↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Левиафан (джен)



Фандом:
Рейтинг:
R
Жанр:
Ангст, Драма, Триллер
Размер:
Мини | 9 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Смерть персонажа, Насилие
Левиафан — огромная рыба, «сей змей извивающийся», первобытный монстр океана и хаоса, сила глубин. Мифическая рыба, удерживающая на спине тяжесть вод. Земляной червяк, дракон без крыльев. Олицетворяет войну и эпидемию. Архетип низших существ, связанных с космическим жертвоприношением.

Маленький шпион Поль очень хочет увидеть Левиафана.

«На конкурс «Чистый Лист: Человеческая комедия», номинация «Другой Байрон».
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

В его мозгу бьется одна мысль, упорная и короткая. Всего несколько слов, но сколько в них упрека и презрения к самому себе. Все его существо наполнено ужасом и отвращением к холодным сырым стенам и к грубой тюремной робе. Ему плохо. Боже, как же ему плохо!

Доброволец не должен бояться миссии, на которую вызвался сам. Он будет повторять эту фразу, пока не поверит в каждое слово.

— Заключенный номер 0881942, на выход.

Ему отчаянно не хватает времени для обретения веры в себя. Ему бы пару-другую вечностей, но ему остается лишь несколько минут, три коридора и два лестничных пролета, сорок ступенек, четыре замка, ключи на поясе у охранника.

Он забыл сочинить заклинание про удачный побег. Впрочем, неважно: суеверные шпионы всегда плохо кончают.

В кабинете начальника тюрьмы пушистый ковер цвета свернувшейся крови. Любые пятна впитаются в его высокий ворс, расплывутся, растают, как дурман ночного кошмара в свете утра.

Охранник молча салютует в сумрачную глубину кабинета. На зеленом сукне стола выложен коллаж из газетных вырезок, приказов и фотографий. Черно-белые лица расположены в строго определенном порядке: месяц по горизонтали, день — по вертикали.

Его сфотографировали — робу долой, анфас, профиль, полный рост — позавчера. Он занял пятую горизонталь сверху, седьмая ячейка, воскресенье.

Охранник, не дожидаясь команды, снимает с него наручники и кандалы на ногах. Нужды в обыске нет: его уже осмотрели, тщательно и безразлично. Его тело не содержало в себе ничего достаточно необычного, чтобы вывести санитаров из состояния рутинной летаргии. Он привык к этим осмотрам, и в этот раз был смущен лишь тягостным дискомфортом внизу живота, вызванным плохим и нерегулярным питанием. Они промыли его снаружи и изнутри, и он почувствовал почти что благодарность за облегчение и чистоту, пусть и временную.

— Разденься, — говорит начальник тюрьмы. Перед ним лежит раскрытая папка — личное дело заключенного номер 0881942. — Откуда ты, номер 0881942?

Он выстреливает короткие фразы легенды. Он — шпион агентурной сети, оппозиции, работающей против правительства, маленький шпион, который попался и которому теперь очень страшно. На последней детали легенда кончается, и начинается горькая правда.

— Руки по швам, — напоминает главный. — Рихард, у него есть имя, или только номер?

— Кажется, Поль.

— Отлично. Идите. Покажи его Левиафану.

Офицер по имени Рихард выступает из тени, высокий и худой. Ремни портупеи идеально симметричны. Пряжки поблескивают в свете лампы, гладко зачесанные назад русые волосы непокорно вьются на висках. Щека перечеркнута ожоговым шрамом.

Рихард обходит его, толкает вперед.

Левиафан — начальник начальников, ответ на извечный вопрос «quis custodiet ipsos custodes».(1) Маленький шпион Поль очень хочет увидеть Левиафана.

Поль знает, что Левиафана боятся даже его офицеры, он — сила глубины, змей, чьи кольца — стратегии беспроигрышных битв. Человек-государство, перед которым Левиафан Гоббса — всего лишь аквариумная рыбка. На его плечах груз решений и ответственности, к которым скоро добавится груз справедливого возмездия.

Левиафан — бог, но даже его плечи Атланта не выдержат соломинки под номером 0881942.


* * *


Широкая лестница ввинчивает каменные ступени в глубину подземелья. Здесь гораздо холоднее, чем в кабинете начальника тюрьмы. Лампы дневного света изредка мигают с низким гудением и пощелкиванием.

— Он не сделает тебе больно, — говорит ему Рихард.

Ему уже больно. Холод и сквозняк проникают в натянутый струной позвоночник. Неровности ступеней режут ноги. Спускаться тяжело, но еще тяжелее было бы подниматься. Этого как раз делать и не придется, и он чувствует странное, иррациональное облегчение.

Лестница сменяется коротким коридором, и холод уступает место влажному теплу. Воздух пахнет стоячей водой и сырой землей. Коридор оканчивается приоткрытой дверью, в которую по наклонному полу втекает ручеек.

— Входи.

С порога видно, что это комната-бассейн. За исключением узкой кромки у стен, ее пол — вода, кристально чистая, сквозь которую светится белое кафельное дно.

Он не смел надеяться, что сумеет попасть сюда. Только не после череды покушений — яд, игольные бомбы, снайперская пуля, — только не после взрыва, прогремевшего на последнем публичном выступлении. После него Левиафан нырнул, скрылся в воде, спрятался под прозрачными волнами. Говорили, что его лицо, руки, даже тело, прикрытое одеждой, были обожжены, и лишь водяная прохлада теперь давала ему облегчение от страданий.

У кромки бассейна — конструкция в человеческий рост из металла и стекла. Железные столбы с наручниками, колбы с измерительными делениями. Два тонких бесцветных шланга спускаются вниз, к воде, и исчезают в жерлах водостоков в форме смеющихся горгулий. Стеклянные колбы пусты, но их поверхность поблескивает изнутри разводами плохо смытого жира, желтовато-красной радугой засохшей лимфы.

— Дай руки.

Рихард аккуратен, почти заботлив, и длинные иглы входят в вены на руках заключенного практически безболезненно.

Теперь он распят между двумя столбами, и шланги теряют бесцветность, выпрямляются под напором красных струй. Открытые пасти горгулий выплевывают запекшиеся сгустки, словно откашливаясь, и шире разевают рты, чтобы выпустить свежий поток. Розовое облако расплывается по воде, тянется вглубь бассейна.

Поль еле заметно улыбается и сжимает кулаки, чтобы заставить шланги наполняться быстрее. Левиафан не сможет устоять, он обязательно вынырнет.

Гладкая поверхность воды разбивается в концентрическую рябь. Что-то движется в дальнем конце бассейна. Дрожат и ломаются очертания кафельных плиток на дне.

— Ему нужен белок из крови, — словно извиняясь, поясняет Рихард.

Полю не выйти отсюда живым. Он и раньше знал это, но теперь не может больше позволить себе даже иллюзию надежды.

Тело Левиафана кажется огромным. Оно плывет в глубине, не поднимаясь на поверхность, словно не нуждаясь в воздухе. Лицо Левиафана скрыто ореолом волос, они извиваются, как водоросли, равномерные взмахи рук разбивают воду. Розовое облако закручивается в турбулентные вихри, омывает его израненную кожу.

Левиафан — поэт-воин, познавший неволю, свободу и путь, ведущий к покою сквозь боль. Он мудр. Он не обещает легкого выхода. Но у него ясные прозрачные глаза, взглянув в которые, ему нельзя не верить.

Его взгляд завораживает, и даже Рихард бессловесно замирает в почтении. Ему труднее сопротивляться, ведь его руки не проколоты иглами. Именно тупая боль не позволяет заключенному — жертве — погрузиться в транс.

— Спасибо, — искренняя благодарность в голосе, глаза Левиафана блестят. — Мне жаль, что тебе пришлось страдать. Обещаю: это скоро кончится.

Словно услышав условный сигнал, Рихард отходит в сторону, гремит чем-то, его сапоги стучат по кафелю от столбов к стене и обратно. Но заключенному не интересно, что происходит за его спиной; его мир сузился до человека, дрейфующего в красной воде у его ног. Не правы те, кто говорил, что у него глаза пророка — в них только понимание и бесконечная, неразрешимая усталость.

Но он по-прежнему слишком далеко. Его голова, шея, широкий торс уже над водой, но в любую минуту он может нырнуть вновь, погрузиться в прохладную безопасность и ускользнуть.

«Ближе». Губы заключенного слабо шевелятся в тихой просьбе. «Ближе».

Левиафан не принимает полумер. Он любит только сильных и пожирает слабых. И пусть ему искренне жаль, что слабых оказалось так много — на компромисс он идти не может.

— Господин?

— Да, Рихард.

Левиафан утвердительно кивает. Он замер почти у кромки бассейна, две железные пасти извергают теплые кровавые струи ему на плечи. Его ладони опираются на кафельный край, он подтягивается, тянется к распятому телу, нависающему над ним, как молящийся тянется к иконе. Как иронично поменялись их роли, думает Поль. Без добровольной жертвы бог — ничто.

Рихард с ножом в руке выжидает, пока Левиафан не займет удобную позицию. Наконец, нож распарывает плоть от груди до паха, не вызвав ничего, кроме вскрика-вздоха и слабой дрожи.

Левиафан поднимает голову, подставляет лицо под алый каскад, на мгновение закрывает глаза. Возможно, он испытывает удовольствие, возможно — сожаление или отвращение. Одно известно точно: в момент, когда его веки вновь поднимаются, он испытывает страх. У заключенного нет в этом сомнений, так как он знает, что видят ясные глаза Левиафана: небольшое плоское устройство, вшитое под кожу живота, удерживаемое парой тонких швов, только что распоротых ножом офицера по имени Рихард. Оно пробуждено к жизни воздухом, что заставляет ребенка кричать, делая первый вздох, и жизнь его необратима, как заключительный огненный аккорд в конце Вселенной.

Он больше — не номер в списке заключенных и не неудачник-шпион Поль, грустная игрушка в руках стражников, он — звезда Полынь, сделавшая воды Левиафана кровью и огненной горой упавшая на его землю.

Он еще успевает подумать, что был неправ, потому что такие глаза, как у Левиафана, не могут нести зло.

«Я ошибался».

Бум.



1) «Кто устережёт самих сторожей?» (лат.)

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 08.08.2020
КОНЕЦ
20 комментариев из 22
Прочитал рассказ и остался в недоумении. Живописное подробное описание, со всеми деталями. Причём это ожидаемые элементы: я про кровь и "питание".
Но о чём речь? Ощущение, что сюжет вырван из контекста, и читатель видит лишь окончание истрии. Трудно сказать что-то более определённое.
Антон Владимирович Кайманский, печально, что вам оказалось мало контекста - на мой взгляд, мир набросан хоть и схематично, но вполне четко: некое тоталитарное государство, очевидно, в Европе, и его лидер, покушения на него.
А речь о том, что шпион... ошибался. Так бывает.
Атмосфера в тексте выписана здорово. Темная, тягучая, плотная. Очень хорошо написано.
Не пойму только, шпион ошибался в том, что Левиафан - кровавый диктатор? Как он это понял, по глазам? И тем не менее "Левиафан любит сильных и пожирает слабых". А слабых всегда - больше.
Приходит очевидная ассоциация с событиями сами-знаете-где. Там тоже симпатичный диктатор с глазами доброго сеттера свой народ очень "любит". И "совсем не несёт зла". Не хочу ввязываться в политическую дискуссию, это просто то, что пришло в голову по прочтении из-за лёгкого недоумения концовкой.
Наверное, не хватило раскрытия образа Левиафана. Чтобы безоговорочно поверить в его печаль и усталость.

Но сам по себе текст зашёл - то, как написано, и персонаж, и его эмоции. Всё здорово. Главная идея могла бы быть для меня интересной, но чего-то мне не хватило.
Двацветок_, автор благодарит вас за развернутый и интересный отзыв!
Цитата сообщения Двацветок_ от 24.08.2020 в 12:02

Не пойму только, шпион ошибался в том, что Левиафан - кровавый диктатор? Как он это понял, по глазам?
Тут вот в чем загвоздка. Мы смотрим на историю с фокала Поля, поэтому что он там понял (или нет, хех) - это его личное мнение. Которое не отменяет реальность, в которой Левиафан - кровавый диктатор. Уже совсем другой вопрос, насколько Левиафан в праве или нет...
Цитата сообщения Двацветок_ от 24.08.2020 в 12:02

Приходит очевидная ассоциация с событиями сами-знаете-где. Там тоже симпатичный диктатор с глазами доброго сеттера свой народ очень "любит". И "совсем не несёт зла". Не хочу ввязываться в политическую дискуссию, это просто то, что пришло в голову по прочтении из-за лёгкого недоумения концовкой.
Наверное, не хватило раскрытия образа Левиафана. Чтобы безоговорочно поверить в его печаль и усталость.
Но сам по себе текст зашёл - то, как написано, и персонаж, и его эмоции. Всё здорово. Главная идея могла бы быть для меня интересной, но чего-то мне не хватило.
Писалось задолго до упомянутых вами событий, кстати, от которых у меня от ужаса волосы во всех местах шевелятся. У меня финал можно назвать полуоткрытым - произошедшее ясно (Левиафан взорван), а его истинная личность неясна. Но можно предположить, что это просто у него такая мощная способность вводить людей в заблуждение и прикидываться лапочкой, вот, даже со шпионом-смертником сработала.
Меня очень радует, что в принципе текст вам зашел!
Показать полностью
Анонимный автор
Спасибо за разъяснения! Можно посмотреть на текст с другого угла)
немного все-таки запутано. Вы себе их всех наверняка хорошо представляете, а со стороны не хватило мне какой-то конретики характеров, что ли...
потому что сейчас вот не хочется им сочувствовать. Никому, собственно. они как персонажи компьютерной игры, в которую не играл, и не очень хочешь.
А хорошо передано. и антураж такой - пробирающий.
шамсена
Жаль, что вам не зашло. Но стиль был задуман именно такой - максимально лаконичный, отстраненный.
Работа, которую вполне получается анализировать мозгом. Это плюс, наверное.
Сюжет понятен, образ тоталитарного вождя, который питается "народной кровью", но умудряется гипнотизировать даже жертву - понятен. Хорошо заметны отсылки к основателям жанра. Связь с заданием ясна.
Чего мне не хватило? Наверное, самого Поля. Есть только то, что осталось от человека: немного плоти и воля, чтобы выполнить задание. Не заметно ни осколка веры в то, что он делает, ни одной эмоции глубже обычных ощущений: страх, боль, усталость... Я не понимаю, чего ждет от меня текст, автор, произведение... Сочувствия? Сомнения? Возмущения тем, как несправедливо все устроено? Я бы рада почувствовать хоть что-то из этого, но не получается.
Может в этом и была задумка? Не знаю.
Magla, благодарю за такой солидный отзыв! Жаль, что Поля показалось мало. Но он вообще маленький, незначительный, просто так совпало, что ему досталась судьбоносная в некоем роде роль.
Нет, возмущения тем, как несправедливо все устроено, автор не ждет. Вся соль рассказа как раз в фокусе с гипнозом.
Хотелось бы уточнить, какие отсылки были вами замечены?
Анонимный автор
Самая очевидная - эта, конечно:
Он шагал по вымощенному кафелем коридору с ощущением, как будто на него светит солнце, а сзади следовал вооруженный охранник. Долгожданная пуля входила в его мозг. Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата.
Magla
Вау, у меня пошла металитература. 1984 читан до дыр, конечно, но отсылка к нему возникла совершенно случайно и до этого момента даже не была замечена мной.
Анонимный автор
Оно ведь так и устроено)) Я свои метасмыслы иногда через несколько лет обнаруживаю))
Автор, я с забега.

Споры идут по поводу этой работы. Она такая, с претензией. И это хорошо – автор не боится писать с претензией.
О чем: некое тоталитарное государство, как мы можем понять из текста, где есть некий лидер – или серый кардинал, или настоящий – тут автор чуть запутал. И некий шпион, который должен явиться пред светлые очи диктатора, чтобы убить – тут автор ничтоже сумняшеся сразу сливает интригу – это я записываю в минус.

Как – повторю – с претензией. Многим такое повествование нравится. Я бы отметила, что и меня это, в общем, скорее порадовало. Но где-то автору не хватило, не дожат стиль.

Идея – на всякого диктатора найдется свой Сашенька Ульянов) И, что интересно – это тоже о свободе личности, свободе выбора. О том, как самый казалось бы свободный человек может быть несвободен, и наоборот – по крайней мере мне пришла такая мысль…

В общем… я честно сама не могу понять, больше у меня положительных эмоций это вызвало или все-таки нет. Что-то в этом есть. Эта работа коротенькая, поэтому рекомендую почитать и поделиться в комментах впечатлениями.
Terekhovskaya, вечер добрый!
Вы правильно заметили, атвор не боится писать с претензией. И считает это правильным, потому что беспретенциозного добра и тут, и везде вообще и так хватает. А кто-то же должен задавать планку.
Почему то, что шпион должен диктатора убить - слив интриги? А на что еще все это может быть похоже, на объяснение в любви?
Хотелось бы увидеть, в каких моментах, по вашему мнению, не дожат стиль.
Перечитала.
Я бы поработала с диалогами - или выкинуть их на фиг, или сделать не такими бытовыми, что ли.
Он не сделает вам больно - но больно-то ему будет, в итоге? Звучит несколько странно. И зачем Рихард говорит об этом, с чего бы он такой добренький? Ну, если добренький, сказал бы - это не больно, или это будет быстро...

Все-таки интрига слита. Если бы мы с самого начала думали, что это шпион, который попался и неминуема смерть, или страдания - и вдруг в конце вот это вот все - мне кажется, сильнее было бы...Ярче.
И "Бум" я бы тоже поменяла. Оно как раз идет вразрез с остальным стильным текстом. ну, что это - бум?...
А вообще, перечитала вдумчиво и, скажем так, не без удовольствия)
Terekhovskaya
Насчет диалогов - либо они простые и "бытовые", либо идет ненужный пафос. А без них текст дохлый, как пересказ чего-то большего.
Рихард говорит, что Полю не будет больно, потому что во-первых, Рихарду все-таки неловко водить жертв Левиафану, а во-вторых, Левиафан не мучает их. Это действительно не очень больно.
Ну, кому как кажется с интригой... Мы с вами по-разному видим ее.
А без "бум"... Знаете, вот не кинематографично. Попробуйте. "Бум" - это коротко и емко о том, что после.
Из-за невольно возникшей ассоциации с бароном Харконненом (к/ф "Дюна") ждала другого способа устранения диктатора. Поэтому финал получился для меня наполовину неожиданным:)
Саяна Рэй
Брр, какой этот ваш барон страшенный!
Брр, какой этот ваш барон страшенный!

Да уж, не красавец, мягко говоря:)))
Охрененный барон! Вообще, в том фильме образы - это что-то!)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Отключить рекламу
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх