После объявления новости о возвращении Рассела Т. Дейвиса, или РТД, на пост шоураннера «Доктора Кто» прошло время, фанатские эмоции немного утихли, и хувианы задумались о том, что же ожидает Doctor Who в будущем, в каком направлении двинется шоу в двадцатые годы и насколько правильный подход к развитию сериала подобрали боссы BBC. Задумалась о правильности решения BBC и я — фанатка сериала с восьмилетним стажем и ярая «РТДшница». РТДшники — не самая многочисленная в хувианском фандоме группа зрителей, для которых не может быть ничего лучше и прекраснее первого — четвёртого сезонов возрождённого в 2005 году «Доктора Кто», а значит, мы должны праздновать неожиданное возвращение своего кумира больше всех остальных хувиан. Многие РТДшники именно этим и занимаются, а вот я не ощутила от внезапных новостей ни воодушевления, ни восторга, ни счастья и отнеслась к возвращению РТД со скептицизмом. В этой статье мне хочется поделиться рассуждениями о том, почему BBC могли вернуться к сотрудничеству с Расселом Т. Дейвисом и чем чревато его повторное назначение шоураннером «Доктора Кто». Как по мне, решение BBC вернуть «Доктора Кто» в руки команды, ответственной за возрождение шоу и давшей старт так называемой «ньюскульной» эре, отнюдь не случайно и является продуманным маркетинговым ходом, обоснованным конкретными целями. Начальство телевизионной компании, не заинтересованное в потере прибыльной дойной коровы, каковой «Доктор Кто» оставался долгие годы, очень хочет привлечь к своему детищу зрительское внимание, поднять рейтинги сериала, повторить успехи Дейвиса и первых ньюскульных продюсеров, Фила Коллинсона и Джули Гарднер (возвращающихся к работе с РТД под эгидой многоговорящей компании «Bad Wolf»), а заодно с тем исправить ошибки, совершённые непопулярным в хуфандоме шоураннером Крисом Чибнеллом.
Как к эпохе Криса Чибнелла и Джоди Уиттакер ни относись, а я не испытываю резко негативного отношения к сезонам с Тринадцатым Доктором и не разделяю популярное в фандоме мнение о том, что Чибнелл и Уиттакер «убили “Доктора Кто”», отрицать то, что в настоящее время сериал находится в критическом состоянии и переживает непростые времена, будет неправильно. Чего уж там, непростые времена у сериала начались ещё в те годы, когда над ним работали любимчик хуфандома Стивен Моффат и исполняющий роль Двенадцатого Доктора Питер Капальди. Одни объясняют снижение рейтингов после восьмого сезона неправильным подходом BBC к шоу, а при Капальди «Доктор Кто» стал неоправданно дарковым, драматичным и сложным для детского шоу. Другие винят во всех грехах спутницу Двенадцатого, Клару Освальд, незаметно оставившую протагониста сериала в тени и почти превратившуюся в центрального персонажа восьмого — девятого сезонов, а также неадекватную зацикленность Доктора на одной-единственной компаньонке, получившей звание «самой особенной и важной». Нелюбители всего «нью-ньюскула», к которому относится ещё и эпоха Доктора Мэтта Смита, обвиняют Стивена Моффата в том, что тот засиделся в кресле шоураннера, долгие годы повторял привычные для его творчества сюжетные ходы и превратил «Доктора Кто» в личное шоу, переписав произошедшие в прошлом события в угоду персональному видению «Доктора Кто», поместив своих героинь, Клару Освальд и Ривер Сонг, во всю вселенную сериала, что ранее происходило лишь с избранными спутниками и исключительно в околоканонной расширенной вселенной, и бессовестно проООСив чужих персонажей (Десятый и Первый Доктора, Мастер Джона Симма, спутники первого — четвёртого сезонов), неоднократно высмеиваемых и принижаемых Моффатом через нелестные характеристики и оскорбительные реплики.
Хотя за годы правления Стивена Моффата «Доктор Кто» растерял приличную часть аудитории и против эпох Одиннадцатого и Двенадцатого настроилось огромное количество хувиан, критикующих пятый — десятый сезоны ньюскула в фанатских сообществах и на форумах, до непопулярности эры Криса Чибнелла эпоха Моффата всё же не опустилась, а связано это с тем, что Чибнелл настроил против себя самую принципиальную, громкую, непреклонную и агрессивную публику — «фанбоев». Будучи старым поклонником «Доктора Кто», работающий на интересы фанбоев Моффат, застрявший, судя по активно продвигаемым им в сериале шовистическим взглядам, в шестидесятых (подаривших нам, что иронично, очень прогрессивного для своих времён «Доктора Кто»), заполучал от фандома протекцию, любовь и уважение, и если РТД в своё время поливали грязью за любое отклонение от канона, на выходки Моффата ярые поклонники шоу глаза закрывали. Здесь хочется напомнить, что среди моффатских «достижений» перезапуск целой Вселенной под предводительством Эми Понд, игнорирующий события сериала до эпохи Моффата; попадание Клары в таймлайн Доктора и каждую существующую сериальную эру, заодно со спасением всех инкарнаций героя от смерти и вмешательством в кражу Первым ТАРДИС, с чего начались приключения героя; переписывание сюжетной арки Дейвиса, проходящей через первый — четвёртый сезоны, сопровождающееся моральным осуждением поступка Доктора из прошлого; «страстная» любовь каждой инкарнации Доктора, начиная с Первого и заканчивая Последним, какими бы асексуалами и аромантиками они ни были, с «особенной» Ривер Сонг; неудачные и дырявые сюжетные арки с Гибридом, Тишиной, Трензалором и многократными спасениями моффатского Доктора от смерти; и воскрешение и наделение бессмертием почти всех спутниц Одиннадцатого и Двенадцатого, за исключением одной.
Казалось бы, уж куда там другим шоураннерам до размаха Стивена Моффата, однако «выходки» Криса Чибнелла большую часть фанатов разозлили куда больше. Сразу после объявления новости о том, что спустя пятьдесят лет существования сериала Доктор наконец-то станет женщиной, у фандома вскрылся болезненный нарыв под названием «зашоренность». Именно тогда, после объявления Джоди Уиттакер Тринадцатым Доктором, у сериала начались огромные проблемы. Твиттер взорвался от сексистских постов с хэштегами NotMyDoctor и RIPDoctorWho, YouTube заполонили часовые видео о том, почему Доктор не может и не должен быть женщиной, и тысячи фанбоев по всему миру призвали других хувиан бойкотировать шоу и пытаться достучаться до «прогнивших» BBC через социальные сети, дабы те осознали свои «ошибки», уволили действующую команду «Доктора Кто», вернули сериал к славному прошлому и не двигались в «неверном» направлении, то бишь отказались от популярной в последние годы феминизации массовой культуры и не продвигали через сериал раздражающую многих «либеральную повесточку», являющуюся, чего узкомыслящие фанбои осознавать упорно не хотят, одним из главных атрибутов «Доктора Кто» с самого его появления. Как только одиннадцатый сезон вышел на экраны, положение шоу ухудшилось, и хотя просмотры первых эпизодов смогли подняться аж до уровня сезонов с Экклстоном и Теннантом, рейтинги сериала на известных площадках IMDB и Rotten Tomatoes потонули под бессвязными, необъективными и откровенно мизогинными отзывами от ботов и неадекватов, а также неоправданно низкими оценками, не сравнимыми с оценками за самые непопулярные и ругаемые ньюскульные серии, вроде "Love & Monsters" и "Sleep No More".
Что так не понравилось негативно настроенной публике? Вместо того, чтобы продвигать социальную повестку помягче, с чем успешно справлялись олдскульные команды «Доктора Кто», вопреки распространённому мнению, что «Доктор Кто» никогда не был политически настроенным сериалом, Крис Чибнелл и BBC подавали её в последних ньюскульных сезонах топорно и прямо в лоб, как будто намеренно желая подзадорить аудиторию. И Доктор, существующий долгие тысячи лет в теле мужчины, «внезапно» регенерировал в женщину, лишив миллионы мальчиков кумира и примера для подражания и дав девочкам понять, что они не обязаны, вот так поворот, вечно сидеть на вторых ролях, и команда Докторессы стала самой инклюзивной за все времена существования сериала, охватив разные гендеры, возрасты, расы и ориентации, и тематика последних сезонов была тесно связана с критикой мизогинии, расизма, империализма, капитализма, гомофобии и прочих «измов» и фобий, и не являющаяся фанаткой шоу Джоди Уиттакер слишком много говорила в интервью о феминизме, меняющейся роли женщины в мире и вреде мужского взгляда на культуру, но слишком мало — непосредственно о «Докторе Кто». Но особенно фанбоев вывело из себя два действия Чибнелла, пошедшего дальше продвижения идей толерантности и затронувшего самые глубины вселенной «Доктора Кто». Во-первых, Чибнелл превратил «белого гетеросексуального мужчину среднего возраста», а именно таким Доктор представал перед зрителями в подавляющем большинстве случаев, во «вневременное дитя», которое родилось в виде темнокожей девочки и успело регенерировать за кадром в представителей всевозможных полов и рас, пока система не дала сбой. Во-вторых, Крис переписал биографию Доктора, укрепил позицию сомнительных материалов расширенной вселенной, влез в прошлое героя и практически уничтожил канон, или же, лучше сказать, растворил границы многогранного мира, не ограничивающегося одним сериалом, чего фанаты ему не простили.
Сказать, что другие команды «Доктора Кто» не брались за противоречивые сюжетные ходы, значит забыть огромное количество РТДшных и моффатских перезапусков, переписываний и переосмыслений. Сказать, что за освещение социальной повестки взялся исключительно Крис Чибнелл, тем более нельзя, и, я думаю, адекватные представители фандома согласятся со мной в том, что проблема не в продвижении Чибнеллом феминизма или критике империализма, а в его неумении подавать столь сложные темы и включать в сериал политику. То ли получивший от BBC конкретные задачи, дабы войти в тренды, то ли скрывшийся, обратимся к теориям заговора, за неопытными сценаристами, что могло бы объяснить внезапное снижение качества его сценариев, а то ли внезапно возжелавший начать продвигать в своём творчестве прогрессивные идеи, да только не научившийся этого делать грамотно, Крис Чибнелл рискнул как собственной репутацией, так и репутацией шоу, и всё провалил. А теперь обратимся к герою этой статьи — Расселу Т. Дейвису, который вспоминается многострадальным хуфандомом с преимущественно тёплыми эмоциями, хотя в нулевые РТД ругался отнюдь не меньше Криса Чибнелла. В конце концов, именно этот человек лишил главного героя дома и сородичей и превратил ярого пацифиста в убийцу, а также сделал антагониста Доктора, Мастера, безумцем, что очень не понравилось любителям классического сериала. Именно этот человек подарил своим инкарнациям ненужный, как считают хувианы, любовный интерес в лице первой ньюскульной спутницы Доктора Роуз Тайлер, которую фандом нелестно характеризует как дурнушку, простушку, тупицу, вертихвостку и эгоистичную заразу и не любит за то же, за что критикует Клару Освальд, — во времена этих героинь «Доктор Кто» крутился вокруг спутниц, хотя традиционно компаньонки играют в сериале второстепенную роль.
Наконец, именно РТД, а отнюдь не Чибнелл, считается главным политически настроенным сценаристом «Доктора Кто», продвигающим в своём творчестве либеральный феминизм, освещающим права ЛГБТ, критикующим шовинизм и затрагивающим огромное количество мировых проблем, будь то проблемы экологии, милитаризации или влиянии журналистики на жизни обычных людей. Как уже было сказано, разница таких похожих друга на друга ньюскульных эпох заключается в подходе сценаристов к продвижению серьёзных вопросов и делающихся в сериале акцентов. В то время как эпоха Криса Чибнелла выглядит пресной, затянутой, неоригинальной, шаблонной, по-детски прямолинейной, но что главное, лишённой энергии и жизни, эра РТД была смелой, свежей, динамичной, остроумной, удачно совмещающей детские шутки и взрослые темы, а также комедию и драму, и потому способной заинтересовать аудиторию разных возрастов. Цепляет эпоха РТД и персонажами, чего об эре Чибнелла сказать нельзя. Если Доктора Уиттакер толком не узнаёшь за все серии с её участием, Доктор Экклстона проходит через арку развития всего за тринадцать эпизодов, а Доктор Теннанта заполучает отличающиеся по настроению и атмосфере сезоны, что позволяет ему раскрыться перед зрителями с разных сторон. Если спутники Тринадцатой — одна из главных бед нынешней эры «Доктора Кто», остаются картонными от начала до конца, компаньонки Доктора РТД проходят в своих сезонах через полноценное развитие. Если прощание с персонажами Чибнелла проходит буднично и хувианы выражают симпатию разве что в сторону обаятельного Грэма О`Брайена, с расселовскими Доктором и спутницами поклонники прощались со слезами на глазах, и спустя долгие двенадцать лет в фандоме всё ещё появляются слухи о возможном возвращении тех или иных компаньонок в сериал.
А ведь ничего сверхъестественного Рассел Т. Дейвис не сотворил: всего-то сделал своих героев реалистичными, живыми и самобытными и поместил их в маленький уютный мирок. Уставшие от мэрисьюшных компаньонок Моффата и унылых спутников Чибнелла хувианы спустя долгие десятки лет оценили подход РТД к работе над сериалом по достоинству, а познакомившиеся с его успешными персональными проектами (прежде всего научно-фантастической антиутопией "Years and Years") РТДшники, словившие во время просмотра флэшбеки к третьему и четвёртому сезонам ньюскула, невольно задумались, каких бы успехов добился РТД, сумевший сделать шедевром даже дешёвую камерную серию ("Midnight"), заполучи он от BBC достойный бюджет и современные компьютерные возможности взамен смехотворной графики нулевых и нелепых резиновых монстров. При этом растворившиеся в ностальгии фанаты забыли и о том, что своим очарованием эра РТД обязана отчасти неповторимой «дешёвости» нулевых, и о том, что атмосферу тех времён уже не вернёшь, как ни старайся, и о том, что Дейвис написал не только "Doomsday" или "Midnight", но также "Love & Monsters" и арку с ненавистными фандому сливинами, и о том, что дважды в одну реку, как говорится, не войдёшь, а даже самый искусный дубликат никогда не будет равен оригиналу. Руководителей BBC внутренние фандомные заморочки едва ли волнуют, чего не скажешь о внешних показателях «Доктора Кто». Продолжать игнорировать то, что рейтинги сериала неумолимо падают, оценки эпизодов одиннадцатого — тринадцатого сезонов портят имидж шоу, а агрессия со стороны негативно настроенной публики не уменьшается, в BBC уже не смогли, да вот беда: представители компании решили пойти самым лёгким путём — обратиться к человеку, который сделал «Доктора Кто» успешным и принёс телекомпании огромные деньги, с не произнесённой вслух просьбой «спасти» сериал, смягчить последствия совершённого в двенадцатом сезоне сюжетного поворота, реабилитировать шоу, ежегодно теряющее всё больше и больше зрителей, и вернуть ему разбежавшуюся за годы публику.
Выбранная BBC стратегия примитивна и неприкрыто манипулятивна: вместо того, чтобы снова идти на риски, развивать нынешнее направление шоу через изменение подхода к написанию сериала и вливать в шоу свежую кровь, как никогда нужную «Доктору Кто», BBC решили вступить на безопасную проторенную дорожку, сыграть на фанатской ностальгии и попытаться «вернуть 2007 год» (в нашем случае самый удачный для ньюскульного «Доктора» 2008), что срабатывало в случае с посвящёнными дейвисовским Докторам материалами расширенной вселенной, успешно отвлекающими фандом от эпохи Тринадцатой, и теоретически может сработать снова. Вполне возможна и вероятность, что никаких стратегий работники BBC не придерживались, а банально не смогли отыскать человека, который бы согласился взяться за «Доктора Кто» в тяжёлые для сериала времена, когда фанаты принимают любой сюжетный поворот в штыки. Что же до потенциального обнуления событий последних сезонов, то пойти на это вопреки писательской солидарности и дружбе сможет только самый смелый человек. Одним из таких людей, безусловно, является Рассел Т. Дейвис. Не имея больших ресурсов, приличного бюджета и полноценной уверенности в том, что представители BBC доверят ему возвращение давно закрытого «дурацкого» сериала, с которым у небезызвестной британской компании постоянно возникали проблемы, но заручившись поддержкой нанятой команды и взявшись за своё дело с завидным энтузиазмом и огромной любовью к «Доктору Кто», Дейвис смог возродить давно забытое шоу шестидесятых — восьмидесятых, превратить простенький сериал для детей в качественную научно-фантастическую драму и обеспечить программе популярность и признание.
Казалось, к успеху ньюскульных сезонов вело всё: РТД подобрал хороший каст, обеспечивший сериалу качественную актёрскую игру, нанял в сценаристы талантливых и опытных писателей, которые любили «Доктора Кто» не меньше Дейвиса и создавали материалы для расширенной вселенной, продумал развитие сериала на годы вперёд и поспособствовал развитию хувианской вселенной через создание узконаправленных спин-оффов — детских «Приключений Сары Джейн» и взрослого «Торчвуда». Впрочем, без проблем, конечно же, не обошлось, причём подробности возникающих внутри команды конфликтов появляются только сейчас, спустя долгие шестнадцать лет со дня выпуска первого сезона. Подаривший нам Девятого Доктора Кристофер Экклстон, не любящий распространяться о поспешном уходе из сериала и долгие годы отрицающий саму возможность возвращения к роли, приоткрыл завесу тайны происходящих в коллективе конфликтов через автобиографию, показывающую Дейвиса, BBC и работающих на РТД режиссёров и продюсеров с неприглядных сторон, и согласился сыграть Девятого лишь в аудиопьесах, создающихся ещё одними хувианами-энтузиастами — компанией Биг Финиш, не имеющей с РТД и его командой ничего общего. Неэтично ведущий себя на съёмках первых сезонов Джон Барроумен столкнулся спустя много лет с неприятными последствиями глупых поступков и фактически потерял работу, несмотря на неоднократно принесённые всем «пострадавшим» от его действий извинения. О многочисленных сексуальных домогательствах со стороны Ноэля Кларка, исполнителя роли Микки Смита, к актрисам и работницам съёмочной группы и вовсе стало известно летом 2021 года, спустя приличное количество времени после ухода каста Дейвиса с сериала.
Добавить в этот список можно и многочисленную фанатскую критику, раскрывающую появление в первых сезонах расизма, мизогинии, фэтфобии, эйджизма и прочих неприятных явлений, что могло не бросаться в глаза в нулевые, но не может игнорироваться в настоящее время, когда общество пересматривает традиции кинематографа, меняет подход к созданию сериалов и не оставляет происходящие на съёмочных площадках разлады без внимания. Как представители BBC могли связаться с человеком, косвенно связанным с многочисленными конфликтами и созданием некомфортной обстановки для съёмочной команды, коль современную телеиндустрию волнуют современные этические нормы, понять сложно, хотя удивляться игнорированию BBC давних скандалов, пожалуй, не стоит, ведь не раз уличаемого в проявлении сексизма и гомофобии Моффата никто не лишал полученных наград и насиженного места, пока он сам не решил отойти от дел. Но дело даже не в этике, тем более что с упомянутыми выше конфликтами, не считая разногласий с Экклстоном, лично РТД связан не был. Возвращение Дейвиса на пост шоураннера сомнительно с точки зрения развития «Доктора Кто», и как хувианка, которой небезразлична судьба любимого сериала, я не могу игнорировать возможные проблемы, с которыми нам всем придётся иметь дело в будущем. Прежде всего, «Доктору Кто» не следует идти вразрез давним традициям. Этот сериал зиждется на главном элементе, который позволяет «Доктору Кто» оставаться на плаву на протяжении долгих лет, — способности меняться.
Чего все хувианы жаждут от каждой эры многогранного сериала? Мы хотим получать оригинальные и самобытные эпохи, которые будут выделяться на фоне других эр атмосферой и настроением, но всё же продолжать общие тенденции шоу. К чему же опытный хувиан может обратиться в случае настигнувшей его ностальгии по конкретной эпохе «Доктора Кто»? К расширенной вселенной, включающей в себя целое многообразие материалов: новеллизации эпизодов, романы, комиксы, аудиопьесы. Расширенная вселенная хороша тем, что через неё можно делать что угодно: и закрывать сюжетные дыры, и возвращать старых героев, и развивать нераскрытые в сериале темы, и пробовать работать в новых направлениях, и спокойно экспериментировать с жанрами, сюжетами и персонажами, не рискуя всё испортить и потащить за собой целую вселенную. Сериал всё же стоит особняком от расширенной вселенной. Он всегда нуждается в свежей крови, иначе шоу умрёт и снова закроется и «Доктор Кто» будет существовать в виде не самых популярных, доступных и лёгких для восприятия материалах, которым, к тому же, можно предъявить свои претензии. Сериал создаётся по правилам и законам, которые не всем и не всегда подвластны, каким бы талантливым человек ни был (здесь достаточно сравнить лучшие серии РТД с худшими, ранние эпизоды Моффата с его же сезонами или истории Чибнелла, написанные для Тринадцатой, с его персональными проектами и сериями «Торчвуда»). Наконец, если неудачу аудиопроекта фанаты примут спокойно, то неудачу сериала шоураннеру никто не простит, и если сейчас фандом встречает РТД с распростёртыми объятиями, то очень скоро он может от него отвернуться.
Что РТД нужно сделать для того, чтобы его не разлюбили? Обнулить чибнелловский ход с "The Timeless Child", но никак не развивать столь болезненную для хувиан тему. Снова сделать Доктора мужчиной, а если же оставить женщиной, то прописать её настолько убедительным, правдоподобным и сильным по духу и харизме Доктором, чтобы все униженные и оскорблённые наконец-то успокоились и оставили нелепую борьбу с ветряными мельницами. Не увлекаться продвижением «социальной повесточки», как бы РТД ни хотелось воспользоваться открывшейся перед ним свободой, и умудриться придерживаться золотой середины, а после Чибнелла хувианы будут придираться к сценаристам с особым упорством. Также РТД должен умудриться не повторить себя, и все хувианы надеются на то, что Рассел не будет пытаться вернуть «старую добрую эру», а представит зрителям что-то новое, необычное и максимально далёкое от первых сезонов, но в то же время близкое им по атмосфере. Кроме того, РТД должен написать настолько сильные сценарии, чтобы новые эпизоды смогли не просто встать рядом с признанными дейвисовскими шедеврами, но превзойти их по мощи. Представить хувианам оригинальные и необычные идеи, которые снова сделают сериал насыщенным и интересным. Суметь доказать зрителям, что за одиннадцать лет Дейвис вырос как сценарист, а заодно с тем вспомнить критику, льющуюся в сторону Рассела в былые годы, и ни в коем случае не повторять совершаемых прежде ошибок.
Давайте подумаем, насколько осуществимы все эти пункты и стоит ли РТД рисковать своим положением, из-за того что Крис Чибнелл не справился с шоураннерскими задачами, а BBC пришли к тупику и пытаются усидеть на двух стульях: и сохранить прибыльную программу, и в то же время не делать ничего для её развития. Также я предлагаю вам обратить внимание на одну важную деталь: сезоны Рассела Т. Дейвиса росли по качеству, а потому РТД и Теннанту удалось уйти на самом пике. Единственным провалом эпохи Дейвиса, да и то относительным, можно назвать слабый, неоригинальный, по большей части скучный и излишне мелодраматичный второй сезон. Все остальные сезоны были хороши с точки зрения сюжетного многообразия, развития персонажей и уникальной динамики взаимодействия героев (в данном случае в качестве исключения выделим третий сезон), и в итоге РТД с блестящего сезона начал и блестящим закончил, доведя свою эпоху до вершины. Немаловажно и то, что Дейвис смог уйти из сериала в нужный момент, не успев ни исписаться, а постоянно создавать блестящие серии не сможет никто, ни пуститься в самоповторения, ни переписать себя самого и сломать канон, ни растерять хорошие идеи (почти всё из этого случилось с не желающим расставаться со своей властью Стивеном Моффатом). Как ни критикуй финальную арку Десятого Доктора, она была сделана с размахом, красиво и символично, и Рассел поставил точку, завершив историю, которую он нам рассказывал, закольцевав темы и мотивы, которые выдвигались в его сезонах, и придя в последнем сезоне Дэвида Теннанта к ответам на вопросы, поднятые в «подэпохе» Кристофера Экклстона.
Как я считаю, со стороны представителей BBC было бы разумным вернуть РТД исключительно для работы над шестидесятилетним юбилеем, причём не одного, а вместе со Стивеном Моффатом. Хотя я не являюсь поклонницей творчества второго сценариста, я поддерживаю распространённое в фандоме мнение о том, что если бы бывшие шоураннеры объединились, то мы бы получили сильный и яркий эпизод, ведь каждый писатель привнёс бы в сценарий свои достоинства, справился с недостатками коллеги, остановив его, когда того бы начало заносить, и сильные стороны одного уравновесили слабые стороны другого. Что намного важнее, три ньюскульные эпохи, плюс возможные олдскульные, смогли бы объединиться в одном эпизоде, проложить мост между разобщёнными эрами и сплотить фандом, который успел за последние годы прилично поредеть и разбиться на несколько обособленных по интересам и вкусам группок. Что же до последующего будущего сериала, то лучше уж дать ему после юбилея отдохнуть, не продолжать мучить многострадальное шоу масштабными перекраиваниями, позволить хувианам выдохнуть от витающего в воздухе напряжения и возродить «Доктора Кто» спустя какое-то время адекватно: с новыми силами, новыми людьми и новым подходом к шоу. Стоит ли задуманная BBC игра свеч? Нужно ли хувианам то, что нам предлагают за неимением лучшего? Уверен ли Рассел Т. Дейвис в том, что у него хватит выдержки, нервов и сил, чтобы возвращаться к тому, что когда-то тяжело ему далось, а РТД признавался в своей книге "The Writer`s Tale", как сложно ему было работать над «Доктором Кто»? И неужто РТДшники не боятся, что Рассел не справится с грузом, за который взялся, испишется и не сможет дать нам что-то новое? Или хувианы получат то, что получили поттероманы: своих «Фантастических тварей» от РТД да «Проклятое дитя» от Моффата, неминуемое возвращение которого все сейчас радостно пророчат? Может быть, лучше оставить старое позади и двинуться вперёд? Лично я, хоть и являюсь РТДшницей, ратую за второе. Одну из золотых эр «Доктора Кто» мы уже получили и едва ли сможем вернуться к лучшим временам. Лучшие времена остались в прошлом, и РТД сказал что хотел и свою роль для сериала давно отыграл.
Возможно, Дейвис успел сказать нам далеко не всё, что мог (недаром Десятый так не хотел уходить и сокрушался, что мог ещё много всего сделать, — а не говорил ли устами Доктора Теннанта его создатель?). Может, Дейвис умудрится не повторить себя, не ударить в грязь лицом, создать что-то новое и кардинально отличающееся от его раннего творчества и выгодно представить «РТД-эпоху №2». Вероятно и то, что Рассел не разочарует фанатов и угодит сразу всем, хотя поверить в это сложно. Кроме того, мы неминуемо приходим к тому, что «Доктор Кто» заслуживает полноценного и привычного для долгоиграющего шоу развития. Почему BBC нельзя было взять в шоураннеры женщину, коль «Доктор Кто» прошёл через гендерную революцию, и представить женский образ Доктора как полагается — через представление женского взгляда на сериал и новое прочтение шоу? Почему BBC никак не хочет отойти от правила доверять сериал британцам, и что плохого в межнациональном сотрудничестве? Почему в телекомпании не рассматривается идея кооперации нескольких сценаристов, которые могли бы объединиться в команду шоуранеров, что давно и успешно практикуется Нетфликсом и прочими работающими над созданием сериалов компаниями? Почему нельзя дать шанс новым и нераскрывшимся талантам, зато нужно держаться за старичков, к которым всё, к сожалению, потихонечку сводится? Если же с сериалом всё настолько плохо, что доверить его могут лишь бывшему шоураннеру, то почему BBC нельзя было собрать старичков для создания юбилейного эпизода и поставить красивое многоточие — не навсегда, конечно, а до лучших времён, раз уж шоу всё равно еле хромает и держится буквально из последних сил? Зачем после долгих топтаний на месте возвращаться назад, если «Доктор Кто» просто обязан всегда идти вперёд, а неудачи бывают у всех и не должны превращаться для шоу в приговор? Зачем представлять фанатам вторую версию золотой эпохи, которая едва ли сможет превзойти былые успехи? И чему хувианы радуются, если возвращение бывшего шоураннера указывает на очевидные проблемы сериала, находящегося на грани закрытия? Неужели «старый добрый “Доктор Кто”» будет лучше нового и свежего?
Без скептицизма невозможно отнестись и к желанию РТД превратить вселенную «Доктора Кто» в подобную вселенной Marvel, за что он может взяться в последующие годы. Пока РТД был на коне, его спин-оффы имели шанс на развитие. Теперь же мы не сможем вернуть ни «Приключения Сары Джейн» (разве что бледную копию этого сериала без его сердца и души — Элизабет Слейден), ни адекватную версию «Торчвуда» (во-первых, неудачный четвёртый сезон и ещё более неудачные аудиоматериалы оставили после себя следы, которые будет сложно стереть, во-вторых, к концу существования сериал растерял слишком много героев, а в-третьих, последующее возвращение Джона Барроумена к роли до сих пор остаётся под вопросом), ни интересную версию «Класса» (слишком уж слабым, скучным и неудачным получилось это шоу), а создавать новые спин-оффы с нуля — та ещё задача, если РТД только не возьмётся за экранизацию аудиопроектов Биг Финиш — например, снимет персональное шоу своей любимицы Ривер Сонг, играющей в расширенной вселенной главную (после самого Доктора) роль. Ждёт ли нас расширение сюжетной линии с Timeless Child, и как фанаты на это отреагируют? В лучшем случае мы получим потенциальные истории про Докторов из параллельных Вселенных и таймлайнов, материалы с участием блестящей Джо Мартин и, чем чёрт не шутит, долгожданные сезоны с прекрасным Полом МакГанном, Доктор которого заслужил больше экранного времени. В худшем РТД возьмётся за раскрытие историй десятков левых Докторов из непонятных промежутков таймлайна персонажа, которые едва ли будут кому-то интересны, да и зачем нам нужно столь масштабное и радикальное расширение вселенной? Зачем нам возвращаться в семидесятые и углубляться в самые глубины канона, в котором и так сложно разобраться, учитывая разнообразие расширенной вселенной? Неужели для BBC не было бы разумным шагом закрыть шоу, чтобы возродить его с новыми силами в подходящее для этого время? Двинулись ли BBC в правильном направлении, и ждёт ли «Доктора Кто» новая золотая эпоха? К сожалению, я так не думаю.
Примечания к главе:
Эта статья была написана ещё осенью в качестве реакции на возвращение РТД к сериалу для паблика ВКонтакте RTD Team, и изначально мне не хотелось публиковать её здесь, но так как многие читатели не обитают ВКонтакте, а другие статьи на эту тему я писать не собираюсь, я решила выложить отредактированную и видоизменённую версию изначальной статьи, дабы подогнать её под привычный для сборника формат.