1 сентября в 07:04
|
|
Amby_99
если подобные синонимы с некоторым эмоциональным или описательным расширением используются при POVах, нет ли тут нарушения фокала? Очень часто есть.Как соблюсти тонкую грань и не сделать из повествователя всезнающего психолога, читающего всех встречных как открытую книгу? Разделить глаголы на три категории:1) то, что достоверно известно ("удивился, но не показал этого") только изнутри человека 2) то, что известно снаружи человека ("его глаза широко раскрылись - так он удивился") 3) то, что человеку известно, но он не замечает ("- удивлён? - спросил он. Только сейчас я осознал, насколько - даже он заметил!" против вообще нигде не отмечаемого чувства типа "я постоял немного, пытаясь уложить в голове новости. Не получалось." - здесь явно о чувстве не говорится и персонаж о нём не думает, а думает об источнике чувства, но оно есть, и читателю это понятно) Ну и выбрать точку зрения, ну. Каждый из вариантов, в т.ч. всезнающего повествователя, вполне нормален и работает. Нет ничего плохого в том, чтобы доносить повествование всезнающе. У этого есть своя специфика, свои сложности, а ещё это требует гораздо большего чувства меры, что ли. Это интересная задача, попробуйте. Да, мы оживляем текст, но не упрощаем ли мы себе жизнь столь детально разъясняя эмоции собеседников ГГ? Насколько это допустимо? Чувство меры:) Ну есть чуть глубже, то по умолчанию "оживляем текст" является всегда вторичной вещью. Первичной является мотивировка тех или иных фраз, абзацев, сцен... слов тоже, ну и самого стиля, образов. Стиль может быть сухим, а не оживлённым - и это будет задумка автора, а не его ошибка. Степень живости текста также требует мотивировки. См. здесь: https://philologos.narod.ru/tomash/tema.htm - главы про мотивировку. А что касается уместности или неуместности именно внутри точки зрения (потому что при желании мы можем, а порой ДОЛЖНЫ переключать точку зрения, это нормально - переключать её, даже прыгать по точкам зрения может быть нормально, если аккуратно всё оформить, читатель не запутается!), то см. упомянутую мной книжку Успенского - "Поэтика композиции". Просто берёте и читаете её с начала до конца. Вуаля, вы знаете кунг-фу и постигли Дао.Стоит ли искать альтернативные варианты по раскрытию персонажей Ну и не разжёвывайте прям всё за читателя (как это люблю я, кстати, грешен), иногда достаточно поступков, а читатель сам поймёт, что же это за человек изображён. Читатель, конечно, бывает тупой, но обычно всё же нетупой:)2 |