↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Награды

11 наград» 
5 рекомендаций5 рекомендаций
25 ноября 2019
10 лет на сайте10 лет на сайте
6 сентября 2019
9 лет на сайте9 лет на сайте
6 сентября 2018
8 лет на сайте8 лет на сайте
5 сентября 2017
7 лет на сайте7 лет на сайте
5 сентября 2016
Была на сайте 19 января в 15:56
Реальное имя:Аля
Пол:женский
Откуда:горы
Род деятельности:Фотограф
Зарегистрирован:5 сентября 2009
Рейтинг:725
Показать подробную информацию

Блог



tambaly сообщение закреплено
Алоха, дорогие посетители.

Я - девочка с гор, как-то случайно забредшая в степи фанфиксополиса.

На аватаре иллюстрация Гретел Ласки (Gretel Lusky).

Список для постов из серии #кавказ_без_стереотипов (кому не интересно, можно скрыть их по данному тегу).


tambaly
#фотография

Canon или Nikon?

Да, это вечный вопрос :) Кто за что и почему?
Лично я сторонник Canon хотя бы потому, что он в разы проще в управлении, чем Nikon.
Показать 20 комментариев из 24

tambaly
#кавказ_без_стереотипов

Итак, это последний пост на эту тему в этом году.

Роль женщины в браке и в семье мужа. Но прежде чем начать этот пост оговорюсь, что у каждого народа есть свои нюансы. Какие-то более консервативные, какие-то менее. Конечно некоторые моменты пересекаются, но в целом отношение разное в зависимости от каждого народа.

В данном случае, я буду ориентироваться на карачаево-балкарский народ.

Женщина в семье мужа.

Для начала скажу, что у кавказских народов есть одно слово, обозначающее жен братьев, племянников, дядей и прочих родственников. У карачаево-балкарцев это обозначение называется «келин» (удаление на второй слог), то есть «келин» - это жена по отношению ко всей родне мужа. «Келинка» или «Келинчик» - это уменьшительно-ласкательные обозначения, которые используются для обращения к женам родственников, когда люди хотят подчеркнуть свою любовь в ним. Обычно так обращаются к молодым келинкам и/или к самым любимым.

В зависимости от того, старшая, средняя или младшая девушка келин, обязанности в семье у нее разные.

Легче всего живется средним келинкам, ибо у них меньше всего обязанностей - по сути - это выполнить определенные обычаи и бытовые моменты во время семейных мероприятий. А в остальном делай что хочешь. Тяжелее всего быть старшей и младшей келин в семье. Это одна из частых причин отказов на вступление в брак, ибо женщины знают, что быть младшей или старшей келин в семье - это та еще морока, поэтому подначивают девушек не выходить замуж за младших/старших сыновей, хотя это мало кого останавливает. Но по жизни мне всегда говорили, чтобы я не шла замуж младшей келин. А старшей я не хотела сама, ибо старшая келин в семье - моя мама, и я на ее опыте насмотрелась на всю эту беготню. Впрочем, на младшую келин я тоже насмотрелась. :D А семьи на Кавказе огромные, у моего отца - четыре брата и три сестры, а если считать еще и их детей, то собирается целая толпа. Взять ту же меня, я живу на два дома.

Старшая келин в семье главенствует над младшими, у моей матери четыре младшие сосношницы и на любых общих сборах, что моя мать им говорит - они беспрекословно выполняют. Старшая келин руководит всеми семейными мероприятиями в семье мужа. Она будет решать какую еду например подать на стол гостям, составит список продуктов, сама будет готовить главные блюда к столу и гонять младших келинок и всех прочих. Это то, что касается мероприятий.

Касательно похорон, если у мужа умирает какой-то близкий родственник, то старшая келин встречает и провожает всех, кто пришел на соболезнования в семью ее мужа.

Если родители мужа умирают, то старший сын и его жена, то бишь старшая келин занимают родительские позиции. А это значит, мало тебе своих детей, так еще надо нянчиться со всеми его младшими братьями/сестрами и их семьями. Абсолютно все проблемы в семье в широком смысле этого слова проходят через старшую келин. Кто-то поссорился - иди их мири, кто-то выходит замуж/женится - бегай со всей этой свадебной суетой, если кто-то умирает и тут бегай. Помимо этого, если у кого-то какие-то проблемы - бегай им помогай. Помимо этого у моей матери телефон беспрерывно звонит, потому что все ее младшие сосношницы то спрашивают совета, то просят им помочь, то на что-то жалуются, то еще о чем-то говорят. В смысле она с ними взаимодействует чаще, чем со своими собственными сестрами.

Старшая келин в семье главный организатор, главный психолог, главный счетовод и руководитель. Вся ответственность лежит на старшей келин. А помимо этого она еще умудряется бегать на работу и заниматься собственными детьми, мужем и бытом.

Вообще, мама как старшая келин может наехать на братьев и сестер отца, ругаться на них, гонять их по делам и всячески их эксплуатировать. Помимо этого она может дать нагоняй и их детям и женам, и никто ей и слова не скажет. У всех остальных такой привилегии нет, в смысле гонять они могут по делам всех мужчин и женщин в доме, но ругаться на братьев/сестре супруга они не могут.

Помимо всего прочего, старшая келин представляет семью на каких-то мероприятиях и может говорить от имени семьи.

Младшая келин живет со свекровью и свекром. По правилам наследия родительский дом остается младшему сыну и его семье, а вместе с домом на него и его жену ложится ответственность за родителей супруга, именно младшая келин и ее муж ухаживают за стариками до самой смерти.

Самое сложное то, что у младшей келин в доме всегда толпа народа, ибо все братья/сестра мужа и их дети постоянно навещают родителей. Гости - это ежедневная практика, а некоторые могут и месяцами у них жить. Поэтому беготня, уборка и готовка - это постоянно + работа, дети, муж.

На свадьбах, когда замуж выходят близкие родственницы мужа, младшая келин становится «къыз дженгер къатын», что грубо говоря можно перевести как «подружка невесты». Она едет вместе с невестой в дом родственников ее будущего мужа и несколько дней свадьбы живет у них вместе с невестой и обустраивает быт невесты. Она главное связующее звено между невестой и ее семьей во время праздника, а также келин следит за тем, чтобы переход девушки в новую семью прошел комфортно для нее + еще куча других обязанностей. Про обязанности къыз дженгер къатын я уже говорила в этом посте, но я еще подробно напишу, ибо обязанности у нее огромные.

Во время похорон младшие и средние келин семьи заняты тем, что они кормят всю толпу, которая приходит на соболезнования, а также занимаются всеми бытовыми моментами.

Средние келин на мероприятиях на побегушках у старшей - обычно они занимаются едой и оформлением столов и дома на свадьбу. Ответственности, как таковой, на них нет.

А так келинки в семье живут совершенно спокойно, общаются с родственниками мужа, веселятся, ведут себя вполне обыденно, у них есть голос и к их мнению прислушиваются, хотя конечно же последнее слово остается за старейшинами дома. Они спокойно могут бухать с родственниками мужа. Когда женился мой младший дядя, на этой свадьбе не было ни одной трезвой келин - всех напоили.

За исключением первого года после свадьбы, когда они должны держать определенный статус, а потом уже пофигу мороз. Главное, выполнять свои обязанности перед семьей и не настраивать против себя родственников мужа, то есть не порочить честь семьи мужа.

Впрочем, тут надо еще упомянуть тот факт, что это зависит от семьи, если семья какая-нибудь консервативно-религиозная, то тут конечно будет сложнее, но в основном, семьи нормальные.

Женщина в браке.

В браке муж и жена живут по принципу «Мужчина - голова, а женщина - шея - куда шея повернется, туда голова и смотрит».

По сути в быту карачаево-балкарская семья мало отличается от той же славянской. Оба работают, занимаются семьей, вместе куда-то ходят, только ко всему этому прибавляется местный колорит. Если муж в состоянии прокормить всех своих отпрысков и жену, то она сидит дома и занимается исключительно бытовухой. Постоянно навещают родственников, обычно на выходных навещают родителей - и тех, и других. Где-то раз в месяц муж отпускает жену с детьми в родительский дом, побыть с родными.

В личный быт семьи и в их отношения никто не лезет, если келин не младшая, а если младшая, то зависит это уже от конкретной свекрухи. Есть нормальные, а есть в пень двинутые, но какой бы она не была, младшая келин обязана с ней жить до ее смерти (в смысле свекрови).

Формально, обязанности мужчины в браке - это быть главным кормильцем и защитником, женщины - хранить домашний очаг.

В реальности бывает разное. И по сути хоть формально главный в семье - муж, но управляет семьей женщина. В этом плане женщины очень хитрые, они никогда не унизят своего супруга на людях, но наедине устроят ему капитальный втык.

Да и вообще женщины гораздо более боевые, чем мужчины. Я была свидетелем такого момента, когда моя соседка избила одного мужика, который ударил ее мужа. А как женщины порвали в пух и прах одного религиозного деятеля, который начал нести сексисткую чушь, я умирала со смеху и восхищалась ими. Они его так опустили, что этот мужик стал посмешищем на всю округу.

Обязанности семьи мужа перед келин.

В первую очередь - семья мужа обязана предоставить дом, в котором она будет жить с супругом.

Во вторую очередь - это защита келин, как члена своей семьи. Они ее никому в обиду не дадут, что бы ни было непосредственно в семье.

Во третью очередь - это и финансовая, и физическая помощь ей во всех важных для нее моментах.

Если женщина остается вдовой, она также остается с семьей мужа, а его братья берут на себя ответственность за их детей и стараются восполнить им потерю отца, дать воспитание, оказать финансовую помощь и устроить их жизнь. Даже со смертью мужа она остается под защитой и опекой его семьи.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 12 комментариев

tambaly
#кавказ_без_стереотипов

Итак, в этом посте я хочу рассказать о межнациональных браках на Северном Кавказе.

К бракам на Кавказе относятся очень серьезно, ибо брак здесь имеет несколько иное значение, чем для людей европейского взгляда. И во взглядах на брак многие народы схожи серьезным отношением и неприятием межнациональных браков. Постараюсь разобрать все по пунктам.

Почему межнациональные браки в большинстве своем обречены на провал?

Есть на Северном Кавказе (да и не только) тенденция романтизации кавказских парней, а-ля горячие джигиты, за чьим плечом ты как за каменной стеной и так далее, и тому подобное. Поэтому то, что славянские девочки пытаются построить отношения с кавказскими парнями - далеко не редкость. Но в большинстве своем такие браки конечно же вдребезги разбиваются о суровую реальность.

Почему? Здесь огромную роль играет разница культур. Девушки ожидая получить от брака одно, получают совершенно другое.

Славянские девочки, которые выросли совершенно в другой культуре и среде, ожидают приблизительно того же, что и в браке с представителем своей национальности. Потому, что они не знают, чего-то другого, а если что-то и знают, то в большинстве своем только на уровне слухов. И изначально они даже близко не подозревают, что их ждет, в отличие от кавказских девушек, которые с самого детства видят северокавказские модели брака (конкретной для каждого народа) и морально готовы к нему.

И как бы увидеть воочию всю сложность взаимоотношений между снохой дома и родственниками мужа славянские девочки не имеют возможности. Отчасти из-за того, что кавказцы не выносят ссор из дома, они будут улыбаться и радостно махать тебе ручкой, даже если в пределах семьи грызут друг другу глотку, впрочем это не остается в тайне от других представителей народа, ибо в пределах внутринационального общества о тебе знают все до седьмого колена. Спрятать что-то от своего народа очень сложно, ибо внутринародная коммуникация очень тесная и глубокая.

Это играет огромную роль, ибо если ты запятнаешь репутацию своей семьи, то у тебя будут некоторые проблемы с социализацией. Например, если у парня репутация агрессора, он там постоянно с кем-то конфликтует, то за него никто не захочет отдавать замуж свою дочь, ибо все посчитают, что такое же отношение он будет проявлять и к жене. Или если люди знают, что мать жениха имеет очень тяжелый характер, то и это может послужит причиной отказа для брака со стороны невесты и ее семьи. Вообще, причиной для отказа от брака может послужить все, что угодно, в зависимости от тараканов конкретной семьи.

С другой стороны тут еще играет и роль, что девушку (славянку) никто не будет знакомить с семьей непосредственно до момента свадьбы, за очень редкими исключениями и на нейтральной территории. Если внутри народа невеста прекрасно знает, что творится в доме ее будущего мужа и чего ей ожидать, то у славянских девушек такой возможности нет.

Если девушка выходит замуж за парня одной из кавказских национальностей, то она должна быть готова к тому факту, что замуж она выйдет не за конкретного человека, а за всю его семью, за весь его род. Ибо с самого момента свадьбы и всю дальнейшую жизнь (во всяком случае в браке) она очень тесно будет взаимосвязана с семьей мужа, независимо от того, хочет она того или нет. У нее будут определенные обязанности перед семьей мужа, которые НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ОНА НЕ МОЖЕТ, также как и у семьи мужа будут определенные обязанности перед ней. Более подробно о снохах в доме я расскажу в следующем посте, ибо тема огромная.

К тому же, брак с представителем одной из кавказских национальностей подразумевает под собой полную интеграцию в культуру мужа. За очень редким исключением, девушку поставят перед фактом, что она и их дети будут воспитаны в культуре конкретного народа. В ином случае этот брак не будет принят и в глазах семьи мужа она будет считаться любовницей, не более. Брак заключенный не по адатам никто всерьез не воспринимает, даже если у молодых будет штамп в паспорте, этот брак не примут и для молодых устроят персональный ад, ибо иметь такой союз, значит поставить пятно на репутацию семьи. Даже если девушка никак не относится к семье мужа и не взаимодействует с ними, ее муж не перестает быть частью своего рода и ему всю кровь высосут, если только он не откажется от семьи и не оборвет с ними все связи, что естественно подавляющее большинство не будет делать, ибо не стоит недооценивать связь конкретного индивида с его семьей. Связь между членами семьи здесь гораздо, гораздо глубже и опять же, выходит на совершенно другой уровень.

Если девушка согласится на то, чтобы выйти замуж и принять установки будущего мужа, но по факту не будет этого делать, то моментально настроит против себя семью мужа и наживет себе кучу врагов, ибо они дружно будут пытаться избавиться от нее, в том плане, что всеми правдами и неправдами они постараются разрушить этот брак. Но при этом, основной удар пойдет не на девушку, а на ее супруга, которого постоянно будут изматывать из-за того, что его жена не хочет жить по укладу народа, мол «какого черта ты ее привел в нашу семью и ничему не учишь». Требовать в первую очередь будут со своего родственника. Для него это будет огромным моральным прессингом, что конечно тоже на пользу браку не пойдет. Поэтому прежде, чем жениться на славянке, парень ни раз подумает об этом, и если он решится на это, то можно считать, что чувства у этого человека действительно глубокие и искренние, ибо далеко не многие возьмут на себя эту головную боль.

В данном случае огромную роль играет не мифическая ненависть к другим этносам, а тот факт, что кавказцы трезво понимают, насколько сложно будет человеку, выросшему в совершенно в другой среде вжиться в абсолютно новую и насколько им будет сложно с ним. Все дружно считают, что ничего хорошего из межнациональных браков не выйдет и статистика разводов только подкрепляет уверенность людей.

Из кучи таких браков я знаю только два удачных и оба раза русские девушки полностью приняли культуру и веру своего супруга. Если не знать, то никогда и не скажешь, что они русские. Обе при вопросе о том, как они смогли сохранить брак, ответили мне, что они прекрасно знали за кого выходят замуж и готовы были к трудностям. Отношение к ним у семей их мужей хорошее и они вполне себе комфортно живут. Поэтому главная роль в этом вопросе - осознанность.

Я уже выше говорила, что девушка выходит замуж не за конкретного человека, а за его род. И принимая девушку из чужой культуры, которая выросла совершенно в другой среде, родственники мужа испытывают огромный стресс, ибо они принимают в род чужого человека, который ничего не сечет в культуре и каждый неверный шаг их новоиспеченной невестки/снохи будет втаптывать в грязь их лицо и честь их семьи. Поэтому люди очень настороженно к таким бракам относятся. А честь семьи на очень многое влияет.

В кавказском понимании, когда девушка выходит замуж, она не просто заключает брак с мужчиной, она покидает свой род и полностью переходит в чужой, взяв фамилию мужа, она становится представителем и лицом его рода все время, пока находится в браке. Из-за чего люди очень щепетильно относятся к новоиспеченной родственнице/родственнику.

Что касается межнациональных браков между представителями северокавказских этносов, то тут все несколько легче. Когда кавказская девушка одной национальности, выходит за представителя другой национальности, то она гораздо четче осознает тот факт, что ей придется влиться в чужую культуру. Хотя и тут процент разводов очень большой, ибо по факту человеку очень тяжело перестраиваться из своей культуры в чужую. Такие браки не редкость, хотя относятся к ним немногим лучше, чем к бракам со славянами.

Впрочем, что девушки, что парни не особо и жаждут создавать браки с представителями других этносов, а причиной всему то, что менталитет от народа к народу очень сильно отличается и людям не охота перестраиваться в чужую культуру. Например, большинство северокавказских девушек ни за что не согласятся выйти замуж за представителя вайнахских народов, если только не по большой любви, ибо все прекрасно знают, что они крайне консервативные, и как недавно мне говорила одна моя знакомая, это равносильно подписать себя на добровольные муки в аду.

Я как-то сама пошутила на тему брака с вайнахом, но мои родственники шутку не оценили, ибо всерьез обеспокоенные дядьки потом взяли меня в оборот и провели трехчасовую лекцию о том, почему этого делать не стоит.

Вообще есть такой момент, что западная часть Северного Кавказа не в восторге от восточной и наоборот. Хотя в дела друг друга никто не лезет. Народы восточной части считают, что народы западной части обрусели, а эти же наоборот считают, что те живут в дремучем лесу. Конфликтов по этому поводу нет, но безмолвное неодобрение все же витает в воздухе.

С другой стороны нужно смотреть еще на отдельные этносы, которые враждуют друг с другом - например, осетины и ингуши, браки между представителями этих двух этоносов всегда превращаются в адище. Виной всему ингуше-осетинский конфликт 1992 года, который все прекрасно помнят, когда между представителями этих народов началась кровавая бойня. Данный конфликт был погашен, но государство так не решило вопрос из-за которого и началось это все, и данная рана кровоточит до сих пор.

Касательно браков между кавказскими девушками и славянскими парнями, то к этому относятся гораздо хуже, чем к тем же бракам парня с девушкой, ибо как я уже говорила, считается, что девушка переходит в новую семью. И люди считают, что в таком браке их наследие будет уничтожено.

К тому же дети принадлежат семье отца и все важные вопросы в жизни детей решает именно семья отца - они вообще играют очень большую роль в жизни ребенка.

Но при этом такие браки тоже имеют место быть, впрочем тут главную роль играет сам парень, ибо если семья девушки уверенна, что данный парень сможет вырастит их детей в культуре народа, то на брак соглашаются, хоть и неохотно.

У моей мамы есть одноклассник, он русский по национальности, но вырос среди карачаевцев, прекрасно ориентируется в культуре и говорит на языке не хуже самих носителей. Он спокойно женился на карачаевке, ибо родители девушки знали парня и согласились на их брак.

Ну и напоследок самое главное - откуда растет голова неприязни межнациональных браков?

Если посмотреть историю народов Северного Кавказа, то есть одна параллель у всех - на протяжении всей истории, более крупные народы пытались подавить и присоединить к себе маленькие кавказские этносы, чему они отчаянно сопротивлялись. Но в конце концов, после Кавказской войны это удалось сделать Российской Империи. На притяжении всего своего существования они были под угрозой исчезновения из-за чего в сознании горцев крепко укоренился этот страх, который получил новый виток после сталинских репрессий. Кавказцы очень тщательно и щепетильно относятся к своему наследию, чтобы народы и дальше продолжали существовать, что укореняется в мозгу ребенка с самого рождения и этот посыл передается из поколения в поколение.

Благодаря ярой приверженности к своим корням северокавказские народы до сих пор сохраняют свое самосознание, хотя даже более крупные народы ассимилировались и исчезали, а эти до сих пор держатся. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. К тому же со временем и северокавказские народы претерпели значительные изменения и многое уходит в прошлое. Даже если взять последние два десятка лет - разница колоссальная. Но пока им удается держаться в тесном контакте и сохранять свою самобытность. А что будет дальше, посмотрим...
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 54

tambaly
#кавказ_без_стереотипов

В этот раз хочу рассказать об одном феномене свойственному Северному Кавказу, причем всему, и думаю многому из этого стоило бы поучиться у северокавказских республик.

Это взаимопомощь, и такого уровня я не видела нигде. И все это именно делают обычные люди, не фонды, не правительство, а такая взаимосвязь между самими людьми. Чтобы показать это оставлю видео на один ролик, снятый камерами наблюдения. Эта авария произошла в Назране, в Ингушетии в 2017 году. Посмотрите на реакцию людей. Таких видео можно найти великое множество, ибо реакция у всех одинаковая. Сколько раз мой папа, дяди/братья и соседи выбегали на улицу, услышав скрежет железа при аварии, а это ни с чем не перепутаешь (я живу возле одной из скоростных трасс, поэтому аварии у нас не редкость).

Именно взаимопомощь и гостеприимство, одна из главных черт всех жителей республик Северного Кавказа. Но сейчас, я бы хотела рассказать о том уровне развития взаимопомощи, которое есть в Карачаево-Черкесси и в частности у карачаевцев, ибо у всех республик есть свои нюансы. Сгруппирую текст на несколько пунктов:

1. Фонды мечетей.

Как известно, все мусульмане, в том числе и в России платят закят.

Закят - это ежегодная выплата милостыни, который каждый мусульманин делает раз в год, обычно на один из двух великих праздников (чаще всего на Ураза-Байрам). В каждой республике негласно установлена собственная сумма закята и несет он желательный, а не обязательный характер.

В КЧР сумма закята составляет 1000 рублей на одного члена семьи. Но люди могут заплатить меньше, могу заплатить больше, а могут вообще не платить, если им нечем. Это всю сугубо индивидуально. Но подавляющее большинство жителей платят закят.

Куда идут эти деньги?

Закят люди отдают по желанию, куда они хотят:

1) В мечети;
2) Малоимущим семьям;
3) В детские дома;
4) В благотворительные фонды.

Что с этими деньгами делают в мечетях?

У каждой мечети есть свой фонд, который формируется из пожертвований прихожан. Он направлен в первую очередь на помощь людям, на строительство мечетей, на закупку ритуальных предметов - табуты, къумгъаны и тому подобное, которые есть во всех мечетях и люди могут пользоваться ими во время нужды, совершенно бесплатно.

В каждой мечети есть списки малоимущих семей, которые берут садака и обычно там указываются что конкретно нужно этим людям.

Садака - это милостыня, которую мусульманин дает по своему желанию, чтобы помочь людям. Садака тратится на продукты, на лекарство, на одежду для людей, которые не могут себе этого позволить. Также это материальная помощь нуждающимся людям, у которых трудный период в жизни.

Я была свидетелем одной истории, когда женщина, которую я хорошо знаю, оказавшись в крайне затруднительном положении и будучи в долгах как в шелках, обратилась к местному имаму со своей проблемой и ей дали безвозмездно 15.000 рублей.

Но такая помощь, конечно, всем подряд не дается, а только местным людям, потому что здесь все друг друга знают и в курсе всего, что происходит в жизни у окружающих.

Конечно далеко не все карачаевцы обращаются за помощью в мечеть. Причины две:

1) Есть такое понятие, как «рыс», оно не имеет аналогов перевода на русский, но в данном случае, смысл заключается в том, что если ты возьмешь садаку имея возможность самому выкарабкаться, ты проклянешь себя и свою семью. «Рыс» - это что-то вроде кармы, типа ответки, которое придет к тебе, за твои деяния или равнодушие. И люди свято верят в это.
2) Кавказцы очень гордые, чтобы они попросили помощи, особенно у посторонних, надо чтобы случилось что форс-мажорное.

Когда у тебя проблема, у тебя есть семья, которая тебе поможет всегда. В мечеть же люди обращаются, когда помощи ждать неоткуда.

2. Сууаб.

«Сууаб» - это понятие у карачаево-балкарского народа, которое означает безвозмездную помощь, благодеяние. Как бы говорят, что если ты поможешь человеку, сделаешь для него добро, то получишь «сууаблыкъ» - грубо говоря, +1000 к карме. Люди свято верят, что если ты будешь помогать нуждающимся, то и Бог будет помогать тебе. И это здесь далеко нередкое явление.

Часто бизнесмены стараются помочь малоимущим. Они не афишируют свои имена, хотя конечно все местные знают кто это, что они делают и для чего. Да, они тратят свои заработанные деньги, точнее их часть, на то, чтобы жизнь жителей республики была хоть капельку лучше.

В республике, как и везде по стране царит страшная коррупция и деньги, выделяемые государством до жителей не доходят попросту, потому что разворовываются местными кланами, которые сидят на верхушке. Они сами по себе, народ сам по себе. Так и живем.

Что более обеспеченные люди делают для менее обеспеченных?

Например, благодаря таким людям, по всей республике есть такие заведения как «Очаг добра», где всех стариков, инвалидов и малоимущих кормят бесплатно (подчеркну, независимо от национальности и вероисповедания).

Бизнесмены за свой счет делают ремонт в больницах и в других учреждениях. Например, есть один известный мужик, у которого очень успешный бизнес, он мало того, что поставил на ноги всю свою семью, так еще и отремонтировал все больницы по малокарачаевскому району.

Также они обеспечивают лекарства и еду для стариков, больных людей и инвалидов.

Я в своей жизни была свидетелем, такой ситуации: через два дома от меня жила старушка. Ее супруг, дети и сестра погибли и она осталась совсем одна-одинешенька. У нее была племянница, но таких племянниц и врагу не пожелаешь (да, среди моего народа, к сожалению, есть достаточно много и злых людей, но как говорится, в семье не без урода). Вообще, это отдельная эпопея, расскажу вкратце.

Так вот, у нее не было денег на существование, ибо ее племянница забирала ее пенсию, оставляя ей жалкие копейки и старушка буквально выживала как могла. Она вязала носочки и несла это женщинам, которые торговали трикотажем и просила, чтобы они их продали. Они продавали и к своей чести, всегда приносили ей деньги, иногда что-то добавляя от себя. Когда племянница прознала об этом, она стала забирать и эти деньги. Притом отдавала старушка эти деньги добровольно, потому что та постоянно плакалась и давила на жалость, поэтому правоохранительные органы только пожимали плечами. Подкармливала старушку вся улица. Кто-то покупал ей хлеб, кто-то молоко, кто-то другие продукты.

Моя мама, тетя и две наши соседки пошли в мечеть и рассказали об этом, оттуда послали одного парня-предпринимателя. Он взял под опеку старушку, покупал ей продукты, лекарства. Он купил ей стиральную машину, простенькую в управлении, чтобы она могла стирать свою одежду.

Моя мама, тетя и две соседки - они вчетвером выхаживали старушку, вплоть до самой смерти, убирались у нее, готовили ей еду, мыли ее, даже памперсы меняли. В общем, смотрели за старушкой до самой смерти и организовали ей похороны, когда она умерла.

На мой вопрос, почему они это делают, все как на подбор отвечали: «Что я богу скажу, когда окажусь перед ним, если брошу человека в беде?»

Старикам здесь вообще стараются помочь и оказывают им всяческую поддержку и уважение. Их никогда не оставят просто стоять на остановке. Сколько раз мою только бабушку привозил какой-нибудь попутчик. Но об отношении к старикам и больным людям я напишу в отдельном посте, ибо там много чего есть рассказывать.

То же самое касается и женщин, если мужчины видят, что женщины в позднее время стоят на остановке, то довезут их хотя бы до населенного пункта, либо же придет кто-то из родственников и заберет, притом всех, а не только свою родственницу.

Я как-то попала в аварию, когда возвращалась из Архыза домой, было уже поздно, в маршрутку врезалась машина и хоть никто не пострадал, но из-за повреждений доехать на ней нельзя было. Проезжающие машины останавливались и забирали пассажиров по два-три человека.

Другой случай был во времена моего обучения в школе, мы учились достаточно далеко от школы (и жили за городом, в селе) и нам организовали школьный автобус, который каждый день в несколько рейсов отвозил и привозил учеников, коих было чуть больше сотни.

Однажды автобус сломался прямо перед рейсом, а это была зима - дубак страшный. Узнав об этом глава администрации попросил своих родственников, своих подчиненных и других людей забрать детей из школы и развести по домам. Мой отец был одним из его доверенных лиц, и он тоже занимался этим всем. Мужчины довольно быстро собрались скооперировались и за нами приехал огромный кортеж. Нас рассаживали по три-четыре человека и каждого ребенка довозили до дому и передавали в руки родителей.

Также семьи (не просто сиблинги, а все двоюродные со своими семьями) периодически собираются, перебирают свою одежду, обувь и вещи, и передают это в детские дома. В республике их два - усть-джегутинский и черкесский.

И разных историй взаимопомощи у меня еще целый воз и тележка, поэтому закруглюсь с этой частью.

3. Похоронная помощь.

Про похороны я еще распишу отдельно, тут только хочу выделить несколько похоронных обрядов и взаимопомощи. Кто читал мою работу, наверно видели там такие слова как «деур», «пятьдесят два» и прочее.

Похороны - это наверно один из самых ярких эпизодов взаимопомощи среди людей. И самых затратных.

В первую очередь «стучатся в двери», рассылают скорбную весть, после чего все соседи приносят стулья, скамейки, тенты и все прочее. Народу собирается очень много. Едут и берут скамейки в мечетях, если не хватает. Помогают привести дом в порядок.

Когда умер мой отец, у нас во всю шла стройка - все верх дном было перевернуто. Пока мы были в больнице, все мужчины и парни с нашей улицы, собрались возле нашего дома, вычистили строительный мусор, разровняли землю, привели все в порядок, натянули тенты, притащили скамейки. И это постоянная практика.

В первые три дня с момента похорон человека, в доме запрещено готовить; нельзя, чтобы в доме горел огонь и из очага выходил дым. Пока не пройдут трехдневный или как их еще называют - малые поминки.

В это время собираются все соседские женщины и делятся на несколько групп и готовят «къайгъы аш» все эти дни.

«Къайгъы аш», что можно перевести как «скорбная пища» - это еда, которую соседские женщины безвозмездно готовят для своих соседей, у которых в доме случилась беда. Притом готовят много.

Нам приносили пятидесятилитровую кастрюлю супа с мясом в один день, сто штук хычинов (национальный пирог) в другой день. Готовят массово и все на свои деньги, скидываясь на продукты.

Другой вид «къайгъы аш» - это деньги, которые также дают все желающие безвозмездно. Минимум несут по тысячу рублей - кто-то две, кто-то три, кто-то пять, близкие родственники - минимум тысяч десять.

Конечно потом ты должен это посильно вернуть и также проявить посильную помощь, когда у этих людей в доме случится какое-то событие, будь то похороны, свадьба или проводы, и.т.п.

Помню на похоронах папы тети всех записывали в тетрадь, чтобы потом не забыть, кому что надо вернуть.

Следующее - «Деур» - посмертная садака. Деур собирается из нетронутых продуктов, которые есть в доме усопшего. Большую железную чашу, которая называется «чара табакъ», заполняют продуктами - вытаскивают из морозильника мясо/фарш, также чаи, кофе, макароны, рис, сахар, масло - и сливочное, и подсолнечное, и прочие продукты. В общем, все, что есть в доме. Эту чашу выносят перед табутом, как последнее садака покойного и потом отдают одной из малоимущих семей. Эфенди координируют это, чтобы деур доставался всем нуждающимся семьям.

Дальше идут пятидесятидневные поминки или как их еще называют большие поминки.

Где куча еды, которая потом раздается всей округе + пакеты с продуктами. Также, вдобавок ко всему, режут барашку и отправляют мясо в детский дом, также ящиками фрукты, конфеты, печенье и все прочее.

Обычно работники детских домов не трогают садаку, ибо во-первых понятие «рыс» никто не отменял, а во-вторых, люди разорвут их в пух и прах, если узнают, что садака, принесенное детям, они заберут себе. Боятся.

А потом годовые поминки, где повторяется то же, что и на большие поминки, только в меньших масштабах.

4. Помощь внутрисемейная.

Если ты попал в беду, то первым к тебе на помощь придет именно семья. Если у тебя какое-то мероприятие, то также первыми прибегут именно члены семьи.

Если что-то случается, то как говорит моя тетя - берешь подушку, одеялко и на несколько дней можешь забыть о своем доме.

Пока у тебя в доме похороны или свадьба, или любое другое мероприятие - у тебя в доме живет целая толпа. Впрочем, если ты старший или младший в семье, то она у тебя живет постоянно, но это отдельная история. Так вот, (близкие родственники, а под близкими имеются в виду не только родные, но и двоюродные) - все дни мероприятия находятся у тебя в доме, они будут бегать в магазин, готовить, убираться, встречать/провожать гостей и заниматься прочей бытовой работой. Помимо этого, близкие родственники буквально все отдают, что у них есть. Близкие, даже если влезут в долги, то принесут тебе самый минимум тысяч десять + еще кучу вещей, продуктов - все, что у них есть. Благо, что мероприятия - не частая вещь.

В пример, когда замуж выходила моя сестра, одна моя тетя отрыла 150.000, вторая 70.000 и вот так вот всей семьей собирали деньги. Естественно, родители потом также идут к ним.

А что самое смешное, что свадьба, например может перекочевать в твой дом и ты конечно же открываешь двери своим родственникам. Обычно это случается во время кражи. Притом свадьба у карачаевцев идет в трех местах разом - со стороны невесты, а также в двух местах со стороны жениха, потому что невеста и родственники жениха в одном доме празднуют, а жених и его друзья празднуют в другом доме, который называют «болуш юй», что можно перевести, как «дом-помощник». Если семья жениха попросит, то родственники, которые живут рядом или соседи впускают на дни праздника жениха и его друзей в свой дом с соответствующими затратами и небольшим Армагедоном в подарок, ибо все молодые парни округи тусуются у тебя в доме.

Мама вечно шутит, что с папиной родней, даже будучи Абрамовичем уйдешь в минус. Но о семейных взаимоотношениях я также расскажу подробнее в отдельном посте, ибо там очень много нюансов и у каждого своя роль.

Случаев взаимопомощи тут очень много, я прошлась «галопом по Европам» и тебе помогут независимо от твоей национальности и вероисповедания, ибо люди в большинстве своем добродушные и если относиться к ним с уважением, то и они с уважением отнесутся к тебе.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 6 комментариев

tambaly
#кавказ_без_стереотипов

В общем, у меня в голове 1001 тема для рубрики, и даже не знаю, за какую браться. Вопрос к читателям, о чем касательно Кавказа и КЧР в частности вы бы хотели узнать?
Показать 20 комментариев из 59

tambaly
#горы

Не так давно я смотрела выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова на тему Эльбруса. Гляньте на досуге, крутой выпуск, где КЧР и КБР раскрываются без всяких стереотипов. Он мне понравился, но поговорить я хочу не о самом видеоролике, а о моих мыслях на эту тему. Эдакий поток сознания.



Так вот, задумалась я над словами Алексея о горах; о том, что они словно магнит. И да, это действительно так.
Показать полностью 2
Показать 8 комментариев

tambaly
#Шёпот_Богов #деанон

Я расскажу вам одну небольшую историю...

Где-то в Кавказских горах, на одном из горских кладбищ стоят два одинаковых могильных камня из серого гранита. В этих могилах покоятся два брата... Два брата которые настолько сильно любили друг друга, что ушли практически сразу. Одним из этих братьев был мой отец, второй - дядя, его младший брат.

Мой дядя был для меня олицетворением силы, он был высоким, статным, суровым, крепким мужчиной. С кучерявыми волосами и пышными усами, а на шее у него был большой шрам от ножа, полученный во время драки.

И вот этот брутальный дядька сидел и плакал навзрыд, как ребенок, когда он узнал о смерти брата. Его фраза «Как мне теперь жить без него?» до сих пор звучит в голове. Хотя на тот момент ему было уже пятьдесят лет, у него была жена и дети.
Показать полностью
Показать 18 комментариев

tambaly
#интернет

На КиноПоиске наклевывается очередной, боже упаси, редизайн. Активно ищу другие площадки. Imdb мне не заходит, вот сейчас наткнулась на Кинориум, который в последнее время набирает популярность. Задаток у проекта очень даже не плохой. А какие еще есть хорошие кинобазы? Может что пропустила?
Показать 5 комментариев

tambaly
#жыза #рисовашки

Кисти в руки не брала со времен школы, а детки приперли к стенке, мол надо им рисунок на какое-то мероприятие. Пришлось лезть и доставать с коробки все припрятанное добро.

Ворчала-ворчала, но на самом деле ощутила "проявление синхронности", как сказала бы Джулия Кэмерон (блин, совсем забыла про #путь_художника написать), потому что давно хотела взять в руки карандаши и кисти, и тут такой толчок, притом бескомпромиссный.

Получился конечно дикий ужас, но главное им понравилось. Так и записалась на марафон от ВсемАрт, на который меня сподвигла natoth.

Посмотрим, что из этого получится и исправится ли моя рукожопость. :D

Показать 5 комментариев

tambaly
#кавказ_без_стереотипов #мода #свадебные_платья #подвенечные_платья #национальные_платья

В продолжении свадебной темы, поговорим о свадебных платьях. Сейчас на Кавказе как никогда актуальны национальные платья.


Показать полностью 33
Показать 20 комментариев из 25

tambaly
#кавказ_без_стереотипов #свадьбы #обычаи #традиции

Ну что же... поехали! Думаю в этот раз я начну с чего-то прекрасного. А именно, с самого любимого мной адата, который называется «Ау Алгъан Адет». С карачаево-балкарского это переводится, как «обряд снятия свадебных платков».



Проводится он на второй день свадьбы, когда приезжает «джыин» - гости со стороны невесты. Но о свадьбе, о днях свадьбы и о назначении каждого из них я напишу в следующих постах, потому что писать очень много.
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 30

tambaly
Список для постов из серии #кавказ_без_стереотипов (кому не интересно, можно скрыть их по данному тегу).

1. Почему я решила начать эту серию постов
2. Свадебный обычай «Ау Алгъан Адет»
3. Свадебные платья
4. Взаимопомощь
5. Межнациональные браки
6. Женщина в браке

tambaly
Я как-то начинала писать посты из серии #кавказ_без_стереотипов, но начала с довольно резонансной темы, как кража невесты. В итоге я поудаляла все посты и долго раздумывала, как лучше переделать рубрику.

Я люблю Кавказ, я родилась здесь и выросла, но при этом я не смотрю на него через розовые очки. Я люблю многие адаты, так же как и многие на дух не перевариваю.

Кавказ не идеальное место - здесь много как плохого, так и хорошего, писать буду как об одном, так и о другом. Видеть все только в черном цвете, как и в белом - неверно. К тому же, я не буду брать Кавказ целиком, как единое целое, потому что на самом деле он раздроблен и люди здесь очень сильно отличаются по менталитету (есть конечно и общие моменты, но в целом различий больше). Говорить, что все народы одинаковы крайне неверно.
Показать полностью
Показать 16 комментариев

tambaly
#шипперский_турнир

Увидела оргпост, и такая: "КАК ТАК? ВСЕГО ДВА ДНЯ ОСТАЛОСЬ ЧТО ЛИ?"

*ушла мусолить свой ключ*
Показать 1 комментарий

tambaly
#шипперский_турнир #жизньболь

Из ключа, что мне прислали, у меня родился целый миди. Я не впихну в миник весь сюжет, не обкромсав.

Думала отправлю на миди, но и тут мне орги крылышки подрезали:( А у меня было два мидика.

Сижу, смотрю на свой ключ и грущу.
Показать 8 комментариев

tambaly
#путь_художника

Неделя вторая, все никак не отпишусь по ней.

Утренние страницы: 7\7

Написала утренние страницы, удовольствия они мне по прежнему не приносят, все туплю и выдавливаю из себя каждое слово.

Творческое свидание.

На творческое свидание в эту неделю мне выползти не получилось, но зато я хорошо подпитала своего внутреннего художника, наткнувшись на RADIO TAPOK, у него потрясающие каверы.
Показать 2 комментария

tambaly
Я только сейчас заметила, что я 10 лет на сайте.

Помню как отправляла свой текст на мыло фанфикса, и мне сказали, что текст совсем сырой и публиковать его не будут. Вот я психовала :D С тех пор у меня с этим сайтом отношения "любви-ненависти" и пошли периоды писца и неписца, удализмов и в конце концов, полного застоя.

Но на десятилетнюю годовщину надо что-то написать. Вон заявку на #шипперский_турнир подала, хоть в конкурсах поучаствую, что ли... Надеюсь, что впереди меня ждет 10 лет плодотворной работы. Да и зря что ли #путь_художника прохожу?

tambaly
Ой, давненько меня тут не было. Совсем забросила сайт, но с моими наполеоновскими планами времени на фанфикс совершенно не остается :(

Забросила, но опять вернулась в #путь_художника, надо еще раз поблагодарить _Nimfadora_ за такую находку. Я уже держусь в пути две недели. Напишу пока про первую неделю, так как со второй я еще не разобралась и не до конца выполнила задания.

Утренние страницы: 7\7

Я каждый день записывала утренние страницы. Это было очень тяжело для меня, так как я тупо не знала, что писать, в том плане, что в голову ничего не приходило. Каждое слово буквально веревкой вытягивала. Пару раз даже утренние страницы переросли в вечерние, но в целом я справилась.

Творческое свидание.

Мне на этой неделе удалось выползти на творческое свидание. Я была в мемориальном музее-усадьбе художника Ярошенко. Вдохновилась, там очень красивый сад и сама усадьба, будто на сто лет назад вернулась. Атмосфера необычайнейшая, картины красивые. В общем, провела время с пользой и открыла для себя много нового. Подробно я еще напишу о музее, но попозже.

tambaly
#тревелблоги #хендмейд #handmade

В кои-то веки смогла выбраться с работы и съездить с девочками в Кисловодск, погулять. Обычно на каждых выходных на Курортном бульваре или на Кругу проходят ярмарки, где можно купить все, что душе угодно. Сюда же выходит и очень много хендмейдеров.

Познакомилась там с потрясающей рукодельницей, которая делает различные элементы декора в стиле #стимпанк. Влюбилась в сейф.

Показать полностью 12
Показать 6 комментариев
Показать более ранние сообщения
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть