Коллекции загружаются
#моё #философское
Поскольку набралось даже на небольшое эссе, то я отвечаю Капитошке (kontrapunkt) отдельным постом на этот пост и обсуждения к нему. Я честно хз насчёт истинности понимания философского значения, поскольку философские труды не читал. Вообще, всё здесь сформулировано без учёта словарей и т.п. Предпочитаю самостоятельно задать систему координат, в которой будет идти разговор. Это касательно обсуждения. Касательно же поста... Рациональность и рационализм - это, банально, вещи двух типов. Философская рациональность - это, как по Юдковскому, наиболее соответствие карты территории и территории карте. Между прочим, не самый очевидный принцип и иногда - иногда! - бывает выгодно его игнорировать. Инструментальная рациональность - это, банально, расчёт. Употребление прочих инструментов и методик таким образом, чтобы человек достиг своей цели с наименьшими тратами. А теперь, внимание, в каком месте здесь вообще, даже принципиально затрагиваются эмоции? Не видите? Только косвенно приплести? Вот именно. Теперь что касается эмоций в философской рациональности. Здесь достаточно просто: эмоции и, важнее, чувства (не спектр восприятие, а предметное долговременное эмоциональное состояние, отношение) искажают карту относительно местности. Вывод: это ещё одна помеха на пути рациональности, одна из многих тысяч, её следует учитывать, если хочешь получить объективную картину мира. Как и написал выше, в определённых случаях бывает выгодно временно не учитывать эмоции и иметь искажённую карту мира. Что касается инструментальной рациональности, то все эмоциональные состояния, от эмоций и чувств до страстей и прочих аффектов, здесь следует разделить на несколько категорий по уровню вмешательства в планирование: - ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ определяют саму цель и фильтр решений для плана. Этот тип эмоциональных состояний называется мотивами и/или оценками. Мотив является движущим началом плана. Очень часто мотив является именно эмоциональным состоянием или хотя бы им окрашен. Оценки - это степень и тип важности тех или иных ресурсов или объектов внешнего мира. Оценки являются граничными параметрами формирования плана, если запрещают или ограничивают применение ресурса или воздействие на объекта, или же задают дополнительные цели, делая план многоцелевым. - ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ ЭМОЦИИ делятся на две группы: мотивы, противоположные базовому мотиву плана, и достаточно сильные или "липкие" эмоциональные формы, отвлекающие от плана и сбивающие его составление. Первые требуют именно переживания и эмоциональной (а не логической) расстановки приоритетов. Вторые требуют определённого уровня сосредоточения и эмоционального самоконтроля, что является приобретаемым и тренируемым навыком. - СТОРОННИЕ ЭМОЦИИ, никак не соотносящиеся с формированием и исполнением плана. Могут отвлекать на себя ресурсы, например, время или силы. Могут формировать иные планы, отвлекая ресурсы от текущего. Следует учитывать, вкладывая в план запас прочности, избавиться нельзя, кроме как с помощью изменённого состояния сознания или, вариант, долгим доминированием выбранного эмоционального состояния, подавляющего все прочие. Оба способа могут навредить психике, применять с осторожностью. Таким образом, эмоции философскому рационалисту действительно чаще вредят, однако следует их учитывать при составлении как минимум автокарты, т.е., карты самого себя. Далее - инструментальный рационализм. Часть эмоциональных состояний является неотъемлемой частью механизма инструментального рационализма и служит ориентирами во внутреннем и внешнем мирах. Часть из этих ориентиров может быть противоречащей друг другу - это требует отдельной... балансировки личности и, обыкновенно, отсутствие противоречий является детектором зрелого разума. Часть мешает самому процессу решения и планирования, а также реализации планов, в том числе могут появляться многие планы, каждый из который будет требовать реализации. Это требует умения концентрироваться, расставлять приоритеты и контролировать сознание, уничтожая, изгоняя, подавляя или трансформируя лишние эмоции. 1 мая 2016
4 |
Fаnin
Я считаю, что наши чувства не меняются лишь от того, что мы хотим их изменить. Они могут меняться от наших действий, но не в нашей воле решать как. |
Ninoчka
Я согласна с вами в том, что чтобы изменять эмоции нужно что-то делать. А что вы имеете ввиду под словом "как", степень или качество? |
Матемаг Онлайн
|
|
Мики, ну звиняй, когда на меня находит систематика, всегда пишу таким слогом. Собственно, я и художку немногим легче пишу, хех, меня ж не так просто не читают.
Показать полностью
Fаnin, именно. Можно действовать прямо, можно косвенно и так далее. Можно ничего не делать, даже банального фонового осмысления бывает достаточно, чтобы эмоция изменилась. Можно сознательно осмысливать в заданную сторону. Всяко можно. Просто я предпочитаю более прямые методы, поскольку косвенные... длительные. Для чувств - да, они больше подходят, а именно эмоции, самые кратковременные эмоциональные состояния - им желательно нечто более прямое, быстрое и сильное. Вот настроения, чувства и страсти - другое дело. Ниночка, вы создали иллюзию чувака, ненавидящего эмоции и изгоняющего их всеми способами, а теперь спорите с ним. Удачи. В споре с иллюзией она будет нелишней. "Бодрствование или нет тут вообще не при чем" - бодрствование - это единственное неизменённое состояние сознания. Даже сон, несмотря на нормальность, считается ИСС. А так - вы привели в пример аффект, а не эмоцию, трактуя "системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности" эту цитату слишком прямо и сильно. Извините, но ваш гнев, ваш страх, ваша радость и ваше удовольствие НЕ меняют системно связи переживаний с реалом. Они меняют НЕсистемно, более того, как раз обычные эмоции учтены как "нормальное состояние сознания", оно же бодрствование. Изменение эмоций - это тоже не ИСС по умолчанию (хотя может им быть). "ну вам в голову я не залезу" - лезите:) "Насколько при этом он будет счастлив и доволен жизнью" - счастье и довольство жизнью - разные вещи. И - я не стремлюсь к счастью. Нафиг. Я - не крыса, которая жаждет найти рычажочек от вживлённого в её центр удовольствия электрода. Вы, если желаете, можете таковой быть. |
Матемаг Онлайн
|
|
"Не совсем понимаю, почему эмоции искажают построенную картину реальности" - расставляют/меняют акценты, вызывают различные когнитивные искажения, вызывают достройку картины в те места, которые неизвестны вообще и о которых мы не можем делать однозначных выводов, вытесняют воспоминания и, следовательно, части карты реальности и так далее. Продолжать можно много. На эмоциях работает большая часть психики. С одной стороны, они являются важным компонентом, с другой - могут очень сильно мешать.
"Как искажает представление о тигре страх перед ним" - тигр кажется опасным. Даже если он заперт в клетке. Даже если он под контролем опытного дрессировщика. В крайнем случае - даже если он уже умер, да. Простой пример - человек не может пройти мимо клетки с тигром, потому что тот рычит и кидается на прутья. Может, это безопасно, но он боится. Его картинка реальности искажена так, будто пространство рядом с клеткой является смертельно опасным. Хотя на самом деле это не так. "Не искажает ли картину его отсутствие" - нет. Само по себе - нет, другое дело, что могут быть сторонние искажения, не из-за эмоций. |
Матемаг Онлайн
|
|
Я написал длинное объяснение, но ёбнутый браузер решил, что вам не обязательно его читать и вылетел до того, как я его отправил. И мне влом его перепечатывать. Не извиняюсь, т.к. не за что, но честно влом заново формулировать. БЕСИТ ТАКАЯ ТУПОСТЬ!
|
Матемаг Онлайн
|
|
Эмоции оттеняют реальность. Грубо говоря, она заставляют мыслить в ином направлении - в в том, в котором мысль приходит к адекватным выводам. Или не осмыслять вообще. Карта эмоций, не соответствующая карте реальности, может как быть приведена ей в соответствие... так и привести её в соответствие себе. И второй вариант происходит достаточно часто. Это не значит, что эмоции всегда провоцируют неадекватную картину реальности. Бывает и так, и эдак.
|