическое прошлое (допотопная Арда у Толкина), либо вообще на другую планету ("Темная Башня" Стивена Кинга). Кстати, есть такая еще штука как "сказочно-повседневный роман" он же "фантасмагория", "феерия" и проч. Это какие-нибудь "Сто лет одиночества" или же некоторые разновидности мистико-инициатических романов Европы (названий не помню, т.к. ни один до конца не дочитал). К этому жанру относятся крайне странные сказки, о которых хочется сказать, что это вообще не сказки - вроде "Алисы в стране чудес" с философско-лингвистическими экспериментами над читателями и такие вещи как произведения Александра Грина (Гриневского), которые завораживают одними своими вымышленными эпиграфами. Например, таким: "Это Дезирада... О Дезирада, как мало мы обрадовались тебе, когда из моря выросли твои склоны, поросшие манцениловыми лесами". Тут происходит следующий от городского фэнтези шаг - волшебный мир и реальный целиком сливаются воедино. Нет вообще разницы между реальностью и фантазией, реальностью и мистикой. Напомню замечательную концовку "Бегущей по волнам": "Невольно я встал с холодом в спине, что сделал тотчас же и Филатр, - так изумительно зазвенел голос моей жены. И я услышал слова, сказанные без внешнего звука, но так отчетливо, что Филатр оглянулся. - Ну вот, - сказала Дэзи, усаживаясь и облегченно вздыхая, - добрый вечер и тебе, Фрези! - Добрый вечер! - услышали мы с моря. - Добрый вечер, друзья! Не скучно ли вам на темной дороге? Я тороплюсь, я бегу..." Призрак девушки, вечно бегущей вдаль за своей мечтой, приветствует людей реального мира, как будто так и надо. Но испуг вызывает "странно звенящий голос жены" героя, а не само появление призрака. Я уж не говорю о том, что герои, возвратившиеся окончательно к концу романа в реальный мир, вызывают неподдельное сочувствие у Фрези Грант "не скучно ли вам на тёмной дороге"? Помню, эта фраза впилась мне в сознание как острый нож, а скрытого смысла в ней столь же много как у блоковского стиха "Ты право, пьяное чудовище,//Я знаю - истина в вине". Так, я что-то опять заговорился, позвольте откланяться. 2 |