↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Aru Kotsuno

Автор, Переводчик, Редактор, Иллюстратор, Декламатор

Фанфики

114 произведений» 
Нестандартные плюсы вредных привычек
Джен, Мини, Закончен
335 17 17
Locus Vacuus
Джен, Мини, Закончен
335 15 23
Don't you feel like severing?
Джен, Мини, Закончен
993 34 71 1

Переводы

2 произведения» 
Карминовый красный
Гет, Миди, Закончен
1.9k 44 85 2
Последние слова
Джен, Мини, Закончен
596 14 1

Редактура

132 произведения» 
Трудный выбор
Джен, Мини, Закончен
564 11 19
...а зачем?
Джен, Мини, Закончен
679 20 48 1
Кот, шарф и кофе
Джен, Мини, Закончен
343 2 11
Шёпот в ночи
Гет, Мини, Закончен
2.5k 68 103 4
Ридикулус
Джен, Мини, Закончен
1.8k 54 77 5

Аудиофанфики

1 произведение» 
Любофф зла-2, или Снейджер по инструкции
Гет, Мини, Закончен
8.7k 28 290 3

Фанарт

471 работа» 

Подарки

10 подарков» 
Подарок(Не)удачная встреча со Смертью
От Кэй Трин
ПодарокБрат
От ONeya
ПодарокДва героя
От EnniNova
ПодарокВ любое время, в твоём городе
От Cabernet Sauvignon
ПодарокПредсказательница
От Кэй Трин

Награды

62 награды» 
100 000 просмотров 100 000 просмотров
7 сентября 2024
1000 комментариев 1000 комментариев
11 августа 2024
7 лет на сайте 7 лет на сайте
10 августа 2024
100 произведений 100 произведений
2 ноября 2023
3 конкурса 3 конкурса
17 сентября 2023

Блог » Поиск

До даты
#всем_пох #писательское #размышлизмы

Есть мнение, что #стихи должны быть непременно складными, писаться каждая строчка с большой буквы, и что знаки препинания там так же необходимы, как в прозе.

Начнём с того, что проза без знаков препинания тоже имеет место быть, например, для передачи потока сознания, бреда сумасшедшего или ещё какой постмодернистской идеи. И это нормально. И это многие воспринимают как данность.

Тем не менее, многие обыватели, книжные блогеры, а подчас даже и специалисты испытывают какое-то страшное отвращение к стихам, написанным без знаков препинания и с маленьких букв. Я понимаю, почему: тренд на подобное оформление стихотворений и огромный поток как минимум сомнительных опусов, если не сказать прямо — бездарщины, заставляет при виде похожих решений как минимум содрогаться. Да и наиболее популярные представители этого жанра — порошки, пирожки и прочая интернетная микропоэзия — по большей части не используют никаких специфических возможностей, которые открывает сознательный отказ от разрыва текста точками и запятыми.

Между тем, возможности есть, и они ого-го. Во-первых, в отличие от прозы, стихотворный текст подразумевает разбивку на строки и строфы, группировку ритмом и рифмой, поэтому он не превращается в нечитаемую кашу, т.е. потери от такого оформления скорее минимальны. Вдогонку к предыдущему, в конце строк и посередине длинных строк предусмотрены ритмические паузы, в которые мы с лёгкостью мысленно вставляем запятые и точки, даже если они там и не прописаны. А во-вторых и в-главных, открываются потрясающие перспективы для синкоп, наложений и разночтений.

В качестве примера (немножко #самопиар) возьмём мое стихотворение нескольколетней давности. Для начала приведу его полностью.

память моя, холодная и печальная
век мой, из вечностей слепленный
гонят меня куда-то отчаянно
снова и снова, будто в забвении
я бреду по крышам и растекаюсь в лужицу
тело бросаю на произвол судьбы и
наблюдаю с облака, как на холодной улице
голуби сизые тянут беспомощно выи
свои ладони согрею тёплым дыханием
чтобы не онемели вконец кончики пальцев
мне ли не знать, да на кой чёрт это знание
если даже рыдать не могу, а только смеяться
если воли нет собрать себя воедино, в целое
если силы нет протянуться нитью сквозь небеса
я бросаюсь вниз и падаю в красновато-серое
месиво остаётся блаженно-алым лишь полчаса
до того как свет безразличной луны прорежется
сквозь тягучих туч тёмно-синий дым
я приму неприметную форму беженца
скроюсь в подворотне, назовусь чужим
именем и маску себе приделаю
чтобы точно никто не мог найти и узнать
если нет возможности собрать себя снова в целое
остаётся лишь растворяться да исчезать



Конечно, некоторые предложения выделяются очевидным образом. Например, первые две строки вполне могли бы быть отдельными описательными предложениями. Но тогда третья строчка превращается в безличное "гонят меня" (не так уж важно, кто). С другой стороны, можно обнаружить, что "память /.../ и век /.../ гонят меня" тоже образуют вполне поэтически осмысленное предложение. Планировал ли такое разночтение автор, когда писал стихотворение? В данном случае могу заверить вас, что да.

Строчки "я бросаюсь вниз и падаю в красновато-серое // месиво остаётся блаженно-алым лишь полчаса" более интересны. С одной стороны, после "красновато-серое" невозможно не ожидать существительное-дополнение, к которому относится данное определение, и нельзя так просто взять и не прочесть "красновато-серое месиво" как одно целое; с другой "месиво" неразрывно связано с и является подлежащим в "месиво остаётся блаженно-алым лишь полчаса". Противоречие? Конечно. Дайте два. Режим наложения двух фраз mode on.

В то же время, "лишь полчаса" тоже не относятся только к месиву. Можно, можно прочесть "До того как свет /.../ прорежется /.../, я приму ...", и это будет грамматически и поэтически правильным предложением, но, согласитесь, нельзя так просто взять и отказаться от чтения "лишь полчаса до того как свет /.../ прорежется", когда "лишь полчаса" и "до того" стоят так близко, да ещё и не отделены запятыми? Получается одновременно и наложение, и разночтение и, на самом деле, синкопа, которая вынуждает нас ставить паузу в середине строчки ("Месиво остаётся блаженно-алым. Лишь полчаса") и убирать паузу в конце.

Я разобрала подробно лишь несколько примеров в одном стихотворении (в нём есть ещё). Можно также отметить, что в этом тексте мне не интересны "склейки" внутри строк, напротив, я стремлюсь эти обрывки сделать максимально ясными и не так уж сильно похожими на "поток сознания", поэтому внутри строк знаки препинания стоят. Заглавных букв нет, поскольку они бы создавали ненужное деление, ненужные акценты, и затрудняли бы синкопирование. Можно было бы поставить прописную букву в самом начале и точку в самом конце, но тогда это намекало бы на то, что всё стихотворение — есть только одно предложение, а это не так и не то, что я хочу (в тот момент хотела). В моём архиве есть другие примеры, и где есть прописные буквы, и где нет знаков препинания вовсе, и где совсем специфические переносы слов.

Как я всегда говорю, главное, что отличает художественный приём от сомнительного решение — полное понимание автора/творца, что ему это необходимо, что без этого не обойтись, а лучше ещё умение объяснить, почему и зачем. Хотя бы апостериори(=
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 4 комментария
Внезапно вспомнила, что у меня есть и неплохие #стихи
(Да, потому что стало как-то плохо. Что поделать, если хорошие стихи получаются именно тогда, когда автору плохо?)

доктор, научите меня не переживать понапрасну
не болеть душой за чужих для меня людей
разве вы не видите, доктор, моё состояние опасно
сколько мне жить осталось, скажите,
сколько лет, сколько дней?

доктор, научите меня ценить мою жизнь и тело
душу мою ценить научите меня, прошу
разве вы не видите, доктор, это совсем не дело
я же так сгорю
я же так рассыплюсь
я же раскрошусь

доктор, научите меня безответственности и безразличию
научите не помнить того, что лет десять как стоит забыть
к чёрту правила, доктор, к чёрту мораль и приличия
я умираю, доктор
спасите меня
научите жить

доктор, скажите прямо, к чему скрывать, я по глазам читаю
мне поможет лишь экстренное хирургическое вмешательство
пересадка нервов, переливание времени, иссечение знаний
устранить эмпатию
удалить амбиции
вырезать обязательства
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
не #стихи
опрос про пирожки с порошками вдохновил

я не хочу писать фанфикшен
хочу лежать и быть поникшим
Показать 2 комментария
глупые ночные #стихи

Слева дедлайн. Справа дедлайн.
Лес из дедлайнов бескрайн.
Показать 4 комментария
#стихи #писательское #укур

Читать или писать, вот в чём вопрос... Достойно ль
Марать бумагу терниями слов,
Чернилами душонки графоманской
Иль надо обратиться к мастерам
Пера и мысли? Вникнуть. Погрузиться
В неведомых миров тугую плоть,
Узнать их смысл? Это ли не цель
Желанная? Читать, вдыхая слог
Писателя, доселе незнакомый,
Или знакомый и почти родной.
Писать! Читать? Писать ещё, быть может...
Когда клонится набок голова,
И веки тяжелеют над глазами,
Печатный текст, увы, не разобрать,
Зато печатать можно и вслепую.
Всё, решено! Долой, долой сомненья!
Я открываю чистый txt-файл,
Затачиваю ногти словно перья
И коршуном бросаюсь на него
Ваять нетленку. Это ли не счастье!
(Отметим здесь, что утром
Готовый текст придётся прочитать,
И, может быть, изрядно переправить.)
Эвтерпа, Муза! Помяни меня в своих напевах!
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 8 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть