nordwindпереводчик
31 октября в 15:57 к фанфику О враг мой
|
|
EnniNova
Переводческая школа Жуковского делает ставку на перевод не слов, а смыслов. Иными словами, переводить следует мысли, образы, эмоции и – желательно – звуки; если речь о поэзии, то звуки – обязательное условие. Жуковский и Лермонтов – это стихи, так что в их случае понятие «перевод» вообще довольно условное. С прозой проще, но тем не менее. Общий принцип: необходимо, чтобы перевод воспринимался так, как носителем языка оригинала воспринимается оригинальный текст. Чего я придерживаюсь – ну, попробую сформулировать. 1) Уяснить смысл фразы и сообразить, как я бы выразила эту мысль по-русски. На этом уровне убираются все синтаксические кальки и происходят те «замены» слов автора, о которых вы спросили. Надо – добавлю. Лишней отсебятины совать не буду. Разобраться с реалиями и соответствиями «ихнее / наше» (выше уже были обсуждения по этой теме, не стану повторяться). Задача: не русифицировать текст, но при этом сделать его по возможности понятным без лишних утомительных объяснений в стиле: «а вот у них…» («экзамен» я заменила, кстати). 2) Прикинуть, как бы эту самую фразу сказал тот персонаж, который говорит ее в тексте. Дамблдор и Снейп разговаривают, естественно, совсем в ином стилистическом регистре, чем Гарри и Рон. (Мне легко писать за первых, потому что я сама так говорю, но сложнее – за вторых, так как это абсолютно не мой стиль: я так не говорила даже в детстве; счастье еще, что я из блогов понахваталась подросткового жаргона 😉) На этом уровне корректируется лексика и синтаксис. 3) Пробежаться по ряду синонимов и выбрать наиболее выразительные и подходящие к случаю. Убрать тавтологию, проверить, не слишком ли много повторов на условную единицу площади текста. Почистить избыточные союзы и местоимения, которые всегда вылезают при переводах с языков аналитического типа. На этом уровне корректируется общий стиль. 4) Прочитать про себя, как написанное звучит. На этом уровне корректируется эвфония. 5) Перечитать и поправить. И проделать эту же процедуру еще несколько раз, пока не будешь хотя бы относительно удовлетворен. Это проще объяснить на примерах. Взять названия глав. Я выше уже довольно подробно объяснялась с читателями насчет своих мотивов при переводе заглавий 38-й и 54-й главы (опять же не стану повторяться). Идиомы – классический пример смыслового перевода. В оригинале 3 глава называется «Ближний бой». Но моя уважаемая сопереводчица f#min перевела ее название как «И в тесноте, и в обиде». Выразительная переделка русского фразеологизма. Глава 44 озаглавлена (если дословно) «Тонкая грань». Я перевела – «По тонкому льду», потому что это очень болезненное и рискованное объяснение Гарри со Снейпом. Глава 37 – дословно – «Змея в траве». Переводчик с Фикбука выбрал русский аналог: «Змея подколодная». По смыслу всё верно, и переводческая находка хорошая; но я оставила дословный перевод, потому что выражение про подколодную змею чаще всего используется по отношению к злобным бабам-сплетницам, и по отношению к Ремусу это звучит как-то обидно и несправедливо. Я предпочла сохранить английскую формулу: она создает и нужную сюжетную двусмысленность (Хантер / Ремус), и оттенок угрозы. Главы 18 и 21 – типичный пример английского синтаксиса, дословно – «Урок того, как быть (ап lesson in being) слизеринцем / гриффиндорцем». Правильно, но тяжеловесно для нашего слуха: у нас же язык синтетический, так используем это! Тем более, что это POV Гарри – можно себе позволить некое словотворчество. Получились «Урок слизеринства» и «Урок гриффиндорства». Глава 40 буквально переводится как «Пожиратели Смерти – наихудшие». По-русски звучит невнятно: как будто сравнение, но с чем? Опять-таки, с учетом POV (и лексикона) Гарри я перевела как «Пожиратели Смерти – полное дно». Глава 57 – «Та упрямая вещь (упрямство), которое ты делаешь (совершаешь)». Ну, это уже однозначно так нельзя оставить. Это совет Нидера Гарри. В первом варианте у меня было «Упирайся, как обычно»; позже я заменила на «Твоё обычное упрямство» – для заглавия это звучит более естественно. Глава 17 – «The Second Prophecy». Буквально – «Второе пророчество». Но «second» – это также и «другое». Я перевела его словом «утаённое», чтобы не возникало путаницы с другими пророчествами, которые в каноне делала Трелони. В названиях глав 9 и 10 в оригинале слова начинаются с одной и той же буквы; f#min предпочла сохранить аллитерацию, подобрав подходящие русские слова. В итоге вместо «Враждебность, домовые эльфы и директора школ» получилось «Дрязги, домовики и директора», а вместо «Layovers and Lies» – «Остановки (пересадки) и ложь» – и вовсе «Вагоны вранья» (в моей собственной версии тут были «Уловки и увертки»). Глава 56 буквально называется «Талант к вмешательству». Всё хорошо и правильно, но ухо режет скопление пяти глухих согласных: «нт к вм». Непроизносимо. Я остановилась на варианте «Мастер вмешательства». Ну и так далее. Думаю, принцип более или менее ясен, а вообще эта тема – бесконечная. 😀 8 |