↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

От дома к дому (джен)



Автор:
Бета:
Мряу Пушистая здравый смысл
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Драма
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона не стоит
 
Проверено на грамотность
Подходит к концу путешествие Туда и Обратно. Бильбо Бэггинс возвращается в Шир, и Одинокая гора снова всего лишь точка на карте.
Бильбо не сразу понимает, что простой точкой на карте стал и его уютный дом, а когда понимает... Когда понимает, винить уже некого.
А Братство Кольца покидает Имладрис.
Чтобы скачать фанфик войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
QRCode
От автора:
Речитатив.
Эксперимент.
Отклонения от канона и канонных характеров возможны в угоду идее.
Благодарность:
Лучшей бете на свете.
Подарен:
Мряу Пушистая - Мой дорогой здравый смысл, кольцо еще не расплавлено, но перекати-поле уже стучит в дверь. Откроешь?
Конкурс:
Лига фанфикса 2024
Победил в номинации Штройзель
Конкурс проводился в 2024 году



Произведение добавлено в 1 публичную коллекцию и в 1 приватную коллекцию
Арда (Фанфики: 40   0   Раэл)
Показать список в расширенном виде




Показано 4 из 4

Бильбо сидит и смотрит на пламя… В нём отражение былых походов, размеренной жизни хоббитов и сладость возвращения домой.

Бильбо сидит и смотрит на пламя. Где его дом? Вот он здесь, так почему же так тянет отправиться вновь навстречу приключениям, увидеть одним глазком Имладрис. Однажды путник навсегда путник, он теряет связь с домом.

Бильбо сидит и смотрит на пламя. Он как перекати-поле, ищет приют от дома к дому, от дома к дому.

Дорога туда не всегда ведёт обратно.
Это красивая, немного грустная, философская и очень Толкиеновская история. Сердце щемит, когда читаешь размышления Бильбо, когда понимаешь: да, так и есть... Иногда человек (или хоббит) просто срывается с места, словно лист с дерева, и его уносит попутным ветром. Он оставляет свой дом, и связь с ним понемногу, день за днем, истончается. И лишь у тех, кто действительно хочет вернуться, кто бережно хранит свой "желудь", есть шанс вновь оказавшись на пороге дома, не почувствовать себя чужаком.
Если тебе стало скучно пересчитывать серебряные ложки, выходи на порог и иди, не разбирая дороги, вслед за приключениями и вольным ветром. Только помни, что твой дом будет ждать и гадать, кого он дождется? Тебя, или кого-то другого, кем ты станешь? Тебе уже не вернуться. Тот, кто вернется, захочет ли, сможет ли вновь пересчитывать ложки и не смотреть на дорогу за порогом? Перекати-поле бежит от дома к дому, но нигде уже он больше не цветок, а только кто-то без корней. А, может, однажды дверь откроется и для него?..
Самая красивая и глубокая работа по Средиземью, которую я читала в своей жизни. Завидую лёгкости пера автора белой завистью с лёгкой мордорской тенью. Над этими 15кб тянет подумать куда больше, чем над иным романом. Респект автору!


14 комментариев из 50 (показать все)
вот теперь я с вами вполне согласен, вы все правильно понимаете

действительно, у человека есть родительский дом - и этот дом не меняется, когда меняется человек. потому что родительский дом - это дом родителей. вот Ривенделл небось изменился, когда Элронд вернулся из похода в конце Второй Эпохи. а Элронд там повидал так повидал: не только войну, но и Саурона, и Кольцо. вон у Джексона Элронд аж до жерла Ородруина дотащил Исилдура, хотя там по дороге Кольцо становится как жернов. еще и думал, небось: а не грохнуть ли этого тупого Исилдура, который собирается навлечь на всех беду. но понял, что и сам не лучше и, отобрав Кольцо, в вулкан его не выбросит. изменился вернувшийся в Ривенделл Элронд, и Ривенделл изменился вслед за ним - это же Ривенделл происходит от Элронда, а не Элронд из Ривенделла. куда деваться Ривенделлу, только меняться вслед за своим владыкой

и это не потому, что Элронд такой крутой. когда в Шир вернулся садовник Сэм, изменился Шир - например, меллорны там появились. и получается, что не Бильбо и не Фродо принесли в Шир эльфийское, а Сэм! а почему? а потому что Сэм прошел инициацию, он начал строить свой дом, менять мир вокруг себя, стал взрослым - и мэром Засумок его сделали по заслугам. поэтому вслед за изменившимся Сэмом (и Мерри, и Пиппином) стала меняться их родина, стал меняться их дом. он же их, собственный, каким они его сделают - таким он и будет

таким образом, через инициацию, снимается конфликт между изменившимся тобой и не изменившимся домом. да, ты уходишь из родительского дома, уже навсегда, но не в неприкаянность. как говорил великий Павел, "когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое". мы оставляем родительский дом вместе с остальным младенческим, вместе с младенческим понятием о доме - неизменном, внешнем по отношению к нам. нам приходит пора создавать новое. инициация вообще болезненный процесс, некоторые долго маются. Арагорн вон десятки лет по пустошам шарахался

а вот Бильбо и Фродо не стали теми, кем хоббитам положено становиться. и виной тому Кольцо - ну не Кольценосца же ставить мэром Засумок, это некрасиво как-то, подозрительно. Бильбо не врос в дом, построенный его отцом для его матери, не сделал долгим трудом этот дом своим, не женился - но он и не изменил Шир, со всеми своими сокровищами, знакомыми и знаниями он оказался на отшибе и даже книгу свою не дописал. зато он вырастил Фродо и частично Сэма: Фродо потом дописал книгу и довел с помощью Сэма историю Кольца до финала. это кажется сначала так, что хоббиты - обыватели, не понимающие ни Бильбо, ни Фродо. а Толкин на самом деле очень любил Шир и хоббитов, и потому спутники Фродо так хорошо вписались в жизнь Шира после возвращения. не ради хэппи-энда и раздачи слонов, а чтобы показать, что есть в Шире место и доблести, и эльфийским дарам. тогда как Бильбо и Фродо всю жизнь тащили Кольцо: "так часто бывает, когда нужно что–то спасти: кто–то должен отказаться от него, потерять для себя, чтобы сохранить для других". это очень редкая и печальная судьба; к счастью, практически каждого она минует

у Галадриэли есть отечество земное и отечество небесное - как, в принципе, и у нас всех. в этом эльфы совсем даже не необычны: мы же тоже представляем, пусть и гадательно, словно через тусклое стекло, как оно там, в горнем мире, и мы тоже всю жизнь туда идем. Галадриэль вот помнила, как оно там, ну и мы припоминаем, как учил нас Платон. как там с этим припоминанием было у Элронда и Леголаса, которые Валинора не видели, сказать труднее. но вот Платон говорит, что все познание есть припоминание, мы в принципе умеем познавать только за счет своей причастности миру идеального. созерцаем идею круга и потому отличаем круглое от окружающей среды, ну или капчу проходим хотя бы. так что, полагаю, при помощи чуйки, замаскированной под "зов Моря", Элронд и Леголас тоже созерцали Валинор

Гэндальф и Глорфиндел - посланники богов, у них земного отечества нет, как у монахов. додумывался ли до этого толкиеновский Бильбо - может, и да. Бильбо вообще производит впечатление очень умного хоббита. Друг Эльфов, все-таки, несмотря на разницу в возрасте. и стихи Арагорну написал хорошие, и с эльфийского хорошо переводил, а это еще выучить надо. даже про необходимость расстаться с Кольцом понял

ЗЫ люди стачиваются о время, и с каждым переездом корни привязывают к новому месту менее глубоко - но привязанности вообще стираются временем, чувства блекнут. переезжать, конечно, лучше поменьше, а жениться так и вообще однажды. и в Элронде, который живет тысячелетиями, удивительно не то, откуда у него столько здоровья, а то, как мир для него еще не стал бесцветным. "Во мне все как–то тает, словно натягивается что–то, если ты понимаешь, о чем я. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба". вон по скольким тысячелетиям размазался великий Элронд - и все равно его хватило
Показать полностью
Пайсано
Великий Элронд давно выбрал направлять других, но ни в чём не участвовать самому.
Потому и "сохранился". Но сохранился ли – большой вопрос.

Заметим, что другие эльфы умеют как-то... мотивировать на свершения, что ли. А Элронд боатство демотивирует. Да, он осторожен и мудр, но что он говорит им? Что скрытность лучше храбрости (Боромиру), что каждый может стать предателем, если на него надавить (Гимли). Плюс он неверно оценивает расстановку сил в Шире, когда хочет отправить обратно Мерри и Пиппина: такие, как они были на тот момент, они бы не остановили ни Лотто, ни людей Сарумана – их родители и так сделали то, что могли бы сделать они: организовали партизанщину и выставили охрану отдельных земель...

Но, возвращаясь к Элронду, его "Последний гостеприимный приют" и он сам – ни в чём не участвуют.
Если мы вспомним, даже последняя битва Ривенделл не затронула: орков, которые хотели на него напасть, остановили гномы Одинокой горы и люди Дейла и Эсгарота.

Гендальфу, который Балрога лично метелил, Фарамира из огня вытаскивал и с бывшим "коллегой" Саруманом разбирался – такое даже не снилось.

И Галадриэли, чьи эльфы бились с морийскими орками, а сама она своей магией разрушала Дол Гулдур – тоже не снилось.
Про Чернолесских я просто молчу.

Так что цена "сохранности" Элронда – ни во что не лезть. Нет, его можно понять – после смерти жены. Но называть это чувством дома... лично я не готова.
Показать полностью
flamarina
вроде в Википалантире про Ривенделл понятно написано:
"Это место находилось в глубокой долине у западного подножия Мглистых Гор и оставалось скрытым благодаря кольцу Эльронда — Вилье (Vilya) — вплоть до окончания войны Кольца. Ривенделл был покинут большинством эльфов во время Войны Кольца"
все ушли на фронт, включая сыновей Элронда. Элронд остался с неспособными сражаться. ушел бы и Элронд на фронт - место перестало бы быть скрытым и безопасным

а так-то за свою жизнь Элронд повоевал, куда ему еще. даже если считать апокрифом эпическое "You should have stayed dead!", того же Ангмарца Элронд гонял в Третью Эпоху, не отлынивая от своих обязанностей

в качестве же стандарта эльфийского поведения можно взять Тингола, веками куковавшего за Завесой Мелиан и не желавшего видеть никого, кроме своих подданных. ну или спрятанный ото всех Гондолин, где в рамках режима секретности однажды забредших в гости оставляли на всю жизнь. гостеприимству Элронда на этом фоне можно только поражаться
Пайсано
Ну, Первая эпоха - "это другое". Тогда эльфы были менее... культурно ассимилированными.
Они считали, что нафиг Запад, сейчас они построят собственный рай с преферансом и феями.
Отсюда изоляционизм.
Но я говорила не об этом, а о настроении - о том, с чего мы начали разбор.
Настроение Элронда к Третьей эпохе вполне упадочное. Галадриэль с Келеборном на его фоне смотрятся практически оптимистами.
#фидбэк_лиги_фанфикса
Глубокая философская работа, облеченная в художественную форму. Это философия на стыке с социологией и потому пронзительно жизненная. Как у Шюца: солдат никогда не вернется домой. Слишком разными жизнями живут те, кто ушел, и те, кто остался. Кому-то по-прежнему важно ходить друг к другу в гости и пересчитывать серебряные ложечки. А кто-то не может забыть лица погибших друзей.
Многие друзья Бильбо не вернулись домой, потому что их пронзил клинок. Но не вернулся и сам Бильбо, потому что его дом остался в далеком прошлом.
Главное достоинство этой работы - это ее смысл. Но не единственное. Еще есть красивый, образный, напевный язык, потрясающе точно передающий дух канона.
Прекрасно написано, Автор!
Какие у Бильбо потрясающе мудрые мысли! Хоть пиши и вешай на стенку!
Путник однажды всегда путник не потому, что услышавший однажды зов дороги больше не сможет его заглушить, а потому, что однажды вышедший за порог больше не слышит зова дома.
Это очень хоббичье понимание дома вкупе с очень важным осознанием, что приключение не может пройти бесследно делает эту историю уникальной. Ведь очень, очень часто бывает наоборот - сходил в приключение, вернулся домой и живет будто ничего не было, будто и не изменился. как приятно знать, что не все так думают!
Голосом Цоя: Деанон, мы ждём деанон!
Roxanne01
Голосом Цоя: Деанон, мы ждём деанон!

А смысл?)))
Авторский хвостик и так довольно заметен)
Levana
Roxanne01

А смысл?)))
Авторский хвостик и так довольно заметен)
Сами мы не местные. Я не понимаю кто из вас есть кто.
Вернее есть догадка, но я боюсь опростоволоситься)
Roxanne01
Levana
Сами мы не местные. Я не понимаю кто из вас есть кто.

Да я тоже так, налетами 😁 но этого автора уже везде узнаю))
Ох ты ж... ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!!!
Я обещала прийти сюда с отзывом.
Знаешь, когда-то давно, при знакомстве со Средиземьем, его атмосфера меня потрясла. Я нигде и ни у кого больше такого величественного светлого монументализма не встречала. А у тебя получилось очень точно в это ощущение попасть: огромный, неумолимый мир, существующий по своим законам, показанный глазами маленького — смелого и умудрённого опытом, но маленького — хоббита.
Центральная метафора здесь просто великолепна. Во-первых, она оплетает всю историю от начала до конца и развивается вместе с сюжетом. Во-вторых, она мелодична, а это отдельное достижение для письменного текста. «Целое поле перекати-поля» — очень красиво и музыкально.
Длинные предложения мы уже обсуждали, но хочу сказать, что здесь они как раз очень хорошо работают на атмосферу. Неторопливо, монументально, по-старчески. Немного тяжеловесный язык, но в стиле самого Профессора, как по мне.
В целом, история похожа на сон, тревожную дрёму в холодный осенний день, наполненный дождём и одиночеством. И реплика Элронда в конце — «Вам нужно согреться». — звучит пробуждающе. Как будто только в последнем абзаце Бильбо по-настоящему понимает обдуманную не раз неотвратимость, необратимость жизни перекати-поля.
Показать полностью
Глубоко и пронзительно. Похоже, автору тоже знакомо ощущение бездомности. Так сильно писать о том, чего не сам не переживал, нельзя.
Дом, который остался в другом пространстве и другом времени. Свой собственный дом, который перестал быть домом. Это очень грустно.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть