Портрет — в волшебном мире нарисованная магом-художником магическая картина. Как правило, но не обязательно, портрет изображает реально жившего человека и сохраняет основные черты его личности, характера и прижизненных привычек.
Многие картины в магическом мире живут своей жизнью. Трава колышется ветром, брызги волн орошают камни, птицы перепархивают с ветки на ветку...
Портреты принимают деятельное участие в общественной жизни. Мало того, что люди, изображённые на них, обладают своим характером, могут говорить и между собой, и с живыми людьми — их обитатели, неважно, были ли у них прототипы когда-либо или нет, могут переходить на соседние картины, если они висят достаточно близко на стене. Таким образом обитатели портретов, скажем, Хогвартса, могут путешествовать по всему замку.
Есть редкие случаи, когда, например, в кабинете Дамблдора в Хогвартсе висит портрет, связывающий его с домом на площади Гриммо, 12 в Лондоне или с Отделом тайн в Министерстве магии. Более того, судя по всему, человек, нарисованный на портрете, может двигать свою картину. Так, Полная Дама поворачивала на петлях свой портрет, открывая проход в гостиную Гриффиндора, одно время эту работу выполнял Сэр Кэдоган… Возможно также, что волшебники с портретов могут применять друг к другу магию. Так, одна из бывших директрис Хогвартса пригрозила неким «внушением» Финеасу Найджелусу Блэку, и тот с опаской покосился на её волшебную палочку…
Человек, существовавший некогда реально и имеющий несколько своих портретов, может мгновенно переходить в любой из них, где бы этот портрет ни находился. В редких случаях обитатель портрета может уходить не вбок, на другие картины, а вглубь портрета, как случилось с портретом Арианы Дамблдор.
Портрет каждого директора Хогвартса автоматически появляется в директорском кабинете после его смерти.
Волшебные портреты реальных людей сохраняют память и характер своих прототипов.
Степень, в которой портреты могут взаимодействовать со смотрящим на них, зависит не от навыков художника, а от силы изображённого волшебника или волшебницы.
Когда выполняется магический портрет, художник, естественно, использует заклинания, гарантирующие, что картина будет в состоянии двигаться обычным способом. Портрет сможет использовать некоторые любимые фразы своего прототипа и имитировать их обычное поведение. Таким образом, портрет сэра Кэдогана всегда будет призывает людей к бою, падать со своей лошади и вести себя довольно неустойчиво, таким, каким он представился бедному волшебнику, которому пришлось его рисовать, в то время как портрет Полной Дамы продолжает баловаться хорошей пищей, напитками и высокой степенью безопасности много лет спустя после кончины её прижизненного воплощения.
Однако портреты не могут иметь сильно углубленных знаний о более общих аспектах их жизни: они буквально и метафорически двумерны. Они лишь воплощают образ жившего когда-то человека в соответствии с видением художника.
Некоторые волшебные портреты значительно больше взаимодействуют с миром живых. Традиционно портреты директоров и директрис Хогвартса рисуются ещё до их смерти. Когда портрет завершается, директор или директриса хранит его под замком в шкафу, регулярно посещает его (если сам того желает), чтобы учить его действовать и вести себя подобно себе, а также чтобы передать все полезные воспоминания и частички знаний, которыми портреты смогут затем поделиться спустя века с их преемниками в кабинете.
Глубина знаний и уровень понимания текущей ситуации портретов директоров, висящих в директорском кабинете, мало кому известна, кроме ныне занимающего кабинет директора. Однако многие студенты, которые обучались в Хогвартсе на протяжении прошедших веков, посещая этот кабинет, начинали подозревать, что кажущаяся сонливость при посетителях портретов совсем не обязательно подлинная.
В книгах о Гарри Поттере упоминаются следующие портреты: Виолетта, Полная Дама, Сэр Кэдоган, Варнава Вздрюченный.
Портреты реально живших людей: портрет Вальбурги Блэк, портреты Финеаса Блэка, портрет Альбуса Дамблдора, портрет Арианы Дамблдора, портрет Армандо Диппета, портрет Дайлис Дервент, портрет Эльфриды Крэгг, портрет Гилдероя Локхарта, портрет Уркхарта Ракплуга, портрет Северуса Снейпа, портрет Декстера Фортескью, портрет Эдварда Эверарда.
Не совсем портреты: в книгах упоминаются другие изображения, которые можно отнести к портретам весьма условно. Это гобелены (Варнава Вздрюченный), витражи (портрет русалки).
О некоторых портретах не упоминается в книге, но они есть в фильмах о Гарри Поттере. На них изображены: Антония Крисворфи, Подрик Крукшанк, Амброуз Свотт, Филлида Спора, Гугль Фланж, девочка с цветами.
В играх есть портрет Анны Болейн, жены короля Генриха VIII.