↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

12 произведений» 
Истинное имя
Джен, Макси, Закончен
3.9k 26 26
Смерть и солнце
Джен, Макси, Закончен
3.2k 60 18
Волчье время
Джен, Макси, Закончен
4.2k 136 16
Белый обелиск
Слэш, Макси, Закончен
1.9k 6 34 1
Специалист по неприятностям
Джен, Миди, Закончен
984 4 20

Награды

20 наград» 
6 макси 6 макси
30 марта 2024
4 года на сайте 4 года на сайте
23 февраля 2024
50 подписчиков 50 подписчиков
20 января 2024
150 читателей 150 читателей
8 июня 2023
10 произведений 10 произведений
26 февраля 2023

Блог » Поиск

До даты
Когда читатель ищет прототипы

Читателям нередко свойственно принимать свои ассоциации - за авторские. К тому же, очень часто представления людей о связи двух произведений опираются на то, что авторы обоих черпали из одного более раннего источника. Подобную ошибку совершали современники Толкиена, спрашивая его, уж не навеяна ли мысль о кольце Власти «Кольцом Нибелунгов» Вагнера. Толкиена подобные вопросы страшно раздражали, и в этом его можно понять. Такую связь между двумя сюжетами можно определять, как связь родных, двоюродных или троюродных братьев, но не как наследственность.

Полностью положить конец подобным недоразумениям нельзя, но можно максимально честно рассказать о своих _подлинных_ ассоциациях.

О, я отлично знаю, что у кого брал! (И чего - никогда не брал...) Скажем, за первой книгой стоят "Ронья, дочь разбойника" и "Хроники Нарнии", "Княжна Джаваха" и "Без семьи". И все это щедро смешано с навсегда очаровавшим меня в детстве миром рыцарских романов и средневековых легенд. Меня всегда смешит, когда кто-нибудь говорит, что первая книга ему напоминает Гарри Поттера. На самом деле, прообраз Лаконской Академии нужно искать в соединении Павловского института и истории об Алкуине, а совсем не в Хогвартсе. Да и начало книги - отсылка отнюдь не к Тисовой аллее, а к «Персевалю». Как и в «Персевале», штука в том, что, встретив сэра Ирема, ГГ _неизбежно_ должен был оставить дом и любящую его мать и устремиться в большой мир, навстречу неизвестности, поскольку он рожден, чтобы быть рыцарем, и он не властен отказаться следовать за призывающей его мечтой.

Даже если говорить о конфликтах ГГ с ровесниками, их прообраз следует искать отнюдь не в Гарри Поттере, а в "Оливере Твисте" (Ноэ Клейпол) и в "Джейн Эйр" (жизнь Джейн Эйр в доме тети Рид). И в Вардосе не нужно искать черты Снейпа, он значительно ближе к Белазию, наставнику Мирддина Эмриса.

Но, видимо, для тех, кто в жизни сумел полюбить одну-единственную книгу, все остальные книги так или иначе вытекают из неё.

Кроме того, однажды, уже взрослым человеком, я пересмотрел фильм "К концу времен", который очень нравился мне в детстве, и внезапно понял, как много образов из него незаметно перекочевало в «Истинное имя». Взять хотя бы мудрого и печального короля-вдовца, тоскующего по жене, и его несколько взбалмошную дочь. Или взаимодействие героя с братом - командиром королевской гвардии.

Вторая книга несёт в себе явный отзвук борьбы Белого Ягуара с испанцами и сложных отношений Роджера Мак-Кея и Кассиди. В ней отразались разом Томас Вингфилд, обучающийся у Андреа де Фонсеки, Найджел Лорин из одноименного романа (но не Найджел Лорин «Белого отряда»!) и... Касталия. Если вы сможете как-то вообразить себе Касталию пополам с Нета-Дуном, вы легко представите будни ГГ в Лаконе.

Третья книга под средневековым сеттингом и приключенческим сюжетом прячет неожиданное - схватку Рэнсома и Уэстона в "Переландре" и "Дракона" Шварца, "Над кукушкиным гнездом" и даже отзвуки московских политических процессов из "Детей Арбата". А ещё в ней очень много Сергея Калугина и Льва Шестова. Если же говорить не об идеях, а об атмосфере и деталях, то, конечно, пребывание героя в Эсселвиле внятно перекликается с пребыванием Амброзия в Бретании в "Хрустальном гроте".

Читая отзывы, я всегда радуюсь, что читательские оценки так разнятся – для кого-то первая книга лучше всего, кто-то уверенно предпочитает второй том, к кому-то подлинное сопереживание ГГ пришло только на третьей части… Здорово, что люди не твердят одно и то же - например, что первый том понравился им больше остальных, или вторая книга - это лучшая часть цикла, или что две первых книги - только подготовка к третьей, тренировка авторских возможностей. Вот это было бы обидно, причем независимо от того, на чем сошлись бы комментаторы. А тут я вижу, что три части цикла - просто очень разные (как я, собственно, и задумывал), а кому что больше понравится - зависит от интимных, внутренних потребностей читателя.

Я это знаю, потому что каждый том отражает определенную грань моих _собственных_ читательских потребностей.

Первая - это любовь к уютным, теплым сеттингам, к книгам, которые возвращают нас к нашему детскому опыту – к уверенности в том, что мир, при всех его опасностях и трудностях, надёжен, полон солнечных и ярких красок и в основе своей очень добр.

Вторая - интерес к теме наставничества, юности, к бесстрашию и ощущению огромности собственных сил, которые свойственны этому возрасту – то мироощущение, без которого немыслимы ни самые блестящие победы, ни самые безысходные трагедии. Цитируя одного из наставников ГГ, «в твои годы вообще мало что пугает. Боюсь, ты сейчас вообще не понимаешь половину из того, о чем я говорю, как я не понимал своих наставников. Я верил, что способен разобраться во всем если и не лучше, чем они, то уж, по крайней мере, и не хуже. В этом – слабость юности… и ее сила».

Третья – ранняя зрелость, тот момент, когда герой полностью осознает себя в координатной плоскости добра и зла, теряет внутренний предохранитель, позволяющий не замечать страданий и несправедливости, и вместе с ним – способность сосуществовать со злом. И тогда он вступает в героическую, но трагическую по самой своей природе, обреченную борьбу, которая приводит его к гибели (пускай в чем-то меняющей других людей, а значит – не напрасной гибели, которая несет в себе отблеск победы и торжества побежденного над победителем, но все же гибели). Но это – фэнтези, а в фэнтези герой, который покушается на невозможное, способен победить – не в одном маленьком сражении на огромном всемирном фронте, а во всей войне. Это история, в которой человек - это алмаз, попавший в жернова судьбы и навсегда сломавший их.

#авторы_и_читатели #прототипы #сталь_и_золото #истинное_имя
Свернуть сообщение
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть