↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Абонент временно недоступен.
Оставьте сообщение на автоответчик.
Молитва Первая
Pater noster, Отче наш, иже еси на Небеси! Да святится имя Твое...
Нет уж, Небесное Вашество, увольте. Этими словами начинался каждый мой день с трех лет — или раньше, просто я тогда, по счастью, их не разбирал.
Ну что, не против побеседовать по-братски, Отец мой? Не сотвори себе кумира, да? А мне не нужно идолопоклонство: превыше всего почитаю брата своего и первый ему башку снесу за предательство. Так что, Отче, сочти за честь: Ричард Валли готов назвать Тебя братом, слышал?
Раз уж Ты мне брат, давай договоримся: "не убий", "не укради" и "не прелюбодействуй" — это не для меня. По рукам?
Твое здоровье, Отче! Что ж не отвечаешь? Ты никогда не отвечаешь...
— И не стыдно тебе за такую ересь? Повезло, что это я.
Ну здравствуй, совесть. Высокая такая, худощавая совесть с омерзительно бездуховными глазищами.
— Да у нас всему отряду не стыдно!
— Им тоже со мной повезло, согласен. А теперь вставай! Снова напился, как свинья...
— Ну не кряхтите, доктор, надорветесь еще... Кто вас-то зашивать будет? Оставляйте здесь: сами ж знаете, завтра буду трезвее стеклышка... стекол, как трезвыш... Знаете, в общем.
— Знаю, знаю, — мне не нравится твой суровый взгляд, доктор... — а зашивать меня будешь ты, трезвенник.
Знакомься, Отче! Это Жак, новый ангел-хранитель нашего гарнизона.
Жак прибыл в наш полк на закате третьего дня. Безусый, беленький, чернявенький, с проседью, весь с иголочки... был, пока не закатал рукава и не потребовал лучшего пойла в гарнизоне. Нет, только представь: нужно быть им, чтобы в первый же день получить в морду…
— Как челюсть, доктор? — я не выдерживаю и расплываюсь в... Точно, Боже! Забыл предур... пердупе... сказать, что люблю в красках представлять себе себя, все же я лицом пригож, с конем не схож. Да и не знаю я, видишь ли Ты меня или смотришь вообще в другую сторону и только слушаешь мою болтовню. Так что наслаждайся! Итак, я расплываюсь в самой что ни на есть ехиднейшей улыбке...
— К черту челюсть! Поднимайся...
Знаешь, он богохульник.
— Да-да, Валли, а еще я одержим Дьяволом. У-у-у! Пойдем, бедолага. Попялишься в потолок своей каморки.
Челюсть у Жака-то теперь кривая, зато руки крепкие, ух! Как меня ведет-то…
Боже, Ты это… когда Дьявола изгонять будешь — только не превращай Жака в соляной столп, ладно?
* * *
Молитва Разговор Второй
Боже, Боже… А Ты знаешь, что я хотел стать художником? Худосочным подростком помогал в деревенской церквушке стены расписывать. Отец-то у меня священник. Думал, Ты ко мне во сне придешь, покажешь, каково там, в Твоем саду, а я и нарисую… А Тебе не нравится, когда Тебе в душу заглядывают, да? Так чего же сам ко всем смотришь? Ну смотри, смотри, любуйся…
Я хотел стать художником. А что в итоге?
А в итоге я помощник полевого медика в нашем маленьком гарнизоне. Гарнизоне многонациональном — у нас никто не хочет на службу: у кого невеста, у кого сборник задач, кто просто не оплошал в свое время и теперь пишет пейзажи... Вот и набрали неудачников, откуда пришлось.
А я даже зашивать раны толком не умею. Хотя на безрыбье и улитка — рыба. Мне иногда кажется, что и сам полевой медик не умеет... не умел. Старик помер на прошлой неделе. Теперь вместо него — бездуховный Жак...
А если бы я стал художником, Господи? Сидел бы я сейчас вдрызг пьяный, беседуя с тобой? Наверное, нет. У меня был бы собственный сад… Сейчас ведь июнь? Там бы цвела сирень — лилово-фиолетовая. И запах бы шел по воздуху семимильными шагами, стучал в закрытые окна. Моя жена бы раздвинула желтенькие шторы, широко зевнула в лицо солнечному зайчику и распахнула бы настежь дверь, впуская, наконец, запах...
Говоришь, у меня аллергия на сирень?
— И на апельсины. И на мед. И на сено, — а Жак-то откуда... — Я читал твое дело. Врач я, знаешь ли. Но говорил я не про цветочки. Фрицу плохо.
— А... Тогда пойдем, господин медусан(1), — интересно, а Жака так передернуло всего от моего обаяния или от того, что я так замечательно знаю французский?
Да уж. Не сказал бы, что Фрицу "плохо". На него посмотреть — так у него в горле Королевский лес(2) пророс. Как он дышит вообще? Да тут еще и духота такая...
— Вскипятите воду, — бросает Жак еще на входе. — Ну как ты, вояка?
— Guten Morgen(3), друзья, — радостно хрипит Фриц. — По мне тут маленько медведь прошелся...
— Помолчи! — Жак встревожен. Высокий лоб уродливо морщится. — И давно у тебя жар?
— Не знаю, — широко улыбается Фриц. Вот дурак... — Только простынь липнет к телу с рассвета.
— А... — вот только ничего больше Жак спросить не успевает.
Фриц выгибается на раскладушке, хватая ртом воздух, как выброшенная из озера рыбина. Из горла склизкой ватой с булькающим кашлем вываливается густая слизь.
Твою мать. Я-я-я... Да я просто понятия не имею, что делать.
— Откройте окно! — отрывисто приказывает Жак, рывком подтягивая Фрица к груди. — Часть горячей воды оставьте на питье, остальное тащите сюда.
Кашель прекращается спустя минуты, резко. Фриц жадно, со свистом вдыхает.
— С-с-спасибо, — дрожаще сипит Фриц, расслабляя руки в горячей воде.
— Рано благодаришь, — качает головой Жак. А как по мне — не рано. Господи, благослови нового лекаря... Думаю, моя рожа сейчас выражает высшую степень благоговения. — Что думаешь, Ричард?
— Ась?
— Ясно, — ну не надо так раздраженно смотреть! — Сыграем в игру "Продолжи фразу". Итак, у нас два варианта: либо это чахотка...
— Либо это не чахотка, — о, видишь, Боже, кажется, я начинаю понимать правила!
— Если чахотка, то пациент мертв.
— Если не чахотка, то один Бог знает, как это лечить, так что пациент мертв.
Боже, Ты знаешь? А не поделишься?
— Не скажи, — Жак вдруг ярко, дерзко улыбается. А по его лицу и не скажешь, что он так умеет... Признай, ты тоже удивился. — Крови в слизи нет. И ты ведь тоже это слышал?
— Что слышал, доктор? — Ты не знашь, о чем он?
— Вдох. Глубокий. Со свистом. Я... не уверен, но это может быть коклюш.
Нет, ну ты посмотри! Он шутить изволит! А я уж уши развесил...
— Фриц, конечно, несмышленыш, но все-таки не двухлетка...
— Ты вообще врач? — а вот рявкать не надо! — Ладно, забудь. Да, на двухлетку он не тянет, и слава богу. А взрослых от коклюша бог тоже заговорить забыл. Обычно везет больше, конечно...
— Понял я. Только повода для радости нет. Коклюш тоже не ах какой недуг.
— Не ах какой, — спокойно подтверждает Жак, жестко улыбаясь. — А еще пара таких приступов, и нужны новые ребра.
— Так чему радуетесь, изверг?
— Если — а я не уверен — это коклюш, я знаю, что делать.
Круговорот проветриваний, чистого белья, хороших новостей, ежедневных коротких прогулок, теплой воды и полезной пищи... Ангел-хранитель гарнизона, да?
Я лежу без сна. Рядом похрапывает Петер, добродушный толстяк, несет дурным вином. Но скажи мне: где-то там ведь есть разноцветные леса, где живут яркие, как закат, птицы? Там, наверное, очень жарко. Наверное, там пахнет цветами, а ночную тишину прерывает не сопение, а шипение змей. Эти леса нередко мне снятся. Были бы краски, я бы их нарисовал...
И нарисовал бы дерзко ухмыляющегося Жака. И спокойно дышащего Фрица. Ты не думай, что он всегда недужный такой. Он весельчак, рыжий, конопатый, веснушчатый. Очень громкий. Подымается всегда первым и каждый раз неосторожно орет мне в ухо: "Guten Morgen!" Да ладно бы только мне: я пришибу и прощу. Но просыпается весь гарнизон...
И тебя бы я тоже нарисовал, вредный ты, молчаливый Бог. Надо же знать, по чьему подобию слеплен...
Ты прав. Будь я художником, я бы разговаривал с тобой целыми днями: госпожа Чахотка увела бы меня богемной пьяной ночью из нищего Латинского квартала еще на втором десятке.
* * *
Разговор Третий
— Guten Morgen! — Фриц, черт тебя подери!
— И тебе bon matin(4), — отзывается Жак. — Но ты сегодня... — Жак неторопливо переводит взгляд на запястье, — ... на семь минут раньше. Чувствуешь себя нормально?
— Да-да, загибаться больше не собираюсь, — Боже, ну как можно ухмыляться во все тридцать два, когда их только двадцать девять? — Капитан говорит, завтра нас отправляют на учения. На границу с Англией.
Нет. Нет-нет... Боже, скажи, что это шутка? Я хочу на Родину, но не в мешке... Не смейся, Боже: на учениях тоже можно сгинуть, я слышал.
Подожди... Кто отправляет на учения через море? Господи, скажи честно: это как-то связано с войной на Оранжевой реке(5)?
— На учения? — голос Жака бесцветный, холодный. Он и так умеет? — Тогда удачи, Фриц.
— Да-да, удачи, — не выдерживаю я. — А мы, если что, подлатаем.
— Подлатаем, — как же не нравится мне этот глухой тон, Боже...
Сами учения мне, Боже, если что, тоже не нравятся. Так что если Твой План состоял в моем отречении от стези врача, то можешь нас разворачивать прямо сейчас. Даже не дожидаясь появления пикси.
Да разворачивай, я Тебе говорю...
На границе мы уже три недели. На три недели мы увязли в английских болотах. Вокруг — километры бурой травы и заботливо оставленных Тобой овражков, где хорошо бы промочить только ноги, не горло.
Зато я все меньше боюсь, что меня случайно убьют мои же родичи. В этих болотах я сгину куда раньше...
— Мы все тут сгинем раньше... Ай, черт! — ой, Боже, ты ведь это видел, правда?! Как он красиво поскользнулся... — Будь прокляты эти болота...
Согласен, но...
— Стареете, Жак.
— Мне двадцать восемь — пора бы уже, — язвишь, старик! Ну ничего, ничего...
— Врача сюда! Врача! — так, а это что за чертовщина?..
Стареет он. Конечно. Ты посмотри только, как припустил...
— Ой, господин Жак! Пьеру ногу придавило!
Пьер — второй и последний француз в нашем гарнизоне, картавит похлеще Жака. А еще ворчит постоянно. Еще даже не углядишь за углом лоснящуюся черную макушку, а уже слышишь чертыханья. Вот и сейчас...
Черт. Ты бы хоть предупреждал, Боже... Ногу ему придавило... Да на него сосна упала! Нехорошо в земле укрепилась корнями, а почвы ведь здесь еще и подмывает...
Но не так важно даже, как именно придавило. Вывод, увы, один.
— Нужно ампутировать.
— Я голову тебе ампутирую, Дик! — так, а это уже интересно.
— Но... — Жак, ну как у тебя получается так на меня смотреть? Ехиден черт! Вот возьму и нарисую тебя: серые глаза прищурены, пробившаяся, наконец, щетина уродует закопченный подбородок, еще и нижнюю губу прикусил — красавец!
— Ампутация — дикая потеря крови, а у нас не так много припасов осталось. Инструменты не в лучшем состоянии. И оглянись вокруг, Валли: ты действительно считаешь, что ампутировать посреди болот — отличная идея?
— Но...
— Ампутировать — край. Надо попробовать что-то еще.
— А...
— Вспомни болезнь Фрица, Дик, — а это к чему... — при неудачной ампутации Пьер задохнется в десять раз быстрее.
Три часа. Три часа мы пытаемся вытащить Пьера из-под дерева. Помог бы Ты, Господи... Жак кусает губу и бродит, бледный, по кругу, как неупокоенный призрак. Дурак твердолобый...
— Нужно ампутировать.
— Нужно.
— О, так вы согласны со мной, док... Что?
— Что слышал, — огрызается Жак. — Я дурак, доволен?
Вечером мы опускаем Пьера на глубину шесть футов четыре дюйма. Он слишком долго провел под этой чертовой сосной — яд пошел дальше.
Боже, Ты сволочь. Не помогаешь — так хоть не мешай...
Прости, Господи.
* * *
Разговор Четвертый
Везет тем, кого Ты благословил короткой памятью. Жак опять сквернословит больше всех, опять пьет за троих — это мне нельзя, ему можно, — опять получил в морду за дело...
А мне теперь ему челюсть вправлять.
— Ай!
— Так вам и надо, — нет, я не хочу его упрекать, но как же так-то...
— Надо, — вдруг кивает он. — Нужно было ампутировать раньше.
Он не прячет лицо в ладонях, не злится, не рыдает — говорит спокойно, только губы кривит в гримасе. И все-таки...
Боже, дай мне слова.
— Ву зет ан имбесиль(6). Сор диси(7).
Жак хохочет. Глубоким таким, грудным смехом. Ловко встает, хлопает меня по плечу и идет к остальным. Сегодня он ляжет спать без бутылки.
Ты и правда постарел, Жак. Ты в гарнизоне всего два месяца, а уже сед, как лунь.
А, нет. Говоришь, я должен разуть глаза? Жак, Боже настаивает, что ты уже пришел к нам седым.
Ты, Жак, похоже, раньше уже был "на учениях".
Мне снится заливной луг. Над ним кружит серая — нет, серебристая — хищная птица. Под крыльями — белым-бело...
* * *
Разговор Пятый
Знаешь, Боже, если бы Ты не был моим братом, я б Тебя пристрелил: мне упорно кажется, что Ты издеваешься надо мной, а это право есть только у избранных.
На подступах к лагерю — собака. Я люблю собак, особенно нравится чесать их за ушами... Но здесь что-то не так. Ну да, конечно: на болотах. Собака. Вокруг — километры бурой трясины, а здесь здоровенный пес с слюнявой пастью...
Слюнявой пастью. И собака шатается, будто пьяная...
Святые угодники.
— Эй, Петер, уходи оттуда, — неуверенно начинаю я, когда собаке до лагеря не больше пары сотен шагов. А Петер совсем близко к входу...
— Ой, да ты что, собак боишься? — Петер, глупый толстяк, наивно улыбается, а пес поднимает квадратную морду, ведет по сторонам мутными глазами... и бросается к лагерю.
— Петер, уйди оттуда! — я истошно ору, но уже поздно, поздно...
Гремит выстрел.
— Ты ведь не в первый раз это делаешь, да? — я пытаюсь отдышаться, устраиваясь рядом с Жаком у костра.
— Не в первый, — ну нет, мы не в пинг-понг играем: мы беседуем.
— А каким был первый?
— Я тогда только начинал, — лениво отзывается Жак, не отрывая взгляда от огня. — Собака укусила нищего. Он впал в буйство и попытался укусить за руку медсестру. Она хотела дать ему воды.
Почему Ты тянул меня за язык, Господи?
* * *
Разговор Шестой
Не люблю, когда Жак такой задумчивый. Сейчас пыхнет своей трубкой, нахмурит брови, прищурит левый глаз, будто прицеливается, и сказанет что-нибудь такое…
— Знаешь, почему я Богу твоему не верю?
Ха! В Тебя не верят, слышишь?
— Не знаю.
Жак молчит. А потом кривится, зло-зло, будто говорит мне, что умирающему не помочь:
— Я. Не хочу. Чтобы на мой порог пришли сарацины с саблями.
Так, друг, либо тебе совсем мозги в этой трясине отшибло…
— А ты сам посуди. Приходит сарацин домой, а его у городских стен ждет армия вонючих мужланов с крестами, пошитыми на плащи. Требующих открыть ворота и освободить Храм Господень. И заодно сарацинок выдать, так, для утехи.
— Так то варвары, изуверы…
— А тебе почем знать? Если Бог для всех один, кто сказал, что не он привел их в Ершалаим? Не он дал им землю, кров, детей? Не он назвался Аллахом и не он послал им Мухаммада?
— Друг, ты…
— Так понимаешь теперь, почему я Богу не верю? Если я решу верить — верить буду Я. Если Бог явится мне и скажет умереть за Храм Господень — я сяду на пыльной дороге у ворот Ершалаима и буду молиться, пока меня не убьют. За мою веру не будет платить ни мой сын, ни моя жена, ни сосед, который, сволочь этакая, отравил мою корову, ни сарацин. И если эта седая башка…
— Жак, тебе двадцать восемь…
— Если эта седая башка когда-нибудь склонится у чужого алтаря, это не будет алтарь Бога-кровопийцы.
— А сам ты, сам ты тогда что здесь делаешь? Зачем тащишься по этому проклятущему болоту? Зачем мы здесь, Жак? За Богом не пойдешь — а за капитаном, значит, хоть в пекло?
Ну же, Жак, ты ведь понял?
— Я не знаю.
И Жак хохочет. Вот этим своим глубоким смехом, только он будто бы поднялся выше и теперь скрежещет только в горле, не задевая грудь.
— Я не знаю, — повторяет он, отсмеявшись. — Бог знает.
Боже, Ты знаешь?
Ночь синяя-синяя. Звездная-звездная. Звонкая-звонкая. Взять бы сейчас холст и нарисовать — звук. Только в церкви, расписывая стены, я не слышал ангелов. Видел собственной рукой выведенные облака — да не в Твоем свете, а в охровых тенях. Взбирался на стремянку и никогда не доставал до неба — только до потолка. Так зачем мне сейчас краски? Снова бессильно смотреть, как своей же мазней заглушаю звездный звон?
Ночь синяя-синяя. Звездная-звездная. Звонкая-звонкая. А мне все чудятся зарева пожаров в причудливых сарацинских землях...
Ты правда приведешь меня когда-нибудь к чужому дому — убивать?
Скажи мне, Боже, если в Содоме найдутся пятьдесят праведников…
* * *
Разговор Седьмой
— Guten Morgen!
— Bon matin!
— Good morning! — а я чем хуже?
Хорошие новости, Господи! Кажется, мы выходим к деревне. Я уже чувствую запах свежего хлеба, м-м-м...
Эй, Боже, а Ты точно Жаку местечко не в Аду уготовил? Из него бы вышел замечательный черт. Ты погляди, как вымазался! Это он вчера у костра заснул. Замерз, говорит... Вот ему в деревне точно надо сначала вымыться.
— Фью-фить, фью-фить, цы-цы-цы, — малиновка на верхушке старой осинки любопытно склонила головку. Боже, я дома.
— Good morning! We are... — я приветливо улыбаюсь встречающим нас у ворот жителям, мучительно вспоминая слова родного языка...
— Хлеб! У них есть хлеб! — вдруг орет Клеменс, тощий австриец с вечно опущенными уголками губ. — Налетай! — и сносит с ног курносого мальчишку.
— Налетай! — и с этим криком наш отряд врывается в чужую деревню.
Хлебные крохи теряются в бородах, молоко стекает по усам, куриные кости вываливаются изо ртов.
— Эй, братва, у них и стулья есть!
— Сил нет больше сидеть на этой хлюпающей грязище! — подхватывает кто-то.
Мать Господня. Боже, что происходит? Что происходит, черт Тебя подери?
— Жак!
Жак привалился к остаткам забора и просто стоит, прикрыв глаза и до побеления прикусив щеку. Боже... Я вдруг боюсь, что он как раз знает, что творится.
Изголодавшиеся в болотах звери стаями несутся по деревне, сметая все на своем пути, подхватывая вещи в свой поток, выкидывая их обратно, изломанные, испорченные...
Я не знаю, кто первым из местных стариков принес ружье. Только за первым выстрелом раздается еще один...
Если ты не записал Жака в черти, то записал в архангелы. Грозные, бренчащие оружием и чужие. И страшные.
Я никогда так не боялся, мать твою. Черт…
Боже, ты ведь помнишь Фрица? Ты не можешь его не помнить! Обещай, что позаботишься об этом несмышленыше, он же сам даже ствол почистить забудет…
Нет больше нашего Фрица, Боже.
Как стрельба пошла, патроны разрывались какой где. Мы тоже за винтовки схватились...
И нет нашего Фрица… Ха. Ха-ха, Господи, ты бы знал, как смешно получилось! Раз — и нет мальчишки…
А Жак-то, Жак! Ты представь: вот щелкнул затвор… Я как увидел ружье у этого старика, отмер, наконец, ринулся было оттаскивать Фрица, только был слишком далеко. Жак ближе всех к Фрицу стоял. И вот доходяга этот стреляет, а Жак-то, а Жак-то дернулся весь! Дернулся — и не двинулся. И в лице изменился, будто решил что.
И нет Фрица. Ха…
— Ты, — говорю, — чего застыл-то, Жак? Ну как же так?
— Я б его только собой закрыть успел, — и плечами еще пожимает, гад, будто это все объясняет.
— Так закрыл бы, закрыл! Он же... Фриц!
— Ты знаешь, сколько человек у нас в отряде? Знаешь, сколько рук-ног мне еще пришивать? — и усмехается криво, неприятно: — Парнишку жалко, только ты б выучил уже: врач себя бережет пуще чужого глаза.
Ради таких, как Клеменс. Скажи ему не продолжать, я понял...
Забрал бы Ты Жака в Ад, Господи. И меня с ним. И все это болото. Деревни нам больше не видать.
Я костьми лягу, но не пущу. Зверью место на болотах.
Ты создал человека по своему подобию. А скажи, Господи, а Ты правда един? Или на заре времен перерезал глотки своим Олимпийским братьям?
* * *
Разговор Восьмой
— Я нарушил клятву, Дик.
Я не хочу его видеть, Боже. Так ему и передай.
— Дик, я клятву нарушил, — а голос-то как поднимается испуганным жаворонком.
Я медленно — нехотя, Ты свидетель, — оборачиваюсь:
— Что?
— Клятва Гиппократа. Я убил его, Дик. Должен был зашить рану на боку, а вместо этого перерезал ему горло, — Жак выпаливает все на одном дыхании, тараторит, и это слишком на него не похоже.
— Кого убил? — я слишком мешкаю, слишком...
— Клеменса! — Жак истерически смеется и подрывается прочь.
Отец мой, клянусь, когда я просил его забрать в Ад — я шутил.
Я не пойду за ним, сегодня я слишком боюсь этих болот.
Но, Боже... пусть он вернется.
Я знал, что Ты меня слышишь.
* * *
Разговор Девятый
Сегодня мы вышли в степь. Красно-рыже-желтая, сине-фиолетовая — колокольчики и маки, одуванчики и трава по колено — такая зеленая…
— Жак, одолжи лопату?
— А что так, проповедник? Господь указал тебе, где искать Святой Грааль?
— Язва. Да вот как степь пройдем, хочу клад поискать. Знаешь же эти байки, как по радуге пройдешь — сундук под деревом найдешь…
— Дурень ты, Дикки.
А лопату все-таки отдал. А ты отдай мне сундук, ладно, Боже?
Ну и жадный Ты, Господи… Даже степь мне только приснилась.
* * *
Исповедь
Они пришли ночью. Деревенские, что ли, все им выложили? Чего бы иначе англичанам нас убивать? Но нашли нас наконец среди этого проклятущего болота. С хохотом вскинули ружья... и просто пошли стрелять, как уток. Мы только глаза продрать успели, а они уже очередь выпустили с разудалым: "God save the Queen!" А я... А я бок зажимаю и понимаю, что уже слова разбираю с трудом! Смех-то какой: я ж на языке этом раньше как на родном, да не как... А тут привык к "Guten Morgen, dear friend" и задорному ответу Жака "Bon morning, mon ami". Ха-ха...
Ты все-таки предатель, Боже. Привел их все-таки, ха...
Я назвал Тебя Братом. А голову за предательство не снесу...
Может, Ты и прав: мы наконец покинем это болото.
Мы отбились, но нас уже не спасти. Может, только скорчившегося на скатке Петера. Искривило всего... Только спасать — некому: Жак вчера с вечера ушел за водой... и не вернулся. Ответь честно, Боже: неужто в кустах уснул, обпившись?
Врешь Ты все. Но я верю Тебе, верю...
Вылечить Петера могу я. Только вот...
— Петер, где твое ружье? Мое уже никуда не выстрелит.
— Ты... совсем спятил? Жак... скоро...
— Где. Ружье?
— Здесь, в корнях, — и глаза умные, больные. Затравленные. Хороший парень. Был.
— Прости, Петер.
Пуля скользит в патронник.
Господи, позаботься о нем. И передай привет Гиппократу. А у меня дела.
Наверное, Жак уснул в кустах у воды мертвым сном. Но если вдруг нет...
В прошлый раз я разжимал его пальцы, оттаскивая от трупа Клеменса — когда он наконец вернулся после того разговора. Теперь оттащить не смогу.
Так что просто... Твою мать — прости, Боже.
Боже, позволь мне еще молитву.
Не отпускай мне грехи — не отпускай мою клятву.
Щелк ружейного затвора. Кровь стекает по пальцам — запачкаю курок...
Боже, поверь, это вынужденная мера, но я даже брату не доверю всецело такое дело.
Но, Господи, если Ты все-таки слышишь...
Не дай Жаку пережить эту бойню.
Amen
1) Médecin — врач (фр.).
2) Королевский лес Дин (англ. Forest of Dean) — древний лес и одновременно историческая и географическая область в графстве Глостершир, Англия.
3) Guten Morgen — Доброе утро (нем.).
4) Bon matin — Доброе утро (фр.).
5) Оранжевая река — река, протекающая по территории ряда африканских стран, в том числе по землям Трансвааля (ЮАР). В 1899-1902 там шла Англо-бурская война.
6) Vous êtes un imbécile. — Вы дурак (фр.). Грамматическая конструкция может быть неточной, так как Валли по-французски ни бум-бум.
7) Sort d'ici. — Проваливай к чертям (фр.).
Viara speciesавтор
|
|
Levana
Показать полностью
Теперь я спокоен: может, это не единственный вариант трактовки финала, но пришедший на ум мне (для кого именно Ричард готовит ружье) точно считывается. А для чего уж... Интересно видеть, как герои начинают жить за пределами текста.) В Жаке действительно много жизни... деятельной жизни. И такого человека может бросить в крайность. Думаю, сам Ричард вам не скажет, что именно подозревает. Может, Жак погиб у водопоя. Может, сдал отряд - и кто знает, может, именно из тех же соображений "не пускать зверье". А может, он просто выжил. Может даже, выживет в конце. И как тогда его жизнь сложится? Тут тогда еще большой вопрос о прекращении тех самых мук. Оказаться единственным выжившим - штука по первым порам точно мерзкая. Если ты еще и выживший врач среди погибших пациентов... Но Жак может оказаться и из таких, кому подобное по зубам. А кто-то выживает почти в любой бойне, это да. Спасибо всем рекомендовавшим, это точно.) Таким вопросом здесь еще не задавались. Очень сомневался, что кому-то потом может захотеться еще раз этот текст перечитать, но очень рад.) Спасибо! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Jenafer
Начал день прослушиванием альбома "Светлей". Спасибо за знакомство с группой! Вижу, горит трава, а за травой - забор... И не заставляй меня в этом тонуть: я не хочу молчать... Рекомендация волшебная. Как вы ее из строчек и мыслей связали! Неожиданно точно: новая грань человечности, лихорадочный бред, набросок на коре, больной и слишком реальный сон - и все-таки свет еще очень хочется видеть. Может быть, это и самое страшное. А может, когда ярче и белей будет уже некуда... Спасибо. 3 |
Анонимный автор
Это очень классная группа. На все времена. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Viara speciesавтор
|
|
Jenafer
Но как далек путь к святости... Для меня весь этот текст - череда совпадений. Люди сходятся и расходятся, видят то же, что и я, или совсем другое. И каждая точка соприкосновения неожиданна - и важна. И, пожалуй, действительно волшебна. То, что вы здесь, - совпадение. То, что вы вспомнили "Немного Нервно", - совпадение. То, что мне понравилось... Да, совпадение.) Это и прекрасно. Спасибо. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Magla
Отвечать вам мне, пожалуй, сложнее всего. Сложно отвечать тишине. Еще сложнее - когда в тишине слышишь мысли или хотя бы их отголоски: это уже не тишина. Так что очень надеюсь, что понял вас правильно. Да, эта история личная: для лирического героя. И для той небольшой стороны меня, которая ненадолго вышла из подполья. Лирический герой действительно совсем не есть автор. Да, я сам не могу судить, верно ли рассчитал дозировку всего, что здесь есть, - поскольку я, пожалуй, вообще и не знаю, что сюда добавил. Сколько же - знаю точно: все, что было. На этот раз без формул, без логики, без рецепта - не головой: руками. Нет, достань вы скальпель и вскрой то, что еще не вскрыто, - больно бы не было.) Это же автоответчик: любой ответ уже больше ожидаемого. И второе нет: вы не закрылись, вы просто ответили.) Я не знаю, что за механизмы крутятся в этом тексте, но они точно не "действуют": они ждут ответа (да, нет, не знаю, промолчу). Спасибо за обзоры всего конкурса - и за финальный "необзор". Пожалуй, это самый яркий из прозвучавших здесь диагноз.) 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Jenafer
Не могу не призвать вас еще раз: спасибо за обзор! Все-таки не хотелось выписываться без осмотра. Даже если врачи качают головами и говорят, что диагностировать нечего (или нечем), а рекомендовать лечение - опасно.) Интерн Джи, у вас золотые руки. "Как получится"... Самая точная характеристика и разговоров здесь, и всего происходящего вообще, пожалуй. И согласен: живой Ричард Валли, живой - пусть тоже как получится.) Ему бы самому только раньше из кипятка выскочить... Спасибо еще раз! Magla И вас снова призываю: все-таки добрый вы врач.) Спасибо за стопочку! 2 |
Единственный текст со всего конкурса, которому очень хотелось подобрать музыку. Точнее, она сама подобралась. Есть одна музыкальная история о музыканте, что считал музыку светом и радостью жизни, а оказался среди крови и смерти. И он нес радость и душевное исцеление своей музыкой тем, кто, напитавшись энергией его света, шел умирать… Вот только тот, кто нес свет, не в силах был нести его вечно и однажды просто опустил смычок…
Показать полностью
Сама ли по себе, или в связке с очень поразившей меня композицией, но эта история впечатляет. Она не может нравиться в общепринятом смысле, здесь запредельно много боли, крови, страха, бессмысленной для них войны. Но она запоминается, цепляет, она погружает в себя. Я ненадолго оказалась среди них - и мне там не понравилось. Мне безумно жаль их всех, я им сочувствую и сопереживаю, я понимаю, почему они делают то, что делают, и даже когда доктор делает то, что по врачебной этике делать не должен, я вижу - иначе в их условиях нельзя. Во многие истории я проваливаюсь, эту - боюсь, там слишком страшно и больно. Но незабываемо. PS Послушать, хотя музыка весьма и весьма на любителя 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мурkа
Показать полностью
Когда менестрель берет в руки клинок, лютня сгорает в огне (с) Да, что на этой войне делает художник... Но таких ведь много: художников, музыкантов, писателей. И что на войне делают люди... Мне самому не нравится внутри этого текста: очень хочется вот этого "иначе". Иначе - наверное, действительно нельзя. Иначе - не выжить. Иногда как существу, иногда - как человеку... И еще вопрос, кто когда выживает. "They don't understand the language of music cannot be spoken in death". Прослушал прикрепленную вами музыкальную историю. Стиль - имею в виду музыкальный - действительно своеобразный, но я такое люблю. А слова... Сильно. Все такие истории заканчиваются только так, все поиски смысла или попытки этот самый смысл не расплескать... Страшно, что иногда невозможное "иначе" - это, похоже, именно не опустить смычок. До конца конкурса час, а я сейчас переосмысливаю все произошедшее... Кто проваливается, кто не проваливается, кто боится провалиться... А все-таки: стихи, песни, музыка - отзывается... Каждое сказанное здесь слово для меня, наверное, чудо. Горькое - но чудо. Спасибо вам. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Stasya R
Спасибо вам! А я в этом с вами абсолютно согласен: выбор есть всегда. Но знаете... Иногда так просто проще: Господь приведет, выбора нет... Потому что другой путь еще попробуй найди - и рискни. И... Жак ведь тоже на вопрос, почему идет за капитаном, отвечает: "Бог знает". Просто вырваться сложно... А еще не всегда понятно, куда вырываться. А в никуда не хочется. Другое дело, что "в мешке". А значит - все равно в никуда?.. 1 |
Viara species
Этот текст был одним из немногих, которые я прочла на конкурсе. Я так и не смогла облечь свои чувства в связный отзыв. И сейчас не очень могу, потому что когда начинаю пытаться, снова катятся слёзы. А мне реветь сейчас нельзя - надо дело делать. Поэтому просто обниму вас крепко и помолчу тут с вами. Спасибо вам за молитву. И за вас, вы удивительный человек. 3 |
Viara speciesавтор
|
|
Агнета Блоссом
Показать полностью
Простите, что отвечаю с запозданием: срочно пришлось отлучиться. Вы говорили, что, может быть, еще раз зайдете, перечитаете... Но я все равно до сих пор с трудом воспринимаю тот факт, что действительно перечитали.) Просто... Я бы не вернулся.) Повторю то, что уже говорил: мне кажется, этот рассказ в принципе не может "нравиться". Он просто... есть. Такой, какой есть.) Знаете... Меня не пугают ни страшилки, ни ужастики. Меня уже давно пугает реал. Знаете, почему англо-бурская война? Мне было лет девять. Я зачитывался приключенческими романами, путешествовал вместе с индейцами по Дикому Западу, ввязывался в морские бои вместе с Джимом. Тогда прочитал и роман Л. Буссенара "Капитан Сорвиголова" - про англо-бурскую войну. Он, конечно, невеселый - и заканчивается, в общем-то, страшно. Но полный юношеского максимализма, идеализма и романтизма я был в восторге. И когда выдалась возможность - стал про эту войну читать. И... оказался разочарован.) Грязь, грязь, грязь, "пыль-пыль-пыль-пыль - от шагающих сапог"... И в книге - сражение, страдание, отчаяние. На страницах учебников - приказы, схемы и статистика. Но чем дольше я живу, тем громче звучит именно это: "Бог-мой-дай-сил — обезуметь не совсем! (Пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог!)". И чем дальше, тем сильнее меня жуть берет... Вы правы: герою бежать некуда. И мне тоже уже некуда. И поэтому зря вы думали, что за такое возвращение я вас "пристрелю".) Я на самом деле просто очень счастлив, что вы вернулись и остались, хотя неуютно, страшно и вообще неприятно. Это просто... Просто это очень мне важно. Спасибо огромное за рекомендацию! Она прекрасна. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Eve C
Не наговаривайте на себя: это прекрасный отзыв. Такой, что лучшего мне не нужно... Обнимаю вас крепко-крепко!!! Я вообще вас люблю. Извините, что не ответил сразу, все летит кубарем, ни за чем не успеваю... "А мне реветь сейчас нельзя - надо дело делать" - и совершенно правильно! Когда все по-настоящему плохо или когда в принципе есть проблема, главное - не расклеиваться. Плакать полезно и важно: выпустить из себя... всякое. Молиться - тоже иногда помогает. Но останавливаться на слезах и молитвах... Иногда просто нужно бежать без остановки. Действовать без оглядки. Решать проблемы, не думая о том, насколько это тяжело или страшно. И потом обязательно придет время, когда можно будет остановиться, вздохнуть и заплакать - потому что все закончится. Я все думаю, может ли человек с моим мировоззрением молиться.) И все больше убеждаюсь, что "молитва" - просто название. И неважно, как я это назову: я просто буду здесь, если понадоблюсь. Помолчите, обнимите крепче... и бегите дальше. Все будет хорошо. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Скарамар
Спасибо большое за то, что принесли обзор и в комментарии.) Так оно надежнее. Тем более что обзор такой хороший.) |
Агнета Блоссом Онлайн
|
|
Viara species
Меня Бог миловал, я сама никуда не попала. И этому я очень рада и благодарна за то, что меня такое миновало. Но приходилось общаться с людьми, которые были там. И это было страшно. Почему я верещала выше, что не верю? Может быть, потому, что вы пишете о человеке, который не выжил ещё пока? Я встречалась с выжившими. Теми, кто помнит погибших на их глазах, но сам жив, и так-то в том не виноват, но... Это очень страшно. И очень жутко понимать, что вот здесь ты ничем не можешь помочь. Хочется чем-то помочь. Но ясно понимаешь, что лучше в рану руками не лезть, что можешь сделать только больнее, а больше не можешь ничего... 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Агнета Блоссом
Показать полностью
У меня похожая история. Меня тоже Бог миловал, некоторых знакомых - нет. И от того немногого, что от них слышишь, - уже волосы дыбом, от этого уже никуда не спрятаться. А ещё... Ещё говорят, что человек способен привыкнуть ко всему. И когда человек привыкает вот к такому... На это даже смотреть жутко. Угу, хочется помочь, растормошить, только слов для такого вообще нет. Выжившие, которые "не виноваты в том, что они выжившие", - это вообще отдельный ужас... Знаете, навсегда запомнилось омерзительное чувство: сделать ничего нельзя, помочь ничем не можешь, сказать тебе нечего - а ты все равно сидишь рядом, лопочешь что-то невнятное, и самому за такую чушь стыдно, но умолкнуть, отойти и бросить просто нельзя. Ричард Валли да, он не жилец. Для него просто заканчивается "пыль". Выживший - задолго до рассказа - там, пожалуй, как раз Жак. И весьма вероятно, что он-то выживет ещё раз... И я, честно говоря, боюсь думать, чем это закончится. Может, потому что думаю, что знаю. Да, понимаю, почему не поверили.) Но о выживших многое уже написано. А мне о выживших писать ещё страшнее, чем о пока не. Спасибо вам огромное! 1 |
Viara species
Обнимаю вас, вы чудесная). Вы правы, не столь важно, как это называть. Важно то, что внутри. Спасибо вам за это. За храбрость, за нерв, за эту пронзительную искренность. 2 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|