В n-ный раз пересматривая седьмой сезон, я снова и снова прихожу к выводу, что Клара Освальд могла бы быть спутницей, вызывающей у меня если не любовь или симпатию, то хотя бы нейтральные чувства. Если задуматься, путешествующая с Одиннадцатым Доктором и только начинающая свой путь Клара была милой девушкой и толковой спутницей: сообразительной, смелой, упёртой и совсем не раздражающей «дерзостью», которую ей приписали, потому что дерзость Клары в седьмом сезоне не граничила с наглостью, а здоровое чувство собственного достоинства тогда ещё не превратилось в излишнюю самоуверенность. И всё же, говоря о Кларе Освальд, невозможно не упомянуть несколько «но», касающихся этой спутницы и мешающих положительному восприятию её сюжетной линии. Прежде всего, Кларе, как и другим спутницам эпохи Моффата, крайне не повезло с шоураннером. Какими бы потенциальными ни были спутницы, какими бы оригинальными, интригующими и насыщенными ни были их сюжетные линии, и какими бы талантливыми ни были актрисы, исполняющие роли, каждый персонаж нуждается в хорошем прописывании. У Моффата герои выходят одномерными, шаблонными и просто безжизненными, потому что, будем честными, этот сценарист не зацикливается на внутренней составляющей, считая внешнюю оболочку наиболее важной, интересной и привлекательной для зрителей. Моффат не понимает, что персонаж, для того чтобы воспринимать его всерьёз и любить, не должен быть карикатурным образом, а должен быть многогранной личностью, неординарной персоной, живым человеком.
Такой была Донна Ноубл. Громкая и резкая, но в то же время страдающая от неуверенности в себе. Далеко не храбрая и не всегда широко мыслящая, но зато внимательная к деталям и мыслящая неординарно. Была такой и Роуз Тайлер, а ведь этот образ нельзя назвать супероригинальным, потому что мы говорим об обычной девушке, — эгоистичной, непостоянной, ошибающейся, часто совершающей поспешные, необдуманные и противоречивые поступки, но всё-таки живой и развивающейся. Клара на живого человека не тянет совсем, особенно в седьмом сезоне, и не только потому, что её клоны то и дело умирали, а сама она изначально появилась в качестве тени других Клар. Как персонаж Клара в седьмом сезоне совсем не росла, не менялась, не раскрывалась и отличалась лишь парой поверхностных черт, типа «нахальства», «доброты» и «любви к детям». В первую очередь Клара была загадкой, а уже во вторую — человеком. Огромным недостатком является то, что Кларе как никому другому в моффатской эре не хватило бэкграунда, хотя этот минус преследовал всех спутниц Одиннадцатого. Мы ничего не узнали об образовании Клары, а в юбилее резко и неожиданно получили на выходе учительницу (точно так же и Эми внезапно стала журналисткой). Мы не познакомились с её семьёй, не считая одной несчастной серии, посвящённой родителям Клары, а скорее их необычному и (не)случайному знакомству и по факту — знаку со стороны Вселенной, указывающему на исключительность героини, и не считая пары серий, в которых мимоходом показывались родственники спутницы (собственно, дошло до того, что мало кто заметил смену актёра, играющего отца Клары, — настолько на этом никто не зацикливался). У Клары не было друзей, дома её не ждал отец, её личную жизнь прописали банально и скупо, и она меньше всех ньюскульных спутниц зависела от реальной жизни, но почему-то возвращалась домой после каждого путешествия.
По сути, нам приходится собирать этот образ по частичкам, самим домысливая многие детали из жизни Клары и «доделывая» персонажа в своей голове, раз уж его создатель отнёсся к одной из своих обязанностей — прописыванию одного из главных героев на должном уровне, несерьёзно. Что любопытно, хоть как-то Клару охарактеризовали лишь в первой серии с ней, а в последующих эпизодах раскрытие спутницы сошло на нет. Зрители не узнавали спутницу, а лишь следили за событиями, в которых она участвовала. Для Моффата не было важно показать развитие персонажа, зато было важно раскрыть его роль в закрученной сюжетной линии. Грустно и то, что отношения Клары и Доктора с самого начала попахивали деструктивностью. Какой бы ни была химия между Мэттом Смитом и Дженной Коулман, и сколько бы нам ни бросали намёков на симпатию между их персонажами, для Одиннадцатого Клара не была подругой, партнёршей, любовным интересом и близким человеком. Клара была для Доктора тайной, которую он стремился разгадать, и отчасти заменой той девушки, которая привлекла Одиннадцатого в первую очередь как человек, а не загадка, в отличие от Клары, ставшей постоянной, а не только потенциальной, спутницей. Что не менее важно, а ещё безумно неприятно, Доктор считал Клару трофеем. Фразу Одиннадцатого можно изворачивать и оправдывать как угодно, но факт остаётся фактом: в одном из эпизодов Доктор одним словом охарактеризовал своё отношение к спутнице. Примечательно, что этот эпизод был одним из последних в седьмом сезоне, а уж к этому времени, казалось бы, Доктор должен был оценить Клару по достоинству, принять её такой, какая она есть, прекратив связывать девушку с её «предшественницами», и перестать смотреть на спутницу лишь как на Невозможную Девчонку, связанную с секретами Вселенной.
Кларе Освальд ещё и очень не повезло дойти до той точки, когда её превратили в особенную, самую важную и неповторимую героиню, в народе именуемую Мэри Сью. Одно дело, когда на престол возводят Доктора, — по умолчанию крутого героя. Неприятно, но терпимо, когда возвеличивают жену Доктора. Как говорится, супруга должна быть под стать «королю», а иначе она ему не ровня, что, к сожалению, очень важно для многих зрителей «Доктора Кто». Спутницу-подругу, занявшую особое место в жизни Доктора и выполнившую определённую роль, тоже можно принять спокойно, если она: а) заслужила этого своими поступками; б) состояла с Доктором в близких отношениях не только на словах, но и на деле; в) получила свой звёздный час, а не звёздную бесконечность, и до самого конца осталась обычным человеком, какими бы её там способностями и биологическими особенностями ни наделили. Но почему же одной из важных, во всех смыслах этого слова, героиней и очень близким Доктору человеком сделали Клару? Изначально Клара ничем не выделялась, не считая только того, что имела клонов, живущих в другом времени. Клара прописывалась как обычная спутница, которая была не лучше и не хуже большинства многочисленных компаньонок Доктора. Наконец, Освальд не так уж и сблизилась с главным героем, чтобы после пафосного выполнения её предназначения («девушка, которая была рождена, чтобы спасти Доктора») в юбилее за Кларой закрепили ещё и звание «самой близкой спутницы Доктора». Настолько близкой, что Клара заслужила чести влезть во все временные промежутки таймлайна Доктора — как через посредниц, так и в собственном теле, уже в скором времени узнать всё о его личной жизни, быть посвящённой в события Войны Времени и значительным образом повлиять на ход жизни героя (Моффату можно простить многое, но не совет одной из Клар, какую ТАРДИС Доктору следует украсть).
Не знаю, как для остальных, а для меня Клара Освальд в седьмом сезоне, до «Имени Доктора», Клара Освальд в спецвыпусках и Клара Освальд в сезонах с Двенадцатым, — это три разных человека, и отношусь я к каждой из Клар с определёнными эмоциями. К той, важнее которой во Вселенной ДК нет никого, — с раздражением. К той, что два сезона трепала всем нервы, заставляла Доктора плясать под свою дудку и совместно с ним успешно деградировала на глазах, — с презрением. Ну а к той Кларе, которая в своё время ознаменовала собой новое начало и, по сравнению с Ривер и Эми, выглядела приятной девушкой, я могу относиться только с жалостью. Может быть, не реши Моффат написать «Имя Доктора», Клара бы не запомнилась зрителям и так и осталась лишь «одной из», а не «одной из самых важных», да что там, самой важной спутницей. Может быть, Клара бы так и оставалась все три сезона скучной, посредственной и блёклой героиней, не пожелай Моффат внезапно сблизить своих персонажей в «Дне Доктора» и не реши раскрыть спутницу, для чего-то вовлекая её в деструктивные отношения. Зато отдельные зрители не обвиняли бы Моффата в том, что он сделал Клару не только откровенно слабо прописанным персонажем, но также героиней пустой внутри, фальшивой снаружи и НЕ заслуживающей всех тех плюшек, которые она получила. Для чего Клару сделали невозможной? Зачем её заставили состоять в абьюзивных отношениях (как в роли жертвы, так и в роли абьюзера)? Почему эту героиню тянули из сезона в сезон, в то время как персонажу было некуда двигаться? Почему Клара Освальд получила то, чего не заслуживала?