↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!

Комментарий к фанфику: О враг мой


nordwindпереводчик Онлайн
4 декабря 2024 к фанфику О враг мой
ElenaTler
Спасибо за теплые слова и отдельно – за такое внимательное отношение к тексту!
Да, читательские ожидания – это исключительно мощный фактор восприятия, и от него результат зависит как минимум наполовину. Наверное, с этим связано существование предисловия и послесловия как отдельных критических жанров: первое призвано настроить на нужный лад, а второе – подвести итог и обобщить, когда можно уже не остерегаться «спойлеров».
Каждый читатель, даже самый опытный и проницательный, приступая к чтению, все-таки подсознательно ждет чего-то своего, определенного – это относится и к сюжету, и к поведению героев. Видно это и здесь: там, где одному из комментаторов кажется эгоцентричным поведение Гарри, другой упрекает в том же самом Снейпа; один находит взаимодействие героев невероятно растянутым, другой – слишком стремительным… и так далее. Иными словами, ни эта история и никакая другая не способны удовлетворить всех чаяний разом, и это естественно – и даже я бы рискнула сказать, свидетельствует в ее пользу: беспокоиться стоит, когда у всех критиков претензии одинаковые 😉
Относительно психологического возраста Гарри. У меня сложилось аналогичное впечатление: здесь местами он реагирует и вообще ведет себя где-то лет на 13 – если соотносить с неким условным средним образчиком подростка. Не случайно, подбирая исходники для коллажа, Гарри я взяла не из 6-го фильма, а из 3-го. Но в принципе такая сверхвозбудимая эмоциональность вполне может прорезаться у ребенка определенного темперамента и в определенных обстоятельствах. Даже совершенно взрослые люди подчас демонстрируют детские реакции, когда их задевает за больное.
Этот Гарри больше страдает от своего сиротства, «недолюбленности» в детстве – и, соответственно, больше уязвим в этом отношении. В этом плане он здесь действительно не совсем канонный, но… на то и фанфик, сплошь и рядом предлагающий нам некие психологические инварианты. И внутреннюю логику именно этого, созданного в ОВМ, образа такое поведение не разрушает. Двойник Гарри даже прямо заявляет, что мальчик на подсознательном уровне (в отличие от сознательного – там-то он постоянно внушает себе, что уже большой, и вообще «мужчина»!) как бы тормозит процесс взросления: «нравится тебе это или нет, но ты ещё ребёнок. Ты сам знаешь это. Более того, ты хочешь этого – больше, чем готов признать».
По поводу пророчества. Если воспринимать его буквально, то оно и в самом деле выглядит неким искусственным сюжетным ходом – без мотивировки, по принципу «а что если». Тут та же ситуация, что и с сагой Роулинг: ее существование на стыке сказки, притчи и реалистического романа воспитания создает общую проблему синтетических жанров с их рядом логических ловушек для читателя (богатейшее поле для фикрайтеров!) и с суждениями типа: «почему гад Дамби и прочие гады всё свалили на бедного ребенка – пусть бы разбирались взрослые и опытные маги». Абсолютно логичная претензия в разрезе реалистического романа – но никак не работающая в сказке и в притче, где испытание должно достаться именно на долю самого уязвимого героя, потому что сама история – об этом: о его возможностях и о его победе. И протекает она, по сути (как и любой сюжет, замешанный на иносказании), в первую очередь во внутреннем мире. В фанфике «Гарри Поттер: враг внутри», который сам автор называет среди своих любимых (есть даже ряд общих сюжетных ходов, хотя это не плагиат никоим образом!), эта мысль даже вынесена в заглавие. Победи Волдеморта в себе, а там уж...
По большому счету, пророчества здесь суть своего рода метафоры: они заявляют нечто большее, чем то, что лежит на поверхности. В ОВМ это не просто ни с того ни с сего выданная Снейпу преференция на определение исхода войны, что было бы действительно притянуто за уши. Истинное его содержание, которое выявляется по ходу сюжета, коротко и грубо можно сформулировать так: у героев есть шанс на победу во «внешнем мире», если они смогут ее одержать внутри себя, преодолеть свои предубеждения, ненависть – и объединиться. Если они окажутся на разных полюсах, то разрозненному Добру просто не на что рассчитывать в поединке со Злом. Об этом же прямым текстом говорится и в песне Распределяющей Шляпы у Роулинг. Не случайно в хитронавороченных планах Дамблдора такое место отводится слизеринцу.
Иными словами, пророчество только проговаривает вслух – пусть и в слегка завуалированной форме – то, что герои уже знают в глубине души: недаром Дамблдор в фанфике говорит Гарри, что он поверил Снейпу еще до этого предсказания, а сам Гарри в своих решениях тоже опирается не на внешнее указание (какой бы то ни было степени авторитетности), а на собственный внутренний голос, который здесь даже персонифицирован. Так что и тут вы тоже правы: для сюжета пророчество действительно не играет решающей роли – оно нужно автору только для расставления всех точек над I (что я и пыталась сформулировать в конце Послесловия).
Еще раз спасибо вам за такое внимание к тексту и за высокую оценку нашей совместной работы! 💗 Всех благ вам желают также Гарри и Снейп 😊


ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть