Название: | Harry Potter and the Methods of Rationality |
Автор: | Элиезер Юдковский |
Ссылка: | http://www.fanfiction.net/s/5782108/1/Harry_Potter_and_the_Methods_of_Rationality |
Язык: | Английский |
Наличие разрешения: | Разрешение получено |
Мыслит, значит существует (гет) | 216 голосов |
Червь (джен) | 189 голосов |
Luminosity - Сияние разума (гет) | 127 голосов |
Мать Ученья (джен) | 92 голоса |
Что-то придется менять (джен) | 79 голосов |
Dutani рекомендует!
|
|
ВолчьяКошка рекомендует!
|
|
Одно из лучших произведений! И безумно рада, что его напечатали. Теперь мечтаю как-нибудь купить в печатной версии не смотря на то, что читала раз двадцать (и с сайта, и с электронки, и слушала аудиоверсию).
Логика, прекрасная, шикарная логика цепляет с первой главы и вызывает иногда взрыв мозга, так как начинает казаться дико нелогичными многие вещи в каноне. Фантазия у автора не знает границ - и это сочетание с юмором (разговоры со шляпой, банки Прыского чая и пр.). Расчеты (например, как автор заморочился и рассчитал все с валютой в главе с Гринготтсом) вызывает лютое уважение. |
Alex Chapa рекомендует!
|
|
Книга, которую я мгновенно рекомендовал к прочтению всем друзьям.
|
Матемаг Онлайн
|
|
vegetate, отнюдь. Не смешиваю. Просто если взять за аксиому, что вселенная внутренне непротиворечива и у неё есть длительная история и что мы возникли не "просто так", "из ничего", а физические законы не менялись то можно рассудить следующим образом:
Показать полностью
---физзаконы допустили наше возникновение. Что накладывает рамки на константы этих законов и их вид--- Сильный антропный принцип не имеет никакого основания под собой. Его, видимо, следует принимать на веру, как Бога или чайник Рассела. Слабый же антропный принцип... Это и есть, по моему мнению, то утверждение, которое привёл выше. А как иначе? Формулировка, приведённая в википедии, мягко говоря, не очень хороша. madness, ого, разговор о первопричине да первосмысле! Не понимаю, почему должна быть какая-то причина, по которой любая (замкнутая, единая) реальность может существовать. ИМХО, существует всё. Другое дело, что у чего-то может быть долгая предыстория. А может и не быть. Всё равно. Нефиг плодить всякие "перво-". История у нашей вселенной и мультивселенной может быть длинной, но никто не мешает ей возникнуть "просто так", например, вчера. Именно в таком соотношении частиц, будто у неё длинная история позади. Или, быть может, в этот момент. Так что все эти рассуждения о первопричине и первосмысле... |
madness,
Показать полностью
>>vegetate, правильно ли я поняла, что вы не отрицаете, что есть первопричина? Ну как-бы тут ответить, чтобы не породить еще большего непонимания... Я считаю что существует некий предел поиска причин событий. и причин этих причин, и так далее. И в процессе такого поиска мы к этому пределу бесконечно приближаемся. Возьмите любую математическую функцию с пределом - вот и иллюстрация. Если хотите, можете этот предел назвать первопричиной. Но спорить о том, существует ли оно, и что оно есть - это все равно что спорить о том существует ли бесконечность и что такое есть бесконечность. Так что нет. Я не отрицаю существование первопричины. И так-же не стану утверждать, что это некое _определенное_ явление, само не имевшее причины,и явившееся причиной для всего остального (лексическое значение слова). Возможно просто требуется определить оговорку, что лексическое значение слова "первопричина" не является достоверным и исчерпывающим отражением описываемого понятия, и используется только для удобства использования в обсуждении. Матемаг, Я рад, что в отношении сильного АП мы имеем одинаковое мнение. Что до слабого АП, то и в моей и в Вашей формулировке он отлично подходит для ответа на вопрос "Почему именно у нашей Вселенной такие свойства, что привели к возникновению разумной жизни". Так что не вижу необходимости его отбрасывать. Проще говоря, ищущим первосмысл - антропный принцип в руки и не мешайте всем остальным искать причины (причин причин...) |
Матемаг Онлайн
|
|
madness, вы верите в Бога-творца, говоря проще говоря?
"Дальше я не хожу, там либо бесконечность, либо замкнутость." - замкнутость и бесконечность сразу - красивее выглядит:) А вообще, ничто не мешает быть безграничной незамкнутой реальности. Вспомнить, например, Хаос как концепцию Первоначала, в котором есть одновременно всё и ничто. "Другая вселенная, где наше существование невозможно, для нас не существует, имхо" - вы отказываете в бытии мирам по причине их нереальности для нас? Дискриминация!:) "Вот вы для меня реальный" - интересно, а если на том конце экрана пишет какой-нибудь инопланетянин или, не знаю, ИИ, быть может, вообще "компьютерный полтергейст"? Тогда уж для вас реальны отправляемые от моего имени слова. Я же - лишь образ, созданный вашим воображением на основе этих слов. |
Матемаг Онлайн
|
|
madness, аналогично относительно вас. Правда, образ сложился, но не внешний - скорее комплексный. Учитывая, что до сих пор не выявил степень иллюзорности окружающего мира, говорить о чём-то внешнем и даже внутреннем как о "определённо реальном", как минимум, странно. "нечто реальное, для чего вы существуете" - явно не я, а скорее близкий вам человек:)
|
Alaricпереводчик
|
|
По-моему, вас унесло куда-то не туда :)
Показать полностью
>> Просто если взять за аксиому, что вселенная внутренне непротиворечива и у неё есть длительная история и что мы возникли не "просто так", "из ничего", а физические законы не менялись то можно рассудить следующим образом: ---физзаконы допустили наше возникновение. Что накладывает рамки на константы этих законов и их вид--- По-моему, стоит отделять постоянность законов вселенной во времени и в пространстве от антропных принципов. С точки зрения науки мы вынуждены считать, что законы вселенной постоянны во времени и в пространстве. Что если они где-то нам кажутся разными, то только потому, что есть какие-то более высшие законы. Потому что если мы предположим, что законы вселенной могут хаотично меняться, мы в принципе не сможем заниматься наукой. В чём смысл писать закон всемирного тяготения, если какая-то высшая сила может завтра внезапно заменить в знаменателе квадрат кубом? Ну, и наблюдения: на данный момент у научного сообщества нет каких-либо веских причин предполагать, что законы вселенной не одинаковы во времени и в пространстве. С точки зрения логики, это, конечно, ничего не доказывает, ибо частное не доказывает общее. Но наука строится именно на наблюдениях. Собственно, поэтому антропные принципы (в том виде, в каком они даны в Вики, по крайней мере) мне кажутся ненаучными, потому что они касаются принципиально ненаблюдаемых явлений. |
Alaric, на мой взгляд, антропный принцип является своего рода философией, с точки зрения которой интерпретируются научные наблюдаемые явления.
Пардон за флуд, увлеклись))) |
Матемаг Онлайн
|
|
madness, "для чего вы существуете" - эта фраза имелось в виду. Вы явно существуете не для меня:)))
Показать полностью
Alaric, угу, отклонились. Но до сих пор комменты тут не тёрли. Видимо, сохраняют экспонат как образец "наукообразного", "абстрактного" и "сугубо не по теме" флуда:) "стоит отделять постоянность законов вселенной во времени и в пространстве от антропных принципов" - во-первых, не стоит. Потому что если законы не постоянны, антропные принципы можно послать куда подальше. Как вы верно заметили, вместе со всей наукой. Ну, и нами - не думаю, что изменение законов скажется на здоровье положительно. Во-вторых, стоит отделять постоянство во времени и постоянство в пространстве. Они и есть ненаучные. Ибо товарищ Поппер негодует, смотря на них. Они попросту выходят за рамки науки. Это скорее философия, метафизика. Наука изучает физзаконы и описывает действительность. А вопрос "какова первопричина того, что физзаконы таковы, каковы они есть" в область компетенции науки не входит. И, к слову, антропный принцип на него не отвечает. Он лишь делает акцент на тот естественный факт, что физические законы таковы, что человек разумный мог возникнуть, а человек разумный таков, что прекрасно существует при этих физзаконах. И не более. Я же не принимаю антропный принцип и в рамках философии. Он утверждает очевидное, эдакий кэп. Но ничего не показывает, не доказывает и не даёт. Это я про слабый антропный принцип. Сильный - как говорил, скорее к области религии: или веришь, или не веришь. madness, чорт, вы меня опередили, указав, что это философия:) Извиняться не буду. В этих комментариях флуд - норма:) |
Alaricпереводчик
|
|
>> во-первых, не стоит. Потому что если законы не постоянны, антропные принципы можно послать куда подальше.
Но при этом обратное неверно :) Законы природы могут быть постоянны и без антропных принципов. Человек может прекрасно изучать природу, даже если на самом деле появление человека - это случайность, вероятность которой с точки зрения стороннего наблюдателя практически нулевая. И именно поэтому я и написал, что не стоит связывать постоянство законов природы с антропными принципами. Хотя я немного подумал, и решил, что прямое утверждение "если законы не постоянны, антропные принципы можно послать куда подальше" - тоже неверно :) Можно же в порядке мысленного эксперимента вообразить хаотичное высшее существо, которое меняет законы природы, как ему вздумается, но при этом ему зачем-то вздумалось создать человека и сохранять ему существование :) В смысле, непонятно, почему из существования человека должно следовать постоянство законов :) Только постоянство законов в некоторых ограниченных рамках :) |
Матемаг Онлайн
|
|
Alaric, слабый антропный принцип не отрицает, что возникновение человека - случайность. Он просто связывает это возникновение и определённую форму физзаконов, для него необходимую. И всё. По сути, утверждает очевидное. Его вообще ни с чем связать научно нельзя. Так что забудем о нём. И отправим на свалку современной метафизики.
|
Jack Dilindjerпереводчик
|
|
to Savvash: спасибо! :)
|
Матемаг Онлайн
|
|
madness,
Показать полностью
"если продолжить мысль, то и ваши миры относительно реальны, поскольку могут вызвать в моем организме некоторые биохимические процессы, а я в свою очередь могу вам сообщить результат этой биохимии и так далее." - а теперь вы путаете два уровня. Уровень подреальный, он же уровень интерпретации реальности, и уровень реальный, всякая там биохимия и прочее материаловедение. В каком-то смысле нереальны все мы - но относительно этого мира, его материи-энергии, пространства-времени. Поскольку мы - это явно не тело и даже не мозг как сложноорганизованное в клетки множество молекул и атомов. Мы - это скорее психика, личности, сознание-воля. А они существуют лишь как интерпретация текущего положения молекул и атомов в мозге, в сущности, представляющем собой такую же моделирующую систему, как, например, компьютер. Впрочем, слово "нереален" всё же лучше приберечь для чего-то, с реальностью совершенно не связанного. Например, мира данного фика, или мира канона ГП, или мира Star Wars. "То есть в итоге получается, что да, все в придуманное нами тоже относительно реально, только немного не так, как если бы все это можно было потрогать" - в итоге получается, что написанное "более реально" для психики, чем для её моделирующей системы - мозга:) |
loonyphoenixпереводчик
|
|
sindirella, естественно, это не Поттер, к которому вы привкли. Это собственный персонаж автора фика, слегка похожий на одноимённого персонажа Роулинг. Не вижу в этом ничего плохого.
Что же касается правдоподобности этого персонажа... Лично мне кажется, что такой вундеркинд вполне возможен. Впрочем, я не знаком ни с одним вундеркиндом лично. Однако это ещё и повесть о магии, и на его личность она явно повлияла, о чём свидетельствует таинственная тёмная сторона, на что пока что, до тех пор пока автор не объяснит её подоплёку, можно свалить всё наиболее неправдоподобное :D И, опять же, про знакомого всем Гарри Поттера написано уже много. Мне нравится оригинальность этого персонажа, и я сожалею, как поклонник и переводчик произведения, если вам она не понравилась, однако это уже дело вкуса, о которых, как известно, не спорят. |
Alaricпереводчик
|
|
sindirella
Показать полностью
>> И откуда у Поттера такой высокий уровень этики и морали из философских трактатов? При чём тут философские трактаты? У него уровень этики и морали из фэнтезийных книг :) Учитывая, что до 90-х в жанре фэнтези ещё не было принято пихать в книги "моральных релятивистов" пачками, то там всё достоверно :) А философских трактатов Гарри вроде бы не читал, во всяком случае не помню упоминаний в тексте. >> Ребенок если учится один, он не разберется в этих сочинениях, и уж тем более не разберется один с квантовой механикой и со всеми остальными науками. Он в них разбирается на самом деле на уровне "научно-популярном". Нигде нет примеров, что он решает хоть какие-то задачи по той же физике. Фейнман в своё время успешно читал лекции по квантовой механике гуманитариям, а Гарри читал именно Фейнмана. А в знаниях тех же законов Менделя, например, вообще нет ничего сверхъестественного. Кстати, учителя у Гарри были, это в тексте упомянуто. Лично меня смущает скорее можно ли технически прочитать всё, что прочитал Гарри до 11-ти лет :) То, что он это понял, вполне можно списать на "вундеркиндность", в конце концов, он не демонстрирует знание чего-то реально сложного для понимания. Вопрос только в общей сумме :) |
Если вы еще не читали- я вам завидую!!!!
( и сочувствую- для мира вы потеряны😅😅😅)
Рекомендую!