Сюжетно обусловленная необходимость - лишь одна из многих. Есть ещё идейно обусловленная, есть желание автора создать определённую атмосферу, наконец, есть тексты, где в центре вообще не сюжет как повествование, а описание или рассуждение. Возможно, они менее художественные, но определённо не менее интересные.
Разумеется, конструирование СЮЖЕТА подчиняется определённым правилам. Но конструирование сеттинга, мира, антуража никаким правилам не подчиняется. Если создание текста начинается именно с создания сеттинга, то о каких правилах вообще идёт речь? Ну, кроме банальной внутренней непротиворечивости. Гораздо чаще, разумеет, антураж банально выбирают. "Обычное" эльфодраконье фэнтази, классическое средневековое фэнтази, фантастика с космооперными империями-бластерами-гипердрайвами, совершенно стандартное средневековье, полностью реалистичная современность - это примеры выбранных антуражей. Достаточно лишь немного адаптировать их к тому, что хочешь сказать. КАК ИМЕННО адаптировать - решает автор, причём речь идёт не о простоте и минимализме (бритва Оккама плюс чайник Рассела), но раскрытии сюжета, идеи, во третью очередь, атмосферы, эффекте убедительности и прочее.
Если же автор создаёт сеттинг с нуля, используя конструктор деталей иных сеттингов или же создавая свои, уникальные детали, то о какой бритве Оккама может идти речь? О чём вы? Если хотите аналогии, то как применит бритву Оккама художник к своей картине? Что он будет обрезать? О каком-таком чайнике Рассела пойдёт речь, если всё изображаемое автором изначально нереально?
Вот вам ещё одна аналогия. В игре half-life 2 на везде на поверхности над игроком так или иначе нависает Цитадель. Нависающая Цитадель, определённо, заняла достаточное время и силы художников. Определённо, без её нависания сюжет быть не изменился. Однако, она была нарисована и стала своеобразным символом, как и задумывалось. Бритва Оккама обрезала бы Цитадель как лишнюю. Неважную для сюжета. Третий пример уже из литературы. В конце "Властелина Колец" выясняется, что Гэндальф носил Кольцо Огня, Нарью, одно из Трёх Колец эльфов. Изменило ли это что-то в сюжете или идее? Нет. Согласно бритве Оккама следовало бы обрезать этот момент. Однако же...
Разве мы говорим про каждую деталь? И таки да, на удивление многим читателям нравятся тексты с тучей оружейных заклёпок, с тучей литРПГшный таблиц прокачки и так далее. Это ужасно?