↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


26 ноября 2023
kiki2020
Есенин гораздо более сложен, чем просто "бабы и березки". Есенин - это поэт революционного бунта. Это - революционный романтик. Он и умер тогда, когда закончилось время революции и гражданской войны. В 1925 годы были подавлены последние очаги "местнических" восстаний. Именно в 1925 году, а не в 1920 году окончательно закончились боевые действия на территории СССР, связанные с гражданской войной. И в 1925 году же Есенин ушёл из жизни. Сам про себя он писал так: "Я окончательно перестал понимать к какой именно революции я принадлежу. Совершенно точно не к октябрьской.... В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь". В поэме "Страна негодяев", посвященной гражданской войне Есенин рисует широкими мазками расстановку сил в 20-е годы. Там у него существуют такие типажи, как большевик Чекистов (Лейбман), который говорит, что "гражданин из Веймара и приехал сюда не как еврей, а как обладающий даром укрощать дураков и зверей". Чекистов - это такой "Троцкий". Он весь в стихии провокаций, он подчеркнуто русофобен и антирелигиозен:
"Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божии...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.
Ха-ха!"
С другой стороны мы видим забитого службой красноармейца Замарашкина, которому просто "до фонаря", что говорит Чекистов. Он устало замечает в ответ на его пламенную речь: "Черт-те что ты городишь, Чекистов!". Далее мы видим большевика с фамилией "Рассветов", который упивается технофутуризмом и мечтает о будущем. Вокруг всего этого ходят банды анархиста с говорящей фамилией Номаха, несущие хаос. И белогвардейцы, которые в кабаке ностальгируют по былым временам, а также китаец, продающий опиум и одновременно являющийся агентом Чекистова. Так вот Есенин, ярко и живо рисуя всех этих типов, ни с кем не ассоциируется. Ему они одинаково противны, даже Рассветов, хотя к Рассветову Есенин ближе всего, но его отталкивают оды технике, он певец крестьянской жизни.
С другой стороны мы видим "Пугачева" и др. произведения, где Есенин искренне сочувствует народной стихии бунта. В той же поэме "Гуляй-Поле" Ленин для Есенина ассоциируется с поводырём на безрыбье:

Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого нибудь.
И он пришел……..
Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал:
«Чтоб кончить муки,
Берите все в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет –
Как ваша власть и ваш Совет».
И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели,
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племен…

А после смерти Ленина, Есенин делает по сути пророчество, которое осталось не оцененным:

"Того, кто спас нас,
Больше нет.

Его уж нет!
А те, кто вживе,
А те, кого оставил он,
Страну в бушующем разливе
Должны заковывать в бетон.


Для них не скажешь:
«Ленин умер!»
Их смерть к тоске не привела…
Еще суровей и угрюмей
Они творят его дела.


Я выделил жирным те места, где Есенин предсказал весь путь советской элиты: "страну в разливе заковывать в бетон". И по сути посмеялся над теми, кто в будущем будет противопоставлять Ленина и Сталина: "Еще суровей и угрюмей они творят ЕГО дела". Ну и естественно литературоведы объясняют "Гуляй поле" желанием "понравиться Советской власти". Но Есенину было во многом плевать на власть вообще, как и Блоку. Он описывал то, что видел. "Страну негодяев" вообще никто не называет "подхалимным" сочинением, а ведь там картинка-то та же самая. Есть Ленин-Рассветов, есть Троцкий-Чекистов и есть все остальные, в которых угадываются разные типажи из народа. А вы - бабы, берёзки...
В общем, Блок у нас был такой поэт для интеллигенции, а Есенин - поэт для простого народа, а в итоге писали они про одно и то же. Они "слушали революцию" и "стихию бунта" и космический голос этих процессов оглушил их и свёл в могилу до срока. Они не могли "ужиться" с этой стихией. Маяковский вот - мог. Он "уживался" с нею, но когда начал приходить условный "термидор" и его сочинения перестали нравиться - а кому может понравиться едкая сатира, то наступил конец и для него. А так-то они видели все одну и ту же картину. Маяковский её просто формулировал более рационально, а Блок и Есенин - интуитивно. Они все не были врагами Советской власти, а Маяковский был ещё и её горячим сторонником. Но и слепыми к ней они не были. Ни к ней, ни к революции. Сейчас кстати у России почти нет шансов на появление в литературе людей масштаба этих трёх поэтов. Или даже такой же искренности к происходящему. Литература превратилась в постмодернистскую игру смыслов, а те, кто пытаются возродить в ней реализм - проигрывают.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть