Scaverius Онлайн
16 октября в 19:59
|
|
flamarina
Но не могу не отметить, что каббала позиционирует себя как пусть порой агрессивное, но радостное учение. Основанное в сущности на радости, близкой к экстазу (смешно, но в светской философии к такой просветлённой и строго научной экстатически-шаманской возбуждённости ближе всего Ницше). Так вот... Каббала – это оптимизм. Это да, но это каббала Лайтмана - это оптимизм. Мистическое учение каббалы, о котором я читал, оно да, оптимизм, но там есть испытания и вообще речь идёт о том, что запретное знание о природе Бога (а Бог как вы знаете у иудеев вообще пишется без гласной из уважения к тому, что это запретное имя и вообще Бога нельзя всуе употреблять). Л.А. Тихомиров приводит неизвестно насколько достоверную легенду о "рабби Акибе". Дескать было некогда пять мудрецов-раввинов и они решили погрузиться в глубокую молитву, дабы познать тайну природы Бога. И они естественно перед молитвой попрощались друг с другом, т.к. думали ,что могут не узнать и умереть, ибо такое Бог мог посчитать богохульством. Легенда говорит, что они вышли из своих тел и вознеслись ввысь. И увидели Древо и т.п. Вот только от увиденного трое из них умерли, четвертый сошёл с ума и только "рабби Акиба пришёл с миром и ушёл с миром". Его посчитали достойным и дали ему каббалу (на условиях, чтобы он тоже передавал знание не кому попало и не говорил непосвященным о нёй). И каббала, согласно легенде была скрыта на более чем тысячу лет от непосвященных. Согласитесь это мало похоже на безудержный оптимизм, а скорее на идею фильма, что путь к Божественной природе лежит через испытания и страдания, а "любовь преодолеет всё". А так современная теоретическая каббала "для начинающих" - это действительно про оптимизм. А вот практическая - это не только оптимизм. Учитывая такую вещь, что в практической каббале существует "Пульса Денура", например. Которую можно применять только к евреям - отступникам от своего народа и которую каббалисты применили трижды - к Троцкому, к Ариэлю Шарону и к Коломойскому. Опять же по верованиям практиков это "проклятие именем Божиим" действует так - если круг каббалистов применит его к достойному человеку. то умрёт каждый из круга, ибо Бог обратит их проклятие на них самих. Если же к недостойному - то умрёт сам недостойный в жутких мучениях (причем речь будет идти именно об образе смерти). И поэтому когда потом этого каббалиста спрашивали "а Коломойский-то жив, значит проклятие ваше не подействовало", он сказал, что "да, жив, но посмотрим как он будет умирать". И в этом плане есть ощущение, что либо Арановски где-то сильно покусали католики и пуритане... либо в этом и была его цель – показать, в какую мрачнятину уводит человека христианское сознание, когда ты можешь прожить 500 лет или стать великим учёным, но смерть для тебя всё равно будет важнее жизни. Эдакий приговор к смирению. Я вообще не понимаю, кто его покусал, т.к. я тут почитал про Шибальбу и у майя - это ... ну это ад. Лорды Шибальбы пытают душу, пытаясь разлучить её с телом навеки. То есть там не плюс, там минус. Если бы Аронофски сам был каббалист , то у него Кетер (Корона) никак бы не была связана с "underworld" (адом). Это скорее overworld. Ну не будет каббалист первую эманацию Эйн-Софа адом именовать он же с ума-то не сошёл. Ну или вариант - про майянскую Шибальбу сам Аронофски в деталях не знал (но этот вариант я отвергаю с ходу, т.к. Аронофски как раз ездил в Южную Америку и слышал там наверняка о легендах майя). Да и вообще сценарист производит впечатление умного человека - в фильме нет ничего лишнего, всё работает на результат. Даже "Матрица" та же самая не во всех деталях работает на собственный скрытый смысл, а вот "Фонтан" - да. Там всё продумано до мелочей, всё не случайно. Даже визуальный ряд не случаен - тона, в которых работает камера, одежда героев. Вот например - Когда Конкистадор молится и стоит спиной к нам, мы видим его фигуру сзади - черная, страшная фигура и мрачное ощущение фанатизма. А когда Конкистадор видит майянского жреца - тот тоже стоит к зрителю задом, хоть и чуть повернут к нам, но образ его похож на образ Конкистадора (те же темные тона, угрожающий силуэт). Это всё намёк на то, что "жрец" и "Конкистадор" связаны. И еще намёк на то ,что Конкистадор намеренно "затемнен до конца", смысл его действий не до конца ясен, а вот жрец нам сейчас объяснит смысл (он полуповернут к нам и мы его отчасти видим). Или в музее, где Томас и Изабелла читают майянскую легенду специально как будто для тех, кто не умеет читать намёки, на стене на заднем фоне виднеется огромное название музея. Название это на английском - Divine Words - Слова Божества. И далее Изабелла читает легенду о первочеловеке Томасу (и нам, зрителям). То есть это подсказка - сейчас по лору фильма будут "истину глаголить". И таких мелочей полно. Как бы я не относился к каббале и к режиссеру и сценаристу, тут режиссер и сценарист гениально написал сюжет. Ничего лишнего, каждая мелочь работает на результат, на смысл. Заглавная I один из символов алхимического превращения Это очень интересно, но про алхимию я мало знаю. Может там есть и алхимическая версия этого всего, но я её просто не увижу из-за собственной нехватки знаний. А она там может быть, учитывая "источник вечной жизни", у алхимиков - это эликсир жизни (см. ГП кстати, где это философский камень и он же эликсир). |