↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Кьювентри
16 августа 2016
Aa Aa
Мелькнула мысль…
Не знаю, как изложить её покороче. В общем, Гомеостатическое Мироздание (неведомый закон природы, мешающий чрезмерному развитию цивилизаций, из «За миллиард лет до конца света» Стругацких) могло приводиться в действие императивом Нивена.
Что за императив?
Ну, это связано с парадоксами путешествий во времени. Есть три попытки их разрешить: 1) возникновение новых линий истории; 2) линия только одна, но как-то «переписывается»; 3) время самосогласовано, судьба помешает возникнуть парадоксу.
Первый вариант Нивену не казался реалистичным, ибо расточительно. Второй и третий же — как он показал — неизбежно приводят к тому, что машина времени никогда не будет изобретена. Если время самосогласовано и борется с парадоксами — легче их избежать, не дав людям изобрести машину времени. Если время «изменчиво» — последней его версией будет та, где машину времени не изобрели.
Но, если путешествие в прошлое вообще возможно, то почти любой цивилизации это будет крайне интересно. И вряд ли «изобретение машины времени» можно чётко отделить от векторов НТР в целом…
Следовательно, императив Нивена должен бороться с чрезмерным развитием цивилизаций вообще.
16 августа 2016
8 комментариев из 18
Кстати если машин времени много. А верен 2 вариант. То наступит хаос. Полный и абсолютный.
Fluxius Secundus, потому что разум в вопросах «что, если нажать на эту кнопку?» обычно упорен, а остальная природа как бы не очень. Поэтому картинка, где в мёртвой природе сложились обстоятельства для перемещения в прошлое, но не привели к парадоксу, смотрится правдоподобно, а картинка, где это произошло в живой разумной природе, смотрится менее правдоподобно. Видимый нами мир склонен соблюдать некую меру вероятности, стремления к простоте, что субъективно трактуется как правдоподобие.
Вопрос, что выглядит проще?
Мир, где есть куча машин времени, но все они начинают ломаться или их хозяева поскальзываются на банановой кожуре при попытке применить их для создания парадокса? Мир, где никому не удаётся изобрести машину времени, хотя в целом НТР позволяет постепенно постичь все законы мира, но на постижении хроношифта лежит «слепое пятно», как если бы это была изолированная область знания? Или — мир, где все цивилизации случайно погибают до того, как хотя бы приблизятся к постижению «всех законов мира»?
Мне третий вариант кажется проще. Кучу возможных причин гибели цивилизаций мы уже знаем.
читатель 1111, нечто подобное описывалось у Владимира Ильина в «Кубе со стёртыми гранями».
Куча миниатюрных машинок времени, продаваемых из-под полы чуть ли не каждому встречному. Перемещающих в прошлое лишь сознание, как в «Эффекте бабочки», откручивая плёнку жизни вспять. Возможность для каждого переписать свою жизнь, хотя скорее некий конкретный её эпизод — после изменения прошлого память о предыдущем варианте твоей жизни слишком быстро развеивается, трудно будет долго держаться задуманной программы действий.
Императив Нивена в книге не упоминается, но...
...по другим произведениям Ильина, описывающим тот же сеттинг, складывается впечатление, что он всё же сработал.
Эти машинки — регры — в итоге всё же как-то вычеркнули себя из истории.
Если считать, что императив Нивена существует, то не может существовать вселенная, в которой машина времени автоматически появляется одновременно с появлением самого времени.
Любопытно-с.
Очень поучительный рассказ http://flibusta.is/b/450950 об этом многие забывают...
StragaSevera, если в этой вселенной машина времени не является труднодоступной для разумных существ.
Я так понимаю, что один из способов объяснить отсутствие темпоральных парадоксов — принцип простоты. То есть мысленно представляем себе Мультивселенную вне времени со всеми её моментами, как бы застывшими, и постулируем, что частоту встречи в ней тех или иных ситуаций определяет бритва Оккама. Вселенных с труднодоступной машиной времени должно быть больше, чем вселенных, где машина времени доступна каждому, но при этом внешняя случайность каждый раз предотвращает парадокс. А вот не проще ли миры вообще без машины времени — зависит от того, какие законы природы допускают хроношифт. От того, насколько просто создать это устройство.
читатель 1111, честно говоря, с точки зрения теории относительности любой движущийся по инерции или вольно подчиняющийся гравитации объект неподвижен для себя — а объективной шкалы нет. Земля движется по инерции и одновременно под действием солнечной гравитации. Но она ещё и вращается — если сообщённый нам центробежный момент будет продолжать иметь силу при путешествии во времени, то нас может скинуть в сторону. Однако определяется это ещё и продолжительностью скачка по внутреннему времени путешественника. Это же определяет вопрос, не провалится ли путешественник сквозь Землю, ибо ввиду гравитации «неподвижностью» для него будет свободное падение.
> если в этой вселенной машина времени не является труднодоступной для разумных существ.
*отрицательно покачал головой* Если эта машина времени не является абсолютно и принципиально недоступной для любых разумных и неразумных существ, а также объектов и явлений.

> Я так понимаю, что один из способов объяснить отсутствие темпоральных парадоксов — принцип простоты. То есть мысленно представляем себе Мультивселенную вне времени со всеми её моментами, как бы застывшими, и постулируем, что частоту встречи в ней тех или иных ситуаций определяет бритва Оккама.
Только Оккама тогда нужно каноничненького, битового-тьюрингового.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть