↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Там в центре поэмы, если, конечно, отбросить в сторону все эти благоуханные плеча и неозаренные туманы и розовые башни в дымных ризах, там в центре поэмы лирический персонаж, уволенный с работы за пьянку, блядки и прогулы. Я сказал им: «Очень своевременная книга, — сказал, — вы прочтете ее с большой пользой для себя».
(с) Венедикт Ерофеев.
Недавно, в процессе перемещения с одного побережья на другое, я заново прочел всем известную драму, в центре которой находится девушка, стоящая на пороге того, чтобы обеспечить себя на всю жизнь, просто выйдя замуж. Так вот было устроено семейное законодательство в те былинные времена: окольцованному мужчине некуда было деваться от того, чтобы быть кормильцем, надежей и опорой, и развод ему по требованию не предоставлялся. (О том, какая морока была получить развод, можно почитать в «Анне Карениной», а о том, во сколько могло встать откупиться от надоевшей жены и хотя бы де-факто пожить свободным, можно почитать в «Дворянском гнезде»). Так что в те годы хорошо выйти замуж — это была вполне себе карьера.
Конечно, далеко не всегда брак заключался только с целью обеспечить женщину до конца ее дней — бывало, например, что брак скорее напоминал любимые нами, финансистами, слияния и поглощения: богатая семья через брак присоединяла к себе оборотистого, идущего в гору человека. Так, например, в «Обыкновенной истории» женились и дядя, и племянник Адуевы, взяв за женой большое приданое, а в реальной жизни так женился на богатой купеческой дочке поэт Афанасий Фет, по стечению обстоятельств записанный незаконнорожденным и нуждающийся в деньгах. Источником средств для мужа приданое было таким себе, потому что совместной собственности на имущество у супругов в Российской Империи не возникало: тот же Фет фактически долгое время был у жены управляющим, и все крупные сделки жена по его совету заключала от своего имени и к своей выгоде. Но Фет был практичный поэт, с управления жениным имуществом тоже кое-что имел, работал мировым судьей и умер, имея неплохой собственный капитал.
За пределами же мира слияний и поглощений приданое имело функцию облегчения начала семейной жизни: чтобы семейная жизнь не начиналась с обустройства супружеской спальни и жениного гардероба (от чего легко можно офигеть в край, говорю вам как поживший и несколько раз переезжавший человек) — так вот, чтобы семейная жизнь начиналась легко, красавиц выдавали замуж вместе с пеньюаром, фермуаром и будуаром (ну или его содержимым), а также с любимой подушкой, перинками, собачкой Жужу и остальными вещами, спасавшими мужа от капризов на новом месте.
Однако к героине прочитанной мной драмы не относилось ни первое, ни второе. Не было у нее приданого, и называлась она потому бесприданница, о чем поведал нам драматург Островский. Так что не мог ее муж ни рассчитывать раскрутиться, управляя ее имуществом и делая большие дела с ее папашей, ни даже надеяться избежать после свадьбы расходов на тысячу несомненно нужных женщинам вещей. А взамен ему предоставлялось право обеспечивать девушку всю жизнь и решать все ее проблемы.
Прикинув дебет к кредиту, бряхимовское купечество от такой выгодной сделки начало сторониться — мне, признаться, стало за девушку обидно, я же по профессии в те времена был бы наставником купечества, и я полез в текст искать, что бы еще ей в активы записать, — и вскоре уткнулся головой в книгу в некотором отчаянии. Оказалось, что мамаша Огудалова учила Ларису быть красивой и петь под гитару — хорошо, что не учила ее ходить в матросском костюмчике, а то по тем временам был бы полный набор навыков для хорошего дома терпимости. Не то чтобы такие навыки развращают девушку, но ставка на красоту и развлечения приводят к тому, что девушку оценивают как предмет потребления. «Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!» — горько жалуется Лариса в финальной сцене. Ну дык, на что ловишь, то и поймаешь, что предлагаешь — такое отношение и получишь. Ведь даже если бы нашелся на нее жених из мелких помещиков, но не Карандышев, и увез бы ее по ее просьбе в первом акте сычевать в поместье, с расчетом на то, что она будет ему как компаньонка: приятно и посмотреть, и послушать — да вот не годится она в компаньонки, недостаточно спокойный и покладистый характер, больше умеет поддевать и дразнить, чем утешать и подбадривать.
Надо сказать, что в знаменитом Смольном институте незадолго до написания пьесы про бесприданницу подобную фишку просекли. Где-то до середины 19 века там пытались воспитывать великосветских дам, учили их изящной словесности и дворцовому этикету. Но потом пригляделись к составу своих воспитанниц — что-то никаких княжон Трубецких нет, Трубецкие успешно взращивают их дома. Все больше сироты и девочки из небогатых, но приличных и даже героических семей, и не большой свет их ждет, а средней руки помещики. Тоже хорошая партия, на сегодняшние деньги считай что долларовые миллионеры, но нужно простым помещикам от жены несколько не то. Пригласили тогда в Смольный педагога Ушинского, начали править программу, и про последних выпускниц Смольного мы даже имеем свидетельство филолога Чудакова, у которого была бабушка-смолянка: «скатерти, полотенца, простыни, наволочки пахли ветром и яблоневым цветом или снегом и морозным солнцем; белья такой живой свежести Антон не видел потом ни в профессорских домах в Америке, ни в пятизвёздном отеле Баден-Бадена». Бабушка-смолянка вместе со своей матерью держала в дореволюционной России пансион, где и познакомилась со своим будущим мужем, красавцем-семинаристом — так вдвоем они потом и пережили и войны, и революцию, и спали всегда на свежих простынях.
Получи Лариса Огудалова такое воспитание, даже у бряхимовских купцов быстро бы сошелся дебет с кредитом: они смекнули бы, что такая девушка, поставленная во главе толковой прислуги, быстро повысит их уровень жизни так, что в их дом начнут ходить только чтобы посмотреть, как умеют жить люди. Времена-то были былинные, это сейчас долларовые миллионеры покупают себе хорошие стиралку да сушилку за несколько тысяч долларов, ставят их в небольшую отдельную комнату, заливают в стиралку да сушилку нужные растворы и спят на мягком свежем белье — а раньше без умелого человека, который знает, как белье на ветру не пересушить, можно было и с миллионами спать как на дерюге. Да и не Васька Вожеватов таскался бы в такой дом, к такой девушке, его серьезные люди могли бы и погнать в шею: живешь тут в далеком заволжском поместье, имеешь со своих черноземных угодий хороший гешефт, а даже поесть нормально некуда съездить. Повара и камердинера выписывать дорого, а вот если удачно жениться, чтобы молодая жена дом поставила как надо, простого повара вышколила, обычного лакея настрополила… вообще-то, хрен бы с ним, с приданым, такой девушке можно даже лично купить армуар, шифоньер и трельяж.
Но увы, героиня Островского хотела сделать хорошую карьеру жены, не имея никаких нужных для того умений и качеств, кроме девичьей красоты — и поэтому вместо успешного заволжского помещика ей достался мелкий дворянин Карандышев. Он, конечно, не совсем был бестолочь, вот в мировые судьи собирался, как поэт Фет, дело и почетное, и деньги будут, но все же производил Карандышев то же впечатление, что и те наши современники, которые берут кредит на автомобиль, не умея накопить на велосипед. Вместо того чтобы по-фетовски искать приданое и идти к успеху, он решил жениться на девушке, которая может лишь украшать собой — а это выходило дорого, даже богатый, но расчетливый Кнуров предлагал Ларисе только наш современный брак: дескать, буду тебя содержать, но не всю жизнь, а как надоела — пинка под жопу. Современное семейное законодательство ничего другого женщинам и не предлагает, по современному законодательству и Паратов мог бы на Ларисе поджениться на пару лет. Что там ему делить «совместно нажитое», у него ж одни убытки.
Но где бряхимовское купечество решило, что уж больно дорого: за девушку-украшение брать на себя заботу о человеке на всю жизнь, — там Карандышев решил шикануть под лозунгом «деньги есть, осталось стырить и принесть». Тут и началась пьеса, и персонажи перестали укладываться в мою экономическую модель — скажу сразу, ничем хорошим это не кончилось.
Разумеется, Карандышев с самого начала хочет закатить пышную свадьбу и покрасоваться перед всем Бряхимовым рядом с красивой молодой женой — ну а как иначе, что еще он может получить в обмен на свое обещание всю жизнь ее содержать и, вполне возможно, терпеть ее капризы, что в тьмутаракани, где он собирается быть мировым судьей, нет ни шампанского, ни цыган? Она не компаньонка, она не экономка — ну пусть хоть рядом постоит, загадочное лицо сделает. Разумеется, Лариса думает, что это Карандышев должен иметь для нее потребительскую ценность, а не она для него; сравнивает его то с Паратовым, то с Вожеватовым — ну могла бы еще с князем Феликсом Юсуповым сравнить, который папа более известного Феликса Юсупова, он тогда в самом соку был.
Где-то здесь я начал подозревать, что Лариса слишком поверила в свой же обман: конечно, ее дело как девицы на выданье, у которой ни имений, ни умений, одна милая мордашка — ее дело кружить мужчинам голову, чтобы те начинали нести дичь о том, какое неоценимое счастье — внимание такой девушки, и даже в эту дичь верить. Но она-то в это верить не должна, она-то должна была понимать, что это она охотится на будущего мужа, а не он добивается ее руки.
От этой мысли меня отвлекло то, что в пьесе начало разворачиваться действие, и Карандышев решил закатить званый обед для купечества на свое скромное чиновничье жалованье. «Ну вот хотя бы это они умеют! — подумал я про Огудаловых, я вообще склонен предполагать, что люди куда разумнее и рациональнее, чем они есть на самом деле. — Сейчас жених взглянет на Ларису по-другому, а не только как на украшение. Подойдет она к нему, скажет: «Не морочь себе голову, Юлечка, все сделаем!»… да, конечно, имя Юлий для мужчины, который не римлянин, — это большой недостаток… как же его дома ласково звать: Юляша? Юленок? А, во: Юл! Как лысого ковбоя!»
Ну а пока я думал про лысого ковбоя, бедный Юлий Карандышев был оставлен невестой и будущей тещей без помощи, хотя могли бы и Ваську Вожеватова на шампанское раскрутить, и Кнурову аргументировать, что проще за обедом в клуб послать, и кашу из топора сварить. И потому обед, к которому еще и подали рокового барина Паратова, не удался, чуть не закончился скандалом, а затем закончился еще хуже — Лариса сбежала с Паратовым за речку на пикник, окончательно забыв, что в ответ на речи «мечтаю всю жизнь быть у ваших ног» надо обещать с кузнецом прийти. Известно же, для чего влюбленной паре нужен кузнец: «Благословлять. Вы же изволите предложение делать».
Что там было за речкой — «фрагмент, к сожалению, опущен» — но по возвращении Ларисы оттуда Карандышев счел Ларису скомпрометированной, помолвку свою нарушенной, а поскольку она не изъявила раскаяния, он взял ее и пристрелил. И то не дивно: читал я с год назад историю про человека, записавшегося в одну ЧВК. Так вот у него пара сослуживцев неожиданно решила, что условия контракта им больше не нравятся, и заснули они тогда оба ночью на боевом посту: один в карауле, другой у рации. Командир до позиции пару часов дозвониться не мог, приехал лично, увидел спящих дежурных — завел их за дом и расстрелял к черту. Так-то оно, не выполнять важные для людей контракты — а там не о пожизненном содержании речь шла, всего-то на годик подписались.
Вы мне напомнили другую бесприданницу Островского:
Показать полностью
Надежда Антоновна. Ах, какой он упрямый! Какой несносный! Человек из порядочного общества так поступать не может, он скорее убьет жену, а такого предложения не сделает. Возвращаются Васильков и Телятев. Лидия. Вы меня извините, я не поняла вас. Объясните мне, что значит слово «экономка» и какие ее обязанности? Васильков. Извольте, объясню; но если вы не примете моего предложения, я больше не вернусь к вам. Экономка – значит женщина, которая занимается хозяйством. Это ни для кого не унизительно. А вот обязанности: у меня в деревне маменька-старушка, хозяйка отличная, вы поступите к ней под начальство – она вас выучит: грибы солить, наливки делать, варенья варить, передаст вам ключи от кладовой, от подвала, а сама будет только наблюдать за вами. Мне такая женщина нужна, я постоянно бываю в отъезде. Лидия. Ужасно, ужасно! Васильков. Прикажете кончить? Лидия. Продолжайте! Васильков. Когда вы изучите в совершенстве хозяйство, я вас возьму в свой губернский город, где вы должны ослепить губернских дам своим туалетом и манерами. Я на это денег не пожалею, но из бюджета не выйду. Мне тоже, по моим обширным делам, нужно такую жену. Потом, если вы будете со мною любезны, я свезу вас в Петербург, Патти послушаем, тысячу рублей за ложу не пожалею. У меня в Петербурге, по моим делам, есть связи с очень большими людьми; сам я мешковат и неуклюж; мне нужно такую жену, чтоб можно было завести салон, в котором даже и министра принять не стыдно. У вас все есть для этого, только вам надо будет отучиться от некоторых манер, которые вы переняли от Телятева и прочих. Телятев. Но разве я знал, что Лидии Юрьевне предстоит такая блестящая перспектива от деревенского подвала до петербургского салона. ... Лидия (подает мужу руку). Благодарю вас, что на целый день вы даете волю моим слезам. Мне нужно о многом поплакать! О погибших мечтах всей моей жизни, о моей ошибке, о моем унижении. Мне надо поплакать о том, чего воротить нельзя. Моя богиня беззаботного счастия валится со своего пьедестала, на ее место становится грубый идол труда и промышленности, которому имя бюджет. Ах, как мне жаль бедных, нежных созданий, этих милых, веселеньких девушек! Им не видать больше изящных, нерасчетливых мужей! Эфирные существа, бросьте мечты о несбыточном счастье, бросьте думать о тех, которые изящно проматывают, и выходите за тех, которые грубо наживают и называют себя деловыми людьми. Но по сути позвольте с вами не согласиться. Помещик средней руки мог себе позволить держать приличную экономку, хоть бы типа Вари, воспитанницы Раневской. А жена чтоб за роялью красиво сидела. 1 |
Пайсаноавтор
|
|
Viola ambigua
Показать полностью
"Извольте, объясню; но если вы не примете моего предложения, я больше не вернусь к вам. Экономка – значит женщина, которая занимается хозяйством. Это ни для кого не унизительно. А вот обязанности: у меня в деревне маменька-старушка, хозяйка отличная, вы поступите к ней под начальство – она вас выучит: грибы солить, наливки делать, варенья варить, передаст вам ключи от кладовой, от подвала, а сама будет только наблюдать за вами. Мне такая женщина нужна, я постоянно бываю в отъезде". Островский знал толк, что и говорить. Недаром "Бесприданница" при его жизни провалилась: почитатели таланта собрались на премьеру послушать назидательную историю с юморком, в антракте небось кто и об заклад побился, кого в финале показательно посадят в лужу: Паратова, Карандышева или Ларису. А тут какая-то мелодрама. "Размяк, рассупонился наш Александр Николаич! - с досадой сказали солидные люди. - Аж денег за билет жалко". Помещик средней руки мог себе позволить держать приличную экономку, хоть бы типа Вари, воспитанницы Раневской. А жена чтоб за роялью красиво сидела. Мог позволить, конечно - но зачем? Этак и промотаться недолго, если позволять себе и то, и это без расчета. Вон граф Толстой был не беден и с сочинительства своего дополнительно имел хороший доход - и то у него Софья Андревна трудилась на две ставки: и экономкой, и секретарем. Да еще они оба были своим детям вместо школьных учителей. Кстати, к роли экономки С. А. хорошо подготовили еще в родительском доме, потому как к бестолковым людям граф и ездить бы не стал. А "за роялью" - это конечно. Не то что ютьюба, патефонов еще не было. Без жены с роялью можно и одичать. 1 |
Без жены с роялью можно и одичать Гоголь считал, что барыня всё сразу не потянет. Но, правда, у него в недожженых отрывках положительные персонажи очень уж картонные и неживые получились, в отличие от.Но нельзя было вывести никакого заключения. Комнаты все просты, даже пусты: ни фресков, ни картин, ни бронз, ни цветов, ни этажерок с фарфором, ни даже книг. Словом, всё показывало, что главная жизнь существа, здесь обитавшего, проходила вовсе не в четырех стенах комнаты, но в поле, и самые мысли не обдумывались заблаговременно сибаритским образом у огня, пред камином, в покойных креслах, но там же, на месте дела, приходили в голову, и там же, где приходили, там и претворялись в дело. В комнатах мог только заметить Чичиков следы женского домоводства. На столах и стульях были наставлены чистые липовые доски и на них лепестки каких-то цветков, приготовленные к сушке. "Что это у тебя, сестра, за дрянь такая наставлена?" сказал Платонов. "Как дрянь", сказала хозяйка. "Это лучшее средство от лихорадки. Мы вылечили им в прошлый <год> всех мужиков. А это для настоек; а это для варенья. Вы всё смеетесь над вареньями да над соленьями, а потом, когда едите, сами же похваливаете". Платонов подошел к фортепиано и стал разбирать ноты. "Господи, что за старина!" сказал он. "Ну, не стыдно ли тебе, сестра?" "Ну, уж извини, брат, музыкой мне и подавно некогда заниматься. У меня осьмилетняя дочь, которую я должна учить. Сдать ее на руки чужеземной гувернантке затем только, чтобы самой иметь свободное время для музыки, -- нет, извини, брат, этого-то не сделаю". Вот Ольга Штольц, наверное, все успевала. Но Штольц, на мою имху, тоже немножко неубедительный. Вообще, воспитание барышень было вопросом вполне животрепещущим. Но барышень было по городам и весям много, а Ушинский один. Вот так ее маменька воспитала, Ларису-то. Зануда ваш граф Толстой) Софью Андревну душевно жаль, из деловых женщин мне больше нравится Анна Григорьевна Достоевская. Это вот человек с твердым характером и энергией) 1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|