11 февраля 2023
|
|
Виктор Некрам
Лиза Пинская Забавно, что это на самом деле очень давняя тема. Вадим Денисов писал, что некоторые малые народы Севера сохраняются потому, что им за это платят (та самая "поддержка"). Знают несколько десятков слов на национальном языке, две песни, три пляски, имеют комплект национальной одежды - чтобы приехавшая комиссия поставила галочку в графе и выделила поддержку. Так что они, несомненно, заинтересованы. Но если завтра платить перестанут - немедленно перепишутся в русских. Я читал про Крайний Север европейской России, и там такое было сплошь и рядом, национальности воспринимались не в европейском ключе, как идеалистический имманентный человеку концепт, а утилитарно, как социальная роль. Заебало саама пасти оленей, он накопил денег на торговле и сказал, все, "ухожу в русские", ушел к поморам торговать, и, что характерно, и сам себя воспринимал как русский, и саамами, и даже поморами воспринимался как русский. Или когда СССР порезал Канин Нос на ненецкие сельсоветы, местные коми сказали, "пфф, фигня вопрос, теперь мы ненцы", когда посчитали-прослезились и создали сельсовет для коми, выписались обратно, захватив с собой сколько-то ненцев. А так - да, сейчас совсем в малые народы записываются в основном даже ради квот на ловлю рыбы, охоту и прочий традиционный образ жизни. (Чтобы с этнографов прожить, надо быть связанным с какой-то совсем нескучной национальностью, типа кетов: https://scepsis.net/library/id_3217.html) 3 |