↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Откуда берутся монстры (джен)



Автор:
Бета:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Мистика
Размер:
Мини | 9 910 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
— Все же дети — настоящие маленькие монстры, — пытается пошутить мама, которой привычно прятать любое беспокойство за наигранным позитивом.

— Наверное, — отзывается отец. — Хотя мне иногда кажется, что дети превращаются в монстров только потом...
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Когда смотришь снизу, все совершенно другое.

Когда смотришь снизу, видишь намного больше. Маленькие незначительные вещи становятся равными тебе. А ведь счастье в мелочах — да и не только счастье на самом деле. Очень многое в мелочах.

Вот пылинка опускается на пол, попадая прямо на стык половиц. Вот здесь паркет был ободран, когда двигали мебель. Вот — хлебная крошка. Вот паук перебегает комнату по диагонали.

Лучше всего смотреть снизу умеют дети и монстры.

И вот сейчас Джейми лежит на холодном полу, положив ладонь под щеку, а рядом с ним — Монстр. Джейми знает, что он должен бояться монстра. Должен тому холодному безжизненному внешнему миру, который с детства убеждает его в том, что монстры плохие и хотят его съесть. Но Джейми уже почти одиннадцать лет, и он знает, что это внешний мир хочет его съесть, а монстры, наоборот, оберегают его.

Вся квартира — целый мир, но увидеть этот мир можно только снизу. Джейми уже давно убедился в том, что взрослые ничего не видят, и квартира для них это просто квартира.

— Ты не можешь лежать на полу всю жизнь, — говорит Монстр.

— Знаю-знаю, — бормочет Джейми. — Я должен есть, ходить в туалет, мыться...

— Да не об этом я, — отмахивается Монстр. — Я хочу сказать, что в конце концов тебе придется сделать выбор.

Внезапно дверь комнаты распахивается, и громкий женский голос произносит:

— Джейми, Андерсоны пришли. Выходи.

Монстр тут же исчезает, а Джейми вздыхает и встает на ноги.

— Иду, мам, — говорит он.

— Опять лежал на полу, — с неодобрением говорит мама, отряхивая ему брюки.

Миссис Андерсон уже в гостиной. Рядом с ней сидит ее дочь Дейзи — большеглазая светловолосая девчонка на год младше Джейми. На краю дивана ссутулился ее старший брат Виктор. Виктору в прошлом месяце исполнилось пятнадцать. Мама говорит, что у него подростковый возраст. Сначала Джейми думал, что подростковый возраст это такая болезнь, но Монстр сказал, что это еще страшнее.

Сейчас мама и миссис Андерсон как раз говорят о Викторе.

— Ты не представляешь, как нам сейчас тяжело с ним, — полушутя говорит миссис Андерсон.

— Ну, это нормально, — смеется мама. — Я помню себя в этом возрасте. Это сложный период, но его нужно пережить для того, чтобы повзрослеть.

Она встает с дивана и треплет Виктора по плечу. Тот смотрит на нее исподлобья, но мама только улыбается и говорит:

— Пойду принесу торт, — и выходит из гостиной.

Джейми чувствует мягкое прикосновение к лодыжке и опускает глаза. Нино, большой черный кот, которого родители разрешили Джейми взять два года назад, запрыгивает ему на колени. Джейми рассеянно гладит темную шерсть, чувствуя под ладонью ровное биение сердца.

— Дейзи, погладь котика, — говорит миссис Андерсон, но девочка мотает головой и только продолжает смотреть на Джейми широко распахнутыми глазами.

Пауза.

Миссис Андерсон явно неуютно сидеть в тишине. Джейми знает, что, когда люди вырастают, они начинают бояться тишины, потому что в тишине обитают монстры, а монстры лучше людей.

Нино спрыгивает с коленей Джейми. Он лениво шествует к двери, а затем все происходит как в замедленной съемке.

Когда он проходит мимо Виктора, тот пинает кота ногой.

— Ой, — говорит мама, которая как раз возвращается из кухни с подносом. — Э-э-э...

Виктор невозмутимо глядит на нее, скрестив руки на груди. Нино смотрит на ошеломленного Джейми, а затем скрывается в коридоре.

— Давайте пить чай, — говорит мама и при этом улыбается так, что Джейми кажется, что у нее сейчас треснет лицо.

Они поют «С днем рождения тебя» и поздравляют Джейми, хотя одиннадцать ему исполнится только без пяти минут двенадцать ночи, когда он должен будет уже спать, потому что завтра в школу.

 

Гости остаются до вечера.

Джейми незаметно покидает гостиную и выходит через комнату родителей на балкон. Там он садится прямо на пол и мастерит домик из пустых пачек от сигарет, которые складирует на балконе отец.

В какой-то момент он ощущает чье-то присутствие и оборачивается.

На пороге стоит Дейзи. Джейми хмурится, а она смотрит на него своими огромными глазами, а затем исчезает за занавеской.

Она возвращается через несколько минут с зажженной свечкой в руках. Джейми наблюдает за тем, как она садится рядом с ним и осторожно ставит подсвечник внутрь его «домика».

— В каждом доме должен быть свет, — говорит она.

Джейми согласен с ней, хотя и не понимает, как этой девчонке удалось понять, что его странное сооружение из сигаретных пачек обозначает дом.

— А для кого этот дом? — тем временем спрашивает Дейзи.

Джейми не нужно задумываться над ответом.

— Для монстров, — отвечает он.

Дейзи совсем не удивляется. Только спрашивает:

— А почему не для людей?

— Ну, — говорит Джейми, — я боюсь, когда люди собираются вместе и чувствуют себя правильными.

— А монстров ты не боишься? — она не удивляется, просто любопытствует.

— А чего их бояться, — говорит Джейми. — Они ведь придуманы. А те, кто придуман, не так сложен, а значит, и не так страшен. А вот люди придумали себя сами, и они слишком сложные.

Они сидят в молчании. Они еще не научились бояться тишины.

Из комнаты доносится шум. Кто-то щелкает выключателем, и огонек свечи растворяется в электрическом свете.

— Джейми, где ты взял свечу? — строго говорит мама. — Я же запрещала тебе зажигать огонь одному. Что вы тут вообще делаете?

Виктор презрительно ухмыляется за спинами взрослых и бормочет что-то вроде «Малявки!»

Джейми встает на ноги. Не успевают мама и миссис Андерсон что-либо сообразить, как он обходит их и бьет Виктора прямо по надменной бледной морде.

Мама ахает. Виктор тупо открывает и закрывает рот. Вообще удар получился не таким уж сильным из-за разницы в росте, но на щеке Виктора виден красный след.

Сжимая кулаки, Джейми выходит из комнаты.

 

Снова сидя на полу бок о бок с Монстром, он слышит, как уходят Андерсоны, а потом — как приходит отец. Как отец рассеянно пытается утешить маму, которая рассказывает ему о том, как прошел день рождения.

— Все же дети — настоящие маленькие монстры, — пытается пошутить мама, которой привычно прятать любое беспокойство за наигранным позитивом.

— Наверное, — отзывается отец. Джейми знает, что его мысли совсем не тут. Что он сам давно не тут, не с ними, сколько бы мама не делала вид, что все хорошо. — Хотя мне иногда кажется, что дети превращаются в монстров только потом...

 

Когда отец заходит к нему, Джейми уже лежит в постели.

— Ну как дела, сынок? — Джейми кажется, что он говорит по какому-то сценарию, где все слова расписаны изначально. — Мне жаль, что я не смог прийти раньше... Тебе понравился подарок?

Подарок... Джейми вспоминает о подарке — двухколесном велосипеде, крутом, красного цвета, почти как у Виктора. Джейми позволяет им всем думать о том, что он всю жизнь мечтал об этом дурацком велосипеде — только бы никто не узнал, что на самом деле он мечтает о том, чтобы отец прекратил говорить всем, что он снова задержался на работе, а сам гулять с той своей студенткой, чтобы мама прекратила улыбаться как Чеширский Кот, а сама тихо плакать, когда думает, что никто не слышит. Что на самом деле он мечтает о том, чтобы люди стали хотя бы чуть-чуть такими не плохими, как монстры.

Но вместо этого он убеждает отца в том, что крутой красный велосипед — это лучшее, что ему когда-либо дарили. Ему хочется умереть, просто исчезнуть. Он думает о том, что монстры никогда не лгут, не лицемерят. Что в отличие от людей, когда монстры съедают кого-нибудь, они съедают целиком, вместе с оболочкой, а не одну только душу.

Отец улыбается, желает спокойной ночи и выходит из комнаты.

 

Свет выключен, и в темноте тени сотканы из света. Они сидят за круглым столом, придуманном только на одну ночь. На столе — светло-голубая скатерть, на скатерти — изящные фарфоровые чашки и целое блюдо пирожных.

Джейми делает глоток чая и тянется за пирожным. Напротив него две ведьмы обсуждают рецепт какого-то зелья. Рядом с ними тихий домовой задумчиво жует пирожное. Большая золотая крыса лакает чай из блюдечка. Нино лениво наблюдает за ней со своего места. Монстр пододвигает коту блюдо с пирожными, а затем кладет когтистую лапу на плечо Джейми.

Им не нужен свет, пока они сами не излучают тьму.

Монстр стучит ложечкой по своему блюдцу, призывая к тишине. Убедившись в том, что все обратили на него внимание, он встает.

— Итак, — говорит он, — в эту ночь к нам должно окончательно присоединиться еще одно существо. Вы знаете, эти существа очень странные, у них есть выбор, возможность. Возможность не становиться одним из нас. Возможность стать намного страшнее, чем мы все вместе взятые. Возможность стать человеком.

Джейми чувствует, что все присутствующие смотрят на него с уважением. Он всегда знал, что этот день настанет, эта мысль никогда не пугала его. Но вдруг Джейми захлестывает волна паники. «Я не хочу», — понимает он.

Все взгляды по-прежнему устремлены на него. Джейми понимает, что он должен что-то сказать. Отодвинув стул, Джейми встает, шумно сглатывает и говорит:

— Нет.

За свою маленькую жизнь он видел много зла. Он видел всех тех ублюдков из телевизора, которых полиция ловит по полгода. Он видел озлобленных подростков, выкалывающих голубям глаза. Он видел, как миссис Андерсон дает Дейзи подзатыльник за то, что та облила платье соком. Но это не все, что он видел. И он вдруг понимает, почему монстры не могут быть плохими — потому что они не могут быть хорошими. Они могут просто быть — и все. А Джейми так не может — потому что не хочет.

Они смотрят на него со смесью удивления и любопытства, а он продолжает.

— Понимаете, — говорит он, — я решил остаться.

 

Они не осуждают — потому что не умеют, потому что их придумали. Они по очереди жмут Джейми руку, а затем исчезают. Монстр исчезает последним, на последок улыбаясь Джейми.

Остается только Нино. Это нормально, понимает Джейми. Не бывает такого, чтобы что-то исчезло насовсем.

Свет не нужен тем, кто не излучает ни свет, ни тьму, поэтому Джейми забирается в постель и закрывает глаза. «Надо будет как-нибудь показать Дейзи мой новый велосипед, ей понравится», — думает он прежде чем уснуть.

Глава опубликована: 21.10.2023
КОНЕЦ
Отключить рекламу

20 комментариев из 29
Хорошая вещь.
Не потому что "правильная": такой сказкой-о-жизни не воспитаешь, в ней есть место тени роскомнадзора и безвыходности – но потому что искренняя, точно передаёт мироощущение "на грани": детства и взрослости, света и тьмы, жизни и смерти, разума и безумия, мистики и жизни.

Очень красивая работа с точными мыслями.
Очень круто.
Отличный рассказ! Так хорошо показан этот переход из детства во взрослую жизнь, где добро соседствует со злом, а прекрасное с уродливым. Но ничего не поделать, так устроен мир.

И он вдруг понимает, почему монстры не могут быть плохими — потому что они не могут быть хорошими. Они могут просто быть — и все. А Джейми так не может — потому что не хочет.
Это очень крутой текст! Безумно метафоричный, мрачно-меланхоличный, даже философский, написанный красивым языком, но…
Это не мысли одинадцатилетки (!)
(извините, автор, я надергала ваш текст на цитаты, но я считаю, они не спойлерные, а очень красивые и философские, и обязательно должны быть осмыслены читателем):

Сначала Джейми думал, что подростковый возраст это такая болезнь, но Монстр сказал, что это еще страшнее.

— А чего их бояться, — говорит Джейми. — Они ведь придуманы. А те, кто придуман, не так сложен, а значит, и не так страшен. А вот люди придумали себя сами, и они слишком сложные.страшнее.

Джейми позволяет им всем думать о том, что он всю жизнь мечтал об этом дурацком велосипеде — только бы никто не узнал, что на самом деле он мечтает о том, чтобы отец прекратил говорить всем, что он снова задержался на работе, а сам гулять с той своей студенткой…

Опять же, мне показался странным момент. Если у отца любовница, и об этом знают все домочадцы, включая сына и жену, то почему отец ещё не свалил в закат. В чем смысл? Драма ради драмы?

А вот это очень хорошо:
И он вдруг понимает, почему монстры не могут быть плохими — потому что они не могут быть хорошими. Они могут просто быть — и все. А Джейми так не может — потому что не хочет.
Моя любимая христианская и философская мысль: что вся уникальность человека - это в свободе выбора. Было неожиданно, что в итоге текст не о монстрах, а как раз наоборот.
Показать полностью
Callisteавтор
Как же я люблю комменты под этой работой :) Они такие... красивые, что ли?

Ellinor Jinn
Stasya R
Спасибо!
flamarina
Хорошая вещь.
Не потому что "правильная": такой сказкой-о-жизни не воспитаешь, в ней есть место тени роскомнадзора и безвыходности – но потому что искренняя, точно передаёт мироощущение "на грани": детства и взрослости, света и тьмы, жизни и смерти, разума и безумия, мистики и жизни.
Как же хочется мимикнуть ваш отзыв... Спасибо!
Cergart
Отличный рассказ! Так хорошо показан этот переход из детства во взрослую жизнь, где добро соседствует со злом, а прекрасное с уродливым. Но ничего не поделать, так устроен мир.
Вот, и вас тоже мимикнуть бы... Но нет, анонимность это всё :))
FieryQueen
Спасибо за отзыв, обзор и рекомендацию! Автор счастлив, что работа вам так понравилась.
Попробую объяснить насчёт отца. По сути это ситуация, где родители остаются вместе исключительно ради ребёнка (и Джейми это прекрасно чувствует, он вообще умный мальчик). Мать, как её видит автор, одна из тех женщин, которым с детства твердили, что семья - это главное, и она всячески пытается эту семью сохранить (и если винит кого-то, то только себя). Для неё вот эта красивая картинка, счастливая семья - как соломинка, и она из-за всех сил пытается сохранить хотя бы видимость того, что все хорошо. Увы, прописать это в 10 кб сложно...
И ещё раз спасибо!
Показать полностью
Анонимный автор
Ну просто если даже ребенок уже просек поо любовницу… то как-то плохо они стараются для ребенка семью сохранить.
(Хотя вот знаете это вообще такой спорный момент, сохранить семью для ребенка. Горазд здоровее по-моему для ребенка разойтись и не делать друг другу мозг). Но это не к тексту претензии, а так… размышления в сторону.
Callisteавтор
FieryQueen
Ну просто если даже ребенок уже просек поо любовницу… то как-то плохо они стараются для ребенка семью сохранить.
Ну... наверное. Я думаю, Джейми понимает это скорее интуитивно и не до конца, но атмосферу в семье чувствует.
Хотя вот знаете это вообще такой спорный момент, сохранить семью для ребенка. Горазд здоровее по-моему для ребенка разойтись и не делать друг другу мозг
Да я то согласен на все сто процентов, но невероятно большое количество людей этого не понимают, к сожалению)

(Ладно, сознаюсь, в тексте все равно есть некоторые довольно спорные моменты, которые я решил оставить))
Анонимный автор
Если интуитивно - тогда не надо подробностей про студентку.

В целом это всегда чувствуется, когда автор через героя-ребенка пытается провести чересчур взрослые идеи. Ну да ладно, будем считать, что Джейми такой один - очень сообразительный не по годам))
Потому что идеи все равно красивые и правильные.
Этот ориджинал отличается рядом интересных, волнующих сознание мыслей, идей, вопросов. Он не столько даёт конкретный ответ, сколько предлагает читателю самому поразмыслить о затронутых главным героем темах. Тем не менее, не могу сказать, что оридж мне понравился.

Во-первых, я нахожу спорной излишнюю взрослость главного героя. Мало кто в 11 лет думает о таких вещах, да к тому же в таких выражениях. Впрочем, я потому и говорю, что это только спорный момент, а не однозначно плохой, поскольку можно поспорить, что в природе и вправду существуют не по годам развитые дети, что уже в 11 годков понимают больше иных стариков. Тем не менее, это всё равно бьёт по восприятию и не даёт по-настоящему проникнуться историей на мой скромный личный взгляд.

Во-вторых, автор очень любит прибегать к философским и как по мне излишне абстрактным размышлениям. На протяжении всей этой небольшой истории чувствовалось отчётливо, что читателю пытаются что-то сказать, но не было понятно, что именно. Когда же точный посыл был озвучен в конце он ощущался неоправданным и откровенно говоря взявшимся из ниоткуда.

Я в принципе не люблю истории, злоупотребляющие абстракциями, недомолвками и неопределённостью происходящего. Очень сложно написать нечто действительно глубокое, но легко придумать нечто, что будет казаться глубоким.

Наконец, в-третьих, я нахожу эту зарисовку сырой. У меня сложилось впечатление, что у автора было много разрозненных интересных мыслей, но он не смог найти способа объединить их в связное, внятное повествование и получилось то, что получилось, в виде работы, которая кажется глубокой, кажется очень философичной, но по итогу оказывается не ценнее банального потока сознания.

Самым ярким примером того, о чём я говорю можно назвать Виктора. Насколько я понимаю, он должен представлять собой идею “худших монстров”, воплощённых в лице человека, но при этом он недостаточно прописан, для того, чтобы можно было по-настоящему понять его как личность. Он ведёт себя мразотно просто, чтобы вести себя мразотно, и в качестве единственного оправдания тому представляется бытие его подростоком, но даже у подростков есть обычно какие-никакие причины для дурного поведения. Да, глупые. Да, зачастую очень надуманные. Но всё-таки есть.

И весь ориджинал представляется мне таким. Он отчаянно нуждается в допиливании. Есть интересные мысли, но они нормально не связаны друг с другом, не складываются в последовательное измышление, а вывод в конце и вовсе будто берётся из ниоткуда. Имеются заготовки для любопытных персонажей, но они ощущаются недостаточно прописанными, мотивированными для того поведения и образа мысли, которого требует от них сюжет. И история в целом представляет из себя набор оборванных сцен, неуклюже склеенных вместе, по итогу чего остаётся впечатление сюжета, пришедшего из ниоткуда и идущего в никуда.

Короче говоря, сыро. Очень сыро. А так, вычитать бы эту историю ещё раза три-четыре, тщательно проработать на этапе концептуализации, и после пары-тройки переписываний мог бы получиться настоящий шедевр, могу сказать без лишней лести и преувеличений. То, что этот блин вышел комом не отменяет того, что у автора большой потенциал, особенно, если он и дальше продолжит работать над собой.

P.C. Финальная мысль заставила вспомнить книгу Благие Предзнаменования, где в конце мальчик Адам и ангел с демоном пришли к выводу, что человек по природе своей не плохой, и не хороший – он человечный.
Показать полностью
EnniNova Онлайн
Сначала Джейми думал, что подростковый возраст это такая болезнь, но Монстр сказал, что это еще страшнее.
Джейми на пути создания своего острова Нетландия. Там можно придумать несветлых и нетемных Монстров и жить с ними сколь угодно долго. Ведь даже если подростковый возраст хуже, страшнее болезни, то что будет, когда придет взрослость? Много по тексту фраз, которые легко превращаются в афоризмы. Общее впечатление сложное. И все вроде понятно, Джейми все делает правильно, ведь подростки пинают котов, а взрослые врут. Но ощущение края, к которому он подошел, и тревоги за него не отпускает.
Работа очень жуткая и заставляет задуматься! Надеюсь Джейми будет счастлив в своей новом доме
#самайнская_жуть #забег_волонтера - по правилам дублирую :))

Откуда берутся монстры. Интересно, правда?

А теперь вопрос еще более интересный: чем монстры отличаются от людей? Если отбросить внешность: когти, рога, зеленую кожу, - и смотреть только на суть?

Это страшная сказка на пять минут неспешного чтения. По стилю простая, как двухэтажная кровать плюс плюшевая акула из "Икеи" - поэтому читается на одном дыхании.

И в этих пяти минутах так много, и одна тема так ненавязчиво цепляется за другую, что я боюсь еще хоть слово написать, чтобы не спойлерить.

Несколько человек на Фанфиксе знают, что Дженафер любит психологический хоррор и сложные закрученные истории. Так вот: эта история очень простая, потому что переплетение тем слишком сложное, чтобы еще усложнять. И мне понравилось.

И P.S. не для блогов, но для автора: не знаю, сколько здесь флэшбеков Вашего детства, но у меня флэшбеки теперь кружатся в голове, аки ведьмы и осенние листья.
Callisteавтор
Sofie Alavnir
Спасибо за обзор и критику. Текст писался почти перед дедлайном, так что наверное действительно получился сухим и сумбурным. Переписывать эту работу я вряд ли буду, но замечания учту для будущих текстов. Насчёт Виктора и всех остальных - мы видим их глазами Джейми. Было бы интересно написать, как после он проникается многогранностью человеческой личности, но пока он ребенок, видящий мир таким вот черно-белым.

Кстати, что интересно. Когда-то я был именно вот таким вот "не по годам развитым ребёнком" - но несмотря на всю проницательность, все умные мысли, я все равно видел мир по принципу "вот добро, вот зло" (пусть они и намешаны в одном человеке).

Но это так, мои мысли) В любом случае спасибо за конструктивную критику.

Jenafer
Спасибо за такой тёплый отзыв и рекомендацию! Автор рад, что история вас впечатлила.

По стилю простая, как двухэтажная кровать плюс плюшевая акула из "Икеи"

Офигенная формулировка))) 😂

И P.S. не для блогов, но для автора: не знаю, сколько здесь флэшбеков Вашего детства, но у меня флэшбеки теперь кружатся в голове, аки ведьмы и осенние листья.

Вот это особенно приятно... Невероятно люблю, когда что-то в моих работах совпадает с чем-то в душе читателя.

В детстве я строил домики из пустых пачек от сигарет. У нас дома их было много, и я часто сидел вечером на балконе, в темноте - только немного света из комнаты - и клеил из них разные штуки. Правда свечки не зажигал, так как жутко боялся огня :))
Показать полностью
Джейми молодец- он выбрал сам. Что хотел - то и выбрал, без чужого давления, как было бы, если бы перед выбором его поставили родители. Не знаю, пожалеет ли он и кем станет - таким же бесчувственным и ничего не видящим, как папа, или все-таки монстры научили его смотреть и чувствовать и вовремя отходить в сторону. Но что уже сейчас умеет выбирать - просто великолепно. И все же немного жаль, что чудесный мир монстров ему больше недоступен…
С победой!)))
Callisteавтор
Агнета Блоссом
С победой!)))
Спасибо!
История о монстрах, которые действительно существуют. Печально и очень точно. И на самом деле хорошо, что наше воображение позволяет порой отыскать уголок покоя. Главное - не зарыться в него слишком сильно...
Хороший рассказ, мне понравилось, поздравляю! :)
Поздравляю! Голосовала за вас и очень рада, что вы победили.
flamarina
Присоединяюсь!)
Callisteавтор
Pauli Bal
flamarina
FieryQueen
Спасибо! ❤️
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх