История «Доктора Кто» насчитывает уже около шестидесяти лет, и все эти годы одной из важных тем, поднимающихся в фандоме, остаётся «женский вопрос», что неудивительно, ведь у женщин в этом шоу всегда было своё место, а о том, какое место занимали женщины до появления Тринадцатого Доктора, до сих пор ведутся яростные споры. С одной стороны, для своего времени «Доктор Кто» был прогрессивным шоу, и подавалось это через прописывание второстепенных персонажей, получающих многообразие ролей, и, конечно же, спутниц Доктора — огромную и постоянную часть сериала. С другой стороны, с прописыванием героинь у сценаристов было огромное количество проблем, каждую третью спутницу касались многочисленные стереотипы и клише, но что главное, роль женщин в «Докторе Кто» долгие годы оставалась второстепенной и пассивной [1]. По моему мнению, в олдскуле отражались реалии тех времён, когда он снимался, поэтому в шестидесятые — восьмидесятые сценаристы пытались усидеть на двух стульях: с одной стороны, феминизацию общества они показывали в качестве положительного изменения и перемены отражали, а с другой, над феминистками постебаться не забывали и патриархально настроенным людям угождали вполне, потому что прописывания спутниц Доктора касались свои многочисленные проблемы, не относящиеся к компаньонам мужского пола.
Ньюскульные эпохи рассматривать с феминистской точки зрения тяжелее, ведь для того, чтобы разобраться с тем, какие эры были прописаны прогрессивно, а какие — проблематично и стереотипно, нужно учитывать слишком многое: роль спутниц, сюжетные линии героинь, прописывание романтических отношений, в которых они состояли, но что главное, время, в которое выходил сериал. При рассмотрении гендерной проблематики кинокритики обращаются к всевозможным исследованиям, и всё было бы отлично, если бы главным тестом для анализа не стал тест Бехдель, сводящийся к самому минимуму: для того, чтобы его пройти, в фильме должны быть показаны две женщины, ведущие друг с другом диалог на любую тему, кроме мужчин. Тот факт, что многочисленные фильмы не проходят столь примитивный тест, указывает на то, что в кинематографе существует огромная проблема с репрезентацией. Тот факт, что люди останавливаются на самом минимуме, не проводят более детальных и масштабных исследований, да ещё и ошибочно трактуют получающиеся результаты, является указанием на необъективность и бессмысленность подобных исследований. Мне кажется совершенно очевидным, что тест Бехдель нельзя рассматривать в качестве гаранта качества, ведь в кинематографе хватает хороших фильмов, в которых представлен всего один, зато действительно сильный, женский персонаж, как хватает и плохих мелодрам, являющихся сплошным собранием стереотипов о женщинах и романтизирующих токсичные отношения, но в то же время показывающих нам взаимодействие нескольких героинь, говорящих друг с другом на разные темы, даже если главной темой их разговоров в любом случае остаются отношения, семья и дети (что до последних двух тем, то их исследователи в минус фильмам не ставят, хотя косвенно они с обсуждением мужчин связаны и входят в сферу стереотипных «женских интересов»).
Говоря о «Докторе Кто», я очень люблю поднимать тему феминизма, и, разумеется, не раз мне доводилось участвовать в обсуждении сериала с хувианами, которые рассматривают эпохи Рассела Т. Дейвиса и Стивена Моффата со своего угла и приходят к тем выводам, которые я долгие годы активно оспариваю, а именно, то, что в эре РТД не было абсолютно ничего прогрессивного, зато сезоны Моффата являются продвижением феминизма, причём не какого-то там либерального, а радикального, а также матриархата, мизандрии и лесбийского сепаратизма. То, что люди видят в творчестве агрессивного сексиста Моффата прогресс, я нахожу особенно забавным, потому что формально мы имеем все основания для того, чтобы делать подобные выводы. К сожалению, далеко не каждый зритель углубляется в сюжетные линии спутниц, многие хувианы ведутся на заигрывания и обманчивые ходы, а далёкий от проблемы репрезентации человек вполне себе может видеть творчество Моффата в радужных красках. Чего уж там, даже феминистки не могут прийти при оценивании сериала к общему мнению, ведь мы все подходим к анализу сериала с нескольких сторон и оцениваем одних и тех же персонажей по-своему. С помощью теста Бехдель хувианы-энтузиасты рассматривали «Доктора Кто» как минимум дважды, и результаты исследования умудрились выйти в двух случаях разными, хотя мы вроде бы имеем дело с довольно простыми и всем понятными правилами для оценивания сериала. Исследователи, рассматривающие эру РТД и эпоху Пондов, пришли к однозначному выводу, что творчество Рассела Т. Дейвиса намного прогрессивнее творчества Моффата [2], а вот хувианка, захватившая ещё и два сезона с Кларой Освальд, пришла к выводу, что в целом эры РТД и Моффата друг от друга не отличаются, но Стивен, вот уж ничего себе, у РТД всё-таки выигрывает [3].
С чем связаны отличия в трактовке сериала разными людьми? С тем, что для первых критиков сезоны с Роуз не так плохи, а вот другая исследовательница представляет их как одни из проблематичных в сериале, причём первый и второй сезоны не ушли по этим результатам далеко от пятого и шестого, признанных всеми исследователями самыми неудачными с точки зрения репрезентации женских персонажей. У одних исследователей Ривер Сонг не проходит тест Бехдель ни в шестом сезоне, ни в седьмом (без учёта эпизода «Имя Доктора»), а у других — не проходит всего два раза, и здесь мы имеем дело со столкновением двух хувианских мнений: для одних феминисток Ривер персонаж проблематичный, а для других — прогрессивный. Спутницу, которой, судя по тесту Бехдель, повезло больше всех, а это Донна Ноубл, противоречия тоже коснулись: по одним результатам Донна является компаньонкой, серии с которой прошли тест аж в ста процентах случаев, а по другим — две серии четвёртого сезона Донна всё-таки провалила. Кому, в таком случае, можно верить и к чьим выводам стоит прислушиваться — непонятно. Я призываю вас ознакомиться с обеими статьями и самим делать выводы о том, с чьими рассуждениями вы согласны, а с чьими — нет. Важно учитывать, что у обеих статей есть слабые места, а сам тест Бехдель, как я уже сказала, совершенно ни на что не указывает и не должен восприниматься как подтверждение прогрессивности тех или иных сезонов.
Что можно сказать о репрезентации ньюскульных спутниц в целом? Эпоха Рассела Т. Дейвиса, при всей её «продвинутости» для нулевых годов, проблемные места вполне себе имеет, и если смотреть на прописывание Роуз Тайлер, Марты Джонс и Донны Ноубл с позиции современности, можно невольно прийти к выводу, что ничего особо феминистичного в первых ньюскульных сезонах не было, ведь женские персонажи прописывались через гендерные стереотипы, страдали от клише, подпадали под банальные для кинематографа роли, в большинстве случаев оставались пассивными, а выведены из сериала были вполне традиционно — через обретение «женского счастья» [4]. Что же до эры Стивена Моффата, то она никогда не была профеминистичной [5], однако люди зачастую принимают подающуюся нам в лоб «прогрессивность» за чистую монету, что легко сделать, если не углубляться в детали, оправдывать косяки и регулярно совершаемые шоураннером ошибки, зачем-то закрывать глаза на токсичность показываемых нам отношений между персонажами и оценивать чисто патриархальные стереотипы в качестве продвижения якобы феминистических ценностей. Рассматривая сюжетные линии Эми Понд, Ривер Сонг, а отчасти и Клары Освальд, подающихся Моффатом в качестве «сильных и независимых» героинь, можно ошибочно предположить, что они играли в отношениях с мужчинами активную роль, заставляли избранников плясать вокруг себя и проявляли свою силу через пощёчины, истерики, оскорбления и эффектное размахивание оружием, а ведь все эти мнимые указания на прогрессивность никакого отношения к феминизму не имеют.
Рассмотрим персонажей по отдельности, и начнём мы с самой проблематичной с точки зрения феминизма героини эпохи Стивена Моффата — Ривер Сонг. Хотя в четвёртом сезоне Ривер была представлена как полностью равная Доктору и независимая женщина, в эпохе Одиннадцатого её превратили в вульгарную женщину-вамп, добивающуюся своих целей исключительно через насилие и секс. К шестому сезону героиня и вовсе изменилась прямо на наших глазах, и её наглость и самоуверенность резко потеряли свой вес. Тогда Ривер была показана как зависимая от прихотей мужа, несчастная в глубине души, неудовлетворённая и страдающая женщина, которая «жила ради встреч» с Доктором, однако не получала от него ни любви, ни уважения, и состояла в однозначно нездоровых отношениях, а в совместных сценах Доктора и Ривер полно ужасно прописанных с точки зрения феминизма вещей [6]. Мне никогда не было понятно, где люди умудряются видеть в сюжетной линии Ривер Сонг матриархат и феминизм, особенно с учётом сексуализирования героини и неоднократных сексистских выпадов в её сторону, которые мы не раз слышали из уст моффатского Доктора. Героиня может быть очень умной, получать хоть десять высших образований, круто стрелять из ружья, вести за кадром активную жизнь, вступать в многочисленные отношения, что отдельные люди находят чем-то суперпрогрессивным и указывающим на проявление женской силы, и периодически бросаться на своего муженька с пощёчинами и криками, но при этом оставаться сексистски прописанным персонажем, потому что внешние атрибуты, указывающие на силу и крутость человека, не имеют ничего общего с внутренней свободой, самоуважением и независимостью.
Всё то же самое я могу сказать про Эми Понд. Да, она наглая, дерзкая, уверенная в себе и точно так же, как и Ривер, сексуально раскрепощённая девушка, что для кого-то является позитивным знаком и указанием на продвижение феминизма, но в то же время эта героиня то и дело подпадала под многочисленные клише: Эми регулярно оказывалась в беде, не раз ставилась Моффатом в беззащитное положение и бесконечно ждала своих мужчин. Поведение Эми, как и поведение Ривер, прекрасно символизирует неопатриархальные стереотипы о женщинах, которые разделяет Стивен Моффат, о чём он неоднократно заявлял в интервью и с регулярностью показывает в своём творчестве [7]. Мы живём в непростые времена, когда старый агрессивный патриархат, веками лишавший женщин базовых прав, существовать так, как прежде, уже не может, однако никакого гендерного равенства не наступило, на что указывает живучесть окружающих нас стереотипов о мужчинах и женщинах и правилах жизни, направляющихся на людей в зависимости от их пола. Для того, чтобы подстроиться под новые реалии, патриархат видоизменился, но при этом изначальные взгляды на женщин как на примитивных, глупых и недоразвитых людей, которые должны знать своё место, прислуживать мужчинам и исправно рожать детей, никуда не делись.
Изменилась одна вещь: неопатриархат не рассматривает женщину в качестве пассивной жертвы. Для неопатриархата жертва мужчина, а женщина — это обнаглевшее существо, которое взяло на себя чужую роль, стремится отобрать у мужчины его свободу и волю и вертит своим «рабом» как пожелает, высасывая из него все нервы и деньги. Влияет на такую точку зрения ошибочное предположение, что «женские привилегии» и так называемый «бытовой матриархат» являются указанием на подавление женщинами мужчин. Вот и Стивен Моффат мыслит вполне себе в духе нелогичных неопатриархально настроенных мужчин, которые на полном серьёзе видят в женщине угрозу для мужчины. В своих интервью [7] этот человек регулярно повторяет, что женщины по своей природе зациклены на том, чтобы найти себе мужчин и привязать их к себе, а также слабовольны, излишне эмоциональны, нелогичны, иррациональны, несамостоятельны и зависимы от мужчин (даже если они лесбиянки, ведь, по мнению Моффата, с появлением «правильного» мужчины женщина оставит всю эту дурость в прошлом, что он показал через эпатажную, откровенно сексистскую и искажающую оригинал экранизацию рассказа «Скандал в Богемии», превратившую одну из прогрессивных героинь классической литературы — Ирен Адлер, в проститутку, влюбляющуюся в мужчину лесбиянку и проигрывающую Шерлоку слабачку, которая поддалась своим эмоциям и чувствам, чего у Конан Дойла не наблюдалось в помине [8]).
В «Докторе Кто» стереотипы о женщинах продвигались через всё тех же Эми и Ривер — вульгарных, раскованных, на первый взгляд активных и ведущих себя так, как будто в отношениях с мужчинами главными являлись они, но всё-таки не умеющих идти наперекор чувствам и безвольных, а следовательно, слабых в глубине души дам, которые осознали своё предназначение и место и встали на «правильный» путь, в чём и заключались арки их «развития». В сюжетной линии Эми Понд есть многочисленные морализаторские указания на то, что женщина взрослеет, когда выходит замуж и рожает детей, о чём лично Моффат говорил в "Confidential" и что он подчеркнул в седьмом сезоне, превратив Эми Понд, или Амелию Джессику Понд, в Амелию Уильямс (даже второе имя у неё отобрали, не говоря уже о фамилии, которая отображала её индивидуальность и изначально относилась к Мелоди и Рори). Эми попросту не дали жить так, как она хотела, а изначально ей не были нужны ни Рори, ни дети, что изменилось слишком резко и неубедительно, и за что героиня, по мнению Моффата, должна была осуждаться, хотя в нежелании заводить семью нет ничего ужасного. И как будто было мало навязывания Эми замужества, так ещё и близкий для неё человек, Рори, невольно выступил в качестве рычага давления и контроля, даже если со стороны он выглядел как типичный подкаблучник, который ходил за Амелией хвостиком, делал то, что ему скажут, всю дорогу терпел неуважение к себе, до самого конца не был уверен в чувствах собственной жены и мучился из-за этого два с половиной сезона, как бы Эми ни пыталась доказать, что она переосмыслила своё поведение в прошлом, избавилась от влечения к Доктору и выбрала Рори.
Другими словами, пострадали от руки Моффата все: Рори получил неподходящую ему партнёршу, в любовь которой он не верил и которая не могла дать ему то, что было нужно Уильямсу, а Эми навязали ту жизнь, которой она не хотела, только потому, что у Моффата свои взгляды на роль женщины в обществе и семейные отношения. Если бы Амелия обрела вместе с замужеством счастье и их с Рори чувства стали по прошествии времени более сильными, мы могли бы сделать скидку на то, что Эми не очень сильно пострадала, однако она никогда не получала от своего супруга благодарности и уважения, потому что Уильямс, как я уже сказала, до самого конца не был уверен в любви жены и постоянно Эми в этом попрекал [6], хотя осуждения Эми заслуживала исключительно в пятом сезоне, но не после. Хуже того, в шестом сезоне Амелии пришлось пройти через мистическую беременность и потерю ребёнка, но вместо того, чтобы дать ей осмыслить своё положение, оплакать несчастную судьбу дочери и отомстить врагам, к которым я нескромно отнесу самого Доктора, за сломанные жизни Пондов, Моффат скомкал историю Мелоди и Эми в парочку невнятных серий, а позже превратил в огромную проблему и едва ли не потерю смысла жизни скинутое на Понд бесплодие. Примечательно, что после расставания с Доктором Амелия всё же снова стала матерью и все проблемы решились через усыновление Пондами ребёнка, хотя Моффату в принципе не стоило поднимать в семейном сериале столь сложные темы, тем более что подать их адекватно он не смог, и усложнять и без того дерьмовые отношения Эми и Рори, не умеющих ни говорить, ни слышать друг друга.
Учитывая, в насколько нездоровых и проблематичных отношениях состояли Понды-Уильямсы, для меня совсем не удивительно, что их дочь ждала ничуть не лучшая судьба. Возвращаясь к сюжетной линии мисс Сонг, следует заметить, что Моффат довёл свою героиню до настоящих крайностей, а Ривер была ненормально и болезненно зациклена на Докторе, что началось с её натаскивания на потенциальную жертву, выстраивала вокруг него всю жизнь [6], настойчиво искала встреч (подобное поведение называется сталкингом), а заполучив внимание Доктора и внезапно изменив к нему отношение, без каких-либо колебаний отдала во имя объекта одержимости все свои жизни, долгие годы всем ради него жертвовала и покорно несла крест убийцы чёрт знает сколько лет, потраченных на сидение в тюрьме буквально ни за что. Сам Доктор при этом не удосуживался вытащить невиновного человека, подающегося в сериале как самая близкая Доктору женщина, из тюрьмы и до самого конца давал псевдосупруге только секс, но не любовь. Спасибо Биг Финиш, в аудиопьесах Ривер Сонг получила адекватное развитие, раскрытие и насыщенную закадровую жизнь, а ещё можно радоваться тому, что олдскульные Доктора, Десятый и Двенадцатый относились к навязанной жёнушке получше Одиннадцатого, однако в самом сериале сюжетная линия Ривер от начала до конца крутилась вокруг одного Доктора и конкретно Одиннадцатый — её главная любовь, относился к Ривер ужасно, на что в сериале есть прямые указания [6].
Я не знаю, насколько хороша Ривер в персональном проекте, который ей подарил Биг Финиш, и аудиопьесах с Восьмым и Десятым, и не имею ни малейшего понятия, в каких отношениях она состояла со своими четырьмястами двадцатью семью мужьями и жёнами, но не могу воспринимать интеллигентность, крутость и физическую силу персонажа Алекс Кингстон всерьёз, потому что в сериале сюжетная линия Ривер очень и очень проблематична, отношения Ривер с Одиннадцатым токсичны, а сама по себе героиня далеко не так сильна и независима, как может показаться на первый взгляд [5]. Иронично, что даже после смерти Ривер не обрела от своего создателя покоя и была посажена в очередную тюрьму — теперь уже навечно. Насколько же счастливой судьбой можно назвать обречённость нахождения в одном пространстве для неусидчивой, любопытной и ведущей активную жизнь женщины, и для чего на неё повесили обязанность присматривать за чужими детьми? И для Ривер, и для Доктора [9] подобная недожизнь должна быть адом, но никак не заслуженным посмертным отдыхом, однако Стивен Моффат всё рассудил по-своему, и мы можем только удивляться тому, что после настойчивого продвижения односторонней и безответной любви Ривер к Доктору в последние годы нам внезапно стали навязывать то, что эти отношения являлись настоящей любовью, — чистой, вечной, крепкой и нерушимой, и это с учётом той грязи, в которой её замарали с самого появления Ривер Сонг в сериале [6].
Для того, чтобы подчеркнуть романтизирование Моффатом токсичных отношений, изображение сталкинга в качестве нормы и продвижение неадекватного выстраивания связей между мужчинами и женщинами, я хочу вспомнить о том, что неоднократно, через неудачные шутки, продвигающие сексизм диалоги и неуместные сюжетные линии, Стивен говорил нам то, что тело женщины ей не принадлежит. Что особенно ужасно, подавал он подобные идеи через самого Доктора. В обсуждении арки «Пустой ребёнок»/«Доктор танцует» Моффат в шутку заметил, что Девятый мысленно охарактеризовал Нэнси как «малолетнюю шлюху» и собрался позвать её в ТАРДИС с определёнными намерениями. В серии «Не моргай» подруга Салли Спэрроу попала в далёкое прошлое и, на свою беду, напоролась на сталкера, правда, после сцен, в которых она пыталась от него сбежать и просила упрямого мужчину оставить её в покое, нам показали, что наглый настойчивый мужик таки добился своего и заполучил через приставания и преследования жену. Позже точно такое же развитие отношений было романтизировано в серии «Доктор, вдова и платяной шкаф», в которой, заодно с нормализацией сталкинга, превозносилась роль женщины как матери (на то, что уважения к себе заслуживают лишь матери, причём только по факту своего материнства, а не субъектности, косвенно нам указывали на протяжении всей эпохи Пондов).
В мини-сериях к пятому сезону, «Пространство и время», через слатшейминг Доктор обвинил одетую в мини-юбку Эми в том, что из-за неё Рори отвлёкся и создал проблемы, и в целом внешнему виду Понд в сериале уделялось очень много внимания (Доктор даже дал спутнице милое прозвище «Ноги»), как фокусировалось наше внимание и на внешности Ривер, которую Одиннадцатый открыто рассматривал в качестве объекта, что неудивительно, если учитывать, как эта женщина была сексуализирована [5, 6]. Прибавим к куче неприятных моментов пятого — десятого сезонов тот факт, что Доктор спрашивал разрешения обнять Эми не у неё самой, а у Рори, а через эту деталь нам подавалась идея о том, что тело женщины принадлежит её мужу. Примечательно, что на лесбиянок правило «занятости» не распространялось, поэтому Доктор открыто домогался женатой лесбиянки. Здесь я в качестве восстановления справедливости замечу, что самого Доктора тоже неоднократно домогались, — и Ривер Сонг, и мадам де Помпадур, и многочисленные коронованные и оставившие след в истории особы, имён которых я не буду перечислять, потому что за эру Моффата их накопилось слишком много. Таким образом, мы приходим к заключению, что Моффат всегда наплевательским образом относился к концепту согласия и прикрывал неоднозначные моменты либо пощёчинами и криками, либо смешками, вместо того, чтобы осуждать героев за их поведение и не показывать сталкинг и домогательства в качестве нормы и повода для шуток.
Под конец я хотела бы перейти к ещё одной теме, которую любят относить к продвижению Моффатом феминизма, и это изображение Стивеном в поздних сезонах лесбийских отношений. Настойчивая увлечённость Моффатом этой темой дошла до такой степени, что взявшаяся за тест Бехдель хувианка с удивлением отметила, что ЛГБТ-персонажи в творчестве Моффата продвигались гораздо активнее, чем в сезонах РТД, хотя Стивен Моффат — гетеросексуальный мужчина с гомофобными и бифобными настроениями [7], а Рассел Т. Дейвис — открытый гей, постоянно поднимающий в своих проектах проблемы ЛГБТ-сообщества. Разница подачи ЛГБТ-темы РТД и Моффатом заключается в том, что один работал над сериалом в нулевые годы, а второй — в наше время. Когда ДК писался под руководством РТД, общество ещё не пришло к современным взглядам, поэтому Рассел очень рисковал, представляя в качестве спутника полисексуального персонажа, Джека Харкнесса, вставляя в один из эпизодов семейного сериала поцелуй между двумя мужчинами, одним из которых был Доктор, и проявлял смелость в изображении изменившихся норм общества будущего и подаче гомосексуальных отношений через второстепенных персонажей. Моффату рисковать было нечем: он мог себе позволить сделать спутницу темнокожей лесбиянкой, чтобы получить в карму парочку дополнительных очков и в очередной раз попытаться подлизаться к феминисткам, и мог делать намёки на би- и пансексуальность своих героинь. Проблематичность подобных ходов заключается в том, что чаще всего ориентация спутниц подавалась либо неудачно, либо стереотипно, либо же и вовсе ничем не подкреплялась на деле.
Ривер Сонг — свободная искательница приключений, которая переспала за кадром с огромным количеством мужчин и женщин, никогда не состояла на экране в отношениях с кем-либо, кроме главного героя-мужчины, и если один раз нам её побочного супруга и показали, то был это, стоит ли удивляться, мужчина. Та же беда коснулась Клару Освальд: она часто говорила о том, как хорошо целуется Джейн Остин, и в финале её оставили с девушкой, с которой Клара, предположительно, вступила в связь, но при этом мы не видели отношений Клары с кем-либо, кроме Доктора и Дэнни, — двух мужчин. Отношения главной лесбийской парочки эпохи Моффата, Вастры и Дженни, можно назвать стереотипными, устаревшими и маскирующимися под типичную гетеросексуальную связь. Вастра играла в отношениях с супругой стереотипную роль «активного» мужчины, а Дженни, в свою очередь, показывалась как типичная «пассивная» лесбиянка. При этом проблема даже не в том, что две женщины состояли в отзеркаленных гетеросексуальных отношениях и играли привычные для общества роли «мужа» и «жены». Проблема в том, что Вастра и Дженни не были равны друг другу. Вастра определённо имела над супругой власть, ведь она старше, сильнее, обладала теми ресурсами, которых у Дженни не было, а также ела людей на ужин, то есть, представляла для жены явную опасность. А что же Дженни? А Дженни, хотя её и не назовёшь божьим одуванчиком, который не смог бы за себя заступиться, играла роль прислуги своей жены и явно под неё прогибалась, да ещё и неоднократно объективировала себя для супруги (и зрителей-мужчин), что создаёт ненужные ассоциации и указывает на проблемное изображение лесбийских отношений.
Что же до оставшихся лесбийских союзов — Клары и Ми и Билл и Хезер, то у этих любовных линий есть своя проблема, и заключается она в том, что Моффат толком не прописал показываемые нам отношения. Билл и Хезер влюбились друг в друга с первого взгляда, толком не познакомившись и не пообщавшись, и нам показали их взаимодействие всего-то в двух сериях, что немыслимо для хорошей репрезентации и правдоподобного представления пейринга. Та же беда коснулась Клару и Ми: они встретились всего в нескольких сериях и обменялись парочкой реплик — то в качестве Клары и Эсхильды, а то в качестве Клары и Ми, что можно назвать общением разных и совершенно никак не связанных друг с другом людей, особенно если учитывать специфику персонажа Мэйси Уильямс. Занятно и то, что Ми изначально показали едва ли не в качестве врага Доктора, но при этом именно с ней, косвенно причастной к смерти Клары героиней, мисс Освальд получила свой хэппи-энд. При всём моём неприятии отношений Клары и Дэнни, их романтической линии посвятили хотя бы какое-то внимание. Кларе и Ми времени и внимания не уделили вовсе, и если история Билл и Хезер выглядит как сказка о девушках, которые влюбились друг в друга с первого взгляда, обрели счастье после смерти, сломав тем самым троп «мёртвые лесбиянки», и благополучно улетели вместе в закат, то представление Клары и Ми в качестве лесбийского союза можно назвать натужным и нелепым.
К каким выводам мы можем прийти после краткого рассмотрения репрезентации и прописывания сюжетных линий женских персонажей в эпохе Стивена Моффата? Стивен Моффат долгие годы заигрывал с публикой, отвлекал нас обманчивыми ходами, кормил зрителей сплошными клише и стереотипами, но что главное, никогда не наделял своих героинь реальной властью, а следовательно, в пятом — десятом сезоне мы получали лишь видимость прогрессивного прописывания женских персонажей, которых сделали, на первый взгляд, вполне независимыми, интеллектуально развитыми, физически сильными, сексуально активными и умеющими давать мужчинам отпор. Главными указаниями на то, что репрезентация женских персонажей в эпохе Моффата хромает, является то, что все героини Моффата были сексуализированы и состояли со своими избранниками в нездоровых отношениях, которые не делали их счастливыми и заставляли страдать и жертвовать собой во имя любви. Также и Эми, и Ривер, и Клару, и отчасти Билл коснулись устаревшие клише, к которым постоянно обращаются мужчины-писатели, и все эти героини так или иначе пострадали и потеряли то, что имели.
Конечно, ставить рядом Эми и Клару или Ривер и Билл не вполне корректно, потому что все они пострадали от разных проблем, и пострадали от них в разной степени, но мы с уверенностью можем заявлять о том, что недостатки сюжетных линий героинь тесно связаны с мизогинными взглядами Моффата. Если через Билл Моффат попытался реабилитироваться в глазах критиков, которые постоянно обвиняли его в неумении работать с женскими персонажами, подлизаться феминисткам и угодить левым движениям, а проблемы прописывания Клары были исправлены ко второму сезону с её участием, и персонаж был развит и раскрыт — не важно, с какой стороны каждый из нас оценивает её характер, сюжетную линию и взаимоотношения с Доктором, в то время как изначально она была бесхарактерным и безликим сюжетным элементом, то Ривер Сонг и Эми Понд пострадали от шоураннера так, как до них не страдала ни одна героиня «Доктора Кто». Обе эти спутницы состояли в нездоровых отношениях с мужчинами и выстраивали свои жизни вокруг навязанных им избранников, что вступало в спор с характерами, которыми их наделил сценарист, и первоначальными желаниями героинь.
Если Эми не особо хотела выходить замуж и не планировала рожать детей, зато получала удовольствие от путешествий с Доктором, то в планы Ривер входило убийство Доктора, месть врагам и последующее ведение насыщенной активной жизни, в том числе сексуальной, но никак не «жизнь ради встреч с ним», не говоря уже об убогом посмертии с чужими детьми, не особо близкими коллегами, криповой атмосферой вокруг, от которой впору сойти с ума, и без возможности путешествовать, исследовать мир и вступать в отношения с разными людьми, без обречения на соблюдение верности всего одному человеку. Через настойчивое продвижение устаревших взглядов о том, как женщине следует выстраивать свою жизнь и каких общественных ролей придерживаться, Стивен Моффат испортил собственным героиням жизни. Ничего хорошего нельзя сказать и о репрезентации Моффатом лесбиянок, а также би- и пансексуальных героинь, потому что отношения первых были представлены через сплошные стереотипы или остались за кадром, а вторые и третьи лишь озвучивались как би- и пансексуалки, но на экране состояли в отношениях исключительно с мужчинами. О каком, в таком случае, феминизме, матриархате и лесбийском сепаратизме в сезонах Моффата мы можем говорить?
Примечания к части:
[1] Критика сексизма в ранних олдскульных сезонах: https://ficbook.net/readfic/6459378/22286545
[2] Оригинальная статья была размещена по временно не работающему сайту: https://rebeccaamoore.com/2014/05/29/university-study-on-sexism-in-bbcs-doctor-who-infographic. Скопированный текст я нашла здесь: https://mapsoftheheart.wordpress.com/2014/06/02/sexism-in-doctor-who/, а вот картинка с подсчитанной информацией и кратким изложением сути: https://i.pinimg.com/originals/59/42/7d/59427d70a18e69ca311eefd36fea8752.jpg
[3] https://www.doctorwhotv.co.uk/how-often-does-doctor-who-pass-the-bechdel-test-71608.htm
[4] https://ficbook.net/readfic/8725884: критика репрезентации женщин в эпохе РТД.
[5] Критика женских образов Стивена Моффата: https://ficbook.net/readfic/4346399; https://ficbook.net/readfic/6459378/18007743.
[6] https://ficbook.net/readfic/3010056: критика 5-7 сезонов, Одиннадцатого Доктора и его спутниц, сюжетных линий, а также моффатских арок из эры РТД; https://ficbook.net/readfic/7237690: критика 9 сезона; https://ficbook.net/readfic/5866803: мини-статьи с рассуждениями о ньюскульных пейрингах сериала «Доктор Кто», романтических интересах главного героя и роли разных спутниц в сериале и жизни Доктора.
[7] Статьи и посты о сексистских выпадах и мизогинных взглядах Моффата: https://www.dailydot.com/unclick/steven-moffat-sexism-sherlock-doctor-who; https://www.hollywood.com/celebrities/steven-moffat-sexist-quotes-60232421; https://www.ofdiceandpen.ca/2012/12/sexism-in-steven-moffats-doctor-who.html; https://sunsinourhands.tumblr.com/post/649087161719799808/hi-hello-could-we-please-make-sure-that-no-one.
[8] Критика прописывания Ирен Адлер в сериале «Шерлок»: https://ficbook.net/readfic/4346399/11245431
[9] В одном из интервью (https://vk.com/@23439961-dwm-551-rtd-i-stiven-moffat-intervu) Стивен Моффат сообщил, что вставил в библиотечную арку тайную инкарнацию самого последнего Доктора, который был представлен через Доктора Муна. Другими словами, по новому канону, Доктор Мун — это настоящий Доктор, загрузивший после смерти сознание в «библиотечный рай», чтобы заполучить вечность с Ривер.