↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Akana
27 августа 2017
Aa Aa
#злыдня_я
Попробовала почитать немаленький и широко обсуждаемый оридж "Особый приказ". Читаю пролог.
Существо было где-то неподалеку. В сумерках оно могло долго прятаться среди деревьев. Никто из пятерки людей еще не увидел существо, но они твердо были уверены: тварь где-то рядом. Прячется, наблюдает, чего-то ждет. Пес ворчал, не переставая. Огромный рыжий волкодав оглядывался по сторонам; его шерсть топорщилась на загривке. Запах от свежего следа смешался с запахом самой твари. Поэтому пес и встал как вкопанный пару секунд назад. Чутье животного совпало с чутьем людей, которые давно охотятся на зверей, еще более опасных, чем человек.


«Было бы хоть чуть-чуть посветлее!» — подумал Умов. Но день уже кончился, а с факелами или колдовским светом вообще ничего не увидишь дальше нескольких шагов. По-хорошему, не стоило соваться в лес поздним вечером; слишком опасно, слишком велик шанс потерять следы ночью. Но где они во второй раз найдут свежий след? Умов размял пальцы и снова всмотрелся в лес. В этой мешанине кустов, стволов и веток почти ничего нельзя было различить. Справа от него шагнул вперед следопыт Лютый. Он что-то увидел и двинулся к деревьям, подняв рогатину. Лютый сделал два шага, когда вырост на одном из стволов резко дернулся. Что-то большое, худое и бурое прыгнуло вперед.


Читаю первую главу
Веселое летнее солнышко еще не успело высоко подняться, когда пятерка людей вновь вошла в лес. Сейчас, в утреннем свете, их окружало радостное, сказочное место, а не царство мечущихся теней. Но людям не было никакого дела до красот летнего леса. Они размеренно шагали, вытянувшись в цепочку, и было видно, что люди не блуждают, а движутся к заранее намеченной цели. У них не было общей формы или символики. Но если бы посторонний человек мог понаблюдать за ними, то он бы с уверенностью сказал, что эти люди давно вместе. Да, они были по-разному одеты. Но общим было выражение их лиц, их манера двигаться, их немногословность. Они шагали, почти не разговаривая, и выглядели не просто давно знакомыми людьми и даже не группой первопроходцев, а командой, спаянной жесткой дисциплиной. Было в их облике что-то от хищников, но хищничество это проявлялось не в показной агрессии. Они шли размеренно, точно так же, как волчья стая идет по следу: терпеливо и неумолимо.


Увы, дальше читать не хочется. Почему? Потому что, на мой взгляд, у автора большие проблемы с художественно-выразительной частью. Из-за этого я не вижу таинственной чащи, в которой прячется неведомый монстр, не могу любоваться залитой солнцем поляной и совершенно неинтересны мне персонажи, нет желания даже разбираться, кто из них Умов, кто Изяслав... "Лес", "куст", "дерево", "веселое летнее солнышко", "люди", внезапная и совершенно неуместная "символика". Все это общие слова, а образа, того самого, который всегда встает из-за букв в художественном тексте - его нет.
В прологе убивают. В финале убивают. И, несмотря на то, что в первом случае речь идет о чудище под названием Костлявый, а во втором - о драконе, мое сочувствие - именно им. Просто потому, что люди в этом тексте никакого интереса не вызывают.
27 августа 2017
20 комментариев из 24
Altra Realta, то есть художественных достоинств в этом тексте нет? Это просто некий документ?
Altra Realta Онлайн
Akana
Я не знаю, что вы подразумеваете под "художественными достоинствами". Посему как человек, ученый "отзывами на фикбуке" (с), от комментариев воздержусь.
Мне слово "лес" уже равносильно слову "пиздец лютый". Так что...
Под художественными достоинствами я подразумеваю вещи общеизвестные (по крайней мере человеку, пишущему фанфики, т.е. художественные тексты, они не могут быть неизвестны) : образы, описания, речевые обороты.
А "пиздец лютый" для каждого свой - Вам, например, лес, мне - какой-нибудь мегаполис типа Москвы. Но задача писателя в том и состоит, чтобы уметь, когда требуется, в красках и звуках изобразить и "пиздец", и "радостное сказочное место", в которое он вдруг превращается. Причем вне зависимости от личных тараканов.
Altra Realta Онлайн
Akana
Так вот в чем дело - мне как ни опиши лес, он для меня останется пиздецом лютым. А по недавнему опыту - так сухое "салон пассажирского самолета" вызывало приступ панической атаки. Слово "коньяк" - фу, "щенок" - мимими и др., и никакой писатель личный опыт не изменит.
Gavry
Altra Realta
Лес может быть пиздецом, может не быть, но если текст художественный, он должен ощущаться и чувствоваться. Тут — нет. И сюжет не спасает, потому что читатель до сюжета просто не добирается, ему скучно.
Altra Realta, обычно книги личный опыт не столько меняют, сколько обогащают...
Altra Realta Онлайн
Gavry
Кому как. Меня лично - не отвлекает.
Akana
Смотря какой опыт и какая книга. Для "обогащения" я учебник или методичку возьму, а так - с чего мне доверять любому автору не-профи в каком-то вопросе больше, чем самой себе?
Этот лес не должен чувствоваться, потому что персонажи его тоже как какое-то особенное Лихолесье тоже не чувствуют. Они такие леса по пять раз на неделе видят, они из них не вылезают.
Они охотники на нечисть. Регулярно. Это работа такая. Постоянно. Всегда. Это не первый раз. И им что этот страшный лес, что чудесный день - параллельны абсолютно. Им надо сделать работу, не сдохнуть и пойти поесть и поспать.
Вы, когда в офис ходите, тоже каждый раз фикусом и стульями на колесиках восхищаетесь?
Не, конечно, когда в первый раз идешь на работу/в бой/на первом курсе на первую лекцию, оно всё так прикольно, в новинку, и там красиво, и тут впечатление, и преп интересный.
Когда ты идешь на лекцию в конце первого семестра, ты на неё тащишься, первая пара, сука холодно на улице и ты вообще не хочешь ничего видеть и что интересный преп, что мороз и солнце, день чудесный, тебе глубоко побоку.
Когда ты идешь на лекцию на третьем курсе... впрочем нет, ты на неё не идешь.

Так вот, по итогам, это роман про людей, которые делают свою работу. Сухо, как надо делать работу, без геройствования и без лишних эмоций и страдашек. Любой словесный импрессионизм и навороты тут неуместны.
Аналогично к претензиям про "показать иной мир", расписаться красками. Для героев это не иной мир, где всё в новинку, везде впечатление, которое нужно задокументировать. Это место жизни и работы. И это не чудесное Средиземье, это типа русское средневековье, которое недавно проползло Навозные Века, только еще и с всамделишной нечистью. Это почти ваха, где во мраке далекого будущего только война.
У героев нет ни склонности, ни таланта в каждом деревце, в каждом цветочке видеть прекрасное и особенное. Вот если бы за ними таскался писатель или художник, он бы видел (и пока он смотрел, его бы что-нибудь и съело). А они солдаты. Очень хорошо выученные солдаты. Убивать обучены, метафоры складывать - нет.

Ну а если вам нужны герои, в характере которых всякая вербальная красота, и вас не устраивает, что в данном тексте их нет - это по определению вкусовщина.
Показать полностью
Gavry
Lost-in-TARDIS
Веселое летнее солнышко - это солдаты? Это не герои не чувствуют, это автор не умеет нам показать, как именно они не чувствуют.
Gavry
Вот сейчас не поняла, почему у солдат не может быть положительная оценка этого солнышка. По-моему, с солнышком всяко приятнее дождя. И это "не чувствуют", это бытовое отношение к привычным вещам.
А, или вы хотите, чтобы вам додали глубокого фокала вплоть до биения сердец, а не безлично-авторской точки зрения?
Gavry
Lost-in-TARDIS
Потому что они не назовут его солнышком ))) Вот именно об этом мы и толкуем с Аканой - о чувстве языка. Если о солдатах - давайте вспомним тех же Ремарка с Хемингуэем или Васильева. Вот там солдаты, там война. Цепляет - еще как. Эмоции - захлестывают. Без всяких красивостей.
Веселое летнее солнышко - это вроде как банальнейшее бытовое отношение.
Gavry
Черт, я притащила вам эту ассоциацию с солдатами, и оно понеслось. Извиняюсь. Война человека человека, равного с равным - это всё же другое, другой сорт трагедии. А здесь охотники - всё-таки более корректное слово. Дезинсекторы.
Всем здравствуйте. Меня тут сутки не было, гляжу, знакомая картина: пост, написанный в "домашнем режиме" каким-то невероятным образом привлек участников, которые до того меня и знать не знали. Lost-in-TARDIS, персонально для Вас повторю еще раз: в художественном тексте я ищу художественные достоинства. Разумеется, не только их, но в первую очередь их. И если я вместо художественного текста вижу беллетрезированный протокол, то я его и называю протоколом, а не повестью, романом или рассказом. Угодно Вам считать мою позицию вкусовщиной - на здоровье. Слава богу, у меня действительно хватает литературного вкуса для того, чтобы остановиться на первых абзацах и не читать дальше "веселого летнего солнышка".
Чучa Онлайн
Ну вот и я припёрлась, так заодно... У нас не так давно было повышение квалификации, очередное, внеочередное, просто хреновое... И там нам рассказали, что существует такое понятие как "клиповое мышление". Это когда человек мыслит картинками, для формирования которых достаточно простейшей мыслеформы. Это самое клиповое мышление сформировалось как реакция на огромные объёмы текстовой информации, которые вынужден обрабатывать мозг. И вот, люди, у которых это клиповое мышление развито, прочитав всё вышеописанное, увидят лес и проч. и проч., а те у кого нет - не увидят. Я отношусь к последним. А вот те самые, у которых мышление то самое, клиповое, они не могут, не переваривают все эти подробности. Это мышление их награда и проклятие одновременно. Ещё они не умеют правильно строить предложения и мыслят по типу Эллочки Людоедкиной: междометиями и словосочетаниями. В своей речи они не используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, их речь - "существительное глагол". Только вот в этом они не виноваты.
Anastasia1986, вам повезло, что главный апологет этого ориджа отписался от меня, а то бы тут такое началось... :)
Насчет клипового мышления - вполне может быть. Общество меняется, а вслед за ним и все остальное. Но, с другой стороны, делать скидку именно на "клиповое" восприятие, писать для "клиповых" читателей - путь, как мне кажется, тупиковый. Да, во многих случаях стоит быть проще, но не до уровня амебы же.
Akana
ТС, вы мой герой! Я рукоплещу вам стоя! Мне самому писать все это было ломы, но я поддерживаю каждое ваше слово!
Константин_НеЦиолковский,обсуждаемый оридж занял первое место в своей номинации. Так что все, сказанное мною выше, имеет не больше ценности, чем прошлогодний снег. Разве что мне еще один урок - не читать авторов не из подписки. Дабы не напарываться.
Akana
пох на первое место.
это не отменяет всего вышесказанного.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть