↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Fluxius Secundus
21 мая 2019
Aa Aa
#цитаты #плио #ип #возможно_баян

Наверняка вы не раз слышали, что «Игра престолов» набрала популярность за счет шок-контента: сцен с откровенным насилием, обильной обнаженкой и убийством ключевых для сюжета персонажей. Но юмор в том, что не сиськи Шаи и не голова Неда по-настоящему шокировали аудиторию. Мозг взрывала по-настоящему средневековая мораль всех персонажей без исключения — от Серсеи Ланнистер до Джона Сноу. Мирные и воинственные, умные и глупые, — все они совершали поступки, которые не пришли бы в голову современному человеку. Наивность Неда, жестокость Рамси, коварство Серсеи, — это средневековые наивность, жестокость и коварство.

Средневековье вполне устраивало фанатов хорошего фэнтези и исторических романов, но было эдаким бельмом на глазу всех, кто пришел в «Игру престолов» за главным телесериалом современности. И в определенный момент шоу из исторического романа (пусть и о выдуманном мире) превратилось в высокобюджетную косплей-сценку с ряжеными современными людьми (опять же, привет стаканчику с капучино).

И речь не о том, что в определенный момент слишком много власти в Семи Королевствах вдруг досталось женщинам. В реальном Средневековье такое случалось нечасто, но случалось же — особенно в Северной Европе. Именно Мартин придумал сцену с выборами Яры Грейджой (вернее, Аши Грейджой), да и в его летописи дома Таргариенов полно сильных женщин и сильных королев. Я уверен, что в книгах (когда они будут дописаны) гендерный расклад на карте Вестероса будет выглядеть примерно так же. Разница будет в другом — в средствах, которые женщины и мужчины применят для достижения этой же цели (и массовому зрителю телесериала они не понравятся).

Массовый зритель не захочет смотреть (условно говоря), как Санса спит с Мизинцем, Арью затаптывает беснующаяся толпа, а Давос сжигает Мелисандру. Это не вписывается в представления зрителей о Сансе, о толпе и о Давосе.

Став современными людьми, герои «Игры престолов» вдруг научились современным понятиям о добре и зле, о любви и верности, да что там — даже о демократической форме правления со всеобщим избирательным правом! Условно положительные персонажи стали воинами света, условно отрицательные — карикатурными темными властелинами.

Можно сколько угодно смеяться над тем, как Дейенерис перечисляла титулы, — мы просто не понимаем, насколько каждая буква в них важна для человека, чье главное имущество — происхождение, род. Ее предки завоевали Весторос огнем и мечом, поэтому весь континент — ее личная собственность, которую она возвращает у воров. Она сражается не ради освобождения людей, не во имя добра, не ради каких-то абстрактных идей — ее стремления сугубо эгоистичны и всегда таковыми и были. Тирион и другие сподвижники встают на ее сторону только потому, что Дейенерис выглядит как сильный хозяин, который наведет в государстве порядок и не будет резать подданных без нужды.

Как только сериал переключился на понятную нам мораль, тут же поступки персонажей стали предсказуемыми и одновременно перестали сочетаться с характерами тех же персонажей в ранних сезонах. К финалу то и дело критики использовали глагол «слить» — сценаристы сливали один великий дом за другим только потому, что их лидеры из коварных средневековых властолюбцев превращались или в злодеев второго плана, или в сайдкиков добра, которыми не жалко пожертвовать. В серой зоне морали не осталось вообще никого (из живых) — кто бы мог подумать!

Отказавшись от средневековых понятий, сценаристы получили возможность делать с персонажами что угодно, не думая о правилах и порядках той эпохи. Например, превратить человека низкого происхождения в одного из богатейших лордов —привет, американская мечта, а другого героя (ни разу не моряка) внезапно отправить в путешествие по миру — в эдакий дауншифтинг. Или отправить орду грабителей-кочевников, которых ничто не сдерживает, просто домой — без добычи. В мире современного человека это экспедиционный корпус союзников — похвалили, наградили и до свидания. В мире настоящей, правильной «Игры престолов» дотракийцы в Вестеросе — это очень большая проблема для всего континента, возможно — на десятилетия.

Правда, современная мораль накладывает и ограничения. В мире средневековой «Игры престолов» не было бы вообще проблемы «плохая королева прикрывается живым щитом из мирных жителей». Потому что разграбить город при штурме — в порядке вещей. Но хорошие парни в наше время так не поступают.

От той же беды — современной морали — страдают многие как бы исторические сериалы. Например, в тех же «Черных парусах» внезапно оказывается, что пираты были не грабителями и насильниками, а борцами за свободу. Но не все сериалы страдают — в «Викингах» сыновья Рагнара режут и убивают ради славы и денег, и этот сериал пока умудряется сохранять мрачный аутентичный тон. Так что и «Игру престолов» можно было закончить правильно.

Но очень уж страшно сделать все правильно и получить в лицо петицию не от миллиона старых фанатов, и от десяти миллионов новых.


(via Georg)
21 мая 2019
20 комментариев из 48 (показать все)
финикийский_торговец
с ходоками у солдат не было профита, явно в городе им что-то пообещали. Было такое чувство, что Джон вообще не в теме, зато все остальные знали, что делали
Сэр Ланселап
madness
Вы слишком унылы, чтобы хотеть с вами вести диалог. Фигню?
Это вы не умеете в последовательную дискуссию и не соображаете в характере того же Джона Сноу, так что поправьте соринку. Джон Сноу никогда бы не стал терпеть насильников в своих рядах. За сим диалог завершаю.
madness
Северяне в богатейшем городе Вестероса, гм-м... Першиеся туда через весь континент? После чудовищных потерь на войне с нежитью. Зачем они там? Ими движет долг?
Redhaired Wench
ну да, Джон прибыл из будущего с понятиями уровня 21 века
Сэр Ланселап
madness
Сразу в первый сезон, ога.
Redhaired Wench
Хм. А с чего вдруг у него такое резкое отношение к насильникам должно вытекать из первых сезонов. Да, он жил жизнью бастарда, ну так и что?
финикийский_торговец
ага, долг по ипотеке)
Сэр Ланселап
кусь
А с чего он должен к ним нормально относиться, ээээм? Он что, Рамси Болтон или Тайвин там Ланнистер?
Ну и да, стоит действительно разделять благородство тогдашнего дворянства и благородство в нынешнем понимании. Я вот верю, что Джон никогда бы не дал кому угодно поиметь леди. А вот левую плебейку, к примеру? Не знаю. В понятии средневекового дворянина: нууу... так разве они не для этого созданы, в числе прочего?
Redhaired Wench
Да не в том дело, что он не отморозок. Просто он в том мире живет, а не в нашем.
Redhaired Wench
О, есть еще момент - традиционный. Одно дело, когда баба мужику не дала - бывает. И другое - как это "не хотела" отдаться солдату? Право победителя и все такое. Для нас оно - изнасилование, а для средневековья вполне себе норма.

Да и не толтко Европы касаемо. Например, если самурай смог пробраться на балкон к гейше - она обязана была ему дать. То есть, это традиция, норма и ваще не насилие. Но то самурай, а не хрен пойми кто, и к гейше, а не к дворянке.
ну "другой мир" критиковать вообще нельзя - там что угодно может быть, это же другой мир.
например, почему в этом мире есть женское священство и женские лики Бога - и при этом есть Воробейшество с его мизогинией "все женщины распутны в сердце своем", и кого-то еще удивляет желание Бриенны стать рыцарем? женщина может учить с амвона, ее руками Бог может творить таинства, но чота мечом помахать ей низзя. физические ограничения понятны, а вот культурные никак.
но если это другой мир, тогда все может быть. может, там понятия о священстве другие. верховный септон, коронующий королей, есть, Сыны Воина, бившие королей, были, а женщины-септы это типа каких весталок, присобачены сбоку.

я лично читал Гуревича, читал Хейзингу, читал Ле Гоффа, они довольно дельно рассказывают о мироощущении средневекового человека. так, что становится понятно, что люди были разумные, честные, душевные - но непохожие на нас. что, собственно, склоняет к интроспекции и самокритике. не знаю, может, это я такой реакционер, что так отнесся, или все-таки Хейзинга такой мастер рассказывать.
а современное понятие о средневековье - оно такое себе. у (западной) современности вообще обо всем, что не она, такое понятие, что это все она же, но с бессмысленной жестокостью и свинством. думаю, годный рассказчик не должен потакать этому стереотипу, но, кажется, сейчас всякие типа исторические сериалы только стараются стереотип укрепить.
Показать полностью
Пайсано
Порадовали, что помните Гуревича :) Очень недооцененный автор, а ведь хорош.
Сэр Ланселап
кусь
Ну вы почему-то забываете, кто именно воспитал Джона. Сам Эддард Честный до Потери Головы Старк. Не думаю, что человек, который раскрыл все свои козыри заведомому врагу и который отказался от хорошего плана Ренли стал бы насиловать тех же плебеек и стал бы позволять другим. Это как бы тоже надо учитывать.
Сэр Ланселап
кусь
Ну по такой логике Джон должен был изнасиловать Игритт. А что? Она была связана, да и клятву Джон всё равно нарушил, только по взаимному согласию.
Redhaired Wench
А с Баратионом, который Роберт, он тоже дружить не стал бы, если у того по бастарду в каждой подворотне? Кхм. Да и жене он Джона как представил? Как своего бастарда. И было всем норм в глобальном смысле.
Киношная жестокость Рамси всегда была херовой эксплуатацией образа пресыщенного аристократика. Блевала с него когда он только появился.
Сэр Ланселап
кусь
Кхм, мы о Джоне сейчас говорим
вот вам, кстати, в копилочку рецензий на финал сериала
автор замечательный мачистский поросенок, будто прямо из Вестероса пишет
https://kornev.livejournal.com/553196.html
Пайсано
Лол же.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть