Aa | Aa |
Коллекции загружаются
#размышлизмы
#псевдофилософия Хм... Вот я честно не хочу разжигать никаких срачей в этом посте, но вот... Мне вот вспомнилось, что недавно у нас защитили научную диссертацию по богословию. И в ней, чтобы доказать существование Иисуса, ссылались на личный опыт веры. И вот у меня вопрос такой возник неоднозначный. А может ли вообще религия как таковая, или её предводители, или послушники того или иного мирового религиозного течения, да и сама религия как таковая, способна ли всё это двигать науку вперёд, может ли помочь вера в бога продвинуть человечество на новую технологическую ступень? Пожалуйста, без оскорблений друг друга, только своё собственное мнение!!! 11 марта 2018
1 |
Кстати. Если говорить насчет продвижения послушниками религии - мне регулярно попадается совершенно безумная инфа о том, что многие видные ученые верят в бога. (Сама в шоке).
|
Анаяретта, вы же говорите о движении вперёд и придании моральных ориентиров. Ну так вот же они, причём не самые яркие.
|
Анаяретта
> точно решить, где тут причина, а где следствие, дико сложно Любая идеальная надстройка — всегда надстройка на базисе некоторого материального субстрата. |
k338914
Ой. Логично. Нуу... Во-первых, отсутствие верующих означает отсутствие религии? (Без сарказма, правда не в теме). Во-вторых, тогда можно извратиться, и сказать, что "Развивайтесь, будьте умными и не ссорьтесь, иначе придут злые демоны и всех сожрут". |
Анаяретта
> мне регулярно попадается совершенно безумная инфа о том, что многие видные ученые верят в бога. (Сама в шоке) Многие видные учёные верят и в инопланетян, например. Рассматривать нужно не единичные примеры, а статистику относительно общей массы. И тут вдруг внезапно™ обнаруживается, что, например, среди общего населения США верят в бога примерно 68%, а среди членов Национальной академии наук США — менее 1%. 2 |
pskovoroda
Окей, соглашусь, с уважением к человеку я отошла от основной темы. Но при этом учитывайте, я все-таки говорила _именно_ об началах уважения к человеку, которое в хритсианство пришло в Просвещение (которое всплыло вообще от аргумента о "Будьте достойными"). Конкретный маленький кусок истории, указывающий на потенциальную возможность развития. :) Если сложилось впечатление того, что я считаю христианство в целом высокоморальной, доброй и пр. религией - извиняюсь, я этого ввиду не имела. |
Анаяретта
> отсутствие верующих означает отсутствие религии? Формально зарегистрировать под «религией» можно хоть невидимых розовых поней — но религией как общественным явлением оно от этого не станет. > тогда можно извратиться, и сказать, что "Развивайтесь, будьте умными и не ссорьтесь, иначе придут злые демоны и всех сожрут" Для этого потребуется предъявить либо самих демонов, либо как минимум сожранных оными. |
k338914
Вопрос не "Какой процент верующих двигает науку?/Много ли верующих двигает науку?", а "Могут ли верующие двигать науку?". На первый вопрос ответ однозначно "Нет", а вот на второй - "да". >> Для этого потребуется предъявить либо самих демонов, либо как минимум сожранных оными. Пойдем по пути христианства - "сожрут после смерти". :D |
Анаяретта, в целом можно представить как религия стимулирует прогресс. Как любая коммерческая организация, церковь стремится к максимизации прибылей. Для того, чтобы втереть человеку слово божье, он должен хоть немного понять, что ему говорят, чтобы продать библию — нужно научить его читать. Для того, чтобы распространять зону коммерческого охвата продуктом, необходимо вести войны, следовательно — требуется технологическое преимущество и так далее.
|
Mурзилка
> в учебниках истории в мою бытность писали, что раннее христианство очень даже способствовало прогрессу общества. Распространяло грамотность, письменность, развивало архитектуру Это заблуждение. В период раннего христианства — как раз упадок грамотности и письменности. Правда, обусловленный не христианством, а совершенно объективными причинами (прежде всего концом римского климатического оптимума). 1 |
pskovoroda
Ну вот например. :) Я просто добавила к этому идею о "достойности" и... пожалуй, все, в остальном меня разубедили. :) |
Анаяретта
> Вопрос не "Какой процент верующих двигает науку?/Много ли верующих двигает науку?", а "Могут ли верующие двигать науку?". На первый вопрос ответ однозначно "Нет", а вот на второй - "да". Точно так же на вопрос «могут ли любители имбирного эля двигать науку?» ответ тоже будет «да». Но науку они двигают не потому что являются любителями имбирного эля, а параллельно. Точно так же из тех верующих, двигающих науку — они двигают науку не потому что являются верующими. Наоборот, в ходе продвижения науки они свою веру как-то откладывают в сторонку на полочку. 1 |
k338914
>> В период раннего христианства — как раз упадок грамотности и письменности. Тут - категорически не в теме, но могу отметить подъем уровня образования на Руси после появления христианства. Как минимум письменность нам завезли именно из-за него :) |
Анаяретта
> подъем уровня образования на Руси после появления христианства Во-первых, на Руси христианство появилось в IX-X веках, а это уже как бы не ранний период. Во-вторых, X-XIII вв. — как раз период малого европейского потепления. Как только он заканчивается, опять феодальная раздробленность, упадок уровня культуры и образования, а там и монгольские гости. > Как минимум письменность нам завезли именно из-за него :) В-третьих, в арабских источниках VIII-IX вв. есть косвенные упоминания о наличии у славян и русов письменной системы ещё дохристианского периода, хотя образцов и не сохранилось. 1 |
k338914
Я уже не к раннему христианству, а в целом. И, честно говоря, мне сложно поверить в то, что потепление могло повлиять на принесение к нам языка. :) |
Анаяретта
> мне сложно поверить в то, что потепление могло повлиять на принесение к нам языка. :) Повышение общего материального уровня, укрупнение государства, расширение торговых связей, налаживание военных и дипломатических союзов — в результате возникает потребность в единой системе письменности и языка. Кстати, а как тебе будет сложно поверить в то, что одним из ключевых факторов феодальной раздробленности русских княжеств в XII веке стал Первый крестовый поход? 1 |
k338914
>> В-третьих, в арабских источниках VIII-IX вв. есть косвенные упоминания о наличии у славян и русов письменной системы ещё дохристианского периода, хотя образцов и не сохранилось. Нет, с этим не спорю, письменность была, но менее развитая и распространенная. Вот как раз это дал новый язык, принесенный христианами, которые Кирилл и Мефодий. Язык этот, естественно, был основан на смеси, включавшей в себя местные диалекты. >> Повышение общего материального уровня, укрупнение государства, расширение торговых связей, налаживание военных и дипломатических союзов — в результате возникает потребность в единой системе письменности и языка. Очень жесткое заявление, если не сложно, предоставьте, пожалуйста, пруфы. >> Кстати, а как тебе будет сложно поверить в то, что одним из ключевых факторов феодальной раздробленности русских княжеств в XII веке стал Первый крестовый поход? Уже верю. :) |
Анаяретта
> как раз это дал новый язык, принесенный христианами, которые Кирилл и Мефодий. Не язык, а письменность. Созданная с конкретными миссионерскими целями — переложения Писания на местные языки. > Очень жесткое заявление Завоевание Олегом Киева, походы Ингвара, Святослава и Владимира на Византию, подчинение полян и древлян, договоры с печенегами etc. Собственно, в результате походов на Константинополь и пошло проникновение христианских миссионеров «в обратную сторону». И не только миссионеров: до Ингвара основная ветка торговли «из варяг в греки» шла через Хазарский каганат, после — торговля как раз перетекает в сторону Руси. 1 |
Анаяретта
> если у вас, господа и дамы, нет аргументов по новой религии Основной аргумент: предложенное — не религия. |
k338914
>> Не язык, а письменность. Полностью согласна, не верно выразила свою мысль. >> предложенное — не религия. Почему? :) |
Анаяретта
Показать полностью
> Почему? :) Потому что религия (в понимании «система норм и постулатов на основе безусловной веры») — это меметический комплекс. И для распространения и воспроизведения этот комплекс должен соответствовать ряду требований, обусловленных (как уже помянуто выше) специфическим «ошибкам» человеческого мышления. Обладание общественно значимым знанием я уже упоминал, среди прочих важных требований — нарушение онтологической целостности (религиозный объект должен представлять собой некий обыденный объект или концепт, но наделённый частными сверхъестественными свойствами, напр. «бог/дух выглядит человеком, мыслит и действует как человек, но может принимать полный/частичный облик животного с сохранением человеческого мышления и человеческих действий»), дискриминативный потенциал («бог/дух дарует своим последователям сакральное знание, наличие которого позволяет отделять последователей от не-последователей по стандартизированному набору признаков»), ритуализация («богу/духу необходимо выполнение совместных упорядоченных действий, приводящее к порождению/распространению нового социально значимого знания») etc. 1 |
k338914
Прошу прощения, но я уже ввела общественную значимость и дискриментативность ("Будь умным, или после смерти тебя скушают демоны"), ритуализация введена изначально ("учись и будь добрым"). Последнее, конечно, с некоторой натяжкой, но то же самое стандартное обучение с решением домашних заданий каждый вечер вполне подходит, для взрослых можно поставить размышления/дискуссии/волонтерство. С нарушением онтологической целостности ещё проще - пусть богом будет сверхрациональный человек (можно вообще Демоном Лапласа сделать). То, что я находила по определениям религии (форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации) выполнено. Ещё не религия? :) |
Анаяретта
Показать полностью
> я уже ввела общественную значимость и дискриментативность ("Будь умным, или после смерти тебя скушают демоны") Оно так не работает. Само по себе «будь умным» не работает на изменение общественных отношений, равно как и кушание демонами после смерти. Причинно-следственную цепочку нужно строить в другую сторону. Тут можно сравнить, например, с кальвинистской концепцией «если ты богат и успешен, то это потому, что ты праведный, а значит, попадёшь в рай; если же беден и никто, то это от неправедности, и попадёшь в ад». > ритуализация введена изначально ("учись и будь добрым") Тут опять работает не так. Ритуализация должна основываться на коллективных действиях и приводить к коллективным же общественным последствиям. То есть, недостаточно «учиться и быть добрым» — нужно, чтобы все дружно учились неким образом, в результате которого участникам приходилось бы становиться добрыми, а нестановление добрым приводило бы к изменению статуса среди прочих участников. > С нарушением онтологической целостности ещё проще - пусть богом будет сверхрациональный человек Рациональность — на качественном уровне вполне человеческая характеристика. Для онтологического нарушения нужно именно нечто, что в принципе не свойственно «обычному» объекту на понятийном уровне. Например — всесущность (существование одновременно во все моменты времени во всех местах пространства) при сохранении «человечности» облика и мышления (см. Доктор Манхэттен). > по определениям религии (форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации) Вечная проблема определений — попытка давать их через комплект частных признаков, а не через совокупность фундаментальных свойств. Регуляция поведения, обрядовость, культовость, вера в сверхъестественное, объединение последователей — это всё частные следствия, а не фундаментальные свойства. |
k338914
Показать полностью
С общественной значимостью не поняла вас, к сожалению. Туплю на ночь глядя... >> Ритуализация должна основываться на коллективных действиях и приводить к коллективным же общественным последствиям. Участие в общественных дискуссиях - коллективное действие. Общественное последствие - повышение грамотности, терпимости к чужому мнению и т.д. населения. А какие, кстати, общественные последствия несет молитва в храме?.. >> Рациональность — на качественном уровне вполне человеческая характеристика. Сверхрациональность - полное осознание, осмысление каждого действия, плюс (с точки зрения экономистов) владение всей информацией (всезнание) с автоматической всеобъемлющей памятью, действия только на основе логики, без эмоций и т.д. На выходе не слишком, мягко говоря человек выходит... А если взять демона Лапласа, так вообще ни разу не человек - люди абсолютно всей информацией (да ещё и с обработкой) не владеют. Если не подходит последнее - да елки, ну пусть это будет рациональный "человек"-полиморф-бессмертный-вневременной, находящийся вне реальности, но вмешивающийся в реальность, этого у людей точно нет :D Приношу свои извинения, я ушла спать. Благодарю за дискуссию и удачи вам! :) |
ХочуСказать
Дайте определение "религии" как вы её поимеете. А то читая такое... Да и говорить о конечном результате некого "постижения мира, как такового" его еще не совершив довольно странно, гм... |
Анаяретта
Показать полностью
> С общественной значимостью не поняла вас, к сожалению Общественная значимость божества — это когда божество владеет доступом к некоторому скрытому знанию о субъекте, публичное разглашение которого приведёт к тому, что окружающие начнут относиться к субъекту существенно иначе чем обычно, и так для всех членов общества. Причём не обязательно в негативном смысле, главное — что потенциальное разглашение оного знания должно влиять на внутриобщественные отношения. > Участие в общественных дискуссиях - коллективное действие. Общественное последствие - повышение грамотности, терпимости к чужому мнению и т.д. населения. Опять не так. Общественные последствия коллективного ритуала — ситуация, когда члены общества по-разному относятся к другому в зависимости от того, причастен он к ритуалу или нет. То есть, необходима возможность на основании вопросов типа «когда Кровавый Бог восседает на Троне черепов, что достигает подножия Трона?» вычислить услоного басурманина. Применительно к общественным дискуссиям — ритуалом в данном случае будет, например, театрализованное воспроизведение некоей конкретной дискуссии между обозначенными философом А и философом Б, которая развивается конкретным образом, и в конце философ Б побеждает философа А конкретным вариантом аргумента, и подробности (последовательность аргументов А и Б, финальный аргумент etc) известны только участникам ритуала, на основании чего они закрытом кругу проводят импровизированные инсценировки оной. Вот при таком раскладе — уже ритуал. > А какие, кстати, общественные последствия несет молитва в храме? Молитва в христианстве — частное проявление коллективных молитв с проведением таинства причащения. После чего все, принявшие совместно причащение, становятся «братьями во Христе» и в дальнейшем относятся в бытовых вопросах друг с другом как с родственниками, а с непричастными (NB: этимология именно отсюда) — как с посторонними, независимо от реального родства. > Сверхрациональность - полное осознание, осмысление каждого действия, плюс (с точки зрения экономистов) владение всей информацией (всезнание) с автоматической всеобъемлющей памятью, действия только на основе логики, без эмоций и т.д. Всё перечисленное — количественные отличия от «обычного» чеовека, пожтому укладываются в рамки того же онтологического понятия. Речь же о качественном нарушении оного: т.е. божественный субъект вроде бы соответствует понятию «человек», но какое-то его качество прямо противоречит какому-то базовому свойству человека (напр. «не имеет тела», или «имеет голову/признаки животного», или «рождён девственницей от непорочного зачатия»). Оно не обязательно именно к человеку, возможны и иные божественные/мистические объекты, если у них точно такое же нарушение онтологии (например, дерево, которое вроде бы во всём дерево, но при этом обладает каким-то свойством человека — священное). |
финикийский_торговец
Показать полностью
Религия? Ну, есть бог, а есть то, что его отрицает (наука) и то, что пытается его ложно интерпретировать (религии). Религия рассказывает трактовки о создании мира, о боге, его посланниках, их житии, их словах. Как это можно проверить? Никак. Уверовать, и всё. Что там на самом деле говорил Христос? Его точно правильно поняли и записали и не переврали в процессе многократных переводов и переписываний книг? Религия - созданный свод правил, которым надо следовать, фактов, которые надо принимать на веру. По своему предназначению религия создана, чтобы покорить сознание людей, запретить им критически мыслить. (так велел бог, и не вякай). Чем больше людей подчиняется тому или иному верованию, тем оно сильнее на них воздействует. Это как напитка мыслительной энергией людей. Познать же бога можно в своей душе и своим сердцем. Для этого не нужно следовать за голосом и распоряжениями священников, гуру, ученых. Информация находится в душе каждого человека. Она, в общем-то, исчерпывающая, и открывается ему по мере его развития. Морального, а не интелоектуального в первую очередь. Развитие интеллекта определяется развитием морали и чувственной сферы человека. Информация о мире хранится в душе и записана в генетическом коде человека. Собственно, что происходит с учеными, которые сильно погружаются в науку без купюр? Они приходят к выводу о том, что замысел Творца всё же есть. К чему приходят особо щепетильные священники, стремящиеся постичь бога своей душой? Они выходят из-под власти культов, потому что сталкиваются с естеством бога. Вот, в фильме "Остров" Лунгина есть немного о таком человеке. Он зрит в корень и взрывает все правила,выбирая настоящее, суть и отметая шелуху. |
ХочуСказать
Что вы подразумеваете под словом "бог"? В науке слово "нет" равносильно "пока еще не встретились проверяемые (верифицируюмые) доказательства наличия". Познать же бога можно в своей душе и своим сердцем. Что такое "душа" и что подразумевается под "сердцем"? Информация находится в душе каждого человека. Она, в общем-то, исчерпывающая, и открывается ему по мере его развития. Откуда вам это известно? Найдите аргументы проверяемые, объективные для всех людей. Кроме того, как выше написано "Что такое "душа"? Какое отношение художественный фильм имеет к действительности? PS Мне прекрасно, в действительности, известна ваша позиция - но эзотерическое отношение к "богу" является лишь формой религиозности, чего бы вы там не говорили. Но ответив на такие вопросы вы, надеюсь, осознаете абсурдность подобных заявлений. если, конечно, не ставите личный опыт выше любого иного - это основная проблема эзотериков, а также многих содержащихся в психлечебницах. |
финикийский_торговец
Так вам что нужно? Чтобы я что-то объяснила или поменяла свою позицию на более вас устраивающую? Второе желание абсурдно и невыполнимо, вы же понимаете. Автор поста четко прописал, что не за ради срача в комментах его пишет. Если вам интересна чужая позиция - велком общаться. Хотите кого-то пристроить в психушку - идите и займитесь, делов-то. |