↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Три рубля

Автор, Редактор, Иллюстратор

Блог » Поиск

До даты
#история #мифология #матчасть

Между скандинавской и славянской языческой религией очень мало специфических параллелей, таких, которые не свойственны другим индоевропейским религиозным системам. Я знаю только две штуки. Первая — это обряд оставления колосьев на поле:
Размытость культа Велеса в этнографических материалах XIX в. не позволяет полностью восстановить весь календарный цикл молений этому божеству. Предположительно он может быть представлен так.

1. Первая неделя января. Ряженье в звериные шкуры, маски тура, обряды заклинания скота.

2. Масленица. Комоедицы (24 марта). Медвежьи пляски, маски тура.

3. Юрьев день (23 апреля). Первый выгон скота. Языческое божество заслонено св. Георгием.

4. Турицы на троицын день (у западных славян). Связь с Велесом не ясна.

5. Жатва. Оставление в поле последних колосьев «Волосу на бородку». Хранение необмолоченных снопов для обрядового кормления скота в «велесовы дни» (2 или 6 января). Изготовление соломенной бороды, помещаемой под образами.
Поскольку самые жестокие ветры дули осенью и зимой, полагали, что Один предпочитал охотиться именно в это время года, особенно в промежуток между Рождеством и Двенадцатой ночью (Крещением), поэтому крестьяне всегда оставляли последний сноп или меру зерна, которые могли бы послужить пищей его коню.

А вторая — костяная нога Бабы-Яги и мёртвые ноги Хель. Хотя Хель — не привратница загробного мира, а его повелительница, на Бабу-Ягу именно в этом смысле скорее похожа великанша из Поездки Брюнхильд в Хельу неё дом с баней, и она связана с прядением, но этот образ находит параллели также и, например, у осетин (в их мифологии привратницу зовут Аминон).
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 12 комментариев
#история #мифология #пики

Греческих и римских рельефов псто. Насобирал, пока переиллюстрировал статью на Посмотрелях.


Некая богиня (возможно, Афродита) флиртует с Зевсом прямо на глазах у Геры. А потом спрашивают, почему Гера злая такая...
Показать полностью 5
Показать 4 комментария
#матчасть #мифология

«Рассказам о камне, притягивающем и удерживающем другие камни, верить стоит, ибо ты сам можешь поглядеть на такой камень и подивиться его свойствам. (...) Родятся они в подземных пещерах на глубине четырех саженей и испускают столь сильный дух, что земля вздувается и покрывается многочисленными трещинами, едва затяжелеет таким плодом. И камень этот никому не дано отыскать, ибо он убегает, если только не привлечен заклинанием; и все же мы то обрядами, то заговорами умеем удержать пантарб — таково имя сему самоцвету. И ночью он являет день, будучи, подобно огню, багрян и лучист, а ежели днем взглянуть на него, то поражает он взор тысячами блистающих искр. Заключенный в нем свет есть дух сокровенной силы, ибо притягивает к себе все, что поблизости. Что я разумею, говоря "поблизости"? А вот вообрази себе камни, сколь угодно многочисленные, и рассыпаны они где-нибудь в реке или в море, но не по соседству друг с другом, а то тут, то там, как случится. Если же погрузить туда на бечеве пантарб, он собирает все камни посредством духовного проникновения, так что они лепятся к нему гроздью, словно пчелиный рой» (Флавий Филострат. III. 48).
Когда сфрагиды и другие драгоценные камни числом 477, принадлежащие бактрийскому купцу, были брошены в реку, пантарб притянул их к себе, собрав все вместе
Вроде бы есть ещё вариант, где этот камень притягивает золото и серебро, словно магнит железо, но это я уже не нашёл откуда.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#размышления #мифология

В качестве аргумента в пользу теории о позднем, даже христианском происхождении образа Локи используют то, что нет никаких следов его культа, ни в археологии, ни в письменных источниках. Однако, если посмотреть на наиболее близко соответствующий Локи образ греческой мифологии — на Прометея — то можно увидеть, что у него культа тоже не было. Археологически он не прослеживается, и даже сами греки в поздней античности на это обращали внимание:
Больше всего везде видны храмы Зевса, Аполлона, Геры и твои собственные, Гермес, а храма Прометея нет нигде.

Лукиан Самосатский, «Гермес, Гефест и Прометей»
Ну а Локи ещё и образ несколько другого характера, его в отличие от Прометея и не за что особенно почитать. Так что в отсутствии культа нет вообще ничего удивительного.
Показать 17 комментариев
#странные_списки #мифология #история #матчасть

Решил составить список вариантов посмертия в скандинавской мифологии — я взялся разобраться, и желаю выплеснуть полученную информацию на окружающих (-:
Всем известна Вальхалла, чертог Одина, обиталище воинов, погибших в битве, где они вечно сражаются и пируют. Меньшему количеству людей известно, что в Вальхалле их находится лишь половина, а другую забирает к себе в Фолькванг («поле людей») богиня Фрейя. Что они там делают и вообще что там происходит, я не нашёл пока что, но должно быть, там им неплохо. Есть также эпизод в «Саге об Эгиле», который позволяет предположить, что в Фолькванг попадают женщины, принявшие благородную смерть, например, сожжённые вместе с телом умершего мужа — именно к Фрейе рассчитывала попасть Торгерд, уморив себя голодом. А девушки — в смысле, умершие девственницами — составляют свиту богини Гевьон. Тор, будучи покровителем рабов и бондов, собирает их в своих чертогах, над чем смеётся Один в образе Харбарда в «Песни о Харбарде».
Все вышеперечисленные обиталища мёртвых находятся в Асгарде. Но есть чертоги мёртвых и в других мирах, и они считаются даже выше и почётнее Вальгаллы. Прекраснее всех и светлее солнца чертог Гимле; он устоит после Рагнарёка. В него попадают праведные люди (хотя в «Прорицании вёльвы», по крайней мере в его русском переводе, его обитатели названы «дружинами верными»). Чертог Гимле стоит на Широкосинем небе, Видблаин, и таким образом вознесён над мирами. Есть хорошо, на мой взгляд, аргументированное мнение, что чертог Гимле находится в Альвхейме, который, соответственно, находится на этом самом небе (определённо сказать, где находится Альвхейм, не позволяет малое количество данных). Во-первых, в «Видении Гюльви» сказано, что в чертоге Гимле живут светлые альвы, а во-вторых, будучи вознесённым на небо Альвхейм становится противовесом подземному Свартальвхейму, его отражением.
В Свартальвхейме тоже есть свой чертог мёртвых — ну, если считать Нидавеллир частью или другим названием Свартальвхейма, что неочевидно и является по большому счёту скрещиванием ежа с ужом Старшей и Младшей Эдд, с тем, чтобы сохранить количество миров равным девяти. Это чертог Синдри, выкованный из красного золота. В ранних источниках, впрочем, он упоминался лишь как дом семейства цверга Синдри, как загробное обиталище он упоминается позднее. То же касается и чертога Бримир на Окольнире в Ётунхейме (Бримир — вариант имени Имира). Согласно «Видению Гюльви», тем, кто вкушает блаженство в Бримире, достанутся добрые напитки.
Утонувших в море забирает морская богиня Ран. Без подробностей, но «отправиться к Ран», «воссесть с Ран», «вкушать угощение в палатах Ран» и даже «возлечь на ложе Ран» — это постоянный эвфемизм для смерти в море, например, в «Саге о Фритьофе Смелом». А в «Саге о людях с Песчаного Берега» есть такой эпизод:
И в первый же вечер, когда гости пришли на тризну и уселись на свои места, бонд Тородд и его утонувшие спутники вошли в покои; все они были насквозь мокрые. Люди приветствовали приход Тородда, ибо это считалось добрым предзнаменованием: в те времена почитали за правду, что коли погибшие на море приходят на свою тризну, это значит, что Ран приняла их радушно.
Остался плохой вариант — Хельхейм. Ну, на самом деле не так уж там и плохо — Бальдру, вон, и мёда сварили, и цветами путь устлали, и вообще встречали вполне приветливо (-: Видимо, обычные мертвецы живут там примерно той же жизнью, что и раньше, в Мидгарде. Но есть в Хельхейме и места мучений. Первое из них — чертог Настронд, сплетённый из ядовитых змей, обращённых головами вовнутрь, с голов каплет яд, и внутри текут реки из этого яда, а их переходят вброд убийцы, клятвопреступники, соблазнители чужих жён и прочие лиходеи. Другое и худшее из всех — наполненный бессчётным числом змей поток Хвергельмир, в котором умерших терзает дракон Нидхёгг (Хвергельмир находится в Нифльхейме, но я придерживаюсь теории о том, что Нифльхейм — это то же самое, что Нифльхель, нижний уровень Хель).

P.S. Степень влияния христианства на эти представления дискуссионна, мнения разнятся в диапазоне от «всё скандинавское, доморощенное» до «христианское влияние есть уже в «Прорицании вёльвы»».
P.P.S. По «Видению Гюльви» во время Рагнарёка устоит не только чертог Гимле, но и Бримир, и Синдри тоже.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 26
#история #мифология #странные_списки

Сделаю-ка я очерк баскской мифологии, как на неё смотрю я. Мне это нужно в рамках планирования мода для CK2, а кому-то, может быть, будет интересно и полезно. Перед тем, как начать, мне нужно сказать три вещи:
1. Баскское язычество загнулось довольно-таки давно. Если поверхностно поискать на эту тему в интернете, то вам расскажут, что христианизация басков длилась до XIII века, но это полуправда. До XIII века дожило явное двоеверие, организованный же культ исчез раньше. Бискайя христианизировалась вообще параллельно с остальными римскими владениями в Испании, первые христианские храмы появляются здесь уже в III веке. Гористая Наварра держалась куда дольше, но и здесь последние упоминания о язычниках относятся к началу IX века: арабские источники критикуют клан Бану Каси за союз с ними, а в битве при Панкорбо в 816 году принимает участие языческий рыцарь по имени Салтан.
2. Основных источников по баскской мифологии у меня четыре: пиренейские вотивные алтари с посвящениями богам и дискуссия вокруг них, работы Хосе Мигеля Барандиарана, книга Екатерины Балобановой "Старинная жизнь и старинные воспоминания Пиренейских гор и долин, собранные Е. Балобановой в 1890 г.", и книга Марианы Монтейро "Легенды и сказки баскского народа". Две последние книги знакомы мне по цитатам и кратким изложениям ("Легенды и сказки" я надеюсь скоро купить), а Барандиаран... О нём скажу отдельно. Это настоящая глыбища баскской этнографии: занимался этим делом с юности, прожил 103 года и до последнего был активен. К сожалению, он методологически не вполне чист на руку и часто выдавал желаемое за действительное. К примеру, на основании одной лишь поговорки "Бабушка Солнце идёт к своей матери", описывающей закат, он сделал вывод, что в представлении древних басков Солнце — дочь Земли. В русских сказках Солнце тоже после заката попадает в дом своей матери, но того, кто попытается из этого делать далекоидущие выводы, никто серьёзно не воспримет. И такое отношение пронизывает всё его творчество: сказки на совершенно бродячие, общеевропейские сюжеты становятся в его представлении мифами, а персонажи низшей мифологии — богами. Встречается и откровенное притягивание за уши, как с Хауном Сурией и Сугааром. К сожалению, из всех его трудов на русском доступна только весьма краткая Mitologia Vasca, выражающая только его собственный взгляд на эту самую мифологию и почти не содержащая фольклорных источников, с которыми Барандиаран работал. На английском, вероятно, есть и ещё что-то, но тоже найти трудно.
Кроме того я, конечно, пользуюсь и отдельными статьями на тему, которые удаётся найти.
3. Крик души: мифологическому персонажу достаточно быть женского пола (хотя бы частично) для того, чтобы его объявили богиней-матерью!

Наконец, перейдём к рассмотрению пантеона.

1. Начать следует, пожалуй, с Мари (Mari). Именно эта богиня объявляется в современных компоновках баскского пантеона его главой, богиней земли, богиней матерью, и прочая прочая. Между тем неизвестно, является ли вообще этот образ древним — первая его фольклорная фиксация относится к XV веку, и вполне возможно, что это даже и не богиня, а демонический персонаж. Однако, даже если принимать Мари, как языческую богиню, то на богиню земли она не тянет. Мари — покровительница ведьм и ночных чудовищ, хранительница подземных сокровищ. Она скорее напоминает греческую Гекату, чем Гею, Деметру или Персефону. Ну а на пост главы баскского пантеона и без Мари довольно кандидатов.
2. Относительно баскского имени христианского Бога существует теория, что оно перенесено на него с некоего языческого божества. Современные баски называют Бога "Jaun Goikoa" или "Jaungoiko". Впервые этот термин зафиксирован на надгробии XII века в форме "IAUNINCO". Первая часть — "jaun" — означает просто "хозяин, господин", относительно второй существуют некоторые разногласия. Есть попытки связать слово "goiko" с луной и, таким образом, представить Jaun Goikoa как "хозяина луны", языческого лунного бога, но это довольно маргинальное меньшинство, большинство же полагает, что "goiko" — это "высота, высокое место, вершина", и, таким образом, "Jaun Goikoa" — это христианизм, подобный русскому "Господь небесный".
Есть, однако, и ещё одно направление этой мысли. В 12 веке французский монах Эмерик Пико в своём Codex Calixtinus зафиксировал ряд баскских слов и выражений, и в том числе он записал, что баски называют Бога "Urcia". Этот термин соотносят с архаичным баскским названием неба — urtzi (с вариантами корня ortz-, orz- и ost-). Часть исследователей полагает, что Пико, допытываясь у басков, как они называют Бога, просто тыкнул пальцем в небо, и "небо" в ответ и получил, но этому косвенно противоречат некоторые слова, содержащие данный корень, в частости, ostegun, четверг ("egun" — это "день"). Предполагается, что в таких словах данный корень таки является теонимом, и, таким образом, Urtzi действительно был богом древних басков и, возможно, главой пантеона.
3. Балобанова в своей книге много пишет про баскскую веру в фей (которые схожи с древнегреческими нимфами), а главной между ними называет фею Бензоциа (Benzozia). Вот что она о ней пишет:
Одна из фей — Бензоциа / Бензоида — «в языческие времена считалась Венерой Пиренейских гор, храмы, посвященные ей, встречались всюду от Пиренеев до Средиземного моря. В настоящее время их, разумеется, не существует, но до сих пор ее чтут все горные жители, особенно женщины». Говорят, Бензоциа «и теперь, проходя по горам и увидев где-нибудь влюбленную пару, подходит к ней и дарит никогда неувядаемый цветок счастья».

Откуда Екатерина Вячеславовна взяла информацию про языческие храмы, мне неведомо, но образ этот действительно древний. Имя "Bensosia" зафиксировано в поучении против язычников 1280 года рядом с именем Дианы. Скорее всего, это действительно языческая баскская богиня, как-то связанная с любовью и, может быть, с супружеством (и, конечно, в тех современных итерациях баскского пантеона, в которых Бензоциа присутствует, она объявлена богиней-матерью).

Дальнейшие искания основаны на исследованиях пиренейских вотивных алтарей. Теонимов на них зафиксировано довольно много, но как-то связать их с функциями упомянутого божества удаётся редко, а большинство из них исследователи считают и вовсе какими-то местночтимыми божествами.

4. Большая часть найденных алтарей — более пятидесяти — посвящена богу Abellio. Несомненно, это был какой-то важный бог, может быть даже глава пантеона. Сохранилось немало его изображений. К сожалению, функцию этого божества это не проясняет: в славословиях нет никаких указаний на неё, а изображения предельно нейтральны — бородатый мужик в тоге — и не содержат никаких атрибутов. Единственная ниточка, позволяющая с некоторой вероятностью прояснить функцию Абеллио — это его имя. Баскской этимологии для него не даётся: предполагается, что это заимствованный бог, то ли греко-римский Аполлон, то ли кельтский Белен, но так или иначе божество солнечного света.
5. Один из алтарей посвящён богу по имени Aherbelste. Для этого имени даётся баскская этимология. "Aher" соотносится с "aker" ("козёл"), а "belste" — с "beltz" ("чёрный"). Чёрный козёл — фигура, популярная и в позднем баскском фольклоре: именно в его облике дьявол предводительствует на ведьминских шабашах. Страбон сообщает, что васконы приносили козлов в жертву. Если сравнивать с богами других культур, то, конечно, приходит на ум Дионис, который носил шкуру чёрного козла, а то и вовсе представал в его образе (некоторые даже считают, что это божество и есть заимствованный басками Дионис, тем более, что есть несколько алтарей, вероятно посвящённых Бахусу (теонимы Boccus, Boucou, Bocco и Boucco)).
6. Достоин упоминания бог Erge. Посвящённые ему алтари (больше двадцати) сосредоточены в одном месте, в котором, вероятно, было его святилище, и вместе с ними обнаружены бронзовые маски — неясно, то ли их носили жрецы, то ли это такие же вотивные предметы, как и алтари. Таким образом, из всех баскских божеств только он имеет узнаваемый стиль. Однако, функции его неясны совершенно.
7. Несколько алтарей посвящены богу Sexarbor (лат. "шесть деревьев"), и два — богу Fagus (лат. "бук"). Предполагается, что это латинские кальки с баскского, то есть у басков существовал культ обожествлённых деревьев (возможно, заимствованный у кельтов). Следует заметить, что у басков зафиксирована традиция проводить общественные собрания под большими деревьями, из которых особое значение имели три (до наших дней дошло лишь дерево Герники).
8. К тому же культу деревьев относят и бога Arixo, имя которого связывают с современным баскским "haritza" ("дуб"). Примечательно, что это божество ассоциируется с Марсом, то есть, вероятно, имело какое-то отношение к военному культу. Правда, есть и другое божество, ассоциирующееся с Марсом, алтари которого встречаются даже чаще, чем алтари Arixo — некий Leheren, но баскской этимологии для этого теонима не предлагается.

В дальнейшем список, возможно, будет пополняться — по мере того, как я буду разбираться, откуда Барандиаран взял своих Эгузки, Илларги и других (я заранее подозреваю, что из обычных сказок, но вдруг).
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#вопрос #мифология

А как у древних греков было с эсхатологией? Неужто ни жиденького Апокалипсиса, ни самого что ни на есть завалящего Рагнарёка?
Показать 19 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть