↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Fluxius Secundus
19 февраля 2018
Aa Aa
#цитаты
по зрелом размышлении, или "там народу больше, чем людей"
Это по поводу злосчастной функциональной грамотности и литературы в школе.
Но вначале хочу расставить точки над i и прояснить одну вещь.
Этот рид будет весьма лонг, так что прошу тех, кто не осилил до конца, не беспокоиться и не комментировать.
С некоторых пор мне невыносима публика, любимое занятие которой - плакать о падении нравов и любоваться собственным духовным превосходством над "быдлом". Публика, которая лепит ярлыки: "клиповое мышление", "боярышник", "потребительское общество", "зомбоящик" и пр. У которой во всём оказываются виноваты то молодёжный жаргон, то эстрадная музыка, то телевизор, то компьютерные игры, то плохая наследственность и вырождение, то дислексия с дисграфией, то айфон, то "леваки", то Дарья Донцова и пр. (Мне самой когда-то эти воззрения были отчасти присущи, в далёкой юности - пока сама не начала преподавать).
Живой человек, конкретный школьник - никого не интересует. Всем интересно только налепить ярлык и покрасоваться: вот я какой духовный, в отличие от этих тупых современных детей. Но вот один из моих теперешних учеников. Пишет коряво до невозможности ("Онегин проявляет такие качества, как благородие" и пр.). Часто не в состоянии понять логическую связь между предложениями в тексте. Кто он? Дебильноватый персонаж рекламы скейтбордов - натянутая до бровей шапочка и гы-гы? Вовсе нет, мальчик - из семьи филологов, вузовских преподавателей. Он талантливый музыкант, который уже выступает на концертах и которого учителя музыки прочат в звёзды. Если что, он исполнитель КЛАССИЧЕСКОЙ музыки.
К тому же нельзя сказать, что он совсем не читает - он увлекается, например, Стругацкими. Согласитесь, выбор не худший.
И что, этого мальчика какая-нибудь Марьиванна в вульгарных бусах, которая хорошо если не смотрит Первый канал, будет учить высокой культуре? Не смешите мои тапочки. И ребёнок сам это прекрасно понимает. Он видит, что у тех, кто перед ним вымученно мемекает что-то про общее развитие, реальных аргументов, почему надо заниматься литературой, нет.
Вы скажете, это случай нетипичный. А люди вообще не бывают "типичными". Типичны их проблемы (в частности, неразвитость вербального мышления и затруднения со школьной программой по литературе). У нас всё ещё модно попрекать друг друга недостаточной близостью к "народу". Да не к "народу" надо быть ближе, а к людям. Я наблюдаю какое-то чудовищное отсутствие интереса к человеку, которое в постсоветском публичном дискурсе по сравнению с советским только усилилось. Конечно, гораздо проще гневно заклеймить "общество потребления", чем попытаться понять, зачем девочка читает глянцевые журналы вместо "Войны и мира".
Так вот, моё убеждение состоит в том, что программу по литературе нужно на 3/4 менять. Очень немногие из выбранных для изучения произведений соответствуют возрасту учеников и к тому же понятны в условиях современных реалий и языка. Даже среди учителей не все знают, например, что в стихотворении "Дар напрасный, дар случайный" слово "напрасный" употребляется в архаическом значении "неожиданный", а вовсе не "бесполезный" (существует молитва от "смерти напрасной", т.е. неожиданной).
Давайте посмотрим в лицо неприятной истине. Программа по литературе не менялась с гимназических времён. То есть с конца позапрошлого века. Когда Пушкин и Гоголь были ещё почти современными писателями, Толстой - таким же живым, как сейчас Улицкая. Ученикам не требовалось пояснять, кто такой околоточный и как запрягают лошадь. В XX веке программу не меняли, а лишь надставляли: в советское время - Горьким и Шолоховым, в постсоветское - Булгаковым и Ахматовой.
Я знаю, что я сейчас услышу.
1. "Всё зависит от учителя, он должен суметь заинтересовать, вот был такой гениальный Иван Иванович, который преподавал в колонии для малолетних преступников, они у него про Наташу Ростову читали и рыдали". - Охотно верю в гениального Ивана Ивановича, но гениев на всех не хватит. А когда обычный учитель усиленно пытается чем-то "заинтересовать", это ничего, как правило, кроме отторжения, не вызывает.
2. "Вот лично я в детстве с большим увлечением читал Пушкина и Толстого". - Возможно. В условиях информационного голода советской эпохи. Я и книжки про Ленина с увлечением в детстве читала. Но ничуть не меньше тех, кто, наоборот, отторгал и до сих пор отторгает классику XIX в., воспринимая её как часть советской пропаганды (особенно среди мужской части населения это заметно, не зря такие восторги вызвало "Голубое сало" Сорокина). Вообще к декларациям о любви к Пушкину с раннего детства я отношусь настороженно - мне чудится тут интеллигентская мода, порождённая Цветаевой с её эссе "Мой Пушкин". Мне, чтобы дорасти до искреннего интереса к Пушкину, понадобилось два курса филологического отделения. Возможно, некоторые действительно способны проникнуться Пушкиным с детства. Но нельзя этого требовать от всех.
3. "Не трожьте нашу классику! Вы её хотите заменить Пелевиным / комиксами / американскими мультиками?" Ведь наверняка кому-то взбредёт в голову понять мой пост именно так. Нет, нет, и ещё раз нет.
Я ничего не имею, например, против "Ночи перед Рождеством" - повесть соответствует возрастному уровню учеников средних классов, она смешная, она фэнтезийная и говорит об общечеловеческих вещах (этнографические реалии же сам Гоголь откомментировал превосходно). Но, скажите на милость, зачем современным подросткам продираться через тонкости этикета балов и дуэлей, без которых непонятны ни "Онегин", ни "Герой нашего времени", ни "Война и мир"? Ну дайте вы вместо четырёх томов "Войны и мира" - "Хаджи-Мурата", динамичный, сочный, интригующий, и главное, короткий текст. Чехов? Вы издеваетесь - грузить детей рассказами "Хамелеон" (я ведь правда думала, что будет про ящериц в джунглях), "Смерть чиновника" (вроде взрослые говорили о доброте и гуманности?) и "Толстый и тонкий"? Что, у Чехова других рассказов нет? Уж про впихивание 11-классникам "Вишнёвого сада", над которым опытные режиссёры сто лет головы ломают, и вовсе молчу.
4. "Ну предлагал я детям "Робинзона Крузо" - тоже не хотят, им скучно". Правильно, потому что "Робинзон Крузо", которого обычно предлагают детям - цензурная советская фальшивка, из которой выброшена вся религиозная философия Дефо. В оригинальном виде это толстый моралистический роман, который устарел ещё больше, чем романы XIX в. о балах и дуэлях. Для того, чтобы наслаждаться им как памятником культуры, нужно иметь специальный интерес к культуре как таковой. А интерес этот не разовьётся нормальным естественным путём, если человеку просто совать под нос толстые тома и бубнить о том, что это "классика" и "обязательно к прочтению".
Что, за тысячелетия истории мировой литературы в ней не нашлось ничего лучшего, чем переживания дворян и чиновников XIX в. из-за балов и дуэлей? Ну дайте вы детям хотя бы "Младшую Эдду" Снорри Стурлусона. Дайте отрывок из "Илиады" в переводе Гнедича (это же нереально крутой боевик, Рассел Кроу зеленеет от зависти!). И да, это ужасно непатриотично звучит, но "Мещанин во дворянстве" Мольера куда лучше "Недоросля" (последний вообще не пьеса, а недоразумение с точки зрения драматургии). Если уж так нужны старинные сословные отношения, читайте лучше "Мещанина во дворянстве" - там по-настоящему смешно и весело.
А заодно поговорите о замечательных переводчиках, благодаря которым мы читаем эти тексты на русском. О чудесах и трудностях этой профессии. О том, что дети уже учат иностранный язык и когда-нибудь, возможно, сами станут переводчиками.
Ведь есть же о чём поговорить с детьми на темы литературы. Они и сами хотят поговорить. Важно понять, как это сделать. Понять этих конкретных людей, здесь и сейчас, а не налепить на них ярлык и успокоиться.
19 февраля 2018
14 комментариев
1. Литературные основы. Понимание различий жанров. Умение опознавать базовые сюжетные приёмы.
2. Фэнтези. От библии до наших дней.
3. Социальная фантастика и антиутопии.
4. Историческая и альтисторическая фантастика. (всякие попаданцы которые бьют морду гитлеру и другими способами исправляют историю)
5. Научная фантастика.
6. История литературы - всякие пушкины, толстые и достоевские.
По-моему, человек предлагает менять шило на мыло)
Школа убивает интерес к литературе..
Это спорное утверждение.
Нашему классу "Герой нашего времени" очень зашёл. А так да, многое в школьной программе — не для школы. Писатели 19 века на самом деле актуальны во многом и сейчас — но это "многое" в сферу интересов школьника обычно не входит, да даже в сферу понимания.

""Робинзон Крузо", которого обычно предлагают детям - цензурная советская фальшивка, из которой выброшена вся религиозная философия Дефо." — вот это цепануло. ИМХО, многим произведениям такая цензура пошла на пользу.
Три рубля
Мне тоже зашло в свое время, и именно ГСВ я бы оставил.

Оригинального РК не читал, так что сказать ничего по этому поводу не могу, но из Свифта с Рабле вырезали как раз самое в этом возрасте интересное.
Fluxius Secundus
Свифт и Рабле — пожалуй, да, я имею в виду морализаторство, которым многие страдали.
Три рубля
Ну, это тоже с опр. стороны любопытно.
Fluxius Secundus
Не ребёнку...
Читатель 1111
Это зависит.
В целом соглашусь и вообще склоняюсь к тому, что школа должна привить интерес к литературе, а не заставить прочитать конкретные книги (и будет, как сказал Читатель). Если будет интерес - будет и вероятность, что потом человек сам прочитает классику, когда сможет понять. Не будет интересе... ну прочтет он "Мертвые души", зевая над каждой страницей, и толку с того? А "Войну и мир" все равно не прочтет - ниасилит.
Большая часть школьной программы в школьном возрасте попросту не воспринимается.
И это закономерно, потому что писалось это все для взрослых людей.
Кстати, "Вишневый сад" меня вроде и заинтересовал, но я его тогда так и не прочитала полностью Прочитала уже на последних курсах, и правильно сделала, потому что именно теперь могла его понять, а тогда бы не поняла.
Серьезные рассказы Чехова читала на первых курсах. В школе, когда проходили "Человека в футляре", они мне не зашли. "Тоска одна")
Подростки (в целом) не любят "тоску". Они любят юмор - такой, чтоб читать и смеяться, - или драму - такую, чтобы переживать, затаив дыхание. Меланхолия им непонятна и скучна.
Но ведь, чтобы познакомить детей с Чеховым, можно еще в 5-6 классе дать им его юмористические рассказы. Отлично заходят даже младшим детям: я помню, как мама читала мне их вслух, и мне страшно нравилось)
"Робинзон Крузо" с перечнями полезных в хозяйстве вещей на полстраницы - тоже не лучший выбор, а вот "Остров сокровищ", "Три мушкетеры", да хотя бы динамичные "Похитители бриллиантов" - отлично подойдет для тех же 5-6 классов.
А Крапивин? Да хоть два года целиком заполнить Крапивиным, хотя это, конечно, перебор)) Это идеальное чтение для 12-летних ребят, где и увлекательные приключения, и герои-ровесники, с которыми легко идентифицироваться, на которых можно и нужно ориентироваться, и ценности - не только вечные, но и близкие детям, словом, тут и воспитательный эффект, и развивающий любовь к чтению.
Показать полностью
Круги на воде
Да столько.... Тот же Даррелл и Зелёная серия вся. А фантастики? За всю жизнь не перечитаешь!
Круги на воде
>А Крапивин? Да хоть два года целиком заполнить Крапивиным
Noooo!

Ну и для стереоскопичности - (отчасти) противоположное мнение К. Крылова: 1, 2.
Это не всё. Оказывается, планируется из курса русской литературы исключить Пелевина и Улицкую (я и не знал, что они там). Страшное дело!

Ну что тут сказать. Я сам - современный русской писатель, достаточно радикальный. И я НЕ хотел бы, чтобы мои сочинения включили в школьную программу. По одной простой причине. Школьная программа по литературе должна иметь ОДНУ цель: изучение классических произведений, являющихся образцом стиля. То есть: научить детей красиво писать по-русски. Причём на образцах КАНОНИЧЕСКИХ. Поэтому в школьной программе должны быть авторы от Пушкина и Лермонтова до Тургенева, не менее и не более. Можно Набокова (разумеется, без «Лолиты»: это школяры и сами прочтут). Достоевского уже не надо, наверное: и сложно по сути, и написано дурным слогом. И, конечно, никаких современных авторов. В принципе. Хотя бы потому, что по-настоящему современного автора невозможно воспринимать без знания авторов классических.


(к предыдущему)

И, разумеется, никаких модернистов, никаких писателей-деревенщиков и никакого Солженицына в школьной программе. При всём очевидном значении последнего.

ТОЛЬКО потому, что у них много неканонических слов и оборотов. От диалектизмов до неологизмов.

Чтобы было понятно.

Я единственный раз за всю школу получил тройку за грамотность. Вообще-то и четвёрка за грамотность у меня бывала ну крайне редко. Но тройка!

Причина. Я обчитался "Конька-Горбунка" и стал писать "окиян" вместо "океан". Усвоил, типа.

Ну так вот - этого не надо. Ни авторской орфографии, ни авторского синтаксиса, ничего такого.

При этом я всячески за развитие языка, за легалайз (здесь это слово уместно) новых слов и новых значений старых слов. Но всё это должно быть ЗАФИКСИРОВАНО. Когда будет точно известно, какой неологизм пошёл в дело, а какой нет. Вот мне очень нравятся лимоновские неологизмы, которыми он передаёт англицизмы. "Тишотка", например - это куда лучше "футболки" или "майки" (тем более, что для меня "майка" - это классическая советская безрукавка-алкоголичка). Но слово не устоялось и в язык повсеместно не вошло - хотя встречается. Так что именно по этой причине "Эдичку" в третьем классе средней школы читать не надо - а не из-за негра какого-нибудь (третьеклассники про Чёрного Властелина и так знают).

Вот как-то так, да.

ДОВЕСОК. При этом читать детишкам любые книги "вне класса", разумеется, никоим образом запрещать нельзя, и мешать тоже. Пусть хоть что-то читают сами, навык самостоятельного осиленья большого текста сейчас является крайне ценным. Но - вне класса, сами (тут главное "сами").
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть