↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «Друзья моря. Книга первая. Эарнил» (джен)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

Комментарии от: Murzwin

11 комментариев
Murzwinавтор
Scaverius
Спасибо за отзыв :). Не пересекается. Творчество Перумова мне не знакомо. Это мои фантазии, которые, насколько возможно, вписаны в канон Толкина.
Murzwinавтор
Edwina
Большое спасибо за интересный и подробный отзыв :)

Действительно, моей задачей было вписать это повествование в толкиновский канон, а именно, неизменными оставлены фактические события, нравы и обычаи, характеры героев.

В Мирное время на первый план выходят человеческие судьбы, чувства и переживания героев, что лично для меня более интересно. Когда завтра “конец света” (Саурон может поработить Средиземье, например), то все посвящено борьбе с ним, и многое уходит на второй план.

Что касается Арвэн. Идеaлисту-романтику Толкину казалось, что подданные будут в восторге от королевы из эльфов. Но если задуматься, то не все так радужно. Особенно для женщин. Ведь обычная женщина, как бы она ни была привлекательна, быстро увядает. Это относится и к Гондору на стыке Третьей и Четвертой эпох. Да, средним возрастом ухода дунэдайн в мир иной было сто лет или около того (98-99 лет прожили блюстители Эктелион и Тургон, принцы Имрахиль и Эльфир, мать Арагорна Гилраэнь). Вероятно, сто лет гондорца были примерно равны семидесяти в нашем мире (исходя из этого, я высчитываю реальный физический возраст героев, если интересно — расскажу подробнее). Получается, что молодость гондорцев была длиннее нашей всего лет на десять-пятнадцать, что же касается женщин, то у них к этому добавлялись неоднократные роды, кормление грудью и т. п. Любая красавица через тридцать лет начинала неумолимо увядать. А на виду у всех — и у этой условной красавицы, и у ее мужа — все время блистала вечно юная, прекрасная королева, которой время и роды были нипочем. Мне кажется, женщина должна быть святой, чтобы любить такую королеву и не завидовать ей. Я не хочу сказать, что Арвэн откровенно не любили, нет, но и восторга не испытывали — и, в первую очередь, женщины.

Опять-таки, если посмотреть на историю с “возвращением” короля трезво, то он все же пришелец в Гондоре, в таких ситуациях брак с девушкой из местной аристократии напрашивается сам собой. Но Толкин спускает эту пару Гондору как бы “сверху”, и жители, по его мнению, должны были быть счастливы, но я в их счастье не верю. Прошло некоторое время, и возможный восторг и энтузиазм должны были смениться трезвым отношением к королевской чете.

Что касается Эовин. Она и у Толкина далеко не ангел. Если взглянуть на нее глазами не романтика — “ах, любимый ее отверг, она идет и пытается красиво умереть на войне”, — а человека серьезного, то напомню, что сбежала она на войну, не бросив ткачество или вышивание. Она была оставлена Тэоденом во главе роханцев, фактически главой государства! Может ли глава государства из-за несчастной любви все бросить, переодеться и тайком отправиться на войну? Я вижу в этом эгоизм и душевно-нравственную незрелость. Капризы и самость были для этой девушки, увы, доминирующими. Не верю я и в их с Фарамиром внезапную любовь. Фарамир мог пожалеть ее, и брак мог быть заключен по взаимному желанию и согласию (Арагорн уже все равно был женат на Арвэн), но маловероятно, что они были счастливы вместе (опять же, если интересно, могу остановиться на этом подробнее).

Про Эарнила — совершенно верно, он родился намного позднее гибели Боромира и не может быть сыном последнего.

Почему Эарнил не вынудил Альмариан назвать имя матери?.. Здесь, как мне кажется, две причины. Первая — он от природы деликатен и не очень умеет “наезжать”. А вторая — все же он был слишком потрясен известием, что лорд Фарамир — его отец. Ведь он так любил и чуть ли не боготворил его и подсознательно очень хотел, чтобы тот оказался его отцом. Поэтому, когда Эарнил узнал, что так оно и есть, он был потрясен намного сильнее, чем если бы Альмариан назвала ему имя другого лорда или капитана. Ему нужно было осознать и принять услышанное и, если так можно выразиться, переварить его. Поэтому внешне он довольно легко отступил от дальнейшего разговора о своей матери.

Что же касается напряженности сюжета и приключений, то, надеюсь, дальше будет только интереснее :)
Показать полностью
Murzwinавтор
Scaverius
Тут важно знать историю появления Эовин и ее взаимоотношений с Арагорном. Изначально Толкин создал ее именно для Арагорна, она его полюбила, и после победы над Сауроном должна была состояться их свадьба. Потом автор решил, что она недостаточно хороша для Элессара и ей предстояло погибнуть в битве. Но, по преданию, ходящему среди толкинистов, Присцилла, когда отец прочел ей про гибель Эовин, расплакалась, и Профессор решил Эовин “помиловать”. Но раз она осталась в живых, а женой Арагорна он ее уже не собирался делать, автор “пристроил” ее за единственного неженатого героя-человека, имевшегося в романе.

Вся история Фарамира и Эовин — отчаянная попытка Толкина связать концы с концами.

Потом, я всегда обращаю внимание не только на то, что герои говорят, но и на то, что они делают, причем второе для меня важнее. Фарамир говорит, что он полюбил ее. Но его поступки свидетельствуют о другом. Можно вспомнить, что, когда он приступил к своим обязанностям, он виделся с Эовин лишь мельком. Это при том, что от Цитадели, где он теперь жил и работал, до Врачебных Домов, где осталась она, было пять, максимум — десять минут пешком. Разве это поведение влюбленного юноши?.. Это как раз показывает, что сердце его не было серьезно тронуто ей. Он ее просто пожалел.

Также я не придаю значения и ее словам об исцелении. Эовин могло так показаться в тот момент. Ей, бесспорно, было приятно признание Фарамира, и понятно, что ее упадническое настроение благодаря ему заметно улучшилось. В момент воодушевления ей показалось, что она изменилась, станет целительницей и т.п. Но характер человека так легко не изменить. Воодушевление проходит, и все возвращается на круги своя.

Эовин любила именно Арагорна. Она выросла в краю воинов, и ее привлек воин, привлек герой, привлек потенциальный король. Вспомните, как она говорит, что больше не хочет быть королевой. Т.е., для нее было важно, что Арагорн король, и стать не кем-нибудь, а королевой Гондора, она не возражала.

А тут вместо победителя — человек, который не принял участия непосредственно в Пеленнорской битве и не пошел к Мораннону. Не король, а “всего лишь” Блюститель. Фарамир — это компромисс для нее. “Палочка-выручалочка”, чтобы пережить свадьбу Арагорна с Арвэн.

Они были совершенно разными по характеру и интересам, и им не могло быть хорошо вместе. Фарамир — умный, глубокий, интеллигентный человек. Он любил читать и размышлять. Понятно, что читать Эовин умела, но была ли она в состоянии разделить его интересы, читать, что читает он, обсуждать с ним это? Дать ему дельный совет? Думаю, что нет, и когда чувство новизны брачных отношений поугасло, они оба поняли, что поторопились и совершили ошибку.

Что касается Гримы, то никаких особых унижений и физических домогательств по Толкину там не было, да он жаждал ее, но все же не трогал. Эовин страдала в первую очередь из-за того, что любимый дядя, заменивший ей отца, слушался подобное существо. Но Червивый Язык был посрамлен, унижен и выставлен из Эдораса и вообще Рохана. Побежден был и его хозяин Саруман. Не вижу причин, по которым Эовин нужно было бросать Рохан и ехать в Гондор, чтобы что-то кому-то доказать или как-то утешиться, ее враг уже был серьезно наказан.

Она поехала на войну точно не из-за мести, а именно потому, что Арагорн дал ей понять, что между ними ничего не может быть.

Смерть короля-колдуна, опять-таки, не успокоила ее, во Врачебных Домах она ныла и рвалась вслед за Арагорном к Мораннону, говоря, что не хочет оставаться в стороне, когда другие стяжают славу. Фарамир, словно психотерапевт, убеждал ее, что она и так совершила великий подвиг, и Эовин отчасти смирилась, но был ли у нее выбор? Она при всем желании не могла уже догнать войско, ушедшее к Мораннону.

Тому, что она бросила своих людей, сбежав, реализовывать ли свои воинские амбиции или страдая от несчастной любви, тоже особого оправдания нет. Для того, чтобы остаться с людьми до последнего, как раз нужно больше мужества и силы воли, чем для гибели в битве. Люди ее любили и доверяли ей, а она их бросила. Каково было им это узнать? И даже в критической ситуации (если бы Саурон победил) нужен хороший руководитель, которому доверяют люди. Фарамир бы возглавил оборону Минас-Тирит, какой бы безнадежной она ни была, а Эовин в этой ситуации должна была бы возглавить последнюю оборону Рохана.

Эовин сосредоточена, в первую очередь, на себе. Для других она что-нибудь делает и даже может совершить подвиг, если это пересекается с ее личными желаниями и интересами. Фарамир же не ищет своего и готов жертвовать собой. Они очень разные.
Показать полностью
Murzwinавтор
Scaverius
Спасибо за отзыв! Даже странно было, что прежде никто не обратил на эти моменты внимания :). Вы очень правильно делаете, что разделяете мнение автора и персонажей. В моем случае оно иногда совпадает, иногда — нет. Но у меня как у читателя есть одно скверное (для меня) свойство. Я не смотрю на чужих персонажей влюбленными или ненавидящими глазами автора, а оцениваю их по поступкам. Толстой мог сколько угодно расписывать лучистые глаза княжны Марьи, но ведет она себя, как вредная дура. Толкин объявил Арагорна замечательным, только мне, занудному человеку, этого недостаточно. Возможно, Профессор не хотел этого, но Арагорн получился у него гордым и довольно высокомерным.

У Толкина он не сомневается ни в праве стать гондорским королем, ни жениться на Арвэн, хотя Элронд был не в восторге от этого союза, а если вспомнить, что на Западе Арвэн ждала мать… В качестве конкретного примера можно вспомнить слова Арагорна, брошенные Гимли, когда гном ужаснулся тому, что Арагорн заглянул в Палантир: “Ты забыл, с кем разговариваешь”. Это было сказано Гимли — Гимли, который считался его другом, с которым столько было пройдено вместе. Если бы Арагорн извинился, то вопросов бы не было. “Сорваться” может каждый. Но Арагорн не делает этого, у него просто смягчается тон. Для меня это вопиющий случай. Тот же Фарамир просит прощения у Фродо, что слишком настойчиво спрашивал у хоббита про “гибель” Исилдура, хотя это было во время допроса, который гондорец обязан был провести. И вообще, Фарамир имел право хоббита даже убить, в соответствии с законами военного времени своей страны, но он перед ним извиняется.

На мой взгляд, возможно, Арагорн и более великий полководец, чем Фарамир, но моральное превосходство Фарамира над Арагорном мне кажется очевидным. Другое дело, что сейчас почти у всех восприятие этих героев (как и Дэнетора) сильно искажено фильмами. У Джексона Арагорн и сомневается в своей избранности, и глупостей меньше делает, успешно сражается с орками у Амон-Хен, в то время как у Толкина он потратил время, сидя на древнем троне, и основной удар орков принял на себя один Боромир. Фарамир же превращен кинематографистами в закомплексованного недотепу, хотя Толкиновский Фарамир — необыкновенно умный и волевой человек, который отпустил Фродо, рискуя жизнью. Исказили до неузнаваемости и Дэнетора. Поэтому сейчас немногие воспринимают мысль о том, что Фарамир по характеру тоньше и благороднее Арагорна.

Еще один момент, неприятно характеризующий Арагорна, случился на Совете у Элронда. Гэндальф, со слов орла, заявил, что роханцы поставляют в Мордор коней, чем, фактически, объявил порядочных людей предателями и клятвопреступниками. Боромир возразил, что такого не может быть, и оказался прав. Что делает Арагорн? Он затыкает гондорцу рот. Но когда Гимли уже в Рохане опасается, не предатели ли роханцы, Арагорн отвечает, что Боромир в это не верил — не верит и он. То есть, он не только не поддержал Боромира, хотя на самом деле был согласен с ним, но и осадил его. Я даже не знаю, как это объяснить. Дипломатия? Нежелание ссориться с Гэндальфом? Но в данном фрагменте Арагорн получился очень неискренним, если не лицемерным.

После всего вышесказанного я не могу считать Арагорна замечательным или идеальным просто “потомуштаэтоАрагорн” или “потомучтооннаследникИсилдура”. У меня Арагорн горд, знает себе цену, не сомневается в своем превосходстве над другими людьми и в своей избранности.

Опять же, по Толкину, флаги Гондора и Рохана “развевались далеко на востоке и на юге”. Что же они там делали? Воевали, естественно. Под властью Арагорна были собраны все земли, когда-либо принадлежащие Гондору, включая Харондор и Умбар. Зачем им это было нужно, мне тоже непонятно. Сидели бы дома и домашними делами занимались. Что же касается конкретно Арнора, думаю, его могли быстро восстановить. По крайней мере, в материальном плане. Гондор некогда был ужасно богат, а Минас-Тирит ни разу не была разграблена. Средства были. Людские ресурсы в Гондоре тоже имелись.

По поводу Дэнетора и Гэндальфа. Мне все же кажется, что лучше доживать свой век в безумии, чем сгореть заживо. Опять-таки, у Дэнетора было явное просветление в мгновение, когда его позвал Фарамир. Толкин пишет, что безумный огонь в глазах Дэнетора угас, и он попросил не забирать у него сына. Это был момент для Волшебника, чтобы Дэнетору помочь и спасти его. Но тот не стал им пользоваться и начал читать отчаявшемуся старику нравоучения. Зачем? Когда человек хочет покончить с собой, ему нужна поддержка, а не осуждение. Гэндальф никакой психолог, будь он хоть трижды майа, увы.

В свое время мне попалась заметка об австралийском страховом агенте Джоне Ричи, жившем рядом с утесом, который спас более сотни человек. Когда он видел, что кто-то собирается с него прыгнуть, он подходил, предлагал выпить чаю, поговорить. И очень многие его “клиенты” уходили от него, решив продолжить жить. Это самый обычный человек из нашего мира. Почему же майа Олорин настолько уступает ему?.. Вариантов ответа тут несколько. Первый и самый простой: Толкин не разбирался в психологии, поэтому “милосердный” Гэндальф ведет себя так, что уступает обычному страховому агенту. Вариант второй: Толкин, а вслед за ним и Гэндальф, считают, что Дэнетору не нужно помогать, поскольку тот не признает Арагорна. Вот ведь какой тяжкий “грех”, вполне заслуживающий страшной и мучительной смерти. Косвенно об этом говорит фраза из черновика этой сцены, где Волшебник говорит: “пусть блюститель горит”. Это про живого человека. Фактически — пусть умрет в страшных мучениях. У меня был шок после прочтения этих слов. По-видимому, Толкин сам осознал, что в устах Гэндальфа эти слова звучат жутковато, образ доброго и мудрого волшебника может рассыпаться, и фразу эту исправил. Но напрашивается вывод, что добрый и милосердный Гэндальф не стал спасать Дэнетора сознательно, и нехватка времени здесь ни при чем.

Можно было поддержать Дэнетора в момент просветления. Но этого сделано не было. Потом можно было потушить огонь. Для Гэндальфа это не было сверхсложной задачей. Этого тоже сделано не было. Живой Дэнетор был не нужен, и сам Блюститель знал это. Вообще, о Дэнеторе у меня написана большая статья, все не хватает времени и сил ее отредактировать и повесить. Дэнетор — очень нетривиальный герой. Фактически, это постаревший, разочаровавшийся, сломанный Фарамир, и от этого его судьба воспринимается еще страшнее.

Я понимаю, что после фильмов Джексона трудно видеть в Дэнеторе выдающегося и очень достойного человека, но по текстам самого Толкина получается именно так. Если Вы еще не читали, очень советую прочесть главу “Палантиры” из “Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья”. Там Автор прямо пишет, что Гэндальф заблуждался (да, сам Профессор не исповедовал догмат о непогрешимости Гэндальфа и вполне допускал, что Волшебник может ошибаться), когда говорил, что Дэнетор не использовал Палантир прежде, чем разум изменил ему. Также Толкин пишет, что Дэнетор, в отличие от Сарумана, остался непримиримым противником Саурона. Т. е., никаких речей Саурона он не слушал и, опять же, по словам Толкина, извлекал из Камня немало пользы.

Арагорн был генералом в свое время, но командование Армией и управление государством — это совершенно разные вещи. Правитель государства должен быть “менеджером”, а не только отважным воином, хорошим стратегом или разведчиком. Более того, глава государства как раз воином быть и не обязан.

Немного непонятны Ваши слова об Арагоне: “Арагорн столетиями...” Арагорну 87 лет на момент первой встречи с Фродо и 88 — в день уничтожения Кольца.

Фарамир не ненавидит эльфов. Мне кажется, что, познакомившись с ними, он стал их разделять по личности и характеру, а не восхищаться всеми подряд. Ведь, как известно, эльфы тоже очень разные, и далеко не все из них мудрые и замечательные. Достаточно вспомнить “Сильмариллион”.

Что же касается Арвэн в Гондоре… Профессор совершенно не подумал, как вечно молодую, нестареющую женщину будут воспринимать обычные смертные. Ведь у людей любая красавица со временем увядает. Не сомневаюсь, что со временем Арвэн начала раздражать гондорцев, причем, в первую очередь, женщин. Кому понравится, когда ты старишься, а на глазах у твоего мужа царствует вечно юная, прекрасная женщина. Если гондорцы были не настолько примитивны, чтобы жить исключительно жизнью своих господ, то такие настроения стали бы неизбежны.

Про Митрандира. В Гондоре Гэндальфа звали именно Митрандиром. Слова Фарамира: “мы звали его Митрандиром, подобно эльфам”. Митрандиром Волшебника приветствовали простые жители Минас-Тирит, Митрандиром его именовал Дэнетор.

Валар и Майар не враги людей, конечно. Но то, что они не всегда справедливы и нередко лицеприятны, наглядно показывает “Сильмариллион”. Толкин, конечно, не хотел их так изобразить, но что вышло, то вышло. При переносе сюжета “Сильмариллиона” в наш мир, по крайней мере, линии Фэанора и Сильмариллов, с моральной точки зрения, история немедленно рассыпается.
Показать полностью
Murzwinавтор
Scaverius
Поступок Эовин. Это было семейное дело, и Эарнил не хотел позора отца. Да и самому Фарамиру, наверное, было неприятно обнародовать случившееся. Кстати, отчасти гнев Эовин даже можно понять. Поверить, что Фарамира поймали в ловушку и он не был виновен в измене, было непросто. Эовин казалось, что муж сначала обманул ее и дал ложную клятву, что Эарнил не его сын, а потом начал выкручиваться, говоря, что невиновен. Для нее Фарамир — лжец и предатель, а Эовин у Толкина была женщиной гордой и своенравной. Пока муж был идеален, она была ему верной супругой и уважала его. Теперь же она была страшно разочарована, считала что ее предали, супруг оказался лицемерным подлецом.

У Эарнила и Фарамира было не недоверие к Королю, а, скорее, критическое отношение. А разумное критическое отношение еще никому не мешало, и, тем более, правителю. Но отмечу любопытный момент… В первоначальной моей задумке Эарнил был казнен Арагорном.

Кемендур. Бывают люди, которые безупречно ведут себя с начальством, но потихоньку тиранят подчиненных. При Кемендуре в Гвардии Цитадели царили “красота” и порядок. Вполне допускаю, что Арагорн мог его “просмотреть”. Я не верю в идеальных, никогда не ошибающихся людей. К тому же Арагорну Кемендур был предан всей душой, не любил он Фарамира. Опять же, кроме высокомерия и покровительства гвардейцев из знати других преступлений в момент назначения на новую должность у Кемендура не было. Поэтому назначение его на должность коменданта тюрьмы не выглядит такой уж глупостью, а учитывая, что Кемендур трепетно относился к гвардейцам из знати, Короля могли и попросить за него.

Герои войны Кольца. Разве их не помнят? Вон как Гвиндор уважает лорда Хирлуина Пиннат-Гэлинского :). Он почти поклоняется ему. Про памятник Боромиру — мысль хорошая. Но Дэнетор, который для победы над Сауроном сделал очень многое, явно был забыт. Иначе скоро бы начались националистические настроения. Если взять примеры из нашего мира, то, например, президент США должен быть обязательно рожден на территории США. Именно из-за этого один из самых популярных американских политиков А. Шварцнеггер никогда не будет баллотироваться в президенты, хотя у него были бы высокие шансы на победу. Мысль, что во главе страны должен стоять ее уроженец, чтобы эта страна была его Родиной, вполне разумная, и про то, что Арагорн не гондорец, могли вспомнить. В данном контексте для Арагорна было выгодно, чтобы Дэнетора считали безумным стариком.

Деградация Гондора у меня показана сознательно. По Толкину, спустя примерно сто лет после уничтожения Саурона гондорская молодежь начала играть в орков. Не в одночасье же это произошло.
Показать полностью
Murzwinавтор
Murzwinавтор
Scaverius
“Так его воспитали. И прежде всего эту мысль ему внушали эльфы”.

Отсутствие рефлексии в человеке мне кажется довольно несимпатичной чертой характера, является ли оно следствием воспитания или нет. Опять же, эльфы — вовсе не ангелы, которые всегда правы и никогда не ошибаются.

“Но даже и гондорцы знали о том, что ими правят не короли, а блюстители”.

Блюстители правили… При этом, по Толкину, они “без сомнения” были королевского происхождения, потомками Элендила и Анариона (см. “Народы Средиземья”), но не основной ветвью рода. Но разве важно, по мужской линии или по женской передались гены? Можно вспомнить, что именно дочь Изабелла переняла облик и характер своего отца, выдающегося франц. Короля Филиппа Красивого, в то время как его наследник, Людовик Сварливый, был редкой бездарностью.
Т. е. Гондором правили потомки Элендила и Анариона. Правили мудро и жертвенно. Юридически они не могли именоваться королями, но то, что они были на своем месте, — бесспорно. В свое время предка Арагорна Арведуи с такими же, как и у Арагорна, правами на трон Гондора гондорцы “отправили”, пригласив на трон полководца Эарнила. Блюститель Пелендур решал это не единолично. И даже когда погиб сын Эарнила II король Эарнур, гондорцы предпочли остаться с гондорской династитей Блюстителей, а не искать потомков Арведуи на руинах Артэдейна.
Здесь налицо у Толкина правовая коллизия. Блюстители — законные правители Гондора, потому что в свое время их выбрали гондорцы. Арагорн — законный претендент на трон, потому что от потомок Элендила по мужской линии. Хотя то, что он еще и наследник Исилдура, несколько портит ему “карму”, если так можно выразиться. Ведь уничтожь Исилдур Кольцо, как ему говорил Элронд, то история Саурона закончилась бы на 3000 лет раньше. Не пал бы Арнор, не страдал бы Гондор. Были бы сохранены сотни тысяч жизней… На мой взгляд, лучше быть потомком Элендила через Анариона, чем через Исилдура. Можно, конечно, возразить, что своим отказом от Кольца Арагорн искупил грех своего праотца, но сотни тысяч жизней и тысячелетия страданий никуда не делись…

“Гондорцы, которые даже у вас приняли Арагорна как своего короля”.

Арагорн — законный претендент, но и приходит он очень вовремя: как победитель на белом коне. Конечно, с его появлением исстрадавшиеся гондорцы воспряли духом. А когда Фродо еще и удалось уничтожить Кольцо... Его приняли “на ура”. Но здесь еще и был эффект новизны, смены, как в профессиональном спорте при замене тренера. Как правило, сначала команда или спортсмен в индивидуальных видах воодушевляется, даже если предыдущий тренер был не хуже. Но у предыдущего уже известны все методы, накапливается и моральная усталость. Арагорн появился, как новый харизматичный лидер-победитель. Но стань он королем в 2984 году Т.Э., его правление мало бы чем отличалось от правления Дэнетора.
Кстати, та же победа на Пеленнорском поле сложилась из подвига Фарамира — он задержал полчища Мордора возле Андуина и у стены Раммас-Эхор, выиграв время до прихода роханцев; командования обороной Минас-Тирит Гэндальфом и Имрахилом; а также, естественно, огромного вклада в битву роханцев, а уже потом финальным удара Арагорна.

“даже сама мысль о том, чтобы общаться с Сауроном для него, Арагорна - отвратительна и оскорбительна”.

Арагорну была оскорбительна мысль, высказанная Гимли, и он оскорбил его в ответ. Смягчения тона недостаточно, нужно было сказать: “Прости, Гимли”. То, что Гимли не оскорбился, делает честь, скорее, Гимли, чем Арагорну. Умение попросить прощения не роняет, а возвышает человека. Фарамир умеет это делать.

“В общем, Арагорн явно имел в виду "а не найдешь ли ты, что Рохан тоже уже пал?" Арагорн не в роханцах сомневается, а скорее в правителях Рохана”.

Ситуация на Совете все равно не однозначна. Роханцев обвинили в серьезном преступлении. Боромир за них вступился. Арагорн же, как выяснилось впоследствии, был с ним согласен, но не только не поддержал его, но и пустился в пространные разглагольствования, которые отчасти слова Боромира нивелировали. Если Рохан падет, то и ежику понятно, что кони могут достаться Саурону. Зачем об этом говорить? А пока они живы, то нечего их обвинять, основываясь на непроверенных слухах. Арагорн, оказавшись в Рохане, подтверждает слова Боромира, но на Совете ведет себя... Даже не знаю, как это назвать… Кто мешал ему сказать, что он не верит в предательство роханцев, но дополнительная осторожность в такое время не помешает? Но он, скорее, поддержал Гэндальфа в его заблуждении. Опять же, Тэоден у Толкина не был одержим Саруманом, как в фильме. Да, он занимал пассивную и безвольную позицию. Но быть “с краю” и быть предателем — все же очень большая разница. И то, что пал Саруман, вовсе не означает падение соседей.
Показать полностью
Murzwinавтор
Scaverius

“Иными словами, тупая, гордая и самодовольная кукла на троне”.

Знание о своей исключительности, отчасти выпестованное эльфами, не делает человека тупым. Арагорн — бесспорно, незаурядный человек и понимает это. Станет ли выдающийся, признанный дирижер или исполнитель тупым, если знает и понимает, что он один из лучших в мире? Конечно, нет.

“Гондор и Рохан лишь отстаивали уже завоеванное”.

По поводу отстаивания завоеванного… Это завоеванное было давным-давно утрачено. Нужно ли было его возвращать? Тот же Умбар был гондорским очень недолго, если взять все время его существования. Даже в Гондоре земель вполне хватало, так как жителей было меньше, чем во времена расцвета. Это были уже именно завоевательные походы.

“Напомню, что Гэндальф Майя и верит в свободу воли людей.”

Свобода воли людей — вещь хорошая, но ее нельзя абсолютизировать. Гэндальф мог сказать Дэнетору, что уважает его выбор, но просит немного подождать. Например, пока сердце Фарамира еще бьется, или пока Враг не достигнет Шестого Яруса. Моментом просветления можно и нужно было воспользоваться. Не говорить Дэнетору, когда тот попросил не забирать у него сына: “Он зовет, но ты не можешь к нему идти”, а после призывать идти и умереть в битве. Гэндальф в открытую дал старику понять, что живым тот никому не нужен. Можно было сказать: “Вдруг Фарамир все же очнется. Какого ему будет узнать, что тебя уже нет? Не делай этого, хотя бы пока он жив. Если же он умрет, то никто не станет удерживать тебя умереть так, как ты захочешь”. В этом варианте и уважается свобода воли, и говорится, что есть человек, которому Дэнетор нужен. Если бы после этих слов Дэнетор все равно взошел на костер, можно было бы оправдать Волшебника. Но в варианте Толкина — нет. “Можешь умирать, но умирать, с моей точки зрения, правильно”, — вот посыл Гэндальфа. Где же здесь уважение свободы воли? В том и дело, что наличие живого и пришедшего в себя после исцеления сына Дэнетора могло несколько осложнить жизнь Арагорну, и Дэнетору позволили умереть, но вовсе не из уважения его выбора.

“Саурон просто сделал так, что Денетор впал в грех отчаяния”.

Дэнетор отчаялся не на ровном месте. Дело было не в “обработке” Сауроном, а в его знании, которое было вполне объективным. Если бы хоббит не уничтожил Кольцо, то конец Гондора был бы скор и страшен. Тот же Гэндальф говорил, что страшные полчища Мордора не привиделись Блюстителю. Есть ситуации, в которых необоснованная надежда не лучше отчаяния. Кстати, Фарамир говорит Фродо, что надежду они (гондорцы) оставили уже давно. Правитель должен всегда держать в уме худший вариант развития событий, а не тешить себя надеждой на маловероятное чудо. Иначе это плохой правитель.
Если обратиться к христианскому преданию, то в христианстве самоубийство далеко не всегда считается грехом. Есть канонизированная княгиня, которая при осаде крепости взяла своего маленького сына на руки и бросилась с башни вниз. Чтобы не достаться врагам на поругание. По-моему, очень схожая с Дэнетором ситуация. И считается, что она не просто была прощена за свой поступок, но и стала святой. Как же так?! Она должна была ждать, надеяться, что прилетят ангелы или, по Толкину, орлы и спасут их.
Проблема Толкина в том, что он видел жизнь сквозь розовые очки катехизиса для младших школьников. “Отчаяние — грех. Все, точка”. Настоящая же жизнь намного сложнее, и есть ситуации, когда человека нельзя упрекнуть ни в отчаянии, ни в суициде. Вообще, самый сильный инстинкт у человека — это инстинкт самосохранения, и если человек переступает через него, это страшно. Такие люди заслуживают сочувствия, а не осуждения. И всегда нужно постараться человека удержать от этого, дать ему шанс передумать. У меня, вообще, складывается впечатление, что Профессор чувствовал, что реальный мир и реальная жизнь в катехизис не всегда втискиваются, и попробовал создать мир, где все бы “работало” без накладок.

“Сильмариллион” — вещь бездонная, и не хотелось бы пускаться в эти дебри. Но предлагаю перенести сюжет в наш мир. Где-нибудь в Италии начала-середины 20 века живет талантливейший аристократ. Скульптор, художник, ювелир. Не важно. Он создает ШЕДЕВР. Однажды, когда его не было дома, на его имение нападает главарь мафии, убивает отца, убивает слуг и похищает шедевр. Он бросается в правоохранительные органы, а те говорят, что ничего поделать нельзя. Правда, главарь мафии — родственник главы государства… И не так давно был отпущен из заключения и получил возможность бесчинствовать при том, что управы на него нет.
Тогда аристкорат ожесточается и из уцелевших слуг и сыновей создает свою “банду” в надежде отомстить за отца и вернуть шедевр.
Правда, аристократ — не профессиональный бандит, и скоро его убивают, наследника берут в плен и калечат...
Тем временем у мэра соседнего городка есть красавица-дочка. В нее влюбляется молодой человек, который, по мнению гордого папаши, ей не пара. Мэр дает потенциальному жениху задание — укради для меня шедевр у главаря мафии. Хочу его себе в коллекцию. Юноша и девушка шедевр похищают. Папаша забирает его себе и позволяет влюбленным пожениться.
У меня к Толкину много вопросов. С каких пор похищенное у негодяя становится твоим? Тем более, что оно изначально ему не принадлежало? Почему Сильмарилл не обжигает Берена и Лютиэн? Почему он не обжигает самодовольного Тингола, когда он в нем красуется? Мелиан, кстати, говорила, что камень нужно отдать фэанорингам. Но и после этих ее слов Сильмарилл не обжигает Тингола. Почему же заклятие Варды настолько странное и несправедливое? Законным наследникам камень отдан не был. Не было и попытки отправить его Валар для исцеления Древ… Украли чужое и отдали папе, чтобы его потешить. Просто здорово. Мне такого не понять.
Толкину не нужно было объявлять свою Арду нашим миром. Был бы тогда хозяином, диктовал бы свою мораль. Почему если сюжет перенести в наш мир, он тут же становится негодным. Ведь если мы героически украли чужое, оно не становится нашим. Или это “грабь награбленное”?

“Она не станет издеваться над мужем, она просто возьмёт в руки меч и предложит поединок. И кстати не факт, что Фарамир бы её победил один на один, далеко не факт”.

Эовин не одолела бы Фарамира, по крайней мере, по Толкину. По словам автора, это был воин, которого никто из рохиррим не одолел бы в битве. Но ей казалось, что Фарамир поступил как подлец. Смерть легче позора. В моем варианте она хочет наказать его соответственно деянию. “Измена — постыдное дело, но тебе не стыдно? Сделаю так, что будет стыдно до конца дней”.
Я оцениваю характер героев не по декларативному его описанию автором, а по их поступкам и вижу их именно такими. Поэтому мне кажется, что мой фанфик каноничен. Но это именно моя версия развития событий в Гондоре. Они, конечно, могли быть и совершенно иными. Правда в счастье Фарамира и Эовин я все равно не верю. Другое дело, что не будь Альмариан, они возможно жили бы вместе и сохраняли лицо до старости.

Предлагаю пока на этом закончить дискуссию, к сожалению у меня уходит на нее очень много времени, а мне хотелось бы продолжить выкладывать главы :).
Показать полностью
Murzwinавтор
dzhenti
надеюсь, вам понравится и дальше. :)
Murzwinавтор
dzhenti
Спасибо :)
Murzwinавтор
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть