* * *
В прошлом году я открыла для себя такое странное фандомное явление, как видеореакции на сериалы, которые люди снимают для сайта YouTube. «Реагирующие», что понятно по названию жанра, записывают на камеру свои эмоции от просмотра сериала, по ходу просмотра серий оставляют некоторые комментарии, а в конце делятся своими мыслями о каждом эпизоде «Доктора Кто» — именно последняя часть подобных видео меня и привлекает. Привлекает, но в то же время ранит, так как далеко не все разделяют мои предпочтения, а знакомиться с мнениями тех, кто критикует мою любимую эпоху и предпочитает ей эру, к которой у меня есть куча претензий, мне сложно до сих пор, даже спустя годы фанатства и тонны прочитанной критики на сезоны Рассела Т. Дейвиса — чаще всего субъективной, жёсткой и неприятной. Разумеется, как РТДшницу меня злит то, что самой популярной на YouTube поклонницей сериала, которую можно назвать одной из звёзд своего жанра, является типичная фанатка творчества Стивена Моффата, реакции которой на первые сезоны, как по мне, смотреть невозможно. Невозможно, потому что девушка откровенно скучала на эре РТД, что прекрасно видно по всем её реакциям, долгие месяцы, если не годы, жевала кактус и очень долго двигалась к принятию сериала. В общем-то, более-менее ей понравились только третий и четвёртый сезоны, а фанаткой шоу эта дама стала уже после того, как дошла до пятого сезона и влюбилась в Одиннадцатого и его спутников. Первые сезоны ей не заходили настолько, что они не то что практически не цепляли её и не вызывали у девушки особых эмоций. Зрительница попросту не видела в расселовской эпохе почти ничего хорошего, и даже сильные эпизоды первых сезонов её совсем не впечатлили. Чтобы вы понимали, до каких в случае с этой хувианкой доходило крайностей, отмечу, что Девятого она посчитала плохо прописанным и не раскрытым персонажем, оставшимся в тени своей спутницы, которой был, по её мнению, посвящён весь первый сезон. Что до Десятого, то он девушке просто не особо нравился, особенно во втором сезоне.
Конечно, насмехаться над чужими вкусами нехорошо, но я нахожу одну из причин, которая повлияла на то, что звезда хуфандома не полюбила сериал при РТД и не привязалась к Девятому и Десятому, безумно нелепой, странной и смехотворной, а заключается она в том, что единственным персонажем эпохи РТД, которого мадам полюбила всем сердцем едва ли не с первого появления в сериале и которого она любит больше Девятого, Десятого и их постоянных спутниц вместе взятых, является Микки Смит. Да-да, Микки — весьма неоднозначно себя ведущий в первом сезоне паренёк, уж точно не лучше прописанный персонаж, чем Роуз или, прости господи, сам Доктор, и герой, к которому обычно зрители даже не относятся всерьёз. Я не хочу сказать, что Микки не заслуживает любви, — он не просто какой-то там дурачок и очень сильно развивается за свои эпизоды. Также я не отношусь отрицательно к самому факту, что Микки раздражает далеко не всех зрителей и кому-то нравится ещё с первого сезона. Что меня действительно бесит, так это тот факт, что Микки является едва ли не главной причиной, из-за которой люди ненавидят Роуз, хотя он никогда не являлся несчастной жертвой плохой гёрлфренд, систематически портящей ему жизнь, и некрасиво себя вёл. Непонятно, почему некоторые люди вообще защищают Микки, когда он объективно заслуживает осуждения, и, что намного хуже, жалеют [1]. Ещё больше меня бесит то, что из-за Микки отдельные товарищи недолюбливают Доктора. Не просто осуждают за то, как снисходительно он относится к Микки, как он ему бесконечно грубит и как Доктор, девятисотлетний взрослый мужчина, из-за ревности начинает вести себя подобно подростку. Нет, отдельные субъекты настолько обижаются за Микки, что только из-за этого принимают РТДшного Доктора в штыки. Для них настолько значима эта мелочь, — отношение Доктора к бойфренду спутницы, к которой он, на минуточку, был неравнодушен, что из-за такой ерунды люди опускают главного героя сериала — неоднозначную, многогранную и глубокую личность, до уровня плохо прописанного персонажа и ужасного человека. И ведь люди на полном серьёзе не любят РТДшного Доктора из-за какого-то там паренька, который появляется в нескольких сериях и зачастую, преимущественно в первом сезоне, ведёт себя раздражающе.
До знакомства с реакциями я и не подозревала, насколько же в фандоме много обиженных за Микки людей. Зато кого в нашем фандоме мало, так это тех, кто не судит кого-то одного, когда косячат сразу все, и если уж кого-то и критикует, то справедливо и уместно. Говоря о неуместной критике, коснёмся второй причины для нелюбви звезды Ютуба к сериалу, и это не сами эпизоды эпохи РТД, хотя они ей и не нравились, а, что, думаю, всем уже стало понятно, главная обидчица святого Микки, известная нам как Роуз Тайлер, — эта, цитируя её ненавистников, раздражающая, глупая, ненаблюдательная и невнимательная, чаще всего, особенно во втором сезоне, бесполезная, наивная, эгоистичная, наглая, поверхностная, непостоянная, флиртующая со всеми подряд, третирующая своего идеального бойфренда, навязывающаяся Доктору, а в конце концов и вовсе растворяющаяся в своей любви к нему девушка. И как её только сделали спутницей, да ещё и любовным интересом Доктора, когда в человеке столько недостатков и всего пара мнимых достоинств, непонятно. А ещё непонятно, как можно не видеть множества минусов в характерах других спутниц, даже если им свойственны ровно те же, да ещё и гиперболизированные, недостатки, за которые люди корят Роуз, и не замечать в эре Моффата всех тем проблем, которые ей свойственны, если в эпохе РТД отдельные люди придираются ко всему подряд [2]. Суть в том, что зрительнице настолько сильно не нравилась Роуз, что из-за неё одной она не видела в сериале практически ничего стоящего (кроме эпизодов с Микки, разумеется, несмотря на то, что некоторые из них считаются одними из самых слабых в эре РТД) и провела почти всё время просмотра первых сезонов в страданиях — от скуки, бесконечных дёрганий и неустанных закатываний глаз. Разумеется, не обошлось и без откровенных цепляний: если РТД девушка за фэнтези-мотивы ругала, то в сказочной эре Моффата ей всё понравилось, и если «роузцентричность» первого сезона стала для неё главным поводом для критики сериала, то «клароцентричные» и «ривероцентричный» сезоны у неё пошли на ура.
Где в подобных суждениях логика и непредвзятость? Их там нет. Кроме того, сложно не заметить, что претензии к эре РТД со стороны фанатов Моффата всегда сводятся к одному и тому же, из-за чего я и назвала звезду Ютуба типичной поклонницей Стивена. Чтобы ознакомиться с претензиями к Расселу, можно не выискивать на Ютубе поклонников пятого — десятого сезонов, ведь достаточно зайти на любой форум и почитать чужие мнения о ньюскульных эпохах. Сразу хочу внести ясность: я не считаю, что все обязаны обожать Десятого и ставить его в своём рейтинге Докторов исключительно на первое место. Если уж на то пошло, у меня самой, РТДшницы, с Теном постоянно возникают проблемы, я прекрасно осознаю, что временами он ведёт себя неприятно и в некоторых случаях получает критику вполне заслуженно, и я всегда, по нескольким причинам, ставила его ниже Девятого, а в последнее время ставлю ниже Третьего, к которому испытываю намного больше симпатии. Также я не считаю, что все хувианы должны любить Роуз, ведь она неидеальна, и если её недостатки не раздражают меня, то это не значит, что другие люди относятся к героине точно так же. Что же до Девятого, то хувианы к нему обычно относятся настолько пренебрежительно, хотя он и является одной из нейтральных инкарнаций, что остаётся ему только посочувствовать. Девятый вообще невезучий Доктор: и сезон с ним всего один, и даже с учётом того, насколько эра этого Доктора короткая, добрая часть зрителей её пропускает, и именно в эре Девятого хватает странных типично РТДшных эпизодов, которые людей только отпугивают от сериала и вызывают лишнюю критику, и, наконец, если у Десятого ещё есть шанс заполучить к себе симпатию за три долгих сезона, то к Девятому мнение едва ли у кого-то может особо измениться — для этого ему банально не хватает эпизодов.
Наверное, мне обидно не столько за Девятого или Десятого, ведь у них, особенно второго, хватает не только критиков, но и поклонников, сколько обидно за исполнителей их ролей — Кристофера Экклстона и Дэвида Теннанта, РТД, создавшего и прописавшего этих Докторов, и приглашённых сценаристов. Грустно, что далеко не все оценивают работу этих людей по достоинству, а тот смысл, который они вкладывали в сериал, проходит мимо некоторых зрителей. Печально, что люди начинают недолюбливать главных героев сериала, не разобравшись в показываемых нам конфликтах, и довольно однобоко оценивают персонажей. Да, в критике эпохи РТД нет ничего ужасного и несправедливого, и люди могут её ставить ниже всех остальных эр «Доктора Кто», но когда некоторые зрители практически ничего из первых сезонов не выносят, хотя видят невообразимые глубины и в эре Моффата, и у Чибнелла, и в классике, и в «Торчвуде», и в сериале с Сарой Джейн, и даже в слабеньком молодёжном «Классе», — то это уже не грустно, а удручающе. В общем-то, я бы плевала на нелюбителей РТД и обожателей Моффата, претензии которых выучила наизусть, как только начала интересоваться сериалом, но многие из таких людей являются лицами хуфандома, что в первую очередь касается американской и русской аудитории сериала, и становятся звёздами тех сайтов, форумов и сообществ, на которых тусуются хувианы. Именно эти люди зарабатывают популярность и набирают под своими видео и постами тысячи лайков, насколько бы их мнения ни были необъективными, а форма подачи мнения — грубой и неуважительной. И ведь команда «Доктора Кто», что для меня является дном, поощряет именно таких людей, хотя среди зрителей, реагирующих на сериал, и хувиан-старичков есть интересные ютуберы, которые видят свои достоинства в каждой эре и являются фанатами сериала, а не одного только Моффата. Но нет, представители официального журнала, посвящённого «Доктору Кто», решили взять интервью у определённо предвзятого человека со своими персональными предпочтениями. При этом у РТДшников своей звезды, которая бы интересно реагировала только на первые сезоны, делала хорошие рецензии исключительно на эпоху Рассела Т. Дейвиса, а на эре Моффата зевала и пускалась в сторону его персонажей с одной критикой, на Ютубе нет.
* * *
Если вы вытерпели мои возмущения и задаётесь вопросом, для чего я вообще стала писать о какой-то там девушке с её предпочтениями, то на это я могу ответить, что именно через подобные взгляды на «Доктора Кто» я пришла к мысли, насколько же много значат спутники Доктора, как недооценивается значение второстепенных персонажей и как неправы те хувианы, которые полагают, что значение имеют только сам Доктор и качество эпизодов с участием каждой инкарнации. Влияние ньюскульных спутников сильно настолько, что из-за одной ненавистной спутницы можно успешно прозевать на объективно сильных сериях, входящих в многочисленные ТОПы, и не привязаться к самому Доктору, который, на свою беду, испытывает к этой спутнице особые чувства. Если спутница тебя раздражает, то ты непременно будешь мучить серии с ней и, скорее всего, пропустишь всё то замечательное, что есть в её сезонах. Если тим ТАРДИС тебе симпатична, то ты и слабые серии с её участием проглотишь лучше, чем самые сильные эпизоды с нелюбимыми героями. Я знаю это по себе, знаю это по своим знакомым и людям в Интернете, которые делятся своими мнениями о разных сезонах и эпохах «Доктора Кто», и я убедилась в этом ещё раз после просмотра видео одной конкретной нелюбительницы РТД. Иногда знакомство с мнениями людей, противоположными твоим собственным, может оказаться полезным занятием. Неприятным, болезненным и выводящим из себя, каким для меня стало знакомство с обзорами любительницы Моффата, но всё-таки полезным. Что ещё я вынесла после знакомства с критикой первых ньюскульных сезонов? То, что любое хувианское мнение, особенно основанное на впечатлениях от одного просмотра сериала, чаще всего строится на субъективных предпочтениях и взглядах. То, что в сериале можно не видеть ни глубины, ни интересных сюжетов, ни раскрытия всевозможных тем и проблем, ни развития персонажей, если ты банально не привязан к тим ТАРДИС, из-за чего скучаешь, жуёшь кактус и смотришь шоу через «не хочу».
Ещё я пришла к выводу, что споры о том, какие же спутницы являются картонными, какая эпоха некачественно сделана и какой Доктор прописан и сыгран хуже всех остальных, по сути своей бессмысленны, ведь оппоненты никогда друг друга не поймут и своего мнения не изменят. А что совсем удивительно, в девушке, взгляды которой противоположны моим буквально во всём, я умудрилась увидеть себя. Её поведение, её рассуждения и её взгляды напомнили мне себя пятилетней давности, только знакомящуюся с нелюбимой эпохой «Доктора Кто». Ту себя, которая во время первого просмотра эры Моффата очень сильно скучала, то и дело плевалась и закатывала глаза, в упор не видела тех интересных вещей, которые есть в сериале Моффата, и цеплялась исключительно за присущие его эре минусы. Точно так же, как фанатка пятого — десятого сезонов раздражалась из-за недостатков Десятого, я жутко раздражалась из-за недостатков, присущих Одиннадцатому. Точно так же, как она нашла плохо прописанным и абсолютно «никаким» Доктором, оставшимся в тени своей спутницы, Девятого, я нашла таким Доктором Двенадцатого. Точно так же, как девушка ненавидела Роуз, меня до ужаса бесили Эми, Ривер и Клара, что повлияло на моё первоначальное восприятие большинства серий с ними, насколько бы хорошими и интересными истории ни были сами по себе. Точно так же, как она не привязалась к героям эры РТД, я не испытывала тёплых чувств к персонажам Моффата. Стоит ли удивляться тому, что любительница Моффата оценила третий и четвёртый сезоны, сезоны без Роуз, выше, чем сезоны с ней, и куда лучше приняла эру РТД после того, как пересмотрела первые серии новым взглядом, — взглядом хувиана, а не взглядом скучающего скептика, зацикленного на ненавистной героине, её поведении и недостатках? И здесь я вижу себя саму — ту, что всё-таки привязалась к Одиннадцатому, как бы сложно у меня с ним отношения ни складывались поначалу, притерпелась к его спутницам, а половину сезона с приятной героиней, Билл, и вовсе посмотрела с удовольствием с первого раза.
Конечно, критерии для оценивания сезонов у всех разные, и, возможно, в этом фандоме найдутся люди, которые опираются прежде всего на качество серий и сюжетных арок, но и для таких зрителей важно их персональное отношение к главным героям, участвующим в шоу, а в большинстве случаев люди только на него и опираются. Здесь мы приходим к тому, что если какие-то спутники и вызывают к себе преимущественно нейтральное отношение, не становятся для зрителей главной причиной для любви или нелюбви к целым сезонам и являются вторичным элементом по отношению к историям, то едва ли эти герои являются спутниками ньюскульных Докторов. Плюс это или минус сериала, судите сами, но ньюскульные спутники чаще всего вызывают у зрителей негативные или позитивные эмоции. При этом сколько в хуфандоме людей, столько и мнений о сезонах и персонажах Моффата и РТД, да ещё и противоположных друг другу, в чём можно убедиться, прочитав обзоры на сериал. На одни и те же вещи можно смотреть с разных сторон, в любимой эпохе можно не замечать огромных недостатков или намеренно их игнорировать, а в нелюбимой эре, напротив, не видеть ничего стоящего, даже если миллионы других людей с тобой не согласны. Главное — не зрительская слепота, от которой, вот уж удивительно, страдают буквально все хувианы, когда дело доходит до их нелюбимых эпох, и в которой мы любим винить друг друга. Главное — не наш подход к критике. Главное — не работа шоураннеров и сценаристов, которых одни зрители находят плохими и винят в некачественной работе над сериалом, а другие в то же самое время боготворят за глубокие осмысленные серии, потрясающие сюжетные арки и интересных персонажей. Главное — наше отношение к героям «Доктора Кто», ведь именно от него зависит, будем ли мы наслаждаться просмотром сериала, как мы воспримем истории персонажей и как оценим эпизоды. Если вы до сих пор в этом сомневаетесь, зайдите на первый попавшийся форум и сравните между собой мнения РТДшников и фанатов Моффата, любителей Десятого и Одиннадцатого и шипперов разных пейрингов. Я до сих пор, даже несмотря на весь свой опыт, удивляюсь тому, как по-разному люди реагируют на один и тот же сериал и одних и тех же персонажей и как хувианы обожают друг другу противоречить.
* * *
Я не могла не обратиться к одной из главных претензий, которую часто высказывают критики первых ньюскульных сезонов, и вытекает она из слов Стивена Моффата, а Моффат однажды в интервью назвал первый и второй сезоны «шоу Билли Пайпер». Удивительно, но со Стивеном согласно много фанатов, а иногда и РТДшники ставят Расселу в вину его зацикленность на Роуз и возвеличивание этой героини на фоне всех остальных. И сюжетного времени эта спутница получила больше, чем Марта, Донна и Джек, и любовным интересом Доктора РТД сделал именно эту героиню, а не кого-то другого, и именно Роуз удостоилась той награды, которой больше никто, кроме неё, не получил (рассуждения о том, насколько счастливой можно назвать судьбу Роуз и что получили героини Моффата, оставим в стороне [3]). Так неужели утверждение, что аж половина эпохи Рассела Т. Дейвиса является скорее «шоу Роуз Тайлер», чем «шоу Девятого и Десятого Докторов», является верным, или более справедливым будет назвать первые сезоны «эпохой Доктора и Роуз»? Обратимся к эпизодам с участием спутницы, сыгранной Билли Пайпер, и попытаемся прийти к выводу, правы ли Стивен Моффат и его единомышленники, которым в «Докторе Кто» авторства РТД не хватило главного — Доктора. А начнём мы с того, что Роуз в какой-то степени действительно выделяется на фоне других спутников. Рассел вовлекал людей в шоу не столько через таинственную фигуру Доктора, закрученные сюжетные арки или насыщенные сюжеты, сколько через его потенциальных спутниц. Да, формально роль спутников не изменилась и осталась всё той же, что и в шестидесятые — восьмидесятые годы, но на деле Роуз, Марта и Донна ближе аудитории, чем любые из олдскульных спутниц и спутников, а герои классики были преимущественно схематично прописанными и взаимозаменяемыми.
Роуз Тайлер выделяется на фоне других спутников тем, что мы знакомимся с ней раньше, чем с главным героем сериала, входим во вселенную «Доктора Кто» именно вместе с ней и смотрим на Доктора её глазами. Если на таинственных моффатских героинь, Ривер и Клару, мы смотрим глазами Доктора, а Донна, Марта, Эми и Билл прописываются как равноправные главному герою персонажи с самого появления в шоу, то Роуз становится протагонистом раньше Девятого. Примечательно и то, что в первой серии, названной её именем, героем, спасающим Землю, также становится именно Роуз, а не Доктор, чего зрители ожидают от сериала под названием «Доктор Кто», то есть, Роуз с первого же появления в шоу разрывает все шаблоны. Отличие Роуз от спутниц эпохи Стивена Моффата заключается в том, что, даже если героини Моффата и выделяются на фоне всех остальных героев, Роуз стала особенным для Доктора человеком, будучи самой обычной девушкой и совершенно заурядным человеком, что раздражает и олдскульщиков, и фанатов Моффата. У Роуз не было каких-то предназначений, она не обладала особыми способностями, её не сделали равным (во всех смыслах этого слова) Доктору человеком, и ей не пришлось заслуживать его любовь. Роуз просто появилась в жизни героя в правильное время и понравилась ему такой, какая она есть. Неудивительно, что некоторые хувианы считают, что какая-то там простушка не заслужила любви главного героя, не должна была прописываться как его романтический интерес и являлась для Доктора исключительно другом, а если и была его «влюблённостью», то в любом случае не представляла для Доктора такой же важности, как Ривер или Клара.
Но вернёмся к первому сезону. Что происходит после того, как Роуз входит в ТАРДИС и начинает свои путешествия с Доктором? Как по мне, РТД смещает фокус со спутницы на Доктора и начинает медленно и постепенно, но всё-таки раскрывать нам его фигуру. Во втором эпизоде мы немного узнаём об истории и бэкграунде Доктора, а Девятому если не посвящается больше сюжетного времени, чем Роуз, то точно даётся больше значимых моментов. Указывает на это одно то, что мисс Тайлер большую часть серии "The End of the World" проводит вне основного сюжета, в то время как роль спутницы и помощницы Доктора играет второстепенная героиня. Кроме того, несмотря на то, что во втором эпизоде «погибает» родная планета Роуз и спутница взаимодействует с второстепенными персонажами, вся история в итоге сводится к Доктору и его потере, а потому я считаю, что второй эпизод является скорее «эпизодом Доктора», чем «эпизодом Доктора и Роуз». В отличие от третьей серии, "The Unquiet Dead", которая, безусловно, является эпизодом и Доктора, и его спутницы, ведь каждый из героев играет в сюжете свою роль, оба персонажа раскрываются в одинаковой степени — прежде всего через противопоставление друг другу, и никто из актёров не перетягивает на себя всё внимание аудитории. Следующие эпизоды, арку со сливинами, многие люди наверняка назовут «сериями Роуз», и такие зрители, как по мне, совершат ошибку. Во-первых, в первой серии арки Роуз выполняет пассивную роль и не делает ничего особо значимого, кроме взаимодействия с другими персонажами, в то время как Доктор параллельно проводит расследование, связанное с вторжением инопланетян. Во-вторых, уж чьей эту арку и стоит называть, так аркой Джеки и Микки. Именно в этих эпизодах Джеки и Микки становятся объёмными и самобытными персонажами, именно здесь они проявляют себя, в то время как в первом эпизоде являются скорее бэкграундом спутницы, и именно на этих героях и их чувствах фокусируется арка.
Чем эпоха РТД и хороша, так это отличным прописыванием второстепенных персонажей, которым в других эрах уделяется меньше внимания. Что же до Доктора, то, справедливости ради будет сказано, Девятый в тех сериях, которые посвящаются Роуз и её семье, всё-таки не остаётся без внимания сценаристов. Проблема не в том, что этого Доктора постоянно оставляли позади других героев, совсем не раскрывали и толком за его сезон не развили, а в том, что некоторые люди всего этого не видят. Проблема и в том, что развитию Роуз в первом сезоне некоторые почему-то уделяют намного больше внимания, хотя оба героя меняются в равной степени и под взаимовлиянием. Если же какую-нибудь серию стоит называть историей даже не просто Доктора, а конкретно Девятого (я знаю, что серия была основана на истории про Шестого, но её удачно переделали под Девятого), то таких слов заслуживает потрясающий эпизод под названием "Dalek" — один из лучших эпизодов не только первого сезона или эры РТД, но и всего ньюскула. Как же грустно, что актёрскую игру Кристофера Экклстона хувианы не ценят так, как игру других исполнителей ньюскульных Докторов. Как ужасно, когда столь прекрасно написанные и сыгранные истории недооцениваются и остаются в тени, а зрители упускают все те важные вещи, которые им показывают на экране. Как неприятно, наконец, не видеть этого эпизода в ТОПах лучших эпизодов, когда ему там самое место. Что мы можем сказать о роли Роуз в данном случае? Точно так же, как Доктор не остаётся на заднем плане в сериях, посвящённых его спутнице, Роуз не играет роль мебели, если серия на ней не фокусируется. В частности, в шестой серии Роуз меняет природу далека, обращает внимание Доктора на то, в кого он начал превращаться после встречи со своим самым злобным врагом, и именно под её влиянием начинает меняться Девятый. Добавим, что параллельно нам показывается взаимодействие Роуз с Адамом — временным спутником Девятого. Можно сказать, роль Роуз в «сериях Доктора» приблизительно равна роли Доктора в «сериях Роуз» — если в истории преимущественно раскрывается один персонаж, о втором сценаристы всё равно не забывают.
Следующий эпизод, "The Long Game", является одной из историй, которые я бы назвала «сериями сразу всех», ведь в нём внимания удостаиваются не только Доктор и Роуз, но и второстепенные персонажи, в первую очередь временный спутник Адам. А вот серия "Father’s Day" является одной из самых важных именно для Роуз. В восьмом эпизоде спутница проходит свой урок и получает важный жизненный опыт. При этом, как и в случае с сериями "Aliens of London" и "World War Three", я могу сказать, что мы имеем дело с эпизодом, посвящённым не столько Роуз, сколько Роуз и членам её семьи, в данном случае Питу Тайлеру. Но, в принципе, если кому-то очень хочется назвать эту серию посвящённой исключительно спутнице, то такая оценка будет вполне себе справедлива, ведь в данном случае, в отличие от арки со сливинами, Доктор не влияет на разрешение конфликта. Единственными же эпизодами первого сезона, которые вызывают у меня затруднения, являются серии "The Empty Child" и "The Doctor Dances". С одной стороны, я бы назвала эти эпизоды очередной «аркой Доктора и Роуз», а в данном случае ещё и Джека — очередного временного спутника. Что меня смущает, так это то, что роль расселовских героинь в моффатских сериях всегда ограничивалась, а ещё Стивен предпочитал выставлять вперёд собственных женских персонажей, которой в данном случае является Нэнси. В оставшихся сериях первого сезона, "Boom Town", "Bad Wolf" и "The Parting of the Ways", мы также имеем дело с тремя главными персонажами и множеством второстепенных. При этом Расселу удалось отлично прописать каждого героя — и Доктора, и Роуз, и Джека, и Микки с Джеки, и второстепенных героев обеих историй.
По итогам краткого анализа всех эпизодов первого сезона выходит, что «сериями Роуз» являются четыре эпизода из тринадцати. При этом два эпизода входят в одну арку, в трёх сериях семье Роуз уделяется столько же внимания, сколько и ей, причём в одной серии даже больше ("Aliens of London"), а Доктор в сериях, посвящённых его спутнице, не остаётся на заднем плане и всё-таки занимается своими расследованиями и попытками всех спасти. Что до историй, посвящённых лично Доктору, то их выходит две, и они фокусируются на войне, через которую прошёл герой, и его потере. Все остальные серии, а остаётся их семь, уделяют Роуз и Доктору равное внимание. В некоторых из этих эпизодов большую роль играют и второстепенные, а не только главные, персонажи. Возможно, поэтому у кого-то создаётся ощущение, что в эре Девятого уделялось много внимания всем, кроме него. Ещё одной из претензий в сторону прописывания Девятого Доктора является то, что он часто попадал в беду, в то время как спасителями мира становились второстепенные герои. Есть ли, в таком случае, смысл спорить с теми, кого не устраивает работа РТД над первым сезоном? К сожалению, отчасти критики Рассела Т. Дейвиса и нелюбители Девятого правы. В то же время все эти люди не правы в том, что называют Девятого совсем не прописанным персонажем, а Роуз ставят на уровень героини, которой посвятили весь первый сезон. Как я уже говорила, Девятому не повезло только потому, что с ним сняли очень мало серий. В сущности, Десятый, Одиннадцатый и Двенадцатый выделяются на фоне Девятого только потому, что с ними мы банально провели больше времени. Если же посмотреть на сезоны с другой стороны, то можно сказать, что история Девятого вышла более ровной, чем история любого другого Доктора, и в этом её достоинство. Да, Девятого было мало, зато его хотя бы не мотало из стороны в сторону, как это произошло, по субъективному мнению некоторых хувиан, включая меня, с Двенадцатым.
Здесь мы снова приходим к тому, что хувиан хувиану рознь, ведь в фандоме хватает не только людей, критикующих прописывание Девятого, но и людей, которые считают, что уж кому не повезло иметь непрописанный характер и непродуманную сюжетную линию, так это Доктору Капальди, а не Доктору Экклстона. Чтобы найти другие плюсы в прописывании Девятого, можно сравнить развитие Девятого за первый сезон с раскрытием любого ньюскульного Доктора за один сезон с ним. Больше всего жалоб со стороны хувиан, скорее всего, поступит в сторону Тринадцатой, потому что за одиннадцатый сезон мы её так и не узнали, из-за чего последняя инкарнация Доктора многим кажется нераскрытой и скучной, особенно на фоне всех остальных. Кто-то скажет, что Десятый во втором сезоне блистал меньше, чем Девятый — в первом, и Тена раскрыли в полной мере уже после выведения Роуз. Отчасти такая точка зрения верна, ведь второй сезон является самым слабым в эре РТД, а Дэвид Теннант получил множество возможностей раскрыть свой талант именно в третьем и четвёртом сезонах (я знаю, что у Десятого были свои сильные эпизоды и сцены и во втором сезоне, но едва ли их наберётся очень много). Мэтт Смит является единственным исключением из правил, потому что первый сезон с его участием получился самым сильным из трёх, благодаря чему актёр успел показать свой талант с начала участия в сериале. Что же до Питера Капальди, со всем его талантом и особым очарованием, то, как я уже говорила, его персонажа многие находят нераскрытым Доктором, оставшимся, на свою беду, в тени своей спутницы, а так как Клара держалась с Двенадцатым аж два сезона, Твелв обрёл свободу лишь перед самым выходом из шоу.
Конечно, ваше мнение может значительно отличаться от моего, и вы можете быть на стороне людей, которым не нравятся первый сезон и прописывание Доктора Экклстона, но я считаю, что над эрой Девятого РТД очень неплохо поработал, ведь если истории других ньюскульных Докторов простираются на несколько сезонов, то историю Девятого умудрились сделать краткой и сжатой, но при этом понятной и символичной, а ещё она вышла успешной настолько, что только благодаря ей сериал привлёк к себе внимание, не закрылся после одного сезона и стал развиваться уже со всеми остальными ньюскульными Докторами и шоураннерами. Даже если у Девятого мало поклонников, кому-то кажется, что его Доктор не раскрылся, а отдельные люди о нём ещё и негативно отзываются, на подобных мнениях не стоит зацикливаться, и лучше обратить внимание на статистику и опросы, которые раз за разом показывают, что первый сезон хувианы в большинстве своём очень даже высоко оценивают, пусть на первое место и не ставят. А ещё, если уж на то пошло, иногда нам всего в одном эпизоде показывали столько граней Девятого [4], что говорить о картонности этого персонажа людям должно быть по меньшей мере стыдно, и если на что подобные мнения и указывают, то лишь на невнимательность и предвзятость со стороны зрителей (причём предвзятость не столько из-за самого Доктора, сколько из-за других персонажей), а не на слабое прописывание Девятого.
Теперь обратимся ко второму сезону, чтобы понять, насколько верно определение «шоу Билли Пайпер» в данном случае. Как по мне, если к первому сезону придраться ещё можно, то во втором сезоне придираться просто не к чему, и для понимания этого даже не нужно особо копаться в каждом эпизоде. Одно мнение нелюбителей Роуз о том, что её роль во втором сезоне ничтожна и сводится к одной любви к Доктору, противоречит их же мнению о сезонах, которые якобы держались на одной только Билли, и это говорит о многом. Первая серия с Десятым Доктором, "The Christmas Invasion", является для меня одним большим и безумно интересным исключением из правил, потому что в ней мало Доктора, но в то же время вся эта серия посвящается именно ему и его изменениям после регенерации. Да, весь эпизод Роуз переживает потерю старого Доктора и сомневается в новом, плюс серия вышла ещё и семейной, ведь в ней снова появились Джеки и Микки, вот только кульминацией сюжета становится именно появление на экране пробудившегося Десятого, который умудряется раскрыться за пару минут экранного времени так, что мы видим в нём и продолжение Девятого, и его самого — нового Доктора с приобретёнными чертами характера. Эпизод "New Earth" я бы очень хотела назвать «серией Доктора и Роуз», если бы не одна загвоздка: от Роуз в этой серии мы видим только лицо, в то время как большую часть экранного времени получает второстепенная героиня — Кассандра. Можно сказать, РТД немного уравновешивает роль персонажей, и если в рождественском эпизоде мы получаем больше Роуз, чем самого Доктора, то здесь мы получаем много Билли-Кассандры, но мало мисс Тайлер. Зато прекрасным примером «серии Доктора и его спутницы» является эпизод "Tooth and Claw", ведь шоураннер специально останавливается на взаимодействии друг с другом Роуз и конкретно Десятого и оба героя участвуют в сюжете в равной степени.
Серию "School Reunion" даже при огромном соблазне я не могу назвать «эпизодом Доктора и Сары Джейн». Во-первых, Сара Джейн не отбирает всё зрительское внимание и весь эпизод параллелится с Роуз. Во-вторых, через историю старой спутницы Доктора раскрывается обречённость его отношений со спутниками в целом. В-третьих, помимо Сары, к Доктору и Роуз присоединяется ещё и Микки, который решает распрощаться со своей ролью «железного пса». По всем этим причинам я считаю правильным назвать историю «эпизодом сразу всех героев», ведь каждый из персонажей за сорок пять минут экранного времени успевает и раскрыться, и сыграть свою роль, и пообщаться с другими участниками событий, а к концу серии измениться. И здесь мы доходим до серии авторства Стивена Моффата, а Моффат прописывать спутников РТД адекватно никогда не хотел, да и не умел, что было видно ещё по первому сезону. Неудивительно, что эпизод Стивена целиком и полностью посвящён Доктору и его отношениям с одной из «идеальных моффатских женщин», мадам де Помпадур, Роуз всю серию "The Girl in the Fireplace" на фоне Ренетт принижается, унижается и терпит пренебрежительное отношение к себе, а Микки играет в эпизоде меньшую роль, чем конь Артур. Спасибо сценаристу серий "Rise of the Cybermen" и "The Age of Steel", Тому МакРею, и РТД за то, что они подарили нам развитие Микки, дали ему возможность в очередной раз блеснуть и не задвинули героя на второй план, даже с учётом того, что к Доктору и Роуз прибавились параллельные Пит и Джеки, а плюс к тому несколько второстепенных персонажей. Точно такими же эпизодами, посвящёнными Доктору и Роуз в равной степени и отлично раскрывающими ещё и второстепенных персонажей, являются оставшиеся серии второго сезона, а именно: "The Idiot`s Lantern", "The Impossible Planet", "The Satan Pit", "Fear Her", "Army of Ghosts" и "Doomsday".
Говоря о роли спутницы, можно заметить, что сценаристы не просто стереотипно прописывают героиню, оставляя её в беде, а раскрывают Роуз как всё-таки внимательного и наблюдательного, что бы там о ней ни говорили, человека. В арке с «Сатаной» большая роль спутницы, якобы бесполезной во всех эпизодах второго сезона, и вовсе неоспорима — в ней Роуз проявляет свои лидерские способности и избавляется от дьявола. В свою очередь, РТД снова мастерски справляется с прописыванием абсолютно каждого героя, что касается и ещё одного эпизода, "Love & Monsters", который выделяется на фоне других серий тем, что его героями становятся не Доктор и его спутница, а персонажи на одну историю. Как видим, из краткого анализа второго сезона выходит очень простой вывод: ни одна его серия не даёт нам и намёка на то, что РТД снимал «шоу Билли Пайпер», поэтому все цепляния в данном случае тем более неуместны и необъективны. Если первый сезон и подарил Роуз запоминающиеся яркие моменты и целые эпизоды, плюс развитие спутницы в сезоне с Девятым очевидно и существенно, то второй сезон чаще всего уделял Роуз и Доктору одинаковое внимание, эпизодов, посвящённых одной Роуз, не было снято вообще, а в некоторых историях спутница и вовсе оставалась на заднем плане. Здесь мне ещё раз хочется подчеркнуть, что другие зрители могут оценивать эпизоды иначе.
Вполне возможно, кому-то захочется с моими суждениями поспорить, но я всё же не могу не сказать, что первый и второй сезоны являются «роузцентричными» в такой же степени, в какой шестой сезон является «ривероцентричным», а седьмой — девятый — «клароцентричными». Да, в этих сезонах шоураннеры посвящают очень много внимания именно спутницам и их развитию или загадкам, да, временами начинает казаться, что героини важны для сценаристов настолько, что спутницы начинают перекрывать самого Доктора, и, да, акцент конкретно на этих персонажах делается огромный, но объективно ни один сезон «Доктора Кто» не посвящается кому-то одному [5]. Проблема не в спутницах и не в роли, которую они играют. Проблема не в количестве эпизодов, посвящённых конкретно Доктору и конкретно его подругам. Проблема в нашем отношении к героиням и восприятии их сюжетных линий, а не нравятся нам некоторые спутницы, потому что все из них имеют свои явные недостатки. При этом, как я уже сказала, зачастую хувианы бросаются за определённые минусы на одних спутниц, игнорируя ровно те же самые недостатки, присущие другим героиням, или оправдывают все минусы лишь в определённых случаях, а может, одним персонажам прощают всё, а другим не прощают ничего. Всё это указывает только на наши субъективность и предвзятость, а присущ этот недостаток всем: и фанатам Моффата, и поклонникам РТД, и олдскульщикам.
Примечание к части
[1] Если вам интересен мой взгляд на отношения Микки и Роуз, добро пожаловать сюда: https://ficbook.net/readfic/6459378/20780492#part_content. В статье я рассуждаю о том, почему Микки не заслуживает к себе жалости, а Роуз — исключительно осуждения.
[2] У меня полно проблем с эрой Моффата, и я написала о ней уже много статей, стараясь опираться не на одни эмоции и аргументировать своё мнение:
https://ficbook.net/readfic/3010056: критика 5-7 сезонов, Одиннадцатого Доктора и его спутниц, сюжетных линий, а также моффатских арок из эры РТД.
https://ficbook.net/readfic/3417515: критика 8 сезона.
https://ficbook.net/readfic/7237690: критика 9 сезона.
https://ficbook.net/readfic/4346399: критика женских образов Стивена Моффата.
https://ficbook.net/readfic/6459378/16516622; https://ficbook.net/readfic/6459378/18007743; https://ficbook.net/readfic/6459378/28051019: рассуждения о классизме и сексизме.
[3] https://ficbook.net/readfic/2449002: критика "Journey`s End" и выведения Роуз Тайлер.
https://ficbook.net/readfic/5866803: мини-статьи с рассуждениями о ньюскульных пейрингах сериала «Доктор Кто», романтических интересах главного героя и роли разных спутниц в сериале и жизни Доктора.
[4] https://vk.com/doctorwho_rtd?w=wall-44987185_9252
[5] Да, в своей статье про девятый сезон я писала о том, что Клара затмила собой Доктора и всё сводилось лишь к ней, но кто сказал, что я была объективна?