Александр Грин (настоящее имя — Александр Степанович Гриневский; 11 августа 1880, Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, Старый Крым, СССР) — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений.
Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».
О фандоме:
С точки зрения фанфиков, наибольший интерес представляют не романы и повести Грина, а небольшие рассказы. Все они помещены в атмосферу единого мира, задают яркие характеры персонажей и неожиданные повороты сюжета.
Друд — человек, умеющий летать, если в него верят…
Он бежит из тюрьмы с помощью женщины, предлагающей ему — в силу его способности — абсолютную власть на земле… «Блистающим миром» выглядит земля с высоты полёта, но есть ещё и блистающий «мир души, свободной от земного притяжения»… Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль…
«Блистающий мир» — первый роман Грина.
Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…
Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев — твердость и нежность, имена героинь — звучат как музыка. В своих книгах Грин создавал романтический мир человеческого счастья. «Алые паруса» — трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса…
«Тайна» и «Приключение» — вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…
«36 часов среди сильнейших волнений и опасности, восхищения, тоски и любви…»
Если бы Грину довелось совершить путешествие по Центральной Африке вместе с экспедицией американского журналиста Генри Стэнли, отыскивая следы пропавшего исследователя Д. Ливингстона, он, скорее всего, вёл бы себя так же, как созданный им герой Гент:
«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Но в дневнике этом читатель нашёл бы весьма малое количество заметок географических, ещё меньше событий… Целые страницы были наполнены описаниями неизвестных цветов, их запаха и сравнений их с северными цветами. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. Третье — рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий. Иногда Гент пускался в рассуждения о преимуществе быстрого прицела перед тщательным его наведением или рассказывал, как солнечный свет бродит в вершинах леса, озаряя листву…»
Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба…
Роман о двух сёстрах, одна из которых добра и красива, — «Её профиль вызывал в душе образ втянутого дыханием к нижней губе лепестка, а фас был подобен звонкому и весёлому «здравствуйте»… — а другая — безобразна и жестока. Весьма интересные размышления о красоте и о природе зла.
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.
Здесь нельзя жить без умения «кулаком проломить череп», ибо среди колонистов нет никого, «кто не нюхал крови» (по словам каторжника и «1-го жителя» — Ланфиера). И вот сюда-то, пленённый красотой этих мест, приплывает жить гордый «чужак» Горн...
Скорее, городские похождения Лебедева, зовущего себя Гинчем: салоны, карты, пьянки, попытки сочинять, стыд, магазины, интриги, любовь…
Сугубо реалистическая повесть. Удачная «панорама общества» начала века, представляющая уже и исторический интерес…
Повесть о романтических приключениях в Южной Америке 1913 года.
Журналист Ретиан Дугби приехал на ранчо Вермонта, друга своего отца; другой герой — Хуан, помещён отцом в психиатрическую лечебницу, ибо хочет стать кинооператором; 3-й из многочисленных героев — мальчик Роберт, он же «Южная Звезда», ненадолго сбежав из дома, спас Дугби от смерти, освободил Хуана, нашёл клад, заплатил долги Вермонта... И, наконец, сосватал Арету с Ретианом!
Василий Пантелеев — один из «рядовых» карателей царской армии, особо отличившийся меткостью при подавлении крестьянских волнений. И он теперь уже не рядовой, а младший унтер-офицер «за точное и неукоснительное и молодецкое исполнение долга службы в борьбе с врагами отечества…»
Первый рассказ Грина. Почти весь тираж был конфискован полицией…
Молодой революционер Геник сбежал из тюрьмы. Спасаясь от следующих за ним по пятам полицейских, убив городового, он из последних сил перемахнул через высокий забор и оказался в саду, окружающем богатый дом. Неожиданно перед ним появилась маленькая девочка и сказала: «Здравствуй, дядя Сережа». Ухватившись за эту последнюю возможность, Геник стал играть приехавшего в гости дядю девочки Оли:
— Ты ведь хотел привезти железную дорогу… Разве ты обманщик?
— Мы поедем с тобой по настоящей железной дороге!
— В Италию! — с восторгом подхватила Оля.
— Только мне надо купить летнюю шляпу…
Девочка принесла ему большую отцовскую шляпу; Геник снял пальто и остался в широком пиджаке, делавшем его полнее, чем на самом деле…
В саду появились двое городовых с револьверами наготове и дворник; Оля кинулась к дворнику:
— Степан! Он приехал! Дядя Сережа! Вот он! Он меня повезет в Италию!..»
Финал рассказа раскрывать не будем…
Самый робкий и забитый солдат Моська не выдержал и был сослан в «бессрочную каторгу» за «насилие над офицером и оскорбление последнего»: «Будет, барин, над людьми измываться!..» («Слон» — прозвище фельдфебеля, садиста и самодура).
«1-я рота помнит Моську…»
Герой делается «свидетелем отвратительной сцены» — двое мальчишек-«гимназистиков» сооружают… виселицу для котёнка.
«Я обратил их в бегство, но был ли я победителем? Нет, потому что они остались при своём ясном и логическом убеждении:
— Если можно людей, то кошек — тем более…
Впечатления детства… Какова их судьба?»
Герой умирает от разрыва сердца, мимолётно увидев предмет своей мечты на экране дешёвого «иллюзиона» и приняв обман за реальность…
Новелла, написанная ритмической прозой, рисует полное духовное отторжение человека от общества… Неудачника, посвятившего жизнь погоне за химерой…
Безумные и тщетные надежды на встречу с любимой женщиной приобретают характер чуть ли не символического ожидания «Вечной Девы»…
Творческая богема развлекает себя «бесплодной мечтой о силе и красоте».
Ураган разрушает не только дома, но и человеческие нормы: «Сегодня всё можно, Риоль, потому что нет ничего, и все стали, как звери!»
«…Он был в полном смысле слова — мужчина. Его рыжая грива была густа, как июльская рожь, а широкое, красное от ветра лицо походило на доску, на которой повар крошит мясо…»
Он рвётся показать спящим обывателям города «все гавани в мире», но «во всей той окрестности не было ни одного человека, который мог бы его услышать»… «Здесь живут мыши!»
Регу, едущему в город, офицер предлагает: «пари за вашу смерть в продолжение 3-х недель. Идёт?»
Герой рассказа признаётся: «Страсть к чтению и играм, изображающим роковые события… рано и болезненно обострила мою впечатлительность, наметив характер замкнутый, сосредоточенный и недоверчивый». Похоже на воспоминания о детстве автора…
Фотоснимок, сделанный «при помощи»… молнии.
Двум друзьям, бежавшим из тюрьмы, мерещатся на дне пруда золотые «кубки, тонкогорлые вазы, чаши и сосуды»… Но выуживают они только свои кандалы.
Один из самых издаваемых рассказов Грина.
Двое молодых людей — он и она, сошли с парохода, потерпевшего крушение. Оба спешат в Зурбаган. (Она — к больному отцу. Он — бежал из тюрьмы, куда попал из-за любимой им женщины.) Они покупают одну лодку на двоих, и начинается психологический поединок сердец…
Неизвестный живописец, нарисовав дом кочегара Клиссона и прачки Бетси, сумел увидеть в нём неведомую его обитателям прелесть, вызвал гордость в озлобленных неурядицами душах, смягчил их ожесточение: «Они прошли ещё раз мимо картины, удивляясь, что направляются в тот самый дом, о котором неизвестные им люди говорят так нежно и хорошо».
Победа человека над своим алкоголизмом — «Одна из самых ужасных битв на земле»…
И один из лучших реалистических рассказов Грина.
Каждый вечер он зажигал на окне зеленую лампу…
Одна из лучших новелл Грина о том, как несчастный бродяга своим трудом превращает издевательское обещание шутника-миллионера в реальность…
Производство: Украина
Режиссер: Александр Стеколенко
Портовый городок Лисс изменился, а его полноправным хозяином стал бургомистр Гез, которому предстоит сыграть в этой истории очень важную роль. Гезу во всем помогает его правая рука — Лемарен, готовый по первому приказу пустить в дело бригаду верных ему «юнцов». За происходящим в городе наблюдает таинственная фигура — консультант по особо важным вопросам Бам-Гран. Он что-то затевает, и это «что-то» явно имеет отношение к милой Ассоль, все ждущей своего принца…
Режиссер: Отар Иоселиани
Страна: СССР
Слова режиссер: «Это моя первая учебная работа, по мотивам рассказа А. Грина.
Сюжет: бедная семья: муж — пьяница, жена — прачка. Он тратит последние заработанные женой крохи на выпивку. И вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик. И дом на картине выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они его себе представляли. И печаль охватывает их.»
О. Иоселиан
Режиссер: Александр Птушко
Страна: СССР
«Алые паруса» — художественный фильм режиссёра Александра Птушко, вышедший в 1961 году на киностудии «Мосфильм» (производство — Творческое объединение детских фильмов). Экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина.
Сюжет
В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль.
Соседи обходили стороной дом Лонгрена, считая его нелюдимым и злым человеком. Между тем отец с дочерью просто не были похожи на окружающих, но понять это смог лишь один человек.
Им оказался отважный моряк Грей, осуществивший заветную мечту Ассоль: с детских лет она ждала человека, который приедет за ней на корабле под алыми парусами…
Производство: Болгария, СССР
Режиссер: Павел Любимов
Пианист Гарвей, направляющийся на гастроли, сходит с поезда, чтобы купить сигарет, и узнает у продавщицы, что выдуманные Грином города существуют на самом деле в 30 минутах езды на автобусе. Он забывает о гастролях и отправляется в такой город…
Производство: Чехословакия, СССР
Режиссер: Ян Шмидт
Сюжет
Пытаясь забыть обиду, нанесенную любимой, Горн строит себе хижину на острове, где обитает небольшая колония, которую не так давно образовал уже спившийся авантюрист Ланфиер. Построив дом и вернув покой, Горн не знает, поощрять ли интерес к нему местной красавицы Эстер… Неожиданно Его Величество Случай ставит героя перед выбором: забыть прошлое и начать всё сначала или вернуться и отомстить обидчице за унижение. — Что он выберет?
Производство: СССР
Режиссер: Булат Мансуров
Друд обладает недоступным человеку даром: он умеет летать. Тоталитарное правительство признает его опасным для власти и заключает в тюрьму. Однако дочь диктатора вопреки воле отца пытается спасти заключенного…
Производство: СССР
Режиссер: Александр Муратов
По одноимённому роману и рассказам А. Грина. Однажды юнга Санди взялся переправить двух незнакомцев на Змеиный остров во дворец богача Ганувера.
Хозяин дома, восхищённый мужеством молодого моряка, не побоявшегося штормовой погоды, пригласил юношу быть его гостем. Гуляя по сказочному дворцу, Санди случайно узнаёт историю Ганувера…
Производство: СССР
Режиссер: Олег Тепцов.
Снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль».
Действие этой таинственной истории, снятой в стиле модерн, происходит в начале прошлого века. Гениальный (или безумный?) художник однажды встречает прекрасную женщину, как две капли воды похожую на одно из его творений…
Страна: Украина
Режиссер: Александр Муратов
Пятнадцатилетний Тиррей Давенант служит официантом в придорожном ресторане, где на стене висит странный фантастический пейзаж. Однажды ресторанчик случайно посещают дочери миллионера…
Производство: Россия
Режиссер: Валерий Пендраковский
Экипаж шхуны «Морская звезда» подбирает таинственного незнакомца. От верной смерти в открытом море его спасла девушка-призрак, скользящая по волнам. Так начинается история, полная таинственных, роковых совпадений и захватывающих приключений.
Производство: Чехословакия
Режиссер: Юрай Герц
По мотивам новеллы Александра Грина «Джесси и Моргиана».
События происходят на стыке XIX и XX столетий в живописном уголке на берегу моря. Это драматическое повествование о двух сестрах, одна из которых добрая и красивая, а другая — злая и некрасивая. Это история о безграничной ненависти и любви.
Производство: Югославия
Режиссер: Крсто Папич
Экранизация рассказа Александра Грина «Крысолов».
Безработный писатель случайно узнаёт, что крысы умеют превращаться в людей и постепенно готовятся к захвату мира…
Производство: СССР
Режиссер: Борис Степанцев
Телеспектакль по роману А. Грина «Алые паруса».
В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом Лонгрена, считая его нелюдимым и злым человеком. Между тем отец с дочерью просто не были похожи на окружающих, но понять это смог лишь один человек…
Производство: СССР
Режиссер: Тамара Павлюченко
По мотивам романа А. Грина «Дорога никуда» и других произведений писателя.