Попалась мне на днях статья на дзене «Дэн Лунь «Удушающая сладость…» и НЕмного о личном»
Из всех слов этой статьи, описывающих образ Сюй Фэна, однозначно я согласился только с одним:
«привлекательный». Но это по сути только о внешности и актерском таланте Дэна Луня.
Зато это побудило меня описать портрет персонажа Феникса, опровергающий высказывания из вышеназванной статьи, и также рассмотреть кое-что принципиальное из лора.
На дзене заводить аккаунт мне отчаянно лень, для энциклопедии фандома это негодно, посему скину эту писанину в блог.
1.По мнению автора статьи Сюй Фэн надежный защитник — за ним, как за каменной стеной.
А по мне основная проблема персонажа Феникса как раз в том, что он никого не защищает достаточно эффективно при наличии возможностей. Ни в одной ипостаси. Даже его мать могла бы получить лучший конец, будь арестована им вовремя. Рассмотрим подробнее по ипостасям.
А)«Феникс — небожитель»
Как командующий армии и защитник отечества Феникс прописан недостаточно умелым и старательным. Главнокомандующий Феникс не разрабатывает эффективных военных стратегий, не вникает в политику. Распугивает демонов, а война так и тянется. И даже когда у него появляется хорошая возможность поискать с демонами перемирия — покопать под Правителя Града Нерушимости, (наиболее недружелюбного небесам) Феникс оставляет расследование в отношении его дел, просто по одному велению отца. То есть, до поиска справедливости и способов установки перемирия с демонами ему нет дела. Спас отца Лю Ин, получил обратно от своего отца армию — и на том успокоился до самого бунта (на 3 года).
При его возможностях он мог сделать куда большее. Но к сожалению, кроме отрубания голов монстров и поддержания неустойчивого противостояния на границе, других талантов у командующего всей небесной армией Феникса не показано. Феникс — отличный вояка-солдат, но слабый или просто незаинтересованный стратег. Предложить кого-то посообразительней себя на пост командующего-стратега во благо нации Феникс также не собирается.
А насколько «надежна» его защита Цзинь Ми — видно по прыжку в мир смертных с потерей сил и по тому, как он позже пытался защитить ее во дворце императрицы.
Тут сразу три фактора делающих его ненадежным защитником (уж не знаю, какой ведущий) — нежелание подвергать дела опасной матери судебному разбирательству, самонадеянность, отсутствие рассудительности.
Сделаю пару ремарок:
Говоря об отношениях Феникса к преступлениям и нарушениям матери, комментаторы часто пытаются оправдать попустительство Феникса вбитой конфуцианской моралью. Только вот этот аргумент не состоятелен. На небесах можно было выбрать моральным ориентиром даосизм (судя по высокому посту Тайшан Лао даосизм также был в чести). В даосизме нет такой оголтелой сыновности, которая у Феникса вообще возведена в кумовство — и даосы говорят: «Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей» (с) Чжуан Цзы.
И что есть любовь Феникса к матери? Судя по тому, как та закончила, посадить ее под арест вышло бы большим благом даже для нее самой.
И еще: учитывая возможности императрицы и попустительство ей императора, тому, кто хотел защитить Цзинь Ми по-настоящему эффективно, следовало поскорее занять трон. Феникс даже не стремился.
И Перо Феникса не было достаточной защитой для Цзинь Ми от императрицы (так как императрица и феникс равны по силам, а впоследствии Феникс это перо у Цзинь Ми смог изъять. Да и заемщик такого же пера Тай Вэй однажды чуть не помер — Лянь Чао спас.)
Посмотрим еще глубже. Учитывая, какой пост защитника занимает Феникс на небесах, (принц, главнокомандующий армии, иногда — следователь) он позволяет себе поступки, противоречащие его долгу, а то и вовсе противоправные, подвергающие других опасности.
Замалчивание покушений матери и Суй Хэ — это чистого вида кумовство и халатность, как минимум косвенно повлекшие за собой смерти Жоу Жоу, Ло Линя, Линь Сю.
Если бы Феникс не ограничивался одним словесным порицанием и докладывал о нарушениях, вполне возможно, что сохранил бы последним трем жизни.
И вообще-то, замалчиванием с девизом «сам разберусь» Феникс по сути втихую присваивает себе судебную власть отца-императора.
И быть может, доложи Феникс о действиях матушки и Суй Хэ раньше, по всем правилам, всем было бы легче — в том числе самим Ту Яо и Суй Хэ.
Касательно Феникса-правозащитника.
На бунте Феникс выступает против суда над тираном+насильником Тай Вэем. (И нельзя утверждать, что этим он защищал жизнь отца — пепельный эликсир лишь обезоруживал, и так-то по новелле известно, чем закончился бы суд над Тай Вэем — ссылка, не более).
Принца Феникса не заботит, что куча подданных небес (включая даже его личный состав) выступили за импичмент. Его не останавливает то, что даже он сам считает Жунь Юя более подходящим на роль правителя.
Не заботит пернатого любовника и то, что он выступает против суда над насильником матери Цзинь Ми, который долго попустительствовал императрице, регулярно пытавшейся убить саму Цзинь Ми.
Также Феникс потащил Цзинь Ми из-под венца вопреки ее словам о намерении выйти за другого. При этом о природе изменения ее чувств он особо не задумывался, о пилюле не знал, и руководствовался исключительно своим желанием забрать невесту себе.
Вот и задумаешься, что, кого и как Феникс защищал на бунте.
А еще на бунте Феникс весьма лицемерно «защищает» брата-бунтовщика. Хотел бы Феникс, чтобы отец пощадил мятежника Жунь Юя — оповестил бы отца обо всем раньше — еще ночью. А на глазах у всех небожителей, какой пощады у императора допросишься для бунтаря? Так, подождав до свадебного бунта, Феникс попросту лишил отца возможности щадить.
Вот и выходит, что тиранию матери и отца Феникс предпочитал замять, а мятеж Жунь Юя постарался выставить на общее обсуждение.
Впрочем, отношение Сюй Фэна к Жунь Юю никогда не было действительно глубоко братским. О чем говорить, если один брат тысячелетиями не замечал, под каким прессом у матери находится второй. Такие толстокожесть и слепота исключают искреннюю заботу. Для сравнения — даже Цзинь Ми при первой встрече с Жунь Юем видела больше, чем Сюй Фэн за тысячи лет.
Б) «Феникс — князь И»
Князь И — правитель наводящий свой порядок в основном мечом. Правитель, которому сценаристы поскупились прописать в равной степени хорошие навыки дипломатии. Но бог с этим — допустим, в княжестве И по-другому было невозможно.
А вот как князь И «защищал» святую деву Цзинь Ми — картина более четкая. Не только не озаботился ее спрятать, как собирался, но и фактически сам подвел ее под отравление своим домогательством. И даже не заметил, что Цзинь Ми отравлена. Вот уж внимательность и забота о зазнобе…
В) «Феникс — темный владыка»
Будучи Темным Владыкой, правителем Царства Духов, Феникс отдает половину сил перед войной, несмотря на разумные возражения советников, и несмотря на то, что это разоружение по сути аннулировало его искупление перед Цзинь Ми и ее родней за недосмотр за Суй Хэ.
Ведь чего хотели покойные Ло Линь и Линь Сю? Свободы и жизни для дочери. Отдав силы, Феникс поставил и то, и другое под риск. И жизни своих подданных демонов тоже.
Это ли правитель, надежно защищающий подданных и свою зазнобу?
А еще битва у Реки Забвения — Феникс привел деву на поле боя, чтобы похвастаться своим браком и раззадорить тем самым противника. Отношение к Цзинь Ми, как к пешке-приманке.
Так надежный ли из Сюй Фэна защитник для кого-либо?
Кто как, а я после просмотра дорамы не мог развидеть в лице Сюй Фэна мем «Дэвид, эксперт по безопасности».
2.Дальше в статье о качествах Сюй Фэна достоинством называют «спать уложит».
Пожалуй, стоит приурочить это высказывание к дальнейшему анализу.
Ведь и правда уложит. Под деревом. Срочно и, возможно, без добровольного информированного согласия. Объясню почему так считаю.
Частично из комментариев к дораме:
По классическому мифу красная нить, завязанная лунным духом, неразрывна и не имеет преград во времени и расстоянии. Судя по реакции духа моркови, на духов, не заметивших наличие нити, нить действует, искажая их оценку ситуации и поведение. Территориально на небесах нить действует тоже, учитывая, что Цветочное Царство было частью небес.
При этом Фениксу о наличии влияния нити было известно, и он не озаботился как-либо его устранить.
Использование сексуальности того, кто заведомо психически не способен оценить ситуацию определяется как сексуальное насилие.
В отношении красной нити дораме недостает четкого лора, замещающего или опровергающего лор мифологический. Так что вопрос о насилии остается открытым.
Даже если попытаться оправдать Феникса незнанием: мол, «он считал, что на небесах действие нити закончилось, доверяя словам дяди-лиса», он должен был помнить, что завязаны нити были в мире смертных, должен был проверить подлинность чувств Цзинь Ми, но вместо этого Сюй Фэн напротив торопится надавить на Цзинь Ми ностальгией к чувствам, которые были вызваны обманной магией.
Так что да. Спать Сюй Фэн уложит.
Кстати вдогонку о Фениксе-защитнике — о защите репутации Цзинь Ми он у пруда Лю Цзы не думал. Как не думал о чьей-либо репутации и впоследствии до самого конца дорамы — вместо нормального сватовства и уважительного обращения к отцу Цзинь Ми крал невесту со свадеб.
Сделаю ремарку:
Некоторые комментаторы любят утверждать, что Дан Чжу (он же Юэ Лао) по долгу службы чувствует тех, кто предназначен друг другу в любви и кого надо связать. Но это не так — по классическому мифу Юэ Лао связывает нитью пары, предварительно узнав предопределение небес из книги бракосочетаний.
В дораме не показано, чтобы Дан Чжу сверялся с книгой бракосочетаний, зато показано, как он вяжет нить согласно просьбе племянника.
Учитывая, что Дан Чжу официально не протестует против помолвки между Жунь Юем и Цзинь Ми, то либо книги бракосочетаний в мире дорамы нет, либо ее сведения не имеют большой значимости при заключении помолвок на небесах, либо в ней описано предопределение брака лишь для смертных, либо в ней написано, что предопределенная для Цзинь Ми пара не отвечает вкусам Дан Чжу, и он об этом умалчивает.
Допустим даже, что Лис прочел в книге о предопределении брака князя И и Цзинь Ми и связал их по этой причине. Однако, учитывая то, что красная нить по дораме влияет на психику персонажей, (и иже с ним на устойчивость брака), и помолвка с Жунь Юем никуда не делась, со стороны Юэ Лао и Феникса было бы этично впоследствии рассказать Цзинь Ми о воздействии нити, которому она подверглась.
А еще по дораме Лис восхищается романом Тай Вэя и Цзы Фэнь, закончившуюся изнасилованием и доведением до смерти последней. Так какую любовную связь будет создавать бог с такими воззрениями? А во вторых, если ссылаться на классическую мифологию, вспоминается цитата Пу Сунлиня: «Лунного Старца можно подкупить, можно ему придать! Тогда ничего странного в том, что сваха у нас - то же, что рыночный скупщик».
3.Также по мнению автора статьи Сюй Фэн полон безрассудства.
Однако учитывая кое-что из написанного мною выше, можно заключить, что когда Фениксу надо, он может становиться вполне рассудительным интриганом.
4.Далее в статье автор называет Сюй Фэна обходительным.
Если говорить о манерах: Сюй Фэн грубо одергивает Цзинь Ми, отбирает ее собственность из ревности (чешуя), требует у нее благодарности ни за что, атакует огнем несчастного работника «театра» за один комплимент … итд итп…
Это я еще умолчу о том, что отношения в паре Сюй Фэн/Цзинь Ми почти по всем критериям нездоровые.
5.Также в статье написано: «Феникс весь состоит из противоречий», «воин, но нежный и беззащитный».
На самом деле в характере Феникса нет особых противоречий. Более того, образ Феникса прекрасно укладывается в черты нарциссического характера, в котором настоящая личность, уязвимо жаждущая внимания, прикрыта фальшивой защитной идеализированной личностью. Кстати, на мой взгляд, именно поэтому Феникс и запал на Цзинь Ми — ее было не впечатлить «позолотой». То есть изначально Феникс в глубине души мог надеяться, что она полюбит его неидеализированное настоящее «я». Другое дело, что вместо того, чтобы добиться истинных чувств от Цзинь Ми, он в итоге предпочел умолчать о нити. Сделал себе марионетку — и достаточно.
Резюмируя, скажу лишь одно — спасибо огромное, что Дэн Лунь согласился отыграть такого персонажа и отлично это сделал. Это реально актерский подвиг.
А саму дораму из-за такой прописи главного мужского персонажа я попросту считаю тяжелой драмой о том, к чему приводит безволие женщин, как воспитанное, так и наколдованное.
P.S.
Так-то дорама во многом хороша. Но перечитывая комментарии зрителей реально надеюсь, что фанаты феникса+антифанаты дракона не работают психологами и в сфере юриспруденции. Иначе выйдет, что первые не разумеют отличия здоровых отношений от нездоровых, а вторые не в курсе, что такое презумпция невиновности, прямые доказательства, и не знают о том, что признание вины часто не является достаточным для вынесения обвинительного приговора.